Выступление на РМО учителей географии "Управление качеством географического образования в условиях модернизации и стандартизации"
Выступление на РМО учителей географии "Управление качеством географического образования в условиях модернизации и стандартизации"
Основной задачей модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта для основной школы по всем учебным предметам, в том числе и по географии. В выступлении рассматриваются парадигмы, которые выделяет Асмолов, а также моменты из опыта своей работы по содержанию географического образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО учителей географии "Управление качеством географического образования в условиях модернизации и стандартизации" »
Управление качеством географического образования в условиях модернизации и стандартизации
Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта для основной школы по всем учебным предметам, в том числе и по географии.
Разработка стандартов образования любого поколения (а сегодня мы говорим о стандартах второго поколения) должна вестись с учетом той методологии, которая стоит за идеологией стандарта, за его содержанием. Асмолов определяет три парадигмы, в которые пытаются вместить понятие «образовательный стандарт».
Первая - это бихевиористская, дрессурная парадигма. Можно принять ее - и тогда все стандарты должны укладываться в схему «знаний, умений и навыков» (ЗУН). Тогда стандарт - это еще один (большой или малый) «защечный мешок», который ученик, как хомяк, должен носить в своем сознании.
Вторая - это в широком смысле слова компетентностная парадигма, как считает Асмолов, «компетентность - это способность к эффективному поведению при решении разного рода задач». Отсюда следует, что представление о стандарте не может быть вынесено за пределы модели специалиста и школьника.
А модель школьника любого уровня как ученика - это модель решения задачи. Поэтому стандарт должен разрабатываться в зависимости от того, какие задачи должен решать выпускник, школьник. В результате мы переходим на проблемно-целевой подход к стандартам - он также выступает как одна из линий, связанных с компетентностным подходом.
Третья парадигма связана с пониманием стандарта как ориентировочной основы действия. Для этого подхода главным является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ученику, чтобы решать любые задачи. Обратите внимание: не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен обладать учащийся, чтобы решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач. Тогда стандарт сводится не к минимуму или максимуму объема информации, а к тому, чтобы вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования. Это деятельностно-целевой подход к содержанию стандартов.
Приоритетные направления в преподавании предмета.
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
— переходом к деятельностному и личностно-ориен- тированному образованию;
— переходом от освоения определенной суммы знаний — к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
— вариативностью образования;
— приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.
В этой связи на первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе вышли умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы теснее увязать содержание учебной географии с реальными проблемами сегодняшнего дня и решениями практических задач, связанных с реформированием России, в том числе преобразованием ее географического пространства.
Это не означает ослабления позиций традиционной методики обучения, направленной, прежде всего, на формирование системы географических знаний. Очевидно, что деятельностный подход, а также развивающий и воспитывающий потенциал предмета не могут быть реализованы без прочного и добротного фундамента географических знаний. Однако, полученные знания не должны лежать «мертвым грузом» в памяти учеников. Они должны быть востребованы самой жизнью и активно применяться и использоваться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов. Ни для кого не секрет, что сегодня внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является реальной необходимостью, даже в силу того, что современные школьники не мыслят свою жизнь без компьютера, им не интересно изучать по настенным таблицам, например, строение атмосферы или извержение вулкана, слушать рассказ учителя о землетрясениях, выполнять практическую работу на контурной карте и т.д. Не случайно, для большинства учащихся, особенно мальчиков, география является второстепенным школьным предметом, и когда выпускникам приходится сдавать географию в качестве вступительного в ВУЗы, они испытывают большие затруднения, и часто низкий уровень географических знаний является причиной их не поступления на престижные специальности.
Но поворот в сознании учащихся в пользу географии произошел в связи с применением дисков для интерактивной доски, полный комплект которых (диски для 6х-10х классов) производит фирма «1С». Они разработаны авторами учебников федерального комплекса, которые рекомендованы Министерством образования РФ и соответствуют действующим программам и основным требованиям, предъявляемым к ЦОР.
Применяю диски на всех этапах урока. Для изучения нового материала использую их, прежде всего в том случае, когда наряду с текстом и слайдами имеются и видеоматериалы. Например, при изучении Южной Америки (7 класс) на уроке «Внутренние воды», можно продемонстрировать интереснейшие видеофрагменты о реке Амазонке, водопаде Анхель.
И, конечно, учащиеся 6 класса с большим интересом наблюдают за извержением вулканов и гейзеров с экрана, чем слушают рассказ учителя, сопровождаемого демонстрацией настенных таблиц.
Также использую диски для «погружения» учащихся в тему. Например, на первом уроке по материку Северная Америка. В начале урока материал электронного диска вывожу на экран, даю прослушать дикторский текст, демонстрирую слайды, видеофрагменты, сопровождая их комментариями, затем учащиеся самостоятельно, но к сожалению, не за персональным компьютером изучают материал по теме и делают попытку ответить на тестовые задания. В итоге в сознании учащихся вырисовывается четкая картина, какими знаниями, полученными ранее, они обладают, к чему необходимо стремится, какие вопросы оказались проблемными. В результате совместно с учащимися ставим задачи, которые необходимо решить при изучении данной темы.
В современной школе довольно остро стоит проблема — обеспечение уроков географии настенными картами по курсу «География России», особенно социально-экономической, т.к. имеющиеся с советских времен карты устарели, новые же стали выпускать недавно, причем, картографическая продукция является очень дорогостоящей. В этом случае выручает диск «Все карты России». Использование электронных настенных карт позволяет учителю более эффективно руководить процессом формирования умений и навыков учащихся по анализу картографического материала, выявлению факторов и закономерностей размещения различных отраслей народного хозяйства России, выявлению специализации экономических районов, составлению их экономико-географической характеристики и т.д.
В 10 классе начинаем изучение географии с трудной темы: «Политическая карта мира», которая насыщена информацией, необходимой для запоминания. Облегчает учащимся эту задачу работа с диском «Карта мира». Результативным является применение ЦОР для выполнения практических работ, делает этот процесс не только познавательным, но и увлекательным. Например, при изучении темы «Географическое положение России» программой предусмотрена практическая работа по нанесению названий морей на контурной карте, и надо видеть, с каким нежеланием они делают эту работу на обычной карте и с каким азартом выполняют ее на компьютере.
Необходимым условием эффективного управления познавательной деятельностью учащихся является получение обратной информации о ходе учебного процесса, или мониторинг уровня их знаний, умений и навыков.
Занятия с применением цифровых образовательных ресурсов провожу в кабинете географии, он оснащен и компьютером и проектором, а также интерактивной доской для обеспечения индивидуальной работы учащихся.
Результатом является повышение интереса учащихся к изучению предмета, значительное увеличение количества учащихся, выбравших географию в качестве профильного предмета, ежегодно расширяется круг желающих участвовать в олимпиадах и конкурсах, а также в научно-исследовательской работе.