Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе «природный комплекс» интегрированный с уроком биологии «природные сообщества»»
УРОК ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ «ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ С УРОКОМ БИОЛОГИИ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
Автор Учитель географии и биологии Акимова Н.П, Иванова Н.В
Предмет: Урок географии и интегрированный с биологией.
Класс 6 класс
Часы 2 часа
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Тема Природно- территориальные комплексы
Цель: сформировать элементарное представление о природно- территориальных комплексах; показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории.
Задачи
Общеобразовательные: показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; научить выявлять природные комплексы окружающей территории
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; показать связь изучаемого материала с жизнью.
Формы работы фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Планируемый результат
ПознавательныеУУД: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу.
Личностные УУД: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД: высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Ход урока
Организацияучащихсянаурок
Проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний
Учитель биологии: Вопросы для фронтальной беседы:
1. Были вы в сосновом лесу? В еловом? Березовом?
2. Чем они отличаются?
3. Какие растения в этих сообществах?
4. В каких лесах больше птиц, насекомых, трав?
5. Обращали ли Вы внимания, на каких почвах произрастают различные виды деревьев и трав? Приведите примеры.
6. Как Вы думаете: одинаковое ли количество влаги и света необходимо для различных растений (кувшинки и кактуса, березы и рогоза)?
Учащиеся: высказывают свое мнение, перечисляя компоненты
Учитель биологии: Все верно вы назвали компоненты природы. А из этих компонентов состоят природно - территориальные комплексы
Учитель биологии: Откройте тетради и запишите тему урока «Природно – территориальный комплекс»
Учащиеся: формулируют цель урока
III. Изучениеновогоматериала
Учитель географии:
Ребята, откройте учебники и прочитайте определение ПТК, запишите его в тетрадь.
Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. Мы выяснили, что к природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или растительным сообществом.
Существуют различные классификации природных комплексов, с некоторыми из них мы вас познакомим.
Все ПК делятся на:
Природный комплекс
Глобальные
Локальные
Крупные
Зональные
Учитель географии: Приведите примеры природных комплексов
Учитель биологии:
Кроме того все природные комплексы или растительные сообщества
классифицируются на:
«Классификация растительных сообществ»:
Учитель биологии: А теперь я предлагаю вам привести примеры разных типов сообществ
Естественные и искусственные растительные сообщества
Растительные сообщества
Естественные
Искусственные
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
Учитель биологии: Предлагаем посмотреть виртуальную экскурсию в
санаторий «Ингала», и определить к какому типу сообществ он относится
https://www.youtube.com/watch?v=tKXuMXlzWMA
IV. Закрепление материала
Учитель географии: Ребята, а сейчас вы будете работать в группах, с помощью компьютеров, вы сможете познакомиться с природными комплексами Заводоуковского района.
1 группа: База отдыха «Ингала»
2 группа: Санаторий «Сосновый Бор»
3 группа: Колмаковский парк
4 группа: КРиММ Агрофирма
Каждая группа работает по плану:
Название природного комплекса
Место нахождения ПК, географическое положение
Определение естественный или искусственный комплекс
Описание
Влияние человека на ПК
Время на работу 15 минут
Учащиеся: представляют результаты работы в группе, остальные учащиеся записывают информацию
V. Рефлексия
Учитель биологии: Ребята, мы выслушали ваши выступления, а теперь подведем итог, вспомним, что относят к природным компонентам
Учащиеся: К природным компонентам относят рельеф, климат, воды, животные и почвы, растения.
Учитель биологии: Что такое природный комплекс? И природное сообщество?
Учащиеся: Ребята отвечают
Учитель биологии: У вас на партах кластер природного комплекса (Приложение 2). Вам необходимо заполнить пустые ячейки кластера.
Работа в парах. (2 минуты). Обсуждение результатов.
Учащиеся: В тетради вычерчивают кластер природного комплекса, показывая взаимосвязь компонентов природы в нем.
Домашнее задание:
Пользуясь цветными фотографиями, рисунками на листах бумаги формата А4 оформить природное сообщество
Приложение 1 (для работы учащихся в группе)
1 группа: Биатлонный центр «Сосновый Бор»
План описания
Название природного комплекса
Место нахождения ПК, географическое положение
Определение природно – антропогенный или антропогенный комплекс