kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Здоровьезберегающие приёмы на уроках географии с детьми ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены здоровьесберегающие приёмы на уроках географии.  Физкультминутки. Игры. В основном ориентированы на детей ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьезберегающие приёмы на уроках географии с детьми ОВЗ.»

Задорина Елена Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ № 6 г.Шарья Костромская област

Здоровьезберегающие приёмы на уроках географии с детьми ОВЗ.

Пояснительная записка.

  Учебный  день  школьника  насыщен  значительными  умственными  и  эмоциональными  перегрузками. Особенно трудно в ритме современного урока приходится детям с ОВЗ. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

  Ставлю  задачи: сохранить физическое здоровья ученика во время урока. совершенствовать двигательные навыки, сохранить осанку, зрение обучающегося во время урока, разнообразить игровую деятельность.

    Устранить  утомление  можно,  если  оптимизировать  физическую,  умственную  и  эмоциональную  активность.  И  это  в  наших  силах! Для реализации  здоровьесберегающих технологий на уроках я применяю  различные приемы:

  • Использую несколько видов  учебной деятельности:  слушание,  рассказ, беседа, работа  с  книгой и атласом,  ответы  на  вопросы,  письмо, срисовывание, самостоятельная и практическая работы и т.д.

  •  провожу на своих уроках:

- физкультурные  минутки

-  динамические паузы  

-релаксацию или  психологические паузы

-зрительную гимнастику

-игровые моменты

- рефлексию,

Которые  различаются  по  степени  воздействия  на  определенные  группы  

мышц  и  по  форме  проведения.

Целесообразно применять на уроках естественнонаучной направленности приёмы по здоровьесбережению непосредственно связанные по содержанию с темой урока или просто с самим предметом. Это помогает не только восстановить силы, расслабиться, но и лучше усвоить материал урока на разном его этапе. Будь то первичное или вторичное запоминание и другие.

При работе с учащимися с ОВЗ на уроках необходимо использовать паузы различного вида.

1.Динамические паузы.

На общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.

1.Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков. стихотворение М. Пляцковского «Полярный круг», учащиеся при слове круг должны повернуться по часовой стрелке на один шаг, хлопнуть в ладоши или выполнить любое другое движение.

Послушай, друг,

Бывает круг –

Кружок обычный просто,

А есть иной на карте круг,

Полярным он зовётся.



На Севере, на Севере,

За полярным кругом

Олени в тундре бегают

Вдогонку друг за другом.



Послушай, друг,

Бывает круг –

Спасательный к тому же.

Но знает лишь Полярный круг

О долгой зимней стуже.



На Севере, на Севере,

За Полярным кругом –

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.



Послушай, друг,

Бывает круг –

Ещё один, гончарный…

Но только ты попробуй, друг,

Шагни за круг Полярный!



На Севере, на Севере,

За Полярным кругом

Работа настоящая,

Морозы настоящие

И льдины настоящие –

Всегда к твоим услугам



2.«Расставить горы по высоте» (дети получают название горы и вспоминают ее высоту, определяют свое место в ряду , становятся по росту или принимают определенную позу)

Например:Эльбрус, Казбек,Народная.

3.«Изобразить строение холма» (дети получают названия частей холма и должны встать на свое место)

На карточках-подошва, склон, равнина.

4.Учащийся опускает голову на лежащие на парте руки. Учитель читает утверждения. Если ученик согласен, то поднимает голову, а если нет, то остаётся неподвижен.

1. На земной поверхности можно провести

сколько угодно меридианов.

2. Начальный меридиан проходит через

Париж.

3 Тематической является

тектоническая карта.

4. Земная поверхность более правильно изображена на

глобусе.

5. Высоту Анд можно определить по

политической карте.

6. Положение Земли, когда день равен ночи на всех широтах:

- зимнее солнцестояние.

-равноденствие.



5.Игра «Горячий стул» Учащийся садится на стул и говорит на водящие слова к определению понятия Как только слышит правильный ответ –вскакивает со стула и наоборот.

Например: Гранит, базальт , слой. –Материковая земная кора.

Океаническая, материковая, 2 слоя, 3 слоя.- Земная кора.

Низменности, возвышенности, плоскогорья.- Равнины.

Влажно ,жарко. дожди – экватор

Жарко, сухо.-тропики.

Зима. Лето, холодно , жарко- умеренный пояс.

Суточное, годовое, осевое, орбитальное – движение Земли.

Ось вращения, точки, холодно.-полюса

Изображение, масштаб, Земля, плоскость.- Карта.

Неровности, поверхность, совокупность.-Рельеф.



Или:

- Безлесная, заболоченная, холодная, промерзлая, ранимая …(тундра)

- Безбрежная, густая, непроходимая, ценная…(тайга)

- Бескрайняя, черноземная, богатая, цветущая, …(степь)

- Бурная, тихая, широкая, узкая, мелкая …(река)

- Глубокое, красивое, горное, голубое, карстовое…(озеро)

- Теплый, грибной, сильный, моросящий….(дождь)

 



Релаксационные упражнения.



Эффективным способом расслабиться на занятии является и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ребенок смог эффективно дальше работать.

Психологические паузы



Игра: «Сожми кулачок»

        Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

Зрительная гимнастика.


Нагрузка на глаза у современного школьника  огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения.

Я приспосабливаю для зрительной гимнастики раз­личные пособия:

  • Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

  • Пройти глазами по побережьям и по границе РФ, начиная от Кольского полуострова

  • Сосредоточили взгляд на Южной Америке, а сейчас на Евразии. Сосредоточили взгляд на самой тёмной точке на суше, на полуострове в виде сапога, тигра, на острове белого цвета.

  • Найдите на карте географические объекты (ГО на карточке) горы обозначьте красным значком, реки и озёра-синим.

  • По силуэту угадай. Что за материк.

Приложение№2

  • По силуэту узнай животное и прикрепи его к месту обитания.

Приложение№2

  • Географическое лото. Изображение животного или растения прикрепите к месту обитания.

Приложение №1



Релаксационные упражнения.

Физминутки.

Физкультминутки -  эффективное средство повышения работоспособности учащихся. Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине урока или занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Положительный эффект физкультминутки (паузы) основан на физиологических механизмах активного отдыха. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.
Ее целесообразно вводить в урок примерно через 20–25 минут от начала, когда появляются первые признаки утомления (неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки и пр.). Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала:



  1. Физкультминутка при изучении сторон горизонта. Повернись на север и подними руки вверх. Повернись на зепад и присядь. Повернись на восток и подпрыгни. Повернись на юг и вытяни руки перед собой.

  2. При сопоставлении карт разной тематики , развешивать их в разных местах, чтобы дети поворачивали голову, ходили по классу. Например при сопоставлении физической и тектонической карты.

  3. Показать жестами и движениями

явления природы-дождь, снег, ветер, торнадо.

Показать обвал, сель, землетрясение, извержение вулкана, лавину, оползень, (первичное закрепление знаний)



4.Тянемся руками. Достаем руками до пола столько раз, сколь материков на Земле. Назвали материк - наклонились, выпрямились, снова назвали материк - наклонились и т. д.

5. А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Ветер

Осторожно ветер
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

Физминутка «Суша и вода» развивает внимание. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из за парт. Ведущий говорит « вода», надо прыгнуть. Когда говорит «суша», надо присесть на корточки или на стул. Вместо слова «вода» ведущий может сказать « озеро», « болото», « Гибралтарский пролив», « Хуанхэ», « Инд» и.т.д. А слово «суша» заменить на « остров», « берег», « Урал», « Сахара», « Гималаи» и. т.д.


Географию учить-не сидеть на печи,

А взвалив рюкзак на плечи

По планете прошагать

Дружно песню распевать.


Ты на запад посмотри

На восток ты посмотри

Над горою дым и пепел-

это грозное явление

(ВУЛКАНА ИЗВЕРЖЕНИЕ)-хором


Всё дрожит земля и дом

Стены ходят ходуном

Это страшное явление

Мы зовём –ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ-хором-


Очень грозное явление

С шансом малым на спасение

Всё гигантскими волнами

На пути крушит

ЦУНАМИ-хором


За столы скорей садитесь

И за атласы беритесь

Где явления эти были иль бывают

Знаками условными на карте отмечают.


Рефлексия

 Рефлексия.  Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.


Рефлексия в конце урока

-что мне понравилось…

-сегодня я узнал,что…..

-сегодня я научился…

- оказывается что…

- мне пригодятся знания о…

- на уроке мне пришлось….

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

- я понял, что…

- Теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось …

- я смог…

- я попробую…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…


Например: Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

При изучении темы: "Водные ресуры" 8 класс, учащимся предлагается составление синквейна на выбор по темам: "Вода", "Водные ресурсы", "Наводнение", работая в группах по 4 человека.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Три варианта синквейнов созданных учениками.

1 вариант ВОДА

Чистая, пресная

Течет, испаряется, питает

Основа жизни на Земле

Жидкость.

2 вариант ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Необходимые, уникальные

Пьем, используем, расходуем

Воды используемые в жизни и деятельности

Богатство.

3 вариант НАВОДНЕНИЯ

Сильные, страшные

Затопляют, размывают, разрушают

Повышение уровня воды в реке


  • Акрослово

Например, дайте характеристику Волге или подбери слова-ассоциации.

В-великая

0-огромная

Л-любимая

Г-главная

А-Астрахань

Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме.

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер и другие не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.


Вывод.

Ожидаемый результат при проведении  здоровьесберегающих  уроков, это повышение уровня физического и социального здоровья детей. Дети после такого урока проявляют хорошие умственные способности, любознательность, коммуникабельность; физически хорошо себя чувствуют. У них появляется мотивация к учебной деятельности: интерес к знаниям, интерес к изучаемому материалу.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - утверждал К.Д.Ушинский.

Библиография

Здоровьесберегающие технологии https://studfiles.net/preview/3962813/

Здоровьесбережение на уроках географии https://videouroki.net/razrabotki/doklad-zdorovesberezhenie-na-urokakh-geografii.html

Физкультминутки https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-vodu.html

Игровые технологии на уроках географии https://videouroki.net/razrabotki/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-geografii.html

Методика проведения игра на уроках географии https://videouroki.net/razrabotki/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-geografii.html



Приложение 1.






























Приложение 2.








































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьезберегающие приёмы на уроках географии с детьми ОВЗ.

Автор: Задорина Елена Сергеевна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472905

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства