Просмотр содержимого документа
«Удостоверяющее, что автор»
Введение.
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них – технологическая – предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия – гуманитарная – призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии – экологическое образование и воспитание, ведь никакие технологические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно реагировать на экологические проблемы.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию гласит, что «важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место в этом принадлежит молодежи, которой должны быть гарантированы безопасное будущее и возможность участие в принятии решений».
Предоставить возможность решать проблемы, однако, еще не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от человека выполнения ограничений экологического императива, необходимо научить его принимать грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро, что нашла отражение в работе нашего экологического клуба «Звёздные экологи».
Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина.
В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, знания о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитывать школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России.
Великие педагоги Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка. Против потребительского отношения к природе, а также формального ее изучения выступали русские революционеры – демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. Ими подчеркивалось влияние полноценных знаний о природе на формирование нравственных качеств личности, определяющих поведение детей в природе и обществе. Великий русский педагог К.Д.Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.
В.А.Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.
В работах А. Н. Захлебного и И. Т. Суравегиной особое внимание обращается на формирование у школьников бережного отношения к природе. Появляется новое понятие – экологическое образование и воспитание, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладениями учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.
При этом необходимо использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания: следует не только вооружить учащихся научно – теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.
Экологическая культура человека – это утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально – экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу.
Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, разъяснением и пропагандой законов о ее охране.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении состояния окружающей среды, не допускает ее загрязнения.
Тем самым отношение к окружающей природе выражается в следующих характеристиках личности:
готовности к ответственному поведению в окружающей среде в соответствии с моральным долгом;
способности осуществить экологически грамотные действия, занимать активную гражданскую позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
семья;
детские дошкольные учреждения;
школа;
внешкольные воспитательные учреждения;
воспитательная работа в летний период;
средства массовой информации;
самовоспитание.
Основная часть
Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.
И.Д. Зверев определяет цель природоохранительного образования как формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно – трудовой деятельности.
Экологический клуб «Звёздные экологи» создан при «МАО ДО СДЮиТ». В объединение приходит молодое поколение от 7 до 16 лет. У объединения есть своя символика.
Цель клуба: воспитание толерантного мировоззрения, бережного отношения к природе и окружающему миру, помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, развития способностей детей
Основные положения учебного экологического клуба:
- в основе экологических проблем лежат противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей природной среды;
- решение экологических проблем может быть эффективным только при участии специалистов (законодательной и исполнительной власти, экологов, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований;
- для стимулирования активности в процессе принятия решений используются специальные методы (дерево решений, мозговой штурм).
Задачи:
- развитие гражданской позиции и общественной активности;
- развитие ораторского искусства;
- пропаганда здорового образа жизни;
- приобретение умений и навыков грамотного поведения в природе, со сверстниками, в семье;
- выявление, развитие творческих способностей, самоопределение одаренных детей;
- профессиональная ориентация;
- помощь в трудной жизненной ситуации.
Реализация задачи целей, как решения любой проблемы, осуществляется в несколько этапов:
Выявляется проблема (поиск противоречий – в чем проблема?)
Анализ (выяснение причин и прогнозирование – что происходит?)
Варианты, способы решения проблемы (что и каким образом можно изменить?)
Выбирается решение (что сделаем?)
Реализуется решение.
Анализируются последствия (что изменилось?)
В процессе решения реальных проблем этапы могут объединяться, какой-то из них требует больше времени и сил, какой-то меньше. Важно лишь иметь в виду, что ни один из них не может быть проигнорирован.
Клуб «Зеленый дом» решает экологические проблемы в форме акций.
Каждая акция имеет разработанный план, который включает общие положения:
- цель (для чего нужны ваши действия)
- задачи (что нужно сделать для достижения цели)
- ожидаемый результат (что изменится в окружающей среде)
- требуемые ресурсы, материалы, оборудование.
За выполнением работы отвечает команда сотрудников и единомышленников из учащихся 9-11 классов.
Цель каждой акции – достижение конкретных положительных изменений (улучшений) в окружающей среде.
В ходе планирования акции прогнозируется ожидаемый результат – что конкретно изменится к лучшему в ходе акции, а также устанавливаются критерии, по которым будет оцениваться проделанная работа.