КИМ в формате критериального оценивания с использованием технологии ИСУД по начальному курсу физической географии «Планета Земля»
КИМ в формате критериального оценивания с использованием технологии ИСУД по начальному курсу физической географии «Планета Земля»
Формы и методы контроля и проверки знаний, используемые на уроках географии, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к обучающимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала.
При составлении заданий учтена необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.
Материал распределён по возрастанию степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.
Дифференцированный подход обусловлен различием в способностях и возможностях обучающихся к восприятию и усвоению учебного материала. Он реализуется путем создания 3-х уровневой системы контроля и разработки критериев оценки обученности для каждого уровня. В некоторых случаях дифференциация заключается в том, что задания могут быть предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении - различная.
Использование уровневого дифференцированного контроля знаний создает условия для преодоления трудностей и развития потенциальных возможностей обучающихся. Главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания того или иного уровня сложности, что позволяет самостоятельно оценивать свои знания и умения, корректировать их в соответствии с требованиями к уровню подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КИМ в формате критериального оценивания с использованием технологии ИСУД по начальному курсу физической географии «Планета Земля» »
ГЭП «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования»
Основная задача работы учителя-экспериментатора Ивашкиной Н.П. в 2014-2015 учебном году – разработка тематических контрольно – измерительных материалов в формате критериального оценивания с использованием технологии ИСУД по начальному курсу физической географии в 7 классе.
Начальный курс географии – это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования. При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности и в классе.
Нельзя не отметить, что именно с изучения данного курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации.
Формы и методы контроля и проверки знаний, используемые на уроках географии, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к обучающимся, разработки и постепенного совершенствования определённой системы повторения и закрепления учебного материала.
При составлении заданий учтена необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д.
Материал распределён по возрастанию степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.
Дифференцированный подход обусловлен различием в способностях и возможностях обучающихся к восприятию и усвоению учебного материала. Он реализуется путем создания 3-х уровневой системы контроля и разработки критериев оценки обученности для каждого уровня. В некоторых случаях дифференциация заключается в том, что задания могут быть предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении - различная.
Использование уровневого дифференцированного контроля знаний создает условия для преодоления трудностей и развития потенциальных возможностей обучающихся. Главное условие – каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания того или иного уровня сложности, что позволяет самостоятельно оценивать свои знания и умения, корректировать их в соответствии с требованиями к уровню подготовки.
Основными формами контроля на уроках географии нашего образовательного учреждения являются: собеседование, опрос, самостоятельная работа, практическая работа.
Тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки обучающихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и т.д. Именно поэтому контрольно-измерительные материалы по теме эксперимента составлены в тестовой форме, включают материал по следующим темам начального курса физической географии:
«Изображения земной поверхности и их использование»
«Развитие географических знаний о Земле»
«Земля – планета Солнечной системы»
«Литосфера – каменная оболочка Земли»
«Гидросфера – водная оболочка Земли»
«Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
«Биосфера – оболочка жизни»
«Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс»
«Итоговая самостоятельная работа» (составлена не по уровням, а по вариантам для объективной оценки усвоения обучающимися программного материала за курс начальной физической географии, выявления уровня обученности, определения уровня обучаемости каждого ученика в перспективе).
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по географии в 7 классе. Разнообразие заданий по степени сложности поможет учителю оценить качество знаний, своевременно выявить и устранить пробелы, развивать тестовую культуру обучающихся, продумать индивидуальный образовательный маршрут для тех, кто испытывает трудности. Все задания сопровождаются ответами.
При составлении тестов была использована следующая литература:
О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко «География. Планета Земля. 6 класс. Методические рекомендации»; М.: «Просвещение», 2008 г.
В.П. Дронов, Е.Ю. Мишняева «География. Навигатор. Материалы в помощь учителю. 6-9 класс»; М.: «Просвещение», 2008 г.
А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 6 класс»; М.: «Просвещение», 2008 г.
В.В. Барабанов «География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс»; М.: «Просвещение», 2008 г.
Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк, М.С. Смирнова Серия «Шаг за шагом к пятерке» «География Земли. 6 класс. Задания и упражнения»; М.: «Просвещение», 2007 г.
Н.В. Касьянова Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»; М.: «Русское слово», 2012 г.
«Изображения земной поверхности и их использование»
I уровень
1. Моделью Земли является:
а) глобус;
б) карта;
в) план;
г) атлас.
2. Экватор – это:
а) линия на карте, равноудалённая от полюсов и разделяющая землю на северное и южное полушарие;
б) линия на глобусе или карте соединяющая северный и южный полюсы;
в) окружность, условно проведённая на поверхности Земли параллельно экватору.
3. Географическая широта бывает:
а) северной и южной;
б) южной и восточной;
в) западной и восточной.
4. Может ли географическая широта быть равной 95°?
8. Зелёным цветом на физических картах обозначаются:
а) низкие участки земной поверхности;
б) мезозойские складчатые структуры;
в) лесные массивы;
г) океанские побережья.
9. Легенда карты – это:
а) рассказ о том, как создавалась карта;
б) все условные знаки, которые на ней использованы;
в) только линии, соединяющие точки с одинаковой глубиной.
10. Показатель, по которому можно узнать, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на карте, называется: ______________________________________________________________________
II уровень
1. Можно ли по глобусу определить местоположение города, горной вершины или любого другого географического объекта?
а) да; б) нет.
2. Параллель – это:
а) линия на карте, равноудалённая от полюсов и разделяющая землю на северное и южное полушарие;
б) линия на глобусе или карте соединяющая северный и южный полюсы;
в) окружность, условно проведённая на поверхности Земли параллельно экватору.
3. Географическая долгота бывает:
а) северной и южной; б) южной и восточной; в) западной и восточной.
4. Значение географической широты изменяется:
а) от 0° до 90°; в) от 180° до 360°;
б) от 0° до 180°; г) от 90° до 180°.
5. Заполните таблицу:
Географическая широта
Географическая долгота
Географический объект
56° с. ш.
38° в. д.
1) ?
2) ?
15° в. д.
Вулкан Везувий
0°
3) ?
Место впадения
реки Амазонки в Атлантический океан
4) ?
0°
Гринвич – городской округ г. Лондона
6. Азимут направления на северо-восток составляет:
а) 0°; б) 45°; в) 90°; г) 295°.
7. К тематическим картам относится:
а) физическая карта Московской области;
б) климатическая карта мира;
в) физическая карта полушарий.
8. Высота 8848 м. горы Джомолунгма (Эверест) является:
а) относительной; б) абсолютной.
9. Масштаб – это:
а) отношение длины отрезка на плане и карте к его действительной длине на местности;
б) отношение длины отрезка на местности к его действительной длине на плане и карте.
10. На физических картах изображают:
а) только страны мира и их столицы;
б) только очертания материков, морей, озер и рек;
в) рельеф различных территорий, реки, озера, моря, океаны, города.
III уровень
1. Самый древний глобус, сохранившийся до нашего времени изготовил:
а) Кратес Милосский;
б) Клавдий Птолемей;
в) Мартин Бехайм;
г) Герард Меркатор.
2. Условная линия, соединяющая Северный и Южный полюсы, - это:
3. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
а) X – XI века;
б) XIV – XV века;
в) XV – XVI века;
г) XIX – XX века.
4. Выберите из списка моря, за которые совершил «Хождение» Афанасий Никитин:
а) Чёрное; б) Северное; в) Каспийское;
г) Карское; д) Белое; е) Аравийское.
5. Португальский принц Генрих получил прозвище Мореплаватель, потому что:
а) совершил кругосветное плавание;
б) проложил морской путь в Индию;
в) организовал плавание к берегам Индии вокруг Африки.
6. Сельскохозяйственная культура, которая пришла в Европу из Нового Света:
а) апельсины; б) томаты; в) кофе; г) пшеница.
7. Честь открытия Австралии принадлежит Джеймсу Куку, потому что:
а) голландцы держали в тайне открытие материка;
б) Джеймс Кук первым из европейцев вступил на территорию материка;
в) Джеймс Кук первым составил карту материка.
8. В каком направлении двигалась экспедиция Фернана Магеллана?
а) в западном; б) в северном; в) в восточном; г) в южном.
9. В 1820 году был открыт материк:
а) Африка; б) Южная Америка;
в) Антарктида; г) Австралия.
10. Возникновение городов за Уралом на реке Иртыш и Тобол связано:
а) с походами поморов;
б) с Великой Северной экспедицией;
в) с завоеваниями казаков атамана Ермака;
г) с экспедицией Семёна Дежнева.
11. Дно Мирового океана исследовал:
а) Америго Веспуччи; б) Жак Пикар;
в) Эдмунд Хиллари; г) Виллем Баренц.
12. Определите:
1) Какому известному путешествию предшествовал этот диалог?
2) Кто был одним из говорящих?
«…Никто не оспаривает того факта, что в Южной Америке развилась одна из наиболее замечательных культур прошлого, но столь же верно и то, что нам не известно, ни какой народ её создал, ни куда она исчезла после прихода к власти инков. Одно можно утверждать с несомненной достоверностью: ни один из народов Южной Америки не переселился на тихоокеанские острова. И знаете почему? Ответ предельно прост. Они не могли туда попасть – у них не было лодок.
- Но у них были плоты, - возразил я нерешительно. – Вы же знаете – это плоты из бальсового дерева.
- Что же, попробуйте совершить плавание на плоту из Перу до тихоокеанских островов…»
___________________ - самая тонкая и единственно доступная человеку, действительно твердая оболочка. Вместе с подстилающим её тонким верхним слоем______________________ земная кора образует_______________________ - твердую оболочку планеты.
2. Гипотезу о движении литосферных плит впервые высказал:
9. Определите, о рождении какого географического объекта идет речь тексте.
«К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твердой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц – кончая глыбами, поперечник которых был до 15 м. Только за первые три дня из пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 м. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 м.».
____________________________________________________________________10. Пользуясь картами «Землетрясения» и политической картой мира назовите 3 страны, территории которых расположены в пределах активных зон землетрясений.
10. Пользуясь картами «Землетрясения» и политической картой мира назовите не менее 5 стран, территории которых расположены в пределах активных зон землетрясений.
Самое большое по площади и высоте горное сооружение Земли – нагорье___________________. Оно расположено на материке_______________,
так же, как и самые высокие горы суши_________________, в пределах которых находится 96 из 109 самых высоких вершин мира, в том числе и________________________ с высотой 8848 м. Самая протяженная горная система на суше___________________ расположена на материке____________.
10. Пользуясь картами «Землетрясения» и политической картой мира назовите не менее 5 стран, территории которых расположены в пределах активных зон землетрясений.
10. Пользуясь картой «Жизнь на суше» и политической картой мира, определите, в пределах каких природных зон лежит территория самого большого острова Земли - Гренландии?
11 – большая часть Индийского океана расположена в жарком тепловом поясе.
III уровень:
1 – а;
2 – б;
3 – г;
4 – в, а, б;
5 – в;
6 – в;
7
8 – в;
9 – б;
10 – Антарктида;
11 – холодный, умеренный.
«Биосфера – оболочка жизни»
I уровень:
1 – в;
2 – г;
3 – г, а, б, в;
4 – в, б, а;
5 – в;
6 – б, в, а;
7 – б;
8 – Африка.
II уровень:
1 – в;
2 – а;
3 – г, а, б, в;
4 – а, в, б;
5 – б;
6 – б, в, а;
7 – г;
8 – азиатская часть; европейская часть.
III уровень:
1 – в;
2 – б;
3 – г, а, б, в;
4 – а, в, б;
5 – б;
6 – б, в, а;
7 – в;
8 – восток, запад; север, центр.
«Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс»
I уровень:
1 – в;
2 – б;
3 – в;
4 – б;
5 – в;
6 – б;
7 – г;
8 – в, а, г, б;
9 – Африка, Австралия;
10 – арктические пустыни, тундра и лесотундра;
11 – б;
12 – а.
II уровень:
1 – в;
2 – б;
3 – в;
4 – г;
5 – а;
6 – б;
7 – г;
8 – б, в, а, г;
9 – Африка, Южная Америка, Евразия;
10 – арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, жестколистные леса и кустарники, области высотной поясности.
11 – б;
12 – а.
III уровень:
1 – в;
2 – б;
3 – в;
4 – б;
5 – а, б;
6 – г, 7 – б;
8 – б, в, а, г;
9 – Евразия, Северная Америка;
10 – тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, переменно-влажные муссонные леса, полупустыни и пустыни, области высотной поясности.