Географическая карта - объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная, интересная. Ведь понимание жизни предполагает глубокие знания географии, и конечно же, карты. Учителю необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать дегенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта - это язык географии. Задания с географическими объектами позводяют внести элементы занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устронить их, работая с картой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО "Работа с настенными картами" »
Выступление
на тему:
«Работа с настенными географическими картами»
Выполнила:
Учитель географии
Сакмарской средней школы
Шишова О.Б
Учителя устают поправлять школьников: «Не сверху, а на севере; не правее, а восточнее; не вниз и влево, а на юго-западе…». Проходят годы, прежде чем дети начинают понимать, что карта – это не лист бумаги, который висит на стене в вертикальном положении, и не страница атласа, где верх легко определить по расположению заголовка и по тому, как стоят буквы.
В географии карта- это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная, интересная. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта-это язык географии.
Что такое карта? Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.
Карта! Ты познанья свет!
Ты ведь биография лучшей из планет!
Если б не было тебя, ничего не знала б я.
Я не знала островов, сельвы, стран и городов,
Рек, озёр, морей и гор,
И тебя- родной простор.
Я привела пример, что такое карта, не случайно. Считаю, что знание понятий – необходимое условие знания карты, например, широта, долгота, параллели, меридианы.
Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо работать на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов даю такие задания с картой: соверши путешествие.
Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова.
По физической карте Южной Америки с запада на восток по 100 ю.ш, называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
Возможен вариант рассказа с географическими ошибками, например, «Моря, омывающие «Россию».
Задания с географическими объектами позволяют внести элемненты занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устранить их, работая с картой.
Чтение карты необходимо начинать с вопросов и заданий, например:
Каким цветом показаны отрасли черной металлургии или цветной;
Какие отрасли показаны на карте химической промышленности?
Что они производят?
Назовите центры.
Хорошо идет отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу частосо всем классом в начале или в конце урока. Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.
Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова.Сначала схемы составляем вместе: учитель на доске, ученики в тетрадях. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта, составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа. Например, «Рельеф Австралии». Вопросы по карте:
Что вы можете сказать о рельефе Австралии?
Какие основные формы рельефа хорошо просматриваются? Где? Назовите их.
Определите самую высокую часть Австралии. Как она обозначена? Её высота.
По ходу беседы составляется схема
Рельеф
Равнины
Горы
Возвышенности
400-500 м
Низменности
Центральные равнины
Большой
Водораздельный хребет
г.Косцюшко, 2228 м
Закрепление-работа на контурных картах:
Используя цветные карандаши, покажи разнообразие рельефа;
Подпиши названия основных форм рельефа.
В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.
Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:
Вот отсюда, имено отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.
Или,
У тебя, краса-река
Женское обличье,
Даже имя у тебя-
Женское девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом
Несмотря, что родилась
Ты в краю суровом.
Отгадайте, что это за реки.
Можно использовать географические загадки:
Я- сибирская река,
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени
Стану спутником Земли. (Лена – Луна)
Когда жара иль дождь идёт,
Тебя от них всегда укрою.
Прочти меня наоборот-
Узнаешь озеро большое. (Навес-Севан)
В своей работе я использую игры, вот, например, «Третий лишний». На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.
Более сложный вид игры «Геогафические силуэты». Карточки с географическими силуэтами ввожу постепенно, начиная с 6-го класса. Вначале ученик по очертаниям только узнает и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают?
В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания равнин, рек и озер.
Большим подспорьем в отработке географических ЗУН являются контурные карты.
При работе с ними возникает проблема на сегодняшний день: не у каждого ученика имеются карты. В этом случае использую трафареты. За перемену ученики успевают обвести контур и тогда на уроке работают все.
Обозначение и надписывание на контурных картах названий гор, равнин, вулканов, не вызывает затруднений у учащихся. Они с большим интересом работают с атласом и контурными картами, у них формируются умения самостоятельно читать физическую карту.
Обозначение на контурной карте стран и их столиц формирует знания о ГП этих стран, городов, умения комплексного использования политической и контурной карт. Зная определение теоретических понятий, учащиеся не испытывают серьёзные затруднения в работе с картой при самостоятельном изучении новых территорий.
Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом.