Уровень трудности | Читательская грамотность | Уровень трудности | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность |
I уровень читательских умений | 1.Найти одну или несколько единиц информации, сообщенной в явном виде и отвечающей одному критерию. Искомая информация может не быть специально выделенной в тексте, но текст не содержит никакой или почти никакой конкурирующей информации. 2. Осознать простую мысль, которая в тексте подчеркнута несколько раз (часто с помощью иллюстраций), или интерпретировать одно предложение в коротком тексте со знакомым содержанием. 3. Определить основную мысль текста, понять отношения отдельных сообщений текста, построить или применить простые понятия, истолковать значение небольшой части текста. Искомая информация не выделена в тексте специально, но для ее понимания требуются простые мыслительные операции Примеры заданий: - выбрать правильный ответ; - дополнить предложения или резюме текста; - соотнести варианты ответов; - соотнести заголовки; - заполнить таблицу, диаграмму; - дополнить иллюстрацию информацией; - короткие ответы на вопросы | Низкий | Справляются с простейшими действиями, если задача имеет явно заданную ситуацию и дан пошаговый алгоритм решения. Решают задачи, в которых требуются прямое умозаключение на основе применения простейших алгоритмов, формул, действий, правил. | При выполнении заданий ученик: опираться на знания повседневного содержания и базовые процедурные знания для распознавания научного объяснения, интерпретации данных; использовать базовые или повседневные естественно-научные знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора данных; продемонстрировать базовые познавательные умения для распознавания вопросов, которые могут изучаться естественно-научными методами. Выполнять одношаговые процедуры: распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице. |
II уровень читательских умений | 1. Найти и связать несколько единиц информации, отвечающей нескольким критериям. Текст содержит конкурирующую информацию. 2. В тексте, содержание или форма которого незнакомы читателю, найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию. Текст содержит значительное количество конкурирующей информации. 3.Строить многочисленные умозаключения, сравнивать и противопоставлять, демонстрируя полноту, точность и детальность понимания всего текста и его отдельных частей. Интегрировать информацию из нескольких текстов. Иметь дело с незнакомым абстрактным и противоречивым содержанием. Формулировать общие понятия для его интерпретации. Примеры заданий: - развернуты ответы на вопросы - реконструкция текста/текстов - составление описание по предложенному плану | Средний уровень | Могут следовать подробному алгоритму решений, кратко аргументируя свои действия. Простейшие интерпретации результатов и базовые рассуждения. Ученики выбирают и объединяют информацию, проводят анализ практических задач. Используют ограниченный диапазон умений и могут рассуждать в прямом контексте, аргументируя действия. | Средний уровень задачи потребует от обучающихся использовать более сложные или более абстрактные естественно-научные идеи или понятия для объяснения комплексных явлений, событий и процессов на основе комплекса причинно-следственных связей; применить различные способы исследования предложенного им вопроса с научной точки зрения. |
III уровень читательских умений | 1. Найти и соединить множество единиц информации, лежащей в глубинных слоях текста, а иногда и за пределами сообщения текста. Текст содержит много конкурирующей и зашумленной информации. 2. Продемонстрировать полное и подробное понимание текста. Интерпретировать нюансы языка. Формулировать понятия для описания отношений между частями текста. Строить сложные умозаключения, связывая сообщения, разбросанные по всему тексту. Иметь дело с идеями, которые противоречат читательским ожиданиям. 3. Высказывать предположения на основе текста или критически оценивать сложный текст на незнакомую тему. При этом демонстрировать тонкое понимание связи текста и внетекстового знания. Строить оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения. Строить понятия для оценки текста с точки зрения его коммуникативных достоинств, например – пригодности для определенной аудитории Примеры заданий: - Соберите материал и предложите заметку о… - Кому адресована предложенная информация? Обоснуйте ответ. | Высокий уровень | Применяют математические концепции, проводят операции для решения незнакомых задач. Объясняют ход решения. Выбирают, сравнивают, оценивают, аргументируют стратегию решения. Ученики обобщают, используют информацию на основе своих исследований и моделирование сложных задач. Используют знания в нестандартном контексте. Продвинутое математическое мышление. | Высокий уровень задачи предполагает демонстрацию обучающимися способности применять более сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор, а также способность использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов; при интерпретации данных и использовании научных доказательств обучающимся потребуется отличать относящуюся к теме информацию, опираться на знания, полученные ими, в том числе вне школьной программы. |
IV уровень читательских умений | 1. Построение многочисленных умозаключений, сравнивать и противопоставлять, демонстрируя полноту, точность и детальность понимания всего текста и его отдельных частей. 2.Интегрировать информацию из нескольких текстов. Применять методику работы с незнакомым абстрактным и противоречивым содержанием. Формулировать общие понятия для его интерпретации. 3. Способность обнаружить детальное и точное понимание длинных и сложных текстов с незнакомым содержанием и формой, сравнивать несколько точек зрения и делать выводы, оценить взаимосвязь между конкретными высказываниями и мнением человека или выводами по проблеме, размышлять, сопоставлять утверждения из разных текстов. Примеры заданий: - развернутые или полные ответы на вопросы - реконструкция или восстановление текста/текстов - составление описание по предложенному плану | | | |
V уровень читательских умений | 1. Поиск и соединение множества единиц информации, лежащей в глубинных слоях текста, а иногда и за пределами сообщения текста. Текст содержит много конкурирующей и зашифрованной информации. 2. Показать полное и подробное понимание текста. Интерпретировать нюансы языка. Формулировать понятия для описания отношений между частями текста. Строить сложные умозаключения, связывая сообщения, разбросанные по всему тексту. Иметь дело с идеями, которые противоречат читательским ожиданиям. 3. Осмыслять текст, критически его оценивать, выдвигать собственные предположения, способность видеть различия между содержанием и его целью, способность оценить достоверность утверждений и выводов. | | | |
VI уровень читательских умений | 1.Формулировать предположения на основе текста или критически оценивать сложный текст на незнакомую тему. При этом продемонстрировать тонкое понимание связи текста и вне текстового знания. Заключать оценку одновременно по нескольким основаниям или с нескольких точек зрения. 2. Построить понятия для оценки текста с точки зрения его коммуникативных достоинств, например – пригодности для определенной аудитории 3.Способность интерпретировать множественные тексты и устанавливать связи между текстами, самостоятельно строить абстрактные понятия, привлекая фоновые и академические знания, давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему, выявлять расхождения и противоречия между текстами, делать выводы, выдвигать гипотезы на основании прочитанного Примеры заданий: - Сбор материала и предложение заметки о… - Кто выступает в качестве адресата предложенной информации? Обоснуйте ответ. | | | |