kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок географии и химии на тему "Черное золото Украины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЧЕМУ УГОЛЬ НАЗЫВАЮТ «ЧЕРНЫМ ЗОЛОТОМ» ? Задачи урока: Узнать, что и почему называют «черным золотом»? Кто из известных людей внес свой вклад в развитие добычи «черного золота»? Почему Украина гордится «черным золотом»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок географии и химии на тему "Черное золото Украины"»

І. Организационный момент.

Здраствуйте ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а бинарный. И проведем его мы: учитель химии и географии.

Учитель географии: Ребята, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи в проведении этого урока (повернуться друг к другу и пожелать удачи). А ещё сегодня на уроке вам будет помогать ваш самый лучший друг, посмотрите на него (учитель проносит шкатулку с зеркальцем и каждый видит там себя).

Сегодня у нас не традиционный урок, а урок-исследование. И речь сегодня пойдет о золоте, но золоте необычном. Что вы можете рассказать о золоте? (дети говорят о свойствах золота).

Учитель химии: Ребята, у вас на столах находятся мешочки. Как вы думаете, что в них?

( выслушать предположения учеников). А теперь давайте их откроем (открывают мешочки и видят там каменный уголь). Ну что, похожи эти камни на золото?

Учащиеся: нет, не похожи.


ІІ. Сообщение темы и задач урока.

Учитель химии: А уголь тоже называют золотом, только «чёрным». Вот сегодня нам и предстоит провести исследование и выяснить, почему уголь называют чёрным золотом? (слайд 1,2)

Решить следующие задачи.

(слайд 3)


ІІІ. Проведение исследования.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель географии: Золото всегда служило мерилом ценности труда, мерилом стоимости товара, и лишь потом стало символом роскоши. Но труд можно оценивать не только золотом. Например, каменный уголь, добыча которого во все времена была связана с огромным риском, также называют золотом, только черным. Уголь сделал процветающими многие страны, ведь его роль как источника энергии в начале промышленной революции была самой значимой. Уголь положил начало многим технологиям, без которых оказывается невозможным технический прогресс. Остается он важным полезным ископаемым и сейчас. Еще уголь называют солнечными консервами, ведь чтобы он получился, должны были окаменеть огромные пространства леса

( демонстрация окаменелостей на угле). Почему уголь называют "черным золотом"? Послушайте сказку и поймете.

"В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.

"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"

Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину). Уголь был главным топливом мировой промышленной революции 18-19 веков. На угле работали первые паровые машины, первые корабли, паровозы и автомобили. Поныне уголь является одним из наиболее популярных видов топлива в мире - он широко распространен, его относительно легко добывать, хранить и транспортировать, из него легко получать энергию, он дешев.

Поэтому уголь называют «чёрным золотом»!

Учитель географии: впервые европейцам показал уголь Марко Поло ещё в 13 веке

(слайд 4), когда привёз его из Китая.

В Украине уголь был открыт в 18 столетии.

Ученик: (выступление с опережающим заданием) об открытии угля в Украине.

( слайд 5,6)

Учитель химии: (О Менделееве) Мы с вами недавно изучили периодический закон Д.И. Менделеева. Но, оказывается, его вклад в науку очень многогранен. Сегодня мы узнаем о вкладе ученого в развитие угольной промышленности. Путешествуя по Донбассу в 1888 году, Дмитрий Иванович писал «Лисичанская школа дает именно тот класс практических деятелей, каких вообще мало выпускают наши учебные заведения» (слайд 7).О какой школе шла речь, вы узнаете через минуту. В том же году он опубликовал в «Северном вестнике» свою статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» ( слайд 8)

Ученик: (выступление с опережающим заданием) рассказ о первой шахте Донбасса, открытой в Лисичанске в 1795 году (слайд 9)

Учитель географии: рассказ о первой штейгерской школе в г. Лисичанске (просмотр видеоролика).

3. Практическая работа.

Учитель химии: А сейчас я вас приглашаю в химическую лабораторию. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля? Проходите в нашу лабораторию. Дети берут кусочки угля, рассматривают их (заполняют паспорт угля)

Паспорт угля


Признак

Характеристика

хим. элемент


цвет


блеск


агрегат. состояние


прочность


структура


растворимость в воде


Учитель: Какого цвета уголь?

Дети: Он чёрный, блестящий.

Учитель: Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети: Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Учитель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети: Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Учитель: Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)

Учитель: Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети: Он слоистый.

Учитель: Давайте опустим уголь в воду. Что произойдет с углем?

Дети: Уголь не изменился, он не растворяется в воде.

Учитель: Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое.

Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются,

гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь (слайд 10 и демонстрация окаменелостей)

Учитель: А сейчас я расскажу о чудесных превращениях угля.

Какого цвета уголь? Каждому известно: уголь черный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин, белые как снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из черного угля.

Уголь черный, а из него получают разноцветные краски. Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и даже сиропы для конфет и пирожных.

Уголь не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. Уголь не похож на нитки, а их из него получают.

Из угля делают и удобрение, которым посыпают землю, чтобы росли фрукты, овощи, хлеб. Из угля добывают витамины, необходимые детям и бензин для машин. Чего только не делают из угля! (демонстрируем таблетки, краски, конфету, стеклянную вазу)

Вы согласны, что уголь – настоящее богатство т.е. чёрное золото?

4. Работа в группах.

Учитель географии: Ребята, предлагаю вам поработать в группах. Чтобы объединиться в группы, выберите себе карточку с условным знаком угля (бурый уголь, каменный уголь, антрацит ). В Украине выделяют 3 угольных бассейна, где добывают каменный и бурый уголь (слайды 11,12,13) .

Задания группам:

Заполнить таблицу (слайд 14), работая с учебником (§ 20 учебник В.М. Бойко), с энциклопедией Украины и атласом ( каждая группа один бассейн).


Название

бассейна

ГП

Характеристика бассейна ( глубина добычи, использование)

Донецкий

 

 

Львовско-Волынский

 

 

Днепровский

буроугольный

 


1 группа: Донецкий

2 группа: Львовско-Волынский

3 группа: Днепровский буроугольный

Выступление групп и заполнение таблицы полностью.


2. Составить сенкан со словом «уголь».

3. Написать эссе на тему «Чёрное золото Украины» (метод свободного письма, дети работают под музыку)



ІУ. Подведение итогов, рефлексия


Учитель географии: Месторождения угля обнаружены практически во всех странах мира, однако месторождения, которые имеют коммерческий потенциал, находятся лишь в 70-ти странах, а разрабатываются - в 50-ти. При имеющихся темпах угледобычи разведанные запасы угля могут быть исчерпаны в течение 155-ти лет. Для сравнения, нефти может хватить на 41 год, газа - на 65 лет.


А в заключение нам осталось закрепить ту информацию, что вы сегодня получили, а сделаем мы это с помощью занимательных вопросов, загадок и шарад. Итак, вопросы:


- Какая рыба сгорит, если в её названии изменить одну букву? (ответ: угорь – уголь).


- В каком бассейне не вода, а камни? (ответ: угольном).


- К каким природным ресурсам относится «солнечный камень»: почвенным, растительным, климатическим или ископаемым?


Учитель химии: Работа со слайдом «Дай быстрый ответ» (слайд 15)


Оценки: (оценивается работа групп).


Домашнее задание: подготовить сообщение о работе угольной промышленности в городе Лисичанске.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Бинарный урок географии и химии на тему "Черное золото Украины"

Автор: Гурба Надежда Ивановна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства