Экзаменационный материал по географии для промежуточной аттестации обучающихся 10 класса
Экзаменационный материал по географии для промежуточной аттестации обучающихся 10 класса
Промежуточная аттестация по географии в 10-ом классе в социально-экономической группе проводится с целью определения уровня учебных достижений обучающихся по предмету, а именно: владение десятиклассниками географическими знаниями и умениями, а также с целью повторения основных тем за курс основной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экзаменационный материал по географии для промежуточной аттестации обучающихся 10 класса»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
10-а КЛАССА
(социально-экономического)
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Промежуточная аттестация по географии в 10-ом классе в социально-экономической группе проводится с целью определения уровня учебных достижений обучающихся по предмету, а именно: владение десятиклассниками географическими знаниями и умениями, а также с целью повторения основных тем за курс основной школы.
Экзаменационный материал для промежуточной аттестации в 10-ом классе составлен на основе Программы «География. Углубленный уровень» В.Н. Холиной и Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ.
Форма аттестации – письменное тестирование. Работа состоит из 21 заданий. При выполнении работы не разрешается пользоваться атласом и другим справочным материалом. При выполнении задания № 8 обучающиеся могут воспользоваться калькулятором. Время выполнения работы – 2 урока.
Кодификатор элементов содержания итоговой работы для проведения промежуточной аттестации по географии в 10 классе
Код раздела
Код контролируемого элемента
Элементы содержания, контролируемые заданиями итоговой работы
№ задания
1
География в современном мире
1.1
Система географических наук
1,3
1.2
Методы географических исследований
2
2
Среда обитания человека
2.1
Движения Земли
4
2.2
Физическая география
5,7,10
2.3
Природопользование
6,8,9
3
Политическая карта мира
3.1
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения
11,13,14,16
3.2
Государственный строй стран мира
12
3.3
Типы стран
15
4
География регионов мира
17 – 21
Критерии оценивания заданий
Верное выполнение заданий 10,12,16 оценивается 2 баллами, остальные задания – 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ совпадает с указанным ниже эталоном. Максимальный балл за выполнение работы – 24.
Рекомендованная шкала перевода тестового балла в пятибалльную оценку.
Оценка
2
3
4
5
Количество баллов
0-11
12-17
18-21
22 – 24
% выполнения
Менее 50
50 -70
70-90
Более 90
№ вопроса
1 вариант - ключ
№ вопроса
1 вариант - ключ
1
2
12
Парламентская республика; ФРГ, Индия, Италия..
2
3
13
4
3
1
14
А3 Б2 В1
4
321
15
3
5
312
16
2, развитая, «большая семёрка»
6
234
17
Норвегия
7
251
18
Мексика
8
Канада, Нидерланды, Туркменистан
19
34
9
3
20
24
10
Пункт расположен в южном полушарии, так как средние температуры июля в нем ниже, чем в январе.
Так как в зимнее (для южного полушария) время средние температуры воздуха в этом пункте выше +10°С, но ниже чем +20°С, можно сделать вывод, он находится в тропическом поясе.
В декабре суммарная солнечная радиация будет больше в пункте Б. Оба пункта расположены примерно на одинаковом расстоянии от экватора, но пункт Б расположен в Южном полушарии, а там в декабре лето, это значит, что, во-первых, угол падения солнечных лучей больше, а во-вторых, продолжительность дня больше.
21
652
11
12
1 вариант
1.Термин «география» впервые применил древнегреческий географ, математик и философ
1) Аристотель 2) Эратосфен 3) Пифагор 4) Птолемей
2. Какой метод географической науки предполагает условное разделение территории на части по определённым отличительным признакам?
3. Наука о природе Земли называется: 1) география 2) картография 3) топография
4.Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.
1) 40º с.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 30º ю.ш.
5. В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения атмосферного давления. Расположите эти пункты в порядке повышения в них атмосферного давления (от наиболее низкого к наиболее высокому).
6. Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания порядкового номера ответа, под которыми они указаны.
1) Образование кислотных дождей связано с развитием атомной энергетики.
2) Посадки кустарников на склонах способствуют замедлению эрозии почв.
3) Одним из наблюдаемых последствий глобальных изменений климата является интенсивное таяние ледников.
4) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению и пересыханию.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
В рельефе этой части материка почти нет резких колебаний высот, редки землетрясения, отсутствуют действующие вулканы. Здесь много миллионов лет назад вертикальные _______________________ (А) земной коры привели к образованию Бразильского и Гвианского плоскогорий. При этом в земной коре образовались_______________________ (Б), в которые внедрялась _______________________ (В).
Рельеф плоскогорий разнообразен: столовые горы чередуются с холмистыми пространствами, их сменяют невысокие массивы, изрезанные ущельями.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список слов:
1) магма
2) движение
3) лава
4) горная порода
5) разлом
6) мантия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
8.При помощи таблицы сравните ресурсообеспеченность стран природным газом. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Страна
Разведанные запасы, трлн. м3
Добыча газа, млрд. м3
Канада
1,6
183
Нидерланды
1,5
68
Туркменистан
2,9
55
9.Выберите вариант, в котором правильно указана тенденция изменения структуры земельного фонда планеты:
1) увеличивается площадь лесов 3) увеличивается площадь пашни
2) уменьшается площадь пашни 4) не изменяется структура земельного фонда
10. Определите, в каком полушарии и в каком климатическом поясе расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Дайте необходимые обоснования вашего ответа.
1 1. Какое из перечисленных государств не является островным?1) Ямайка; 2) Чад; 3) Куба; 4) Новая Зеландия.
12. При какой форме правления высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная – правительству. Приведите примеры стран с такой формой правления.
13. Укажите вариант, в котором неверно указана столица государства:
1) Италия – Рим 2) Польша – Варшава 3) Греция – Афины 4) Испания – Барселона
14. Установите соответствие между страной и столицей.
СТРАНА
СТОЛИЦА
A) Перу
Б) Канада
B) Киргизия
1) Бишкек
2) Оттава
3) Лима
4) Монреаль
15. Для какой страны характерна структура ВВП, показанная в таблице?
Отраслевая структура
Доля ВВП, %
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг
25
1
74
1) Йемен 2) Мозамбик 3) Япония 4) Сомали
16. Какой буквой на карте обозначено государство Франция?
1) A 2) B 3) C 4) D
К какой группе стран по показателю ВВП относится это государство?
17. Определите страну по ее краткому описанию.
Особенностью географического положения этой страны является наличие сухопутной границы с Россией. По форме правления эта страна является конституционной монархией. Страна имеет выход к морям Атлантического океана, береговая линия сильно изрезана глубокими фьёрдами. Богата природными ресурсами: нефтью, природным газом, энергией рек, лесными и рыбными ресурсами.
18. Страна находится в Западном полушарии. Её территорию пересекает северный тропик, она омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Численность населения этого государства превышает 100 млн. человек, по площади занимает третье место на материке, на котором оно находится. Государственный язык – испанский. По уровню развития относится к числу развивающихся «ключевых» стран мира. Важной статьей экспорта страны является нефть и нефтепродукты.
19. Какие два утверждения о Бразилии верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государственным языком в стране является испанский.
2) Большая часть электроэнергии в стране производится на АЭС.
3) Одной из главных статей экспорта Бразилии является кофе.
4) Бразилия — самое большое по численности населения государство в Южной Америке.
5) По форме правления Бразилия - монархия.
20. Какие два утверждения об Италии верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Страна является крупнейшей в зарубежной Европе по площади территории.
2) На территории страны имеются действующие вулканы.
3) По форме правления страна является монархией.
4) В общей численности населения Италии преобладает городское население.
5) На территории страны находятся Пиренейские горы.
21. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Географические особенности Франции
Франция — одна из стран Зарубежной Европы. По показателю _______(А) страна занимает первое место в своём регионе. По форме правления Франция является _______(Б). По показателям социально-экономического развития страна относится к мировым лидерам и входит в число стран «большой семерки». Большая часть электроэнергии страны вырабатывается на _______(В). Среди наиболее развитых отраслей промышленности — машиностроение, металлургия, химическая и лёгкая промышленность.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список слов (словосочетаний):
1) ТЭС;
2) ГЭС;
3) АЭС;
4) площадь территории;
5) численность населения;
6) монархия;
7) республика.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
2 вариант
1. Впервые география как наука появилась в
1) Древнем Египте 2) Древней Греции 3) Древнем Риме
2. Примером картографического источника географических знаний является
1) альбом фотографий 2) научная статья 3) атлас
3. XIII век считается веком:
1) первой кругосветной экспедиции 2) первых научных экспедиций
3) создания первого космического снимка
4.Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 24 июля: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЯВЛЕНИЕ
ПАРАЛЛЕЛЬ
А) полярный день
Б) полярная ночь
В) зенитальное положение Солнца
1) 20º с.ш.
2) 20º ю.ш.
3) 80º с.ш.
4) 80º ю.ш.
5. В пунктах, обозначенных на рисунке цифрами, одновременно проводятся измерения температуры воздуха. Расположите эти пункты в порядке повышения в них температуры воздуха (от наиболее низкой к наиболее высокой).
6. Какие из следующих высказываний верны? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
2) Основным источником выброса парниковых газов в атмосферу является работа атомных электростанций.
3) Посадки кустарников на склонах способствуют замедлению эрозии почв.
4) Внесение удобрений в почву может быть причиной загрязнения реки.
5) Осушение болот в верховьях рек приводит к их обмелению и пересыханию.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
Общие черты рельефа Русской равнины предопределены ее тектоническим строением, принадлежностью равнины к древней ________________(А), с давнего времени не испытывавшей процессов горообразования. Как показало бурение, кристаллический ________________(Б) Русской платформы имеет неровный горный рельеф, с колебаниями высот до 1500−2000 м на расстоянии 100−150 км. Его выходы на поверхность называются ________________(В).
Список слов:
1) складчатая область
2) платформа
3) чехол
4) фундамент
5) щит
6) возвышенность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
8. При помощи таблицы сравните ресурсообеспеченность стран водными ресурсами. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Страна
Ресурсы речного стока, км3
Численность населения, млн чел.
Канада
2900
32,2
Китай
2800
1303,7
Венесуэла
1320
16,7
9. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является
1) глобальное потепление климата 3) снижение почвенного плодородия
2) хозяйственная деятельность человека 4) разрушение озонового слоя атмосферы
1 0. Определите, в каком из пунктов, обозначенных на карте Африки, суммарная солнечная радиация в декабре больше. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
11. Приморское положение имеют страны:
1) Китай 2) Швеция 3) Швейцария 4) Афганистан
12. Как называется форма правления, при которой «король царствует, но не правит»? Приведите примеры стран с такой формой правления.
13. Укажите ряд, где страны правильно расставлены в порядке возрастания площади:
14. Установите соответствие между страной и столицей.
СТРАНА
СТОЛИЦА
A) Афганистан
Б) Португалия
B) Вьетнам
1) Кабул
2) Ханой
3) Лиссабон
4) Багдад
15. Для какой страны характерна структура ВВП, указанная в таблице?
Отраслевая структура
Доля ВВП, %
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг
31
1
68
1) Чад 2) Германия 3) Сомали 4) Мозамбик
16. Какой буквой на карте мира обозначено государство Мексика?
1) A 2) B 3) C 4) D
К какой группе стран по показателю ВВП относится это государство?
17. Определите страну по описанию. Эта страна относится к числу экономически высокоразвитых. Ее территория полностью расположена в Западном полушарии и омывается водами трех океанов. Страна является первой по размерам территории и третьей по численности населения на материке, на котором она расположена.
18. Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна относится к числу развивающихся, «ключевых» стран мира. Входит в число стран-лидеров по площади территории и по численности населения. Её территория пересекается Северным тропиком, при этом бoльшая часть страны находится на полуострове в южной части материка, на котором она расположена. В рельефе преобладают равнины, в северной части находятся высокие горы. На территории этого государства находится самое влажное место на Земле – Черапунджи.
19. Какие два утверждения о Канаде верны? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Главные экономические районы Канады находятся на северо-западе страны.
2) Канада имеет аграрно-индустриальную структуру хозяйства.
3) В Канаде английский и французский языки признаны официальными языками в стране.
4) Самая высокая плотность населения - в южной части страны, вдоль границы с США.
5) На территории Канады находится Йеллоустонский национальный парк.
20. Какие два утверждения о Японии верны? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Япония является мировым лидером по добыче каменного угля.
2) По форме правления Япония является республикой.
3) Япония расположена на архипелаге.
4) Показатель средней продолжительности жизни населения в Японии один из самых высоких в мире.
5) Самый северный остров страны — Хонсю.
21. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Географические особенности США
США — одна из стран Северной Америки. Она занимает одно из первых мест по многим показателям. Например, по площади территории США находятся на _______(А) месте в мире, а по численности населения — _______(Б). США входят в число стран «большой семерки». Столица страны является _______(В) городом страны. Уровень развития промышленности и сельского хозяйства в стране один из самых высоких в мире. Сеть автомобильных дорог в США самая протяженная в мире.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно вставляя на места пропусков слова (словосочетание) из списка в нужной форме. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Список слов (словосочетаний):
1) крупнейший;
2) не самый крупный;
3) первое;
4) второе;
5) третье;
6) четвертое;
7) пятое.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.