kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на РМО "Работа с настенными картами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическая карта - объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная, интересная. Ведь понимание жизни предполагает глубокие знания географии, и конечно же, карты. Учителю необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать дегенду карты и довести до сознания учеников,  что географическая карта - это язык географии. Задания с географическими объектами позводяют внести элементы занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устронить их, работая с картой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО "Работа с настенными картами" »







Выступление

на тему:



«Работа с настенными географическими картами»








Выполнила:

Учитель географии

Сакмарской средней школы

Шишова О.Б










Учителя устают поправлять школьников: «Не сверху, а на севере; не правее, а восточнее; не вниз и влево, а на юго-западе…». Проходят годы, прежде чем дети начинают понимать, что карта – это не лист бумаги, который висит на стене в вертикальном положении, и не страница атласа, где верх легко определить по расположению заголовка и по тому, как стоят буквы.

В географии карта- это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная, интересная. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.

Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта-это язык географии.

Что такое карта? Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

Карта! Ты познанья свет!

Ты ведь биография лучшей из планет!

Если б не было тебя, ничего не знала б я.

Я не знала островов, сельвы, стран и городов,

Рек, озёр, морей и гор,

И тебя- родной простор.


Я привела пример, что такое карта, не случайно. Считаю, что знание понятий – необходимое условие знания карты, например, широта, долгота, параллели, меридианы.

Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо работать на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов даю такие задания с картой: соверши путешествие.

  1. Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова.

  2. По физической карте Южной Америки с запада на восток по 100 ю.ш, называя все крупные формы рельефа, реки и озера.

  3. Возможен вариант рассказа с географическими ошибками, например, «Моря, омывающие «Россию».


Задания с географическими объектами позволяют внести элемненты занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устранить их, работая с картой.


Чтение карты необходимо начинать с вопросов и заданий, например:

  • Каким цветом показаны отрасли черной металлургии или цветной;

  • Назовите центры черной металлургии, аллюминия, никеля.


Или


  • Какие отрасли показаны на карте химической промышленности?

  • Что они производят?

  • Назовите центры.


Хорошо идет отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу частосо всем классом в начале или в конце урока. Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.


Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова.Сначала схемы составляем вместе: учитель на доске, ученики в тетрадях. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта, составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа. Например, «Рельеф Австралии». Вопросы по карте:

  • Что вы можете сказать о рельефе Австралии?

  • Какие основные формы рельефа хорошо просматриваются? Где? Назовите их.

  • Определите самую высокую часть Австралии. Как она обозначена? Её высота.


По ходу беседы составляется схема


Рельеф

Равнины

Горы

Возвышенности

400-500 м

Низменности

Центральные равнины

Большой

Водораздельный хребет

г.Косцюшко, 2228 м


Закрепление-работа на контурных картах:

  1. Используя цветные карандаши, покажи разнообразие рельефа;

  2. Подпиши названия основных форм рельефа.


В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.

Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:


Вот отсюда, имено отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.

Или,

У тебя, краса-река

Женское обличье,

Даже имя у тебя-

Женское девичье.

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом

Несмотря, что родилась

Ты в краю суровом.


Отгадайте, что это за реки.


Можно использовать географические загадки:


Я- сибирская река,

Широка и глубока

Букву «е» на «у» смени

Стану спутником Земли. (Лена – Луна)



Когда жара иль дождь идёт,

Тебя от них всегда укрою.

Прочти меня наоборот-

Узнаешь озеро большое. (Навес-Севан)


В своей работе я использую игры, вот, например, «Третий лишний». На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.

Более сложный вид игры «Геогафические силуэты». Карточки с географическими силуэтами ввожу постепенно, начиная с 6-го класса. Вначале ученик по очертаниям только узнает и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают?

В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания равнин, рек и озер.


Большим подспорьем в отработке географических ЗУН являются контурные карты.

При работе с ними возникает проблема на сегодняшний день: не у каждого ученика имеются карты. В этом случае использую трафареты. За перемену ученики успевают обвести контур и тогда на уроке работают все.

Обозначение и надписывание на контурных картах названий гор, равнин, вулканов, не вызывает затруднений у учащихся. Они с большим интересом работают с атласом и контурными картами, у них формируются умения самостоятельно читать физическую карту.

Обозначение на контурной карте стран и их столиц формирует знания о ГП этих стран, городов, умения комплексного использования политической и контурной карт. Зная определение теоретических понятий, учащиеся не испытывают серьёзные затруднения в работе с картой при самостоятельном изучении новых территорий.

Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на РМО "Работа с настенными картами"

Автор: Шишова Оксана Богдановна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства