kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Демографическая проблема Приднестровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Систематизация знаний о составе населения и демографических процессах.
  • Выявление географических аспектов демографической проблемы через:
  • анализ роста численности населения;
  • состояние демографической политики стран мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Демографическая проблема Приднестровья"»

Тема урока: «Демографическая проблема»

Цели урока:

Обучающие :

  • Систематизация знаний о составе населения и демографических процессах ( с опорой на знания полученные ранее).

  • Выявление географических аспектов демографической проблемы через:

  • анализ роста численности населения;

  • состояние демографической политики стран мира.

Развивающие:

  • развитие умения логически строить прогнозы, гипотезы, аргументировать свою

  • точку зрения;

  • совершенствование навыков работы с картой и схемами для самостоятельного

  • получения данных по проблеме урока и составления прогнозов демографических процессов.

Воспитательные:

  • совершенствование навыка работы в группе, создание атмосферы сотрудничества,

  • поиска;

  • создание условий для воспитания толерантности

  • формирование культуры речи на уроке географии

Задачи: формировать учебно-познавательную, коммуникативную и ценностно смысловую компетенции.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: политическая карта мира, географические атласы,

учебное пособие, задания для учебных групп, электронная презентация, компьютер,

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня обычный урок.

Одна секунда. Что можно сделать за одну секунду?

  • Улыбнуться друг другу, а также незнакомому человеку, тем самым прибавить счастье в этом мире;

  • Можно сделать выдох и успокоиться.

За одну секунду в мире рождается 4 человек и умирает мене 2х. Обратите внимание на счетчик населения. (На компьютере «счетчик населения» определяют, что

Актуальная численность населения в мире на данный момент составляет мире

7 934 174 418 чел

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет разговор? (О населении). Да о населении, но так как мы изучаем глобальные проблемы, то поговорим о проблемах, связанных с населением.

Итак, тема урока: «Демографическая проблема»

Определим задачи:

1.Вспомним определение понятиям население, демография, демографическая ситуация.

2. Разберемся в сути самой демографической проблемы, причинах и формах проявления.

3.Попробуем определить пути решения.


Населе́ние (народонаселение) в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, государства, области и так далее. Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства.

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграций, изучающая численность и территориальное размещение и состав населения.

Демографическая ситуация- это состояние населения на определенный момент времени, включает анализ состояния демографических процессов.

Население нашей планеты находится в постоянном движении, т.е воспроизводится

рис.1 рис.2 посредствам меняющихся поколений. Меняется качественно и количественно. Таким образом формируется определенная демографическая ситуация на Земле в определённый период времени.

Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы можете выявить? (Анализируют график и карту учащиеся)

Анализ. Графи(рис.1)к показывает, что численность населения Земли составляет около 8млрд человек, при этом первый миллиард появился1830г., а второй в 1930г,т.е понадобилось 100лет, третьему -30 лет, четвертому -15лет, а 5,6. 7 - 12-13 лет. Вывод: в начале 20 века темпы роста увеличился в 3 раза, во второй половине снизились в 2 раза и стали более стабильны, но все-таки тревожно велики, которые привели к резкому увеличению численности населения.

Ребята, везде ли демографическая ситуация одинаковая?

Предполагаемый ответ

Анализируем рис.2 (График на рис.2 показывает, что демографическая ситуация не везде одинакова. Графики численности населения регионов Азии, Африки, Южной Америки показывают постоянный стремительный рост населения А графики численности населения Европы, Северной Америки показывают снижение численности населения. Можно заметить, что большая часть прироста населения приходится на развивающие страны, значит и высокая доля населения этих стран в общей численности.)


А какой прогноз ? (Предполагаемый ответ. К середине 21 века численность населения при этих темпах роста может превысить 9млрд человек.)

Хорошо это или плохо? (варианты ответов учащихся)


Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность

заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы (4941 чел на1 кв.км). А через шесть столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли. Грозит ли планете перенаселение. ( Да, грозит.) А вместе с населением увеличится потребность в продовольствии., транспорте, жилье. Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

(Слайд)

Таким образом мы можем говорить о том, что демографическая проблема порождена демографической ситуацией а именно, быстрым ростом населения в странах с очень низким уровнем развития экономики.


Давайте подумаем, что влияет на демографическую ситуация? (демографические процессы)


Ребята, у вас на столах листы, на которых таблицы, с которыми мы будем работать.

Задание №1Предлагаю рассмотреть таб№1 «Типы воспроизводства населения» и заполнить


Типы воспроизводства населения

?

?

Основные характеристики

Основные характеристики

Рождаемость ?

Рождаемость ?

Смертность ?

Смертность ?

ЕП ?

ЕП ?

Продолжительность жизни ?

Продолжительность жизни ?

Характерны для стран: ?

Характерны для стран

Ситуация ?

Ситуация ?


Типы воспроизводства населения

Простой

(I тип -демографическая зима)

Расширенный

(II тип -демографическая весна)

Основные характеристики

Основные характеристики

Низкая рождаемость

Высокая рождаемость

Высока смертность

Относительно низкая смертность

ЕП низкий или отрицательный

Высокий естественный прирост

Высокая продолжительность жизни

Низкая продолжительность жизни

Характерны для стран: Заруб Европа, СНГ, Северная Америка, Австралия

Характерны для стран Африки, Латинской Америки, зарубежной Азии

Демографический спад

Демографический взрыв



Демографический взрыв –сверхвысокие темпы роста населения на определенной территории и мы обозначили, что имеет место быть в развивающих страна.- Это и есть первый аспект демографической проблемы.

А чем был вызван демографический взрыв? Ваше мнение.

  • (Предполагаемый ответ . Демографический взрыв был вызван резким увеличением рождаемости)

Причины высокой рождаемости

  • низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства;

  • невысокий уровень урбанизации (в селе рождаемость выше);

  • своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;

  • подневольное положение женщин, ранние браки;

  • использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями;

  • запреты по планированию семьи в мусульманских странах.

Демографический спад – это ситуация, которая складывается в государстве (стране) или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности.

  • А чем был вызван демографический спад? Ваше мнение

Предполагаемый ответ (Низкой рождаемостью)

Давайте выделим причины низкой рождаемости.

  • высокий уровень социально-экономического развития;

  • высокий уровень урбанизации (в сельской местности рождаемость выше, в городах - ниже);

  • изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;

  • увеличение доли старших возрастов - старение нации;

  • производственный травматизм.

Американский учёный Фрэнк Ноутстойн разработал теорию демографического перехода, в которой объясняет зависимость демографических показателей от уровня социально-экономического развития страны. И выделил 4 фазы . (Работа с текстом с.132-133)

Задание №2. Предлагаю поразмыслить над вопросами, можно обсудить в паре и зафиксировать в виде логической цепочки.

  1. Каковы последствия демографического взрыва? Является последствия проблемой? Что можете предложить для решения проблем странам демографического взрыва. (1 ряд)


Проблема перенаселения

Нехватка территории, сырья, продовольствия; негативное воздействие на окружающую среду, низкое качество оказания медицинских услуг, рост неграмотности







ЕП высокий



Рост

ЧН

В ысокая рождаемость

Относительно низкая смертность



омоложению населения (50%населения до 25 лет)



В ысокая рождаемость

Низкая продолжительность жизни



Проблемы

Избыток трудовых ресурсов; безработица; эмиграция рабочей силы; трущобная урбанизация











Пути решения:

  • Проводится демографическая политика , направленная на снижения коэффициента рождаемости и естественного прироста населения:

  • Популяризация санитарного образования;

  • Сокращение ранних браков и подростковой беременности;

  • Консультирование по вопросам планирования семьи;

  • Пропаганда преимуществ малодетной семьи;

  • Стимулирование малодетной семьи с помощью разного рода экономических и административных мероприятий;

  • снижение безграмотности и вовлечение женщин в общественное производство.

Вывод. Деятельность государственных органов направлена на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости.

А теперь давайте перейдем к следующему аспекту демографической проблемы.


2.Каковы последствия демографического спада? Что можете предложить для решения проблем странам демографического спада. (2 ряд)




ЧН –снижение



ЕП низкий или отрицательный

Проблема демографического спада

Депопуляции населения.



н изкая рождаемость

Относительно высокая

смертность



Уменьшение доли детей; увеличение доли пожилого населения (старению)





Высокая рождаемость

Высокая продолжительность жизни

Проблемы

Дефицит трудовых ресурсов; увеличение производительности труда; вынужденное привлечение трудоспособных мигрантов; увеличение социальной нагрузки, повышение коэффициента иждивенчества.










Пути решения.

1.Проведение демографической политики на увеличение численности населения:

А) материальное стимулирования (пособия, материнский капитал)

Б) предоставление льгот для семей с двумя и более детей

В) пропаганда традиционных устойчивых форм семейных отношений;

Г) заперт абортов

2.Создание накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.

Вывод. В развитых странах деятельность органов государственной власти направлена на стимулирования рождаемости и проводится исключительно экономическими мерами.

Какая демографическая ситуация у нас , в Приднестровье, и какие демографические проблемы имеют место.

Давайте проанализируем демографическую ситуацию, которая представлена в таблице и в диаграмме.



Табл. 1.Динамика численности населения ПМР по городам и районам 

Административно-территориальная единица

Численность населения,1989 г., человек(перепись)

Численность населения,2004 г., человек(перепись)

Численность населения, 2015 г., человек

(перепись)

2015 г. к

1989 г., %

2015 г. к

2004 г., %

г. Тирасполь

199 940

159 163

129 367

35,3

12,5

г. Бендеры

139 463

105 010

91 197

34,6

13,0

Каменский р-он

34 635

27 284

20 542

40,6

24,2

Рыбницкий р-он

95 810

82 699

69 405

27,5

15,8

Дубоссарский р-н

47 757

37 449

31 159

34,7

16,6

Григориопольский

53 128

48 000

39 795

25,1

17,0

Слободзейский -

110 138

95 742

83 798

23,9

12,4

ПМР - всего

680 871

555 347

475 373

30,1

14,3

 

 

Рис. 3 Временно отсутствующее население Приднестровья в 2015 г

Как вы считаете, что конкретно повлияло на сложившуюся демографическую ситуацию в нашем регионе ?.

Что дальше?

Анализируя демографические показатели, мы приходим к некоторым неутешительным выводам.

Продолжение существующих демографических тенденций может привести к утрате Приднестровьем еще 50-70 тыс. человек в ближайшие 10 лет.

Во-вторых, результатом депопуляции станет дальнейшее сокращение числа населенных пунктов. Так, за период между переписями 2004 и 2015 гг. 6 мелких населенных пунктов утратили жителей и перестали существовать. Ныне 21 село (преимущественно на севере республики) имеют численность населения менее 50 человек (в том числе 8 – менее 10 жителей) и находятся под угрозой исчезновения.

В-третьих, продолжится процесс старения населения. В период между 2004 и 2015 гг. доля детей в Приднестровье сократилась с 17,3% до 14,3%, а доля лиц пенсионного возраста выросла с 19,9% до 27,7%.

В этой связи ожидаемым станет принятие непопулярного решения увеличить пенсионный возраст.

Демографическая политика в нашей республике должна стать более последовательной и системной. Основные ее направления должны включать:

1. Повысить уровень экономики, благосостояние народа, за счет увеличения доходов населения, вернуть бывалую привлекательность региона. А затем :

  • стимулирование рождаемости и укрепление семьи;

  • укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

  • регулирование миграций и оптимизация расселения.

Ребята вы будущее нашей родины и вам есть чем заняться.

Всегда ли демографическая политика приводит к положительным результатам?(варианты ответов и их аргументы)

Нет, не всегда. Приведу пример. В 1979 г китайское правительство запустило программу под названием «Одна семья- один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от 4 до 8 средних годовых доходов в регионе рождения за второго и третьего ребенка. К 2000 г удалось сократить численность населения до1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: мужчин в стране стало на 20млн. меньше чем женщин. В 2016 г. власти позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций.

В развитых странах не всегда материальное стимулирование не является более привлекательным чем карьера.

И какое будущее нашей планеты в плане народонаселения? Как будет меняться численность населения в мире? Ваше мнение. Ваши прогнозы

Какое будет будущее в плане народонаселения время покажет, а пока мы можем только предполагать.

Домашнее задание.

Проанализируйте разговор на уроке, используйте информацию по теме 6 в учебнике, и актуальные статистические данные, составьте прогноз, как будет меняться численность населения в мире и по отдельно выбранной вами стране.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Демографическая проблема Приднестровья"

Автор: Фанина Валентина Леонидовна

Дата: 04.01.2022

Номер свидетельства: 596843

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства