Вопросы для переводных экзаменов по географии. 6-11 классы
Вопросы для переводных экзаменов по географии. 6-11 классы
Экзаменационные вопросы составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Цель экзамена – закрепление основных знаний, умений и навыков, полученных учащимися за курс изучения.
Вопросы различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки учащихся. Вопросы позволяют проверить усвоение теоретических землеведческих знаний, умение применить географические знания для решения проблем и носят проблемный характер и направлены на выявление способности учащихся применить полученные знания и умения по географии для осмысления проблем, с которыми может встретиться человек в жизни, а также сформированность практических предметных умений:
составлять комплексные или сравнительные характеристики,
выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенности территорий на основе использования различных источников географической информации и пр.
При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны быть другие необходимые статистические, картографические и прочие источники географической информации.
Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30 минут.
Ответ учащегося оценивается по пятибалльной шкале.
За теоретический вопрос ставится:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая
терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
За проблемный вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вопросы для переводных экзаменов по географии. 6-11 классы »
Пояснительная записка
Экзаменационные вопросы составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).
Цель экзамена – закрепление основных знаний, умений и навыков, полученных учащимися за курс изучения.
Вопросы различаются как по содержанию, так и по требованиям к уровню подготовки учащихся. Вопросы позволяют проверить усвоение теоретических землеведческих знаний, умение применить географические знания для решения проблем и носят проблемный характер и направлены на выявление способности учащихся применить полученные знания и умения по географии для осмысления проблем, с которыми может встретиться человек в жизни, а также сформированность практических предметных умений:
составлять комплексные или сравнительные характеристики,
выявлять конкретные факторы, влияющие на географические особенности территорий на основе использования различных источников географической информации и пр.
При подготовке к ответу во время экзамена учащиеся должны иметь возможность пользоваться школьными атласами. Также у учащихся должны быть другие необходимые статистические, картографические и прочие источники географической информации.
Рекомендуемое время для подготовки к ответу выпускника – 20–30 минут.
Ответ учащегося оценивается по пятибалльной шкале.
За теоретический вопрос ставится:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая
терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
За проблемный вопрос:
Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.
За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:
Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.
Православная классическая гимназия
6 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География. Землеведение»
Предмет географии. Ветви географии: физическая, экономическая, политическая.
История географических открытий: с древнейших времен до современности.
Формы и размеры Земли. Доказательства шарообразности Земли.
Масштаб и его виды. Значение масштаба.
План местности. Условные знаки - «азбука» топографического плана.
Глобус–модель Земли. Географическая карта-изображение Земли на плоскости.
Движения земной коры. Горсты, грабены, сдвиги, надвиги, поддвиги.
Горные породы и минералы. Горные породы по происхождению. Полезные ископаемые.
Вулканы и землетрясения. Сейсмически активные зоны. Тихоокеанское «Огненное кольцо».
Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа. Эндогенные и экзогенные силы в формировании рельефа.
Абсолютная и относительная высота.
Равнины. Различие равнин по абсолютной высоте и рельефу.
Горы. Различие гор по абсолютной высоте и рельефу.
Рельеф Самарской области. Особенности рельефа.
Рельеф дна Мирового океана.
Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части.
Моря - часть Мирового океана. Внутренние и окраинные моря.
Свойства океанической воды.
Волны и течения в океане.
Охрана и изучение вод Мирового океана.
Поверхностные воды. Реки. Основные части реки.
Реки. Питание и режим рек.
Озёра. Сточные и бессточные озера. Причины их формирования, районы распространения, значение.
Ледники. Горные и покровные ледники. Причины их формирования, районы распространения, значение.
Подземные воды. Причины формирования, районы распространения и значение подземных вод.
Болота. Верховые и низинные болота. Причины их формирования, районы распространения и значение.
Вечная (многолетняя) мерзлота. Причины её формирования, районы распространения и значение.
Искусственные водоемы. Водохранилища. Положительное и отрицательное воздействие на природу.
Поверхностные воды Самарской области.
Атмосфера. Строение, состав.
Температура воздуха. Амплитуда температур в течение суток, месяца, года. Причина изменений.
Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Пояса атмосферного давления.
Распределение солнечного света и тепла на Земле. Пояса освещенности.
Водяной пар в атмосфере. Облака.
Вращения Земли и их географические следствия. Сезоны года.
Ветер. Главная причина образования. Постоянные, сезонные и суточные ветры.
Климат. Климатообразующие факторы.
Погода. Определение типа погоды в России и Самарской области.
Природные зоны Земли. Адаптации организмов к условиям окружающей среды.
Природная зона Самарской области. Растения и животные Красной книги.
Государства на карте мира. Развитые и развивающие государства.
Население Земли. Численность и районы размещения. Карта плотности населения.
Человеческие расы. Народы Земли.
Биосфера и географическая оболочка. Состав, строение.
Воздействие организмов на земные оболочки.
Практические задания:
Определение сторон горизонта и расстояний на географической карте (с помощью масштаба и географической сети).
Определение направлений и расстояний на географической карте.
Определение географических координат.
Анализ тектонической и физической карты Земли. Определение сейсмически активных зон.
Определение абсолютной и относительной высоты территории.
Описание моря по плану.
Описание равнин по плану.
Описание гор по плану.
Описание реки по плану.
Описание страны по плану.
Описание природной зоны по плану.
Описание населения по плану.
Анализ синоптической карты. Прогноз погоды по карте.
Сопоставление политической, физической карт и карты плотности населения. Определение районов размещения населения Земли.
Нанесение на контурную карту объектов береговой линии (предусмотренных программой).
Решение задач на определение поясного времени.
Решение задач на определение местного времени.
Схематическое изображение положение Земли на орбите (зимнее солнцестояние, летнее солнцестояние, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия).
Объяснение причин формирования полярных кругов и тропиков. Схематическое изображение полярных кругов и тропиков.
Объяснение причин формирования ветров и их изображение на контурной карте (пассаты, западный перенос, северо-восточные и юго-восточные, муссоны).
Учащиеся должны уметь:
Называть и показывать:
существенные признаки плана местности, геогр. карты, виды масштабов;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты Самарской области.
2.Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в Самарской области;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, с/х, транспорт, отдых населения в Самарской области;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3.Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта на местности, стороны света по плану местности и геогр. картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
4.Описывать:
географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку эколог. сост. природы Самарской области.
5.Объяснять:
особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере Самарской области).
Переводить один вид масштаба в другой и определять расстояния на глобусе и карте.
Определять географические координаты.
Сопоставлять различные виды географических карт по содержанию (физической, тектонической, климатической, природных зон, политическую и др.) и делать соответствующие выводы.
Описывать по плану: общий характер рельефа территории, равнины, горы, реки, озера, моря, климат, погоду, природные зоны мира и России, государства.
Анализировать фактический материал из СМИ о происходящих событиях: в природе, станах мира, России, Самарской области (в пределах изучаемых тем).
Учащиеся должны знать:
Географическую номенклатуру (см. Список географических объектов на сайте гимназии).
Рекомендации по подготовке к экзамену:
Вспомните, что вы знаете по данному вопросу.
В учебнике прочтите текст, выделите главное.
Перескажите прочитанное.
Читая текст, найдите на карте объекты, упомянутые в нём.
Соблюдайте правило: «Всё, что называешь - показывай на карте; всё, что показываешь - называй».
Примерный план ответа:
Объясните понятие или описание.
Приведите примеры.
Изложите основной материал.
Сделайте вывод.
При ответе используйте карту, если это необходимо.
Православная классическая гимназия
7 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География материков, океанов, народов и стран»
Земля-планета Солнечной системы. Земля - уникальная планета.
История исследований и открытий: от древности до современности.
Литосфера и земная кора. Строение, типы земной коры.
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Теория литосферных плит. А. Вегенер.
Движения земной коры и их следствия.
Рельеф Земли. Разнообразие рельефа и причины разнообразия. Эндогенные и экзогенные силы в формировании рельефа. Формирование рельефа на современном этапе развития Земли. Сейсмически активные пояса.
Атмосфера, ее свойства и значение.
Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области.
Гидросфера. Свойства вод Мирового океана.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Поверхностные и глубинные течения.
Биосфера. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане.
Свойства и особенности строение ГО. Закономерности ГО.
Освоение Земли человеком. Население Земли. Народы мира. Расовый состав. Религии мира.
Современная политическая карта мира. Развитые и развивающиеся страны. Плотность населения. Хозяйственная деятельность человека.
Африка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
Африка. Рельеф материка. Преобладание равнин; горы и нагорья.
Африка. Климатические пояса и области, типичные для них погоды
Африка. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата.
Африка. Природные зоны.
Африка. Народы и страны. Колониальное прошлое и современная политическая карта материка.
Страны Африки: Северной, Центральной , Западной , Восточной и Южной части материка.
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны
Австралия. Рельеф материка. Преобладание равнин; горы и нагорья.
Австралия. Климатические пояса и области, типичные для них погоды.
Австралия. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата.
Австралия. Природные зоны.
Австралия. Колониальное прошлое и современная политическая карта.
Австралия. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.
Океания. Особенности ГП. Происхождение островов: коралловые рифы, атоллы, лагуны.
Южная Америка. Географическое положение, размеры очертания и омывающие континент моря и океаны.
Южная Америка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры.
Южная Америка. Особенности климата.
Южная Америка. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата.
Южная Америка. Природные зоны материка.
Население Южной Америки. Колониальное прошлое и современная политическая карта материка.
Южная Америка. Страны Востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.
Антарктида. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
Антарктида. Своеобразие природы ледяного континента.
Антарктида: взгляд в прошлое, настоящее и будущее.
Полярные области Земли.Особенности природы. Человек в Арктике и Антарктике.
Северная Америка. Географическое положение, размеры очертания и омывающие континент моря и океаны.
Северная Америка. История открытия и исследования.
Северная Америка. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых.
Северная Америка. Особенности природы: климатообразующие факторы, климатические пояса и области.
Северная Америка. Особенности природы: внутренние воды.
Северная Америка. Особенности природы: особенности проявлений зональности на материке. Изменение природы человеком.
Северная Америка. Народы и страны. Коренное население.
Страны Англосаксонской Америки (США и Канада) и Латинской Америки.
Евразия. Географическое положение материка, его размеры и очертания.
Евразия. История исследования материка.
Евразия. Особенности природы: этапы формирования рельефа, размещение месторождений полезных ископаемых.
Евразия. Особенности природы: климатообразующие факторы, разнообразие климатов.
Евразия. Особенности природы: внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Евразия. Особенности природы: природные зоны материка.
Евразия. Проявление на материке широтной и высотной зональности.
Евразия. Население и страны. Современная политическая карта материка.
Зарубежная Европа. Страны Северной, Западной, Восточной и Южной Европы.
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной, Центральной, Восточной, Восточной, Юго-Восточной Азии. Страны Закавказья.
Взаимодействие природы и общества. Охрана окружающей среды.
Объекты Всемирного природного наследия материков.
Практические вопросы:
Описание объектов природы (по плану):
ГП материков, островов, морей;
Форм рельефа территории;
Крупных форм рельефа;
Климата территории;
Климатограммы;
Внутренних вод материков;
Природных зон материков;
Населения и его хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать и прогнозировать:
изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью.
2.Объяснять:
особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
3. Описывать:
основные источники географической информации;
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народов и народностей.
4.Определять (измерять):
определять расстояния на глобусе и карте с помощью масштаба и градусной сети.
определять географические координаты.
сопоставлять различные виды географических карт по содержанию (физической, тектонической, климатической, природных зон, политическую, плотности населения и др.) и делать выводы.
описывать по плану: общий характер рельефа территории, равнины, горы, реки, озера, моря, климат, погоду, природные зоны мира и России, страны мира.
анализировать фактический материал из СМИ о происходящих событиях: в природе, станах мира, России, Самарской области (в пределах изучаемых тем).
5.Называть и (или) показывать:
важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Наносить названные объекты на контурную карту.
Учащиеся должны знать:
Географическую номенклатуру(см. Список географических объектов на сайте гимназии).
Рекомендации по подготовке к экзамену:
Вспомните, что вы знаете по данному вопросу.
В учебнике прочтите текст, выделите главное.
Перескажите прочитанное.
Читая текст, найдите на карте объекты, упомянутые в нём.
Соблюдайте правило: «Всё, что называешь - показывай на карте; всё, что показываешь - называй».
Примерный план ответа:
Объясните понятие или описание.
Приведите примеры.
Изложите основной материал.
Сделайте вывод.
При ответе используйте карту, если это необходимо.
Православная классическая гимназия
8 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География России. Природа: Население. Хозяйство»
Роль географии России в развитии экономики. Основные источники географической информации.
Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние страны.
Географическое положение России. Виды и уровни географического положения (физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение).
Государственная территория России. Огромные российские пространства: плюсы и минусы.
Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Часовые пояса на территории России. Декретное время. Местное и поясное время. Летнее и зимнее время.
История формирования современной карты часовых поясов России.
Этапы и методы географического изучения территории. Русские исследователи, их открытия.
Русские исследователи, их открытия территории России в 10-12 вв.
Русские исследователи, их открытия территории России в 13-15 вв.
Русские исследователи, их открытия территории России в 16-18 вв.
Русские исследователи, их открытия территории России в 18-19 вв.
Современные исследования российской территории. Основные современные направления изучения пространств России. Их значение для науки и общества.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.
Федеральные округа.
Географические различия в хозяйственной деятельности населения России в зависимости от природных условий.
Геологическая история и геологическое строение территории России.
Общая характеристика рельефа России. Причины его разнообразия. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.
Климатообразующие факторы. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.
Типы климатов России. Климатические пояса и области России.
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Климат и человек.
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны.
Важнейшие озера, их происхождение.
Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек.
Почва - особый компонент природы. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.
Биологические ресурсы, их рациональное использование.
Физико-географическое районирование России. Природно-хозяйственные зоны России.
Характеристикаарктических пустынь, тундр и лесотундр.
Характеристика лесов.
Характеристикалесостепей, степей и полупустыни.
Высотная поясность. Зависимость природных зон от высоты и местоположения.
Особо охраняемые природные территории. (ООПТ).
Стихийные природные явления в России. Меры борьбы с ними.
Численность населения России (в сравнении с другими государствами). Человеческий потенциал страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.
Россия – многонациональное государство. Народы России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
География религий. Религиозный состав населения.
Особенности урбанизации в России. Городское и сельское население.
Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.
Зоны расселения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.
Внешние и внутренние миграции. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Хозяйство страны. Отрасли и структура хозяйства. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства.
Отраслевая, функциональная, территориальная структура хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.
Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей.
Понятие природных ресурсов, их классификации. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей.
Земледелие. География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Роль леса в российской экономике. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Основные рыбопромысловые бассейны. География переработки рыбы.
Население Самарской области от первой переписи населения и до современности.
Численность и воспроизводство населения Самарской области.
Половозрастной состав населения Самарской области.
Этнолингвистический состав населения Самарской области.
Религиозный состав населения Самарской области.
Урбанизация в Самарской области. История городов области.
Географические особенности размещения населения Самарской области: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами.
Миграции в Самарской области.
Трудовые ресурсы и рынок труда в Самарской области.
Краткая история основания Тольятти (Ставрополя-на-Волге). Этапы изучения территории современного города.
Природные условия Тольятти (Ставрополя-на-Волге) и его окрестностей.
Достопримечательности г. Тольятти и его окрестностей.
Экология Самарской области и г. Тольятти. Пути решения проблем.
Стихийные природные явления на территории страны.
Практические вопросы:
Описать и оценить ФГП России (по плану).
Описать и оценить ЭГП и ТПГ России (по плану).
Описать и оценить ПГП России (по плану).
Описать и оценить ФГП России (по плану).
Описать и оценить математико-географическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России (по плану).
Определить протяженность России по 80° в.д.
Определить протяженность России по 55° с.ш.
Определить протяженность России и направления от Самары до столицы Еврейской АО и до столицы республика Карелия.
Определить географические координаты крайних материковых точек России.
Определить географические координаты крайних островных точек России.
Решить задачу на определение местного времени. В Костроме солнечный полдень. Определите местное время в краевом центре Забайкальского края.
Решить задачу на определение поясного времени. Самолет вылетел из столицы Удмуртии в 22.00 часа 31 декабря 2011 г. Определите, во сколько он приземлится в краевом центре Приморского края, если в полете он будет находиться 10 часов?
Описать рельеф России (по плану).
Описать Восточно-Европейскую равнину (по плану).
Описать Кавказские горы (по плану).
Сравнить рельеф и тектоническое строение Восточно-Европейской равнины и Среднесибирского плоскогорья (по плану).
Сравнить рельеф и тектоническое строение Восточно-Европейской равнины и Западно - Сибирской равнины (по плану).
Сравнить рельеф и тектоническое строение Алтая и Урала (по плану).
Сравнить рельеф и геологическое строение Европейской части России и Сибири (по плану).
Оценить минерально-сырьевую базу России.
Определить влияние стихийных природных явлений на размещение населения и хозяйственную деятельность человека.
Описать климат России (по плану).
Описать один из климатических поясов России (по плану и по выбору студента).
Описать одну из климатических областей России (по плану и по выбору студента).
Описать (по климатограмме) климатический пояс и область России.
Сравнить климатический пояс и область России по климатограммам и объяснить различия климата в этих районах России (по плану и по выбору преподавателя).
Определить по синоптической карте особенности погоды для различных территорий России.
Определить коэффициент увлажнения для различных пунктов.
Выявить по климатической и тематической карте особенностей распределения осадков России.
Сравнить количество осадков и температурного режима для умеренно-континентальной и резко-континентальной климатической области России, объяснив причины различий.
Сравнить количество осадков и температурного режима для континентальной и муссонной климатической области России, объяснив причины различий.
Определить и сравнить коэффициент увлажнения для г. Якутска и г. Тольятти, объяснив причины различий.
Описать и дать оценку агроклиматическим ресурсам России.
Описать ФГП, ЭГП, ПГП Самарской области.
Охарактеризовать и оценить по картам природные условия и ресурсы Самарской области.
Описать рельеф Самарской области (по плану).
Описать климат Самарской области (по плану).
Описать погоду (по плану) на текущий день.
Определить местное время г. Похвистнево и сравнить его с местным временем г. Тольятти.
Определить максимальную протяженность Самарской области (с помощью градусной сети).
Учащиеся должны:
Называть и (или) показывать:
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации и пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны,
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов,
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны и Самарской области;
экологическую ситуацию в стране и и Самарской области;
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
развитие и проблемы хозяйства районов страны и Самарской области.
Рекомендации по подготовке к экзамену:
Вспомните, что вы знаете по данному вопросу.
В учебнике прочтите текст, выделите главное.
Перескажите прочитанное.
Читая текст, найдите на карте объекты, упомянутые в нём.
Соблюдайте правило: «Всё, что называешь - показывай на карте; всё, что показываешь -называй».
Примерный план ответа:
Объясните понятие или описание.
Приведите примеры.
Изложите основной материал.
Сделайте вывод.
При ответе используйте карту, если это необходимо.
Православная классическая гимназия
9 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География России. Хозяйство и экономические районы»
Россия на карте мира. Географическое положение, государственная территория и государственные границы России. Воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона РФ.
Этапы и методы географического изучения территории. Русские исследователи, их открытия.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная промышленность. Основные районы добычи нефти, крупнейшие месторождения. География основных нефтепроводов и переработки нефти.
Газовая промышленность. Место России по запасам и добычи газа. Основные районы добычи газа, крупнейшие месторождения, География основных газопроводов и переработки газа.
Угольная промышленность. Виды угля и способы добычи. Главные угольные бассейны страны их хозяйственная оценка.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Крупнейшие ЭС. Формирование энергосистем.
Классификация конструкционных материалов. Металлургия, ее состав, структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями.
Черная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями.
Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями.
География науко-, трудо- и металлоемких отраслей машиностроения. Главные районы и центры.
Третичный сектор экономики. Классификация услуг. Сухопутный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Крупнейшие портовые города.
География социальной сферы. География науки. Проблемы и перспективы развития комплекса. Наука, ее состав и значение. География рекреационного хозяйства.
Районирование России. Принципы районирования. Общая характеристика Европейской и Азиатской России.
Европейский Север. Факторы формирования района. Природа Европейского Севера.
Особенности хозяйства Европейского Севера. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа Северо-Запада.
Население, хозяйственное освоение Северо-Запада.
Хозяйство Северо-Запада. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Центральная Россия. Факторы формирования района, природа
Население и хозяйственное освоение Центральной России. Московская столичная агломерация
Хозяйство Центральной России. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Европейский Юг. Факторы формирования района. Природа Европейского Юга.
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.
Хозяйство Европейского Юга. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры. Специализация района.
Поволжье. Факторы формирования, особенности природы района.
Население и хозяйственное освоение Поволжья.
Хозяйство Поволжья. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные центры. Специализация района.
География Самарской области: особенности ЭГП, факторы формирования территории. Особенности природы.
Население и хозяйственное освоение области. Социально-экономические и экологические проблемы области.
Особенности хозяйства области. Отрасли экономики. Перспективы развития. «Жигулёвская долина».
Урал. Факторы формирования района. Природа Урала.
Население и хозяйственное освоение Урала.
Хозяйство Урала. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Западная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Западной Сибири.
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.
Хозяйство Западной Сибири. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Восточная Сибирь. Факторы формирования района. Природа Восточной Сибири.
Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири.
Хозяйство Восточной Сибири. Внутренние различия. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Дальний Восток. Факторы формирования района. Дальний Восток. Факторы формирования района.
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.
Хозяйство Дальнего Востока. Отрасли хозяйства региона. Крупнейшие промышленные центры. Специализация района.
Россия в современном мире. Россия на постсоветском пространстве. Россия и страны СНГ.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия РФ.
Практические вопросы:
Описать и оценить ЭГП, ПГП и ТПГ России (по плану).
Описать и дать оценку агроклиматическим ресурсам России.
Охарактеризовать и оценить по картам природные условия и ресурсы Самарской области.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим
материалам.
Составить характеристику одного из газовых месторождений по картам и статистическим
материалам.
Составить характеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим
материалам.
Определить по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
Составить характеристику одной из баз химической промышленности по материалам учебника, картам и статистическим материалам.
Определить главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Выявить и сравнить условия для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера и на Северном Кавказе.
Составить характеристику Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.
Определить сравнить факторы размещения предприятий ВПК в Кургане (боевые машины пехоты) и в Перми (артиллерийские орудия «Смерч»).
Определить факторы размещения энергетического оборудования (атомные реакторы, турбины и т.д.) в Санкт-Петербурге.
Определить и сравнить факторы размещения тракторостроения в Челябинске, Рубцовске и Волгограде.
Определить и сравнить факторы размещения автомобилестроения в г. Тольятти и Нижнем Новгороде.
Определить факторы размещения авиационной промышленности в г. Самара и г. Воронеж.
Определить факторы размещения текстильной промышленности в г. Кострома и г. Иваново.
Определить и сравнить факторы размещения кондитерского производства в г. Москва, г. С.-Петербург, г. Самара.
Первоуральский завод горного оборудования (ПЗГО) – одно из старейших предприятий тяжелого машиностроения в России: история завода начинается в далеком ХIХ веке. Нефтегазовое оборудование, ленточные конвейеры, шахтные подъемные сосуды, и другие виды выпускаемой продукции зарекомендовали себя отличным качеством.
Чем обусловлено размещение в этом городе завода горного оборудования?
ОАО «Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат» расположен в Волховском районе Ленинградской области. Предприятие было основано в 1928 году с учетом особенностей местной природно-ресурсной базы. В 2008 году ОАО «Сясьский ЦБК» начал модернизацию оборудования для производства бумаги.
Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили создание в городе Сясьстрой Волховского района Ленинградской области целлюлозно-бумажного комбината?
ОАО «Липецкий трактор» является одним из крупнейших производителей тракторов в России. Одной из последних моделей является интегральный универсально-пропашной трактор ЛПЗ-155, обладающий уникальными технологическими возможностями и обеспечивающий внедрение перспективных агротехнологий в сельском хозяйстве.
Какие особенности хозяйства Липецкой области обусловили размещение тракторного завода в г.Липецк?
Кыштымское машиностроительное объединение ОАО «КМО», расположенное в Челябинской области, имеет более чем двухсотлетнюю историю. В настоящее время ОАО «КМО» - одно из самых передовых предприятий в своей отрасли, является одним немногих в России производителей горношахтного оборудования, бурового инструмента и другой горнобуровой техники.
Чем можно объяснить размещение данного производства в городе Кыштым (Челябинская область)?
В 2006 году в г. Нижний Новгород началась реализация крупномасштабного проекта «Группы ГАЗ» и американской корпорации «Chrysler» по производству нового легкового автомобиля «Siber». Был построен новый производственный комплекс. Планировалось осуществить сборку автомобиля в основном из комплектующих от ведущих мировых автомобильных корпораций США и Европы.
Что, кроме близости к потребителю определило выбор г. Нижний Новгород для создания данного производства?
Во второй половине ХХ в. В Ярославле на берегах Волги был построен один из крупнейших в России нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Решение о размещении крупного НПЗ в Ярославле было принято с учетом выгодного ЭГП города. Возможность использования воды реки Волги в строительстве также была одним из факторов размещения завода. Сейчас НПЗ выпускает более ста видов продукции, дизельное и авиационное топливо.
Какие особенности ЭГП повлияли на решение о размещении крупного НПЗ в Ярославле?
«Юргинский машиностроительный завод» — одно из наиболее перспективных предприятий Кемеровской области. «Юрмаш» — мощнейший производитель горно-шахтной техники: очистных комбайнов К500, механизированных крепей, конвейеров, перегружателей, которые используются не только на территории Кузбасса, но и Красноярского, Хабаровского краёв, Якутии и Хакасии.
Чем можно объяснить размещение производства горно-шахтной техники в городе Юрга (Кемеровская область)?
Созданный в 50-е гг. XX в., второй по мощности металлургический комбинат в России - «Северсталь» расположен в Вологодской области в городе Череповец на берегу Рыбинского водохранилища. В районе города Череповец нет месторождений ни железной руды, ни коксующихся углей, и при этом производство на заводе постоянно растет. Выбор города Череповца в качестве площадки для сооружения металлургического завода не был случаен, он был определен особенностями ЭГП города.
Какие особенности ЭГП определили удачный выбор Череповец для размещения здесь крупного металлургического комбината?
Один из крупнейших в России целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) расположен в пригороде Архангельска. Предприятие было построено в тайге в далекие 40-е гг. прошлого века на берегах крупной северной реки. Все прошедшие десятилетия предприятие успешно работало, в том числе и в трудный период становления рыночной экономики. Архангельский ЦБК выпускает более половины всего производимого в России картона и другой бумажной продукции. Столь успешное развитие комбината во многом обусловлено его выгодным географическим положением.
Какие особенности ЭГП Архангельска способствовали успешному развитию комбината?
Какие особенности природно-ресурсной базы и промышленности Волгоградской области обусловили выбор г. Волгограда для строительства алюминиевого завода? Укажите особенности природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности.
Чем можно объяснить размещение завода передельной металлургии в Комсомольске-на-Амуре?
Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили размещение на территории Карелии целлюлозно-бумажных комбинатов?
В России сосредоточена четверть мировых лесных ресурсов. Наша страна является крупным поставщиком круглого леса на мировой рынок: сейчас экспорт из России составляет почти половину мирового экспорта. Известно, что значительно выгоднее вывозить продукцию лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, чем круглый лес. За 8 - 10 лет экспорт лесопереработки можно довести до $20 - 25 млрд. Минпромэнерго одобрило пять инвестпроектов лесоперерабатывающих предприятий; объем инвестиций в каждый - 0,8-2 млрд. евро. Один из проектов - строительство целлюлозно-бумажного комбината в Кировской области.
Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Кировской области обусловили выбор этого региона для строительства целлюлозно-бумажного комбината.
В 2007 г. Магнитогорская металлургическая компания приняла решение о строительстве передельного металлургического завода в окрестностях Санкт-Петербурга. На первых порах предприятие будет выпускать 125 тыс. т различных металлоизделий, предназначенных для машиностроительных предприятий. В перспективе возможно значительное расширение предприятия до 300 тыс. т.
Чем объяснить выбор Санкт-Петербурга для размещения в его окрестностях предприятия передельной металлургии?
Кемеровское ОАО «Азот» - одно из лидирующих предприятий химической промышленности России. Предприятие производит более 40 наименований химической продукции. Одним изосновных видов продукции предприятия являются азотные минеральные удобрения.
Чем можно объяснить размещение производства азотных удобрений в городе Кемерово?
Объясните, какие особенности природно-ресурсной базы Костромской области обусловили выбор этого региона для строительства целлюлозно-бумажного комбината.
Прочтите текст и выполните задание Центрально-Черноземный район, сохраняя значение важной сельскохозяйственной базы страны, давно превратился в регион с высоким уровнем развития различных отраслей промышленности. Особую роль в хозяйстве района играет машиностроение, имеющее разнообразный отраслевой состав. В одном только Воронеже - крупнейшем городе района, производится более 100 видов машиностроительной продукции - от персональных компьютеров и самолетов, до тяжелых экскаваторов и оборудования для горнорудной промышленности. Фактором, ограничивающим промышленную специализацию района, является практически полное отсутствие собственных запасов горючих полезных ископаемых, дефицит водных и гидроэнергетических ресурсов.
Объясните, какие особенности ЭГП города Воронеж способствуют развитию в нем производства тяжелых экскаваторов и оборудования для горнорудной промышленности. Укажите особенности ЭГП.
Что определило размещение в городе Перми целлюлозно-бумажной промышленности?
Чем объясняется специализация предприятий машиностроения города Белгорода на производстве горно-шахтного оборудования?
Учащиеся должны знать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Учащиеся должны уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Оценивать и прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Примерный план ответа:
Объясните понятие или описание.
Приведите примеры.
Изложите основной материал.
Сделайте вывод.
При ответе используйте карту, если это необходимо.
Соблюдайте правило: «Всё, что называешь - показывай на карте; всё, что показываешь - называй».
Православная классическая гимназия
10 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География мира»
Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.
Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.
Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.
Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.
Географическая среда и ее роль в жизни человечества.
Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР.
Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
Общая экономико-географическая характеристика США.
Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
Общая экономико-географическая характеристика Японии.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
«Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
Машиностроение — ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
Общая экономико-географическая характеристика КНР.
Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
Практические задания:
Характеристика размещения хозяйства одной из стран мира (по выбору учителя).
Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.
Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
Характеристика по картам ЭГП страны (по выбору учителя).
Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
Объяснение по карте направлений основных грузопотоков нефти.
Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железных руд и стали.
Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка, сахара, кофе.
Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
Примерный план ответа:
Объясните понятие или описание.
Приведите примеры.
Изложите основной материал.
Сделайте вывод.
При ответе используйте карту, если это необходимо.
Соблюдайте правило:
Православная классическая гимназия
11 классЭкзаменационные вопросы по курсу «География мира»