В расположении природных зон отчетливо прослеживается широтная зональность, что связано с равнинным рельефом, расположением материка между тропиками, неравномерным распределением осадков. В бассейне Конго и вдоль побережья Гвинейского залива растут влажные вечнозеленые экваториальные леса. В условиях жаркого и равномерно влажного климата в верхнем слое горных пород происходят химические процессы, образующие соединения, богатые железом и алюминием. При этом почвы приобретают красную или желтую окраску, за что их называют красно-желтыми ферраллитными. Они не отличаются плодородием, так как органические вещества разлагаются быстро, но накапливаться не успевают, а поглощаются растениями или вымываются обильными осадками. Растительный покров формируется в условиях высокой влажности, обильных осадков, однако растения хорошо приспособились к этим условиям: образуют много ярусов, имеют жесткие, плотные, часто блестящие листья, корни-подпорки и т.д. Разнообразие видов растений огромно, много пород деревьев, обладающих ценной древесиной и съедобными плодами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создать условия для воспитания бережного отношения к природе
Научить определять особенности природных зон; узнать природу Африки;
Составлять словарики; готовить презентацию и пользоваться Интернетом.
Основополагающий вопрос или гипотеза
Разнообразие природы – случайность или закономерность?
Проблемный вопрос:
Как живым организмам выжить в Африке?
Частные вопросы (в рамках учебной темы)
Темы исследований
Что можно увидеть, услышать, почувствовать во влажном экваториальном лесу?
Прогулка по гилее
Почему Африку считают «колыбелью» человечества?
Человекообразные обезьяны
Как растения и животные саванн приспосабливаются к условиям обитания?
По дорогам саванны
Какова взаимосвязь компонентов природы тропических пустынь?
Великая страна жажды
Какое растение называют «царицей оазисов»?
Финиковая пальма
Какое растение является символом саванны?
Баобаб – символ саванны
Какие группы животных преобладают в саванне?
В мире травоядных и хищников
Какое животное называют «кораблём пустыни»?
Верблюд – «корабль» пустыни
Какую пустыню и почему называют «пустыней туманов»?
Пустыня Намиб
Каковы последствия деятельности человека в Африке?
Экологическая ситуация в Африке
Что такое оазис?
Африканские оазисы
Этапы проекта:
Название этапа
Сроки
Ученик
Педагог
Подготовительный
1 урок по теме «Африка»
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
Создание проблемной ситуации.
Проектировочный
2 урок по теме «Африка»
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
Координация работы.
Практический
2 недели между 2 и 5 уроками
Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.
Координация работы.
Контрольно-коррекционный
5 урок
Самооценка.
Координация работы.
Заключительный
6,7,8 уроки
Представление (презентация) проекта.
Игра «Африканское сафари»
Координация работы. Создание портфолио проекта.
Аннотация проекта:
На кого рассчитан проект.
Проект рассчитан на учащихся 7 класса.
Обоснование выбора темы с учетом УМК
Тема проекта соответствует требованиям УМК по географии 7 класса БУП-2004, Примерной программы по географии.
Продолжительность (часы, дни, недели)
5 недель
Итоговое завершение проекта
Представление итогов проекта (презентаций и публикаций учащихся) на уроках географии по теме «Природные зоны Африки», участие в игре «Африканское сафари»
Обоснованность выбора темы
В расположении природных зон отчетливо прослеживается широтная зональность, что связано с равнинным рельефом, расположением материка между тропиками, неравномерным распределением осадков. В бассейне Конго и вдоль побережья Гвинейского залива растут влажные вечнозеленые экваториальные леса. В условиях жаркого и равномерно влажного климата в верхнем слое горных пород происходят химические процессы, образующие соединения, богатые железом и алюминием. При этом почвы приобретают красную или желтую окраску, за что их называют красно-желтыми ферраллитными. Они не отличаются плодородием, так как органические вещества разлагаются быстро, но накапливаться не успевают, а поглощаются растениями или вымываются обильными осадками. Растительный покров формируется в условиях высокой влажности, обильных осадков, однако растения хорошо приспособились к этим условиям: образуют много ярусов, имеют жесткие, плотные, часто блестящие листья, корни-подпорки и т.д. Разнообразие видов растений огромно, много пород деревьев, обладающих ценной древесиной и съедобными плодами. В лесах встречаются несколько видов пальм, в том числе масличная. Растут фикусы, древовидные папоротники, кофейное дерево, банан, многочисленные лианы. Животный мир лесов тоже чрезвычайно разнообразен. В лесной подстилке и рыхлой почве множество микроорганизмов и беспозвоночных, под пологом леса обитают лесные свиньи, мелкие копытные (оленек), лесные слоны, близкие к жирафам окапи, у водоемов – карликовые бегемоты, встречаются гориллы. Многие животные обитают на деревьях: обезьяны (мартышки, шимпанзе и др.), птицы, грызуны, насекомые. Самый крупный хищник – леопард. Широко распространены муравьи и термиты. Экваториальные леса сменяют переменно-влажные леса, а затем начинаются саванны. Саванны занимают около 40% площади континента. Саванны характеризуются сочетанием травяного покрова с отдельными деревьями или их группами, зарослями кустарников. Смена сухого и влажного сезонов года в саваннах связана с передвижением воздушных масс. Почвы здесь плодороднее, чем во влажных экваториальных лесах, перегной накапливается в сухой сезон, формируются красно-бурые почвы. Древесная растительность представлена баобабами, акациями с зонтичными кронами, мимозами, пальмами. В сухих саваннах растут древовидные молочаи, алоэ с мясистыми колючими листьями. Вдоль рек тянутся галерейные леса. Обилие травянистой растительности – условие существования многих видов копытных животных: антилоп, буйволов, зебр, носорогов .В саваннах обитают слоны, жирафы, бегемоты; много хищных - львы, гепарды, леопарды, гиены, шакалы; из птиц встречаются страусы, марабу, птица секретарь и др. Много термитов, сооружающих прочные высокие постройки. Тропические пустыни и полупустыни занимают на материке тоже огромные площади (около 30%) . Климат засушливый, дожди нерегулярны и случаются эпизодически. Воздух сухой, температура высокая днем, резко снижается ночью; часты пыльные и песчаные бури. Растите6льность встречается редко, а местами отсутствует вовсе. На севере континента лежит величайшая пустыня Земли – Сахара, на юго-западе материка – бесплодная пустыня Намиб. Почвы в пустынях не образуют сплошного покрова, содержат мало органических веществ, но много минеральных солей. В тех местах, где грунтовые воды близко подходят к поверхности, развивается богатая растительность. Это оазисы. В пустынях растительность скудная, сплошного покрова не образует, хорошо приспособилась к жизни в сухих условиях. Растут пучки трав, колючие кустарники, на камнях – лишайники. В оазисах Сахары распространена финиковая пальма. В полупустынях Южной Африки растет своеобразное растение – вельвичия. Она имеет короткий ствол (50 см) и очень длинные листья (от 3 до 8 м), растущие в течение всей жизни, которая длится несколько столетий, а у некоторых экземпляров 2000 лет и более. Своеобразен и животный мир этой зоны. Одни животные могут подолгу обходится без воды, другие способны преодолевать огромные расстояние в ее поисках. Для пустынь характерны мелкие антилопы, змеи, ящерицы; в Сахаре водятся гиены, шакалы, львы, страусы.Зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников занимает крайний север и юг материка. Количество осадков меняется по сезонам, лето жаркое, а зима теплая и влажная. В этих условиях сформировались плодородные коричневые почвы.
Актуальность проекта.
На наш взгляд, сложно рассуждать, насколько актуальна эта тема: ровно настолько, насколько актуальна любая другая тема, посвященная изучению прирды материка имеет склонность к развитию и осваиванию новых регионов планеты. Причем, природа многогранна, что может служить объектом исследования для практически любой науки, имеющей отношение к изучению взаимоотношений человека с природой. Изучение растительного и животного мира позволит лучше узнать не только материк Африку, но выяснить особенности всей флоры и фауны нашей планеты. Изучение природы в целом поможет нам изучить материк в целостности, сделать выводы о влиянии различных природных факторов, но и деятельности человека.
Объект исследования: природные зоны Африки.
Предмет исследования: разнообразие флоры и фауны в природных зон Африки
Гипотеза: разнообразие природы – случайность или закономерность?
Цель проекта: выяснить особенности природы Африки.
Образовательные цели: Продолжить формирование «образа» Африки;
Способствовать формированию представления о природных зонах Африки, факторах их размещения, приспособлениях организмов к условиям жизни. Развивающие цели: Способствовать формированию информационной культуры; развитию логического мышления;
Создать условия для воспитания бережного отношения к природе
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
-Научить определять особенности природных зон; узнать природу Африки;
-Составлять словарики; готовить презентацию и пользоваться Интернетом Проблемный вопрос: Как живым организмам выжить в Африке?
Тип проекта:
по деятельности – ознакомительно-ориентировочный (информационный);
по предметно-содержательной области -география;
по количеству участников проекта – личный;
по широте охвата содержания – внепредметный;
по времени проведения – продолжительный;
по характеру контактов (степени охвата) – в рамках класса и школы.
Методы, использованные в работе над проектом:
поисковый, картографический,.
Форма представления проекта: презентация по природным зонам и игра
« Африканское сафари»
Ожидаемые результаты проекта: Представление итогов проекта (презентаций и публикаций учащихся) на уроках географии по теме «Природные зоны Африки», участие в игре «Африканское сафари». Использование подготовленного материала для проведения внеклассных мероприятий по географии. Использовать игры при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Этапы проведения проекта.
1этап: Подготовительный. Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Определение темы, выбор проблемы, уточнение целей.
Был создан план мероприятий проекта, определены возможные источники информации.
2этап: Проектировочный. Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. Получение заданий по группам.
3 этап: Практический
1. группа-сбор материала и составлениеСловарь терминов и понятий по теме «Африка» и биологического словаря по теме Африка» (приложение №1).
2. группа-сбор материала и составление диктанта по теме «Природные зоны Африки» ( приложение №2)
3. группа «Саванны Африки» (приложение №3)
4. группа- подбор материала и создание презентаций по темам № Влажные экваториальные леса Африки», « Саванны Африки», «Тропические пустыни Африки» (приложение №4)
4 этап: Контрольно-коррекционный
Самооценка деятельности, доработка подготовленных материалов. Выступление на уроках.
5 этап: Заключительный. Представление итогов проекта (презентаций и публикаций учащихся) на уроках географии по теме «Природные зоны Африки», участие в игре «Африканское сафари».
Описание игры «Африканское сафари»
Результаты проекта
Итак, подойдя к заключению работы, резонно было бы оценить деятельность по выполнению проекта и сделать практические выводы.
1. Исследована тема «Природные зоны Африки», произведён сбор и анализ информации по данному вопросу.
2. Составлен и осуществлен план мероприятий по выполнению проекта.
3. Выяснено отношение учащихся к теме проекта посредством социального опроса.
4. Подготовлена презентация и игра по теме проекта.
5. Для осуществления проекта привлечены обучающиеся 7 «г» класса и 10 «В» класса лицея № 7 .
6. По результатам исследования можно сделать вывод, что гипотеза полностью подтвердилась.
7. В результате беседы с учащимися 7 «Г» класса можно сделать вывод, что ожидаемый результат нашел свое подтверждение – среди учащихся данного класса изменилось представление о природе Африки.
8. Сформулированы практические выводы, которые состоят в том, что:
- изучение географии с помощью проектов –это занимательно;
- это увлекательно и познавательно;
- играть это всегда интересно;
- соревноваться и побеждать это здорово.
Источники информации.
1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов» 7 класс. М.: Просвещение, 2012
Береговая линия - граница материка и омывающих его вод морей и океанов. Может быть сильно и слабо изрезанной.
Влажные экваториальные леса - природная зона экваториального пояса, отличающаяся постоянно жарким и влажным климатом, богатой, разнообразной и многоярусной растительностью вечнозеленого характера, каулифлорией, обилием эпифитов.
Внутренние воды - воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озёра, болота, ледники, водохранилища и другие.
Внутренний сток (бессточный бассейн) - бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.
Выветривание физическое - разрушение горных пород на обломки в результате растрескивания при резких колебаниях температуры.
Высокая Африка - восточная и южная часть материка с преобладанием высот от 200 до 1000 м.
Галерейные леса - пойменные леса, произрастающие узкой полосой вдоль рек за пределами лесной зоны.
Географическое положение материка - положение географического объекта, в данном случае материка, по отношению к важнейшим линиям географической сетки карты: экватору, тропикам, полярным кругам, начальному меридиану, а также по отношению к другим объектам - материкам и океанам.
Дельта - форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчлененная сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита L\. - «дельта».
Заповедник - природная территория, в пределах которой весь природный комплекс полностью и навечно исключён из хозяйственной деятельности и находится под охраной государства.
Засуха - длительный период (до 2 и более месяцев) с малым количеством осадков, высокой температурой и низкой влажностью.
Кальдера - впадина в форме котла, с крутыми склонами и ровным дном, образующаяся в результате провала вершины вулкана.
Каулифлория - развитие цветков, а впоследствии и плодов непосредственно на стволе и ветвях дерева. Характерная черта растительности влажных экваториальных лесов. Примеры - какао, хурма.
Колонизация - насильственный захват больших районов Африки европейскими государствами и подчинение коренных народов.
Колония - страна или территория, которая находится под властью другого государства, лишена политической и экономической самостоятельности.
Коренное население, аборигены - исконное население какой либо территории.
Крайние точки материка - географические объекты, ограничивающие материк с севера, юга, запада и востока.
Ксерофиты - растения, приспособленные к жизни в засушливых районах.
Многоярусность - одна из характерных черт влажных экваториальных лесов, выражающаяся в слoжной вертикальной структуре, насчитывающей более 5 ярусов.
Низкая Африка - северная и западНаЯ части материка с преобладанием высот от 0 до 500 м.
Подземные воды - воды, находящиеся в верхней части земной коры в жидком, газообразном или твердом состоянии.
Подсечное земледелие - примитивная система земледелия, при которой в результате вырубки или выжигания освобождается от естественной растительности участок леса или саванны. В течение 2-3 лет он дает хорошие урожаи посеянных культур, после чего теряет свое плодородие; тогда участок забрасывают и осваивают новый.
Природно-территориальный комплекс (ПТК) - сочетание компонентов природы на определенной территории, в результате чегоони образуют сложно взаимодействующую и неразрывную систему.
Пришлое население - группа людеЙ, переселившаяся на уже заселённую территорию.
Работорговля - насильственный захват коренных народов негроидной расы и их продажа в Европу и Америку в качестве рабов для работы на плантациях.
Разлом - нарушение сплошного размещения горных пород, по размерам от микроскопических до гигантских.
Рифтовая зона - очень крупная, линейно вытянутая система разломов в земной коре, представляющая собой чередование горстов и грабенов и имеющая протяженность в тысячи километров.
Саванна - природная зона субэкваториального пояса, отличающаяся четкой сменой сухого и влажного сезонов; господствомтравянистой растительности, сочетающейся с одиночными деревьями и кустарниками и галерейными лесами; очень богатым и разнообразным животным миром.
Серир - щебнистые и галечные участки пустынь в Африке. В Алжирской Сахаре носят название «реги».
Солончаки (себхи) - сильно засолённые почвы, возникающие подвоздействием неглубоко залегающих солёных вод и распространённые в Сахаре.
Стихийные природные бедствия - катастрофические природные явления и процессы, которые могут вызвать человеческие жертвы и принести материальный ущерб.
Субтропический климат - климат севера и юга Африки, расположенных в субтропическом климатическом поясе. Характерны жаркое сухое лето и теплая влажная зима.
Субэкваториальный климат - климат районов Африки, между 15-20°с. ш. и 15-20° ю. ш., расположенных в субэкваториальном климатическом поясе. Характерны два ,сезона - сухая зима и влажное лето при постоянно высокой температуре (+20...+25° С).
Суккуленты - многолетние растения способные запасать влагу в листьях или стеблях.
Транзитные реки - реки, протекающие через несколько климатических поясов. Их режим часто не соответствует природным условиям территории по которым они протекают, так как их формирование происходит в других областях.
Тропический климат - климат районов Африки, между 20° и 30° с. ш. и 20° и 30° ю. ш., расположенных в тропических широтах. Характеризуется жаркой и сухой погодой с большими суточными колебаниями температуры и частыми пыльными бурями. Ярче выражен в Северном полушарии.
Хамада - каменистые пустыни в Сахаре.
Экваториальный климат - климат районов Африки (бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива), расположенных в экваториальном климатическом поясе. Характеризуется постоянно высокой температурой и большой влажностью, почти ежедневными сильными ливнями и грозами.
Эпифиты - растения, не имеющие связи с почвой. Обитают на стволах и ветвях других растений, используя влагу и минеральные вещества осадков и пыли. Широко распространены во влажных экваториальных лесах.
Эргu - песчаные пустыни в Северной Африке.
№2
Диктант по теме «Природные зоны Африки»
I в. II в.
Запись на доске (на слайде): А - влажные экваториальные леса - М
Б - саванны - Н
В - тропические пустыни - О
Последовательность диктовки:
Почвы красно-жёлтые ферраллитные.
Большие суточные и годовые амплитуды температур вызывают сильное физическое выветривание.
Растения растут в несколько ярусов.
Растут травы, среди которых встречаются баобаб, зонтичная акация.
Кое-где растёт финиковая пальма.
Травы и кустарники из-за темноты развиты слабо.
Почвы красно-бурые, плодородные.
Большинство животных обитает на деревьях.
Постоянно дуют сильные ветры. Растительность очень скудная.
Преобладают быстробегающие, травоядные животные, много хищников.
Почвы почти отсутствуют.
Растут пальмы, бананы, лианы, красное и чёрное деревья.
Обитают птица-секретарь, марабу, страус.
Преобладают пресмыкающиеся, много насекомых, в том числе ядовитых.