Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: "Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии"»
Современный урок с позиции личностно-ориентированного обучения на уроках географии
Как традиционная, так и альтернативная системы школьного обучения провозглашают в качестве приоритета развитие ребенка. При этом в традиционном обучении речь идет о формировании личности с заранее заданными свойствами и понимании под развитием наращивание знаний, умений и навыков. В развивающем обучении, представляющем переходный этап между традиционным и личностно-ориентированным обучением, акцент делается на развитие мышления и психических процессов. В свою очередь в личностно-ориентированном обучении предусматривается развитие индивидуальности ребенка, указывается, что развитие требует скачка, порождающего не количественные, а качественные изменения. Данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его самореализации, самораскрытию, самовоспитанию, так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого.
Самой сути развития противоречит идея формирования. Развивать можно то, что уже заложено в ребенке, а формирование предполагает привитие извне того, чего у него еще не было. Поэтому задача учителя в личностно-ориентированном обучении заключается в выявлении на каждом уроке избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, его внутренней мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к определенным видам деятельности. То есть применительно к каждому школьнику три основных линии его развития: зона актуального развития (знания, умения, отношение к учению); зона ближайшего развития (способность к усвоению системы знаний с помощью учителя); зона самореализации (активность, самостоятельность, адекватная самооценка). При таком подходе развивается целостная личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности.
Основной вклад школьной географии в развитие личности непосредственно связан с развитием у учащихся географической культуры. Начальным этапом этого развития является изучение школьниками начального курса географии.
Цель изучения начального курса – дать учащимся знания о геосферах, об основных компонентах природного комплекса и взаимосвязях между компонентами, заложить основы воспитания у школьников бережного отношения к природе, показать знание географической науки, а также способствовать развитию личности подростка.
В начальном курсе географии формируется большое количество общих понятий, также важна роль в формировании умений, необходимых для наблюдения и исследования явлений природы. К этим умениям следует отнести: визуальные наблюдения объектов и явлений природы (погоды, форм рельефа и т.д.) и их запись и анализ; инструментальные измерения (азимутов, расстояний) и их обработка; чтение планов и карт, картометрические умения.
Важнейшей функцией географии является формирование мировоззрения учащихся и экологического сознания и воспитания бережного отношения к природе.
Таким образом, вклад географии в развитие личности школьника определяется:
- научным восприятием окружающего мира;
- умением мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте;
- умение решать географические проблемы, действовать в природе с точки зрения экологической целесообразности;
- умение пользоваться географическими картами, справочниками, вести наблюдения.