Углубление географических знаний, умений и навыков учащихся через активизацию поисково-творческую деятельность.
Углубление географических знаний, умений и навыков учащихся через активизацию поисково-творческую деятельность.
В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Углубление географических знаний, умений и навыков учащихся через активизацию поисково-творческую деятельность.»
КГУ «Келлеровская СШ
им. И.М. Бережного»
Учитель: Литвиненко П.Н.
Тема: «Углубление географических знаний, умений и навыков учащихся через активизацию поисково-творческую деятельность.
В настоящее время все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Развивающее обучение включает в себя и уроки проблемного обучения, позволяющие выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности: -связь с современностью; -проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности; - роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям; - систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой. Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: « Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания - он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин». А. Дистерверг: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые вопросы. История учит, что все открытия от малого до большого - результат постоянного вопроса: «Почему?» И чем больше таких «что?», « как?», « почему?», «зачем?», «с какой целью?», «а что если…?» тем меньше равнодушия, инертности в работе учащихся, больше живого поиска и приятнее открытие нового.
Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.
Познавательная активность в наибольшей степени проявляется при выполнении учащимися самостоятельной работы, которая представляет собой вид учебной деятельности школьников с разными источниками знаний, протекает по заданию учителя с разной степенью самостоятельности и направлена на решение конкретных учебно-воспитательных задач.
Степень самостоятельности школьников определяется характером задания, уровнем затруднения, которое испытывают ученики при его выполнении. Задание может быть сформулировано к материалу лекции, рассказа, беседы, проведению наблюдения, опыта, практической работы или работы с учебником. Для развития познавательной активности необходимо постепенно усложнять задания.
Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе географии и ОБЖ включает в себя несколько этапов.
Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы следует, что проблемный вопрос должен быть: - сложным, сопряженным с противоречиями; - увлекательным, но соответствующим логике науки; - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов; - создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется: - через углубление проблемного вопроса; - через поиск разных граней его решения; - через сопоставление разных вариантов ответов.
3. Формы решения проблемных ситуаций: - дискуссия; - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера;
Основными отличиями их от уроков традиционных являются:
обязательное наличие проблемной ситуации;
максимальная для данного типа урока степень самостоятельности учащихся;
заинтересованность учащихся в поставленной проблеме.
Например на уроках географии при изучении темы «Атмосфера», «Климат материков», «Климат Казахстана», задаю проблемные вопросы: почему температура воздуха с высотой понижается? Почему и в каком направлении движется воздух? Какая погода будет летом, а какая – зимой в районах действия муссонов? От чего зависит сила ветра? Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары? Изменится ли климат Южной Америки, если горы Анды будут находиться на востоке материка? Почему самая низкая температура воздуха зимой находиться а в Восточной Сибири, а не на Северном полюсе?
Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведет учащихся к получению новых знаний. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождения разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса причинно – следственных связей.
Проследим эти этапы на примере решения следующей проблемы: учащимся 7 класса при изучении нового материала по теме «Внутренние воды Африки» предлагается по географическим картам атласа установить почему река Нил, протекая через пустыню Сахара летом не пересыхает, а становится полноводной?
На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно – следственных связей. Они знают, что реки летом мелеют, а в пустыне пересыхают. Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами.
На втором этапе учащиеся решают это противоречие с помощью выдвижения гипотезы. В нашем примере она формулируется следующим образом: река Нил, протекая через пустыню летом, когда теряется много воды на испарение и при отсутствии осадков становится полноводной.
Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Где и когда реки бывают полноводными? Какое питание у реки Нил? Через какие климатические пояса она протекает? Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся должны использовать знания, полученные ранее и установить откуда река берет своё начало? Через какие климатические пояса протекает? Таким образом, ответив на поставленные вопросы, учащиеся приходят к доказательству гипотезы, обосновывая её, имеющимися знаниями о режиме выпадения осадков в климатических поясах Африки.
Четвертый этап заканчивается решением проблемы и общим выводом, в котором изучаемые причинно – следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны явлений. Река Нил протекает через экваториальный пояс, в котором осадки выпадают круглый год, затем через субэкваториальный – осадки выпадают только летом и через тропический пояс – осадки почти не выпадают в течение года. Таким образом, режим Нила зависит от количества выпадения осадков в климатических поясах, через которые он протекает.
Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом использую другие методы обучения. К примеру, в ходе решения проблемной ситуации предлагаю учащимся систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Построение схем, рисунков позволяет отобрать наиболее важные знания, ключевые понятия, которые будут необходимы учащимся для самостоятельной работы. Опорная схема, рисунок – конспект показывает оптимальную логическую структуру изложения учебного материала, последовательность его осмысления. По мнению самих учащихся, схемы, опорные конспекты помогают им лучше и быстрее усваивать основной учебный материал и дать правильный развернутый ответ по изучаемой теме.
Таким образом, применение технологии проблемного обучения на своих уроках дает мне возможность развивать у школьников словесно-логическое и образное мышление, приучает думать, самостоятельно искать, находить решения, рассуждать, доказывать, применять старые знания в новых условиях, свободно общаться друг с другом, учителем. Активизация познавательной деятельности учащихся, свободная форма общения, сотрудничество на уроке способствует повышению интереса, повышает работоспособность и уменьшает их утомляемость.
1.Что называется горой? 2.Как различают горы по высоте и происхождению? 3.Чем отличаются горы высокие от низких?
Принцип систематичности контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Чтобы сформировать прочные знания и умения необходимо осуществлять контроль систематически. Используя различные формы контроля, я за урок успеваю опросить почти всех учащихся. Это приучает учащихся внимательно слушать на уроках, быть активными в беседе, постоянно готовить домашнее задание. Текущий контроль помогает устранить возникшие пробелы в усвоении нового учебного материала. Контроль, построенный на взаимном доверии, вызывает уважение к учителю и оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса к предмету. Для учета знаний и умений учащихся использую «Листы успеваемости». В «Листе успеваемости» к концу каждой темы должны быть заполнены все клеточки. Оценки выставляются за письменные, устные ответы, практические работы, а также полученные учащимися за зачёт.
Вопросы и задания к итоговому уроку получают вначале изучения темы, которые рассчитаны на разный уровень познавательной деятельности.
Проблема контроля знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников.
Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, их корректировку, фиксирование результатов. Контроль знаний и умений у школьников – одно из важнейших звеньев процесса развивающего обучение, с его помощью учитель выявляет качество знаний и умений учащихся, их достижения и ошибки.
Контроль выполняет и обучающие функции. Он позволяет учителю проследить движение учащихся по ступенькам знаний, выяснить причины отставания и помочь им в ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
Умело организованный контроль воспитывает у школьников такие качества личности, как трудолюбие, чувство долга и ответственность, помогает им осознать общественную и личную значимость своей учебной деятельности.
Отношения, складывающиеся между учителем и классным коллективом, а также между учителем и отдельным учеником, во многом определяет объективность контроля со стороны преподавателя. Объективная оценка знаний и умений, неформальный подход к оцениванию результатов работы вызывают уважение и доверие к учителю со стороны ученика.
Ещё одна важная функция контроля – развивающая. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся. В процессе контроля развивается речь, память, внимание, воля и мышление школьников. На своих уроках при проверке знаний и умений учащихся использую магнитофон. Это даёт мне возможность увеличить плотность опроса, повысить ответственность учащихся за подготовку к урокам, развивать монологическую речь объективно оценивать знания, экономить время. Каждый учащийся может прослушать свой ответ, сам оценить свои знания и провести их коррекцию.
Уроки контроля и оценки знаний учащихся провожу в форме зачёта, тестирования, устного опроса, письменных и практических работ, игры, контрольного учебно-практического занятия.
Сочетание организационных форм контроля на уроке осуществляю многовариантно: фронтальный контроль (работа класса над выполнением одного задания самостоятельно или под руководством учителя) может предшествовать индивидуальному (самостоятельное выполнение заданий учениками), или наоборот.
Формы контроля выбираю с учетом индивидуальных особенностей школьников, уровня их подготовки, от степени сложности учебного материала. Если учебный материал усвоен всеми учащимися, то провожу фронтальный устный опрос.
При тематическом контроле чаще всего осуществляю индивидуальный опрос с целью привлечь внимание учащихся к узловым вопросам темы, требующим анализа и обобщения знаний.
При групповой форме контроля выполнение общего задания предполагает сотрудничество узкого круга учеников (3-4 человека). Во главе группы назначаю помощника учителя. Работу в группе строю на основе самоуправления. При этой форме контроля каждая группа учащихся имеет возможность выбрать определенный темп работы, дети приобретают опыт общения друг с другом, формируются такие важные качества, как самоконтроль, а также умение объективно оценивать работу другого.
В своей работе я использую, как тесты, которые печатаются в различной специальной и методической литературе, так и составленные мною.
Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменить традиционные методы педагогического контроля, а должно лишь в некоторой степени дополнить их.
Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Она связана с необходимостью ускорения научно-технического прогресса требующего широкого применения вычислительной техники в различных сферах производства, науки, управления, быта. Не касаясь всех сторон многогранной проблемы компьютерного всеобуча, выделю одну, ограниченную рамками школьного предмета – географии и ОБЖ. Перед учителем, который собирается использовать возможности компьютера в своей педагогической деятельности, всегда возникают вопросы:
Целесообразно ли использовать компьютер как средство обучения географии?
Сможет ли он заменить учителя, в какой степени и на каком этапе урока?
Какие дидактические функции можно возложить на компьютер?
Какой эффект следует ожидать от применения ЭВМ в обучении школьников?
Используя в своей работе компьютер, я получил ответы на эти вопросы и сегодня могу сказать об областях применения компьютера на уроках географии:
Это банк справочного материала, который заложен по всем темам школьной программы, способный выдать учителю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу;
Средство управления учением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации (модульные уроки);
Тренажер для учащихся при овладении ими определенных знаний и умений (программа по определению координат, построение диаграмм облачности и осадков, тесты и проверка номенклатуры);
Контролирующие программы дают возможность учащимся оценивать свою учебную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Проверка знаний при компьютерном обучении проводится автоматически, что экономит время и позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.
Средство организации игровой ситуации, позволяющее придать обучению повышенный познавательный и практический интерес, ввести элементы проблемного изучения (моделирование последствий изменения величины водоемов, осушения болот и т.п.);
Средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика.
Это далеко не полный перечень тех возможностей, которые может дать компьютер в обучении географии. Применение ЭВМ в учебном процессе связано с проблемой программного обеспечения и недостатком современных технических средств обучения.
Хотя использование компьютерных технологий наряду с другими современными технологиями позволяют сократить объём домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся.