Данная разработка урока по географии предназначена для 5-6 класса. Разработка представлена в соответствии с ФГОС. Тема урока- "Реки". Данное занятие способствует формированию всех видов универсальной учебной деятельности (УУД). На протяжении всего занятия сопровождается подробной мультимедийной презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приступая к работе по экологической составляющей предмета географии в 5 классе по теме: «Реки», я поставила перед собой цель.
Целью данного урока является формирование представления о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа, а так же создать условия для формирования у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы.
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое.
Данная разработка урока по географии предназначена для 5 класса. Разработка представлена в соответствии с ФГОС. Тема урока- "Реки". Данное занятие способствует формированию всех видов универсальной учебной деятельности (УУД). На протяжении всего занятия сопровождается подробной мультимедийной презентацией.
Экологическая составляющая предмета географии.
Успех в экологическом образовании и воспитании школьников, по моему мнению, во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
В своей практике я использую различные формы и методы экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ, моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, экскурсии Что касается требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, отметим, что экология как самостоятельная предметная область или учебный предмет в Стандарте не представлена. Экологическая составляющая включена в другие учебные предметы. При этом обращает на себя внимание следующий факт: на первое место по экологической нагрузке вместо ожидаемой биологии вышла география. Известно, что экология зародилась, и долгое время развивалась в рамках биологии и сейчас еще часто ассоциируется с биологией (раздел «Экологические системы» сейчас изучается в курсе общей биологии). В новом Стандарте нашло свое отражение понимание того, что география как наука комплексная, рассматривающая взаимодействие человеческого общества со всеми сферами Земли, со всеми компонентами природы, в первую очередь, ответственна за решение глобальных экологических проблем.
В требованиях к освоению географии находим пять позиций, включающих явную экологическую составляющую:
• «формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования»;
«формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах»;
«овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров»;
«формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды…»
«формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде».
Перечисленные требования являются ориентиром введения экологической составляющей в содержание примерных и рабочих программ по географии и в конечном счете в содержание уроков, вне учебных мероприятий.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, сложившаяся в стране, крае, районе, селе в настоящее время, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Заключение
1. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
2. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
4. Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.
Очень приятно, что есть в нашей губернии организации и люди, которым не безразличны проблемы экологического образования детей. Не секрет, что экологическая культура нашего населения не на высоте. И если все граждане наши и их дети будут следовать девизу Союза юных экологов «Войди в природу, как в храм» - окружающая среда будет благоприятной для жизни и радости!
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Болдырева Е.Н.
Класс: 5-6
Тема урока: Воды суши. Реки
Тип урока: комбинированный
Задачи: Образовательные: .сформировать понятия «река», исток», «устье», «длина реки», «приток», «речной бассейн», «речная система», «равнинная река», «горная река» 2..раскрыть роль рек в природе и жизни человека; Развивающие: 1.способствовать развитию аналитического ума, географического мышления; 2.способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы; 3.способствовать развитию читательской грамотности учащихся, 4.способствовать развитию речи учащихся. Воспитательные: 1.способствовать воспитанию эстетического вкуса 2.воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.
3. способствовать воспитанию экологической культуры.
6. Планируемые результаты:
А) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях,
частях речной системы , видах рек относительно рельефа.
Б) мета предметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
7. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Проверяет готовность класса к уроку. Приветствие. Психологический настрой. Пожелание плодотворной работы.
Готовятся к уроку, приветствуют учителя
-
2. Актуализация знаний
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (вода)
Отгадайте эту загадку.
Ребята, мы с Вами сегодня на уроке и на последующих уроках узнаем какие виды проявления воды есть на Земле. Как они отличаются друг от друга
Без воды не может существовать ничто живое на Земле. Человеку нужна какая вода? Правильно чистая, пресная вода, которая составляет около 2 % гидросферы.
Обратите внимание, рядом с чистой водой какая? Экологическая проблема №1, мусор. А мы с вами можем помочь водоёмам? Как?
Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.
Давайте подумаем, какие виды вод суши мы знаем?
Читаю стихотворение.
Из недр Земли забил родник
Ручьем хрустальным ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут-
И вот уже рекой текут.
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он обмоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Ребята, обратите внимание на слова Виктора Гюго, о чём он нам пишет?
Сегодня на уроке мы с вами разберем один из видов воды на суше –это реки. Попытаемся разобраться, что это такое, из каких частей река состоит, как питается…
Открываем тетради записываем тему урока.
Вспоминают материал по курсу природоведения 5 класса
Отгадывают (вода)
Отвечают чистая пресная вода. Одновременно появляется на слайде презентации
Отвечают и делают выводы.
Делают предположение, называя реки, озера, болота, ледники, пруды и т.д.
Делают предположение, называя (река)
Записывают в тетрадь число и тему урока
(Одновременно появляется на слайде презентации)
Сл. №1
Сл.№2
Сл. №3
Сл.№4
3. Целеполагание и мотивация.
Вот эти пункты плана и будут нашими с вами основными опорными пунктами работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.
Настраиваются на урок.
Сл.№5
4. Изучение нового материала
Ну, а знакомство с рекой мы начнем с очень красивого стихотворения
Речка, синяя вода!
Ты скажи, бежишь куда?
И зачем ты так спешишь,
Плещешь пеною, шумишь?
Отвечала нам река:
Я бегу издалека,
Я спешу, я тороплюсь,
В океан большой вольюсь,
Растворюсь там в глубине,
На просторе вольно мне!
Потому так и желанна
Бесконечность океана.
(опережающее домашнее задание).
А что же такое река? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)
( Река – это водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом)
Русло расположено на дне более широкого углубления, которое называется речная долина
А теперь откроем атласы и найдем физическую карту полушарий. Давайте посмотрим как реки обозначены на карте
Назовите названия рек, которые вы увидели
Река начинается с маленького источника и впадает (как видно из стихотворения) в другой водоём.
Как же называется то место откуда начинается река и то место , куда она впадает?
Давайте обратимся к карте физической России и ответим на вопрос откуда же начинается река Волга и куда она впадает?
Исток-начало реки.
Устье-место впадения реки в другую реку или океан.
Давайте запишем в тетрадь эти два определения
Все, что вы мне назвали устье , исток, можно применить на схеме нашей реки Бакурка? На столах у вас карточки.
Бакурка - в Аткарском и Екатериновском районах, левый приток Сердобы. Длина 69 км. Берет начало на востоке села Екатериновка у Юматовки. Впадает в Сердобу близ с Бакуры. Основные притоки: правый — Казачка, левый — Крутояр
Отметьте исток и устье на схеме.
Ребята, река течет по прямой или нет.. у нее есть маленькие речки , которые дают ей свою воду?
Как вы думаете , как это маленькие речки называются?
Главная река и ее притоки образуют речную систему
Давайте посмотрим на физическую карту России и ответим на вопрос - есть ли притоки у реки Лена?
Но вода стекает в реку с определенного участка земной поверхности , именно данный участок называется бассейном реки
Граница, разделяющая соседние речные бассейны называется водораздел
По тому, в какой местности протекает река все реки делятся на два вида равнинные и горные
Составим схему в тетрадь
Как вы думаете, как можно описать горную реку, а как равнинную.
Дополняем схему характеристиками
А теперь посмотрите на слайд. Практическая работа.
Обсуждение проблем загрязнения водоемов.
Послушайте стихотворение:
Речушка вдоль околицы текла.
Не огромная …
Но мы любили, дети,
Её –она ведь первою была
Для нас, и значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез,
Как будто люди целью задались
Убить ее- и своего добились.
Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?
(мнение детей)
Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?
Решение проблем?
Продолжение данной темы мы рассмотрим на следующем уроке. Давайте посмотрим, что же Вы запомнили из сегодняшнего урока
Слушают стихотворение
Дают определение реки и записывают его в тетрадь.
Запись в тетради
Синей линией –ответ детей
Высказывают версии (исток и устье)
Определяют по координатам исток реки
С Восточно – Европейской равнины в Каспийское море
Делают записи в тетради
Слушают учителя, рисуют схему себе в тетрадь.
Отмечают.
Дают ответы (притоки)
Записывают определение речной системы в тетрадь
Ответы учащихся –да есть , Вилюй…
Записывают определение речного бассейна и водораздела в тетрадь
Зарисовывают схему
Дети высказывают свое мнение
Выполняют работу.
Работают в группах.
Называют причины
Строить очистные сооружения, использовать
новые технологии и культурный отдых на воде.
Сл.№ 6
Сл.№ 7
Сл.№ 8
Сл.№ 9
Сл.№10
Сл.№11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
5. Закрепление
Работа в парах за партой (рассказать материал урока друг другу, используя опорный конспект в тетради).
Работают в парах за партой.
6. Рефлексия
А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.
А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки , которая соответствует вашей оценке на уроке ( карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3» Откройте дневники запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.
Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)
(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)
Оценивают ответы друг друга.
Оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание
.
7. Домашнее заданиена выбор:
Параграф 35, сочинить стихотворение о реке. Нанести на физическую контурную карту мира крупные реки мира.
Написать небольшой рассказ « Как я путешествовал (виртуально или реально) по реке.
Литература:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 5 класс – М.: «Русское слово», 2011
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.