Творческая работа "Традиции и культурное своеобразие ставропольских туркмен"
Творческая работа "Традиции и культурное своеобразие ставропольских туркмен"
Основная часть
Являясь законопослушными гражданами России, туркмены сохранили и свои этнические особенности в традициях и обычаях. Говоря о традициях и обычаях туркмен Астраханской области и Ставропольского края, можно сказать, что для них существуют два закона, которые регулируют поведение туркмен в быту и в обществе. Первый – религиозный закон Шариат – пожилые люди по пятницам посещают мечеть, соблюдают предписания Ислама, празднуют «Ураза-байрам», «Курбан-байрам». Проводятся мусульманские обряды, связанные с переходными этапами в жизни человека – рождение, взросление, свадьба, похороны. Второй закон – туркменчилик (закон предков).
В духовной жизни и культуре туркмен сохраняется больше традиционных черт, например в проведении религиозных праздников и семейных обрядов, связанных с переходными этапами в жизни человека.
При благополучном решении семейно-житейских проблем туркменами Юга России дома проводится Садака - приношение жертвенных животных (баран, коров). Туркменами проводится и коллективныйСадака возле святого места во время засухи или слишком дождливой погоды, для предотвращений войн, бед, несчастий. Все мероприятия начинаются традиционно со словами обращения к Богу (молитвы). Затем проходит совместная трапеза приёма пищи. (Приложение )
Проведём обзор традиционных развлечений, игр, которые связаны с важными событиями в жизни туркмен – рождением ребенка Ат-такар (праздник имя наречения), суннет-той – торжества по случаю проведения обрезания мальчику, постройкой дома, свадьбы и т.п. В разряд подобных развлечений можно включить в первую очередь игры, которые носят характер конных состязаний: «атярыш» - скачки на конях молодых джигитов до 25 лет, «атчаптру» - подростков 7-12 лет; «гочалу»; скачки с головой барана «башалу» или «гуда гелди» (сваты пришли) и скачки «яллык» с платком. Перечисленные конные состязания сопровождали различные торжества туркмен, приуроченные к событиям, связанным с жизненным циклом человека, религиозными и календарными праздниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая работа "Традиции и культурное своеобразие ставропольских туркмен" »
Оглавление
1. Введение 2-3
2. Основная часть 3-6
2.1. приношение жертвенных животных 4
2.2. конноспортивные состязания 4-5
2.3. спортивные соревнования «Гореш» 5
2.4. свадебные обряды 5-6
3. Заключение 6-7
4. Литература 8
5. Приложение
1.Введение.
Буйные ветры истории, пробиваясь через прошедшие столетия, не миновали и туркменского народа. В разные края и страны занесли они группы туркмен, исчисляемые тысячами, а иногда и сотнями тысяч человек. Некоторые из них осели и на территории современной Российской Федерации. Мало кто из россиян знает, что туркмен в России, кроме посольства Туркменистана близь Старого Арбата в Москве и отдельных семей в различных городах и весях, можно встретить в Астраханской области и на Ставрополье, где они живут уже несколько веков.
Первая «волна» туркменской миграции, получившая название «кавказской», прошла через Нижнее Поволжье в XVII в. Туркменские племена, увлечённые на запад калмыцкой экспансией, минуя Астрахань, поселились на Северном Кавказе (в Ставропольском крае). Лишь отдельные улусы из состава этой первой группы присоединились к астраханским юртовским татарам. Вторая «волна», так называемая «мангышлакская», осела в Астраханской губернии в 1793 г. Число туркмен пополнялось и далее, в первой четверти XIX в.
Постепенно сложилась территория расселения северо-кавказских туркмен – Туркмен сэхрасы (Туркменская степь), занимавшая северо-восточную часть Ставропольской губернии и ограничившаяся в основном берегами рек Кумы, Маныча, Айгура, Калауса и их притоков. Места, где у туркмен устанавливались основные зимовки (по правому берегу Кумы) и летовки (по левому её берегу, получили официальное название Зимняя и Летняя Туркменские Ставки. Для большего контроля всей жизни туркмен царской администрацией в 1825 году было образовано Главное туркменское приставство с центром в Летней Ставке. В канцелярии пристава периодически составлялись отчёты об изменениях в численности туркменского населения, его экономике (количестве голов скота, уплате налогов, постепенном переходе к оседлости и земледелию и т.п.).
Усиление налогового гнёта, когда недоимки стали расти из года в год, ухудшение кормовой базы для скота и суровые зимы несколько лет подряд, эпидемии холеры, малярии, гриппа, а в 1910 году болезни «хакым», как её называют старожилы, позднее империалистическая и гражданская войны с последовавшим за ними жесточайшим голодом привели к упадку хозяйства туркмен и резкому сокращению населения. Так, например, извозный промысел по перевозке грузов на трассе Моздок – Тифлис, где туркмены в 1836 году держали 1500 верблюдов, а в 1849 году – 1200, с сокращением верблюжьего поголовья был забыт. Количество овец – главного богатства и гордости скотоводов (на Всероссийской выставке 1912 года ставропольские туркмены получили высшие награды за каракульскую и курдючную породы овец), всего за сто лет, с 1817 по 1917 годы, уменьшилось с более 200 тысяч до 50775 голов, то есть в четыре раза. Аналогичный процесс происходил и в других отраслях скотоводства.
Упадок скотоводства способствовал переходу кочевников на оседлость. В 1863 году в Верхнем Барханчаке появляется первый оседлый аул туркмен, состоявший всего из 708 хозяйств. За первенство туркмены назвали его Баш оба или Баш агыл (главное или начальное селение, загон). За ним стали появляться и другие. В 1902 году тринадцать оседлых аулов с 2072 домом и 11 тысячами жителей, кочевых же туркмен - 5 с половиной тысяч.
Общая численность ставропольских туркмен в 1871 году, как свидетельствуют архивные материалы, составляла 17586 человек обоего пола. В 1917 году их насчитывалось 18388, то есть почти за пол столетия численность возросла всего лишь на 800 человек. В 1923 году на Ставрополье осталось всего 5663 туркмена. О причинах столь малого прироста, а затем и катастрофического уменьшения их численности говорилось выше. Лишь с укреплением на Северном Кавказе Советской власти, оказавшей ставропольским туркменам большую помощь (например, в 1923 году они были освобождены на пять лет от всех налогов, и получили 300 тысяч рублей ассигнований на восстановление разрушенного хозяйства), жизнь их стала улучшаться, а население расти. В настоящее время, несмотря на прошедшую войну, общее число ставропольских туркмен по некоторым расчётам можно предположить не менее чем в 12-15 тысяч человек.
Переход к земледелию коренным образом изменил быт туркмен, что наглядно описал известный исследователь Северного Кавказа Бентковский И.В. В частности, он пишет: "Весьма замечательна у туркмен та особенность, отличающая их резко от других мусульман, что отцы у туркмен наиболее любят дочерей, нежели сыновей".
Для наших старожилов это наблюдение ученого по крайней мере кажется странным. Ныне мы имеем обратное явление: для туркмен рождение сына является самым радостным моментом жизни, нежели рождение дочери.
В прежних кочевых условиях рождение дочери для туркмена (особенно обедневшего) давало солидные средства к существованию всей семьи, ибо получаемый калым от 300 до 5000 руб. являлся основой повышения материального положения семьи. В условиях товарного хозяйства утрачивается экономическая роль калыма, что влечет за собой пересмотр внутрисемейных и родовых ценностных приоритетов. Туркмен, прикрепленный к земле, получает 30-40 дес. удобной для пахоты земли, и земля для него - все. Он рад рождению сына-помощника в хозяйстве и наследника земли (речь идет о дореволюционном периоде, когда землей наделялись только мужчины). Таковы, на наш взгляд, причины изменения отношения туркмен к рождению ребенка в отличие от описываемого Бентковским И.В. в своем исследовании.
2. Основная часть
Являясь законопослушными гражданами России, туркмены сохранили и свои этнические особенности в традициях и обычаях. Говоря о традициях и обычаях туркмен Астраханской области и Ставропольского края, можно сказать, что для них существуют два закона, которые регулируют поведение туркмен в быту и в обществе. Первый – религиозный закон Шариат – пожилые люди по пятницам посещают мечеть, соблюдают предписания Ислама, празднуют «Ураза-байрам», «Курбан-байрам». Проводятся мусульманские обряды, связанные с переходными этапами в жизни человека – рождение, взросление, свадьба, похороны. Второй закон – туркменчилик (закон предков).
В духовной жизни и культуре туркмен сохраняется больше традиционных черт, например в проведении религиозных праздников и семейных обрядов, связанных с переходными этапами в жизни человека.
При благополучном решении семейно-житейских проблем туркменами Юга России дома проводится Садака - приношение жертвенных животных (баран, коров). Туркменами проводится и коллективныйСадака возле святого места во время засухи или слишком дождливой погоды, для предотвращений войн, бед, несчастий. Все мероприятия начинаются традиционно со словами обращения к Богу (молитвы). Затем проходит совместная трапеза приёма пищи. (Приложение )
Проведём обзор традиционных развлечений, игр, которые связаны с важными событиями в жизни туркмен – рождением ребенка Ат-такар (праздник имя наречения), суннет-той – торжества по случаю проведения обрезания мальчику, постройкой дома, свадьбы и т.п. В разряд подобных развлечений можно включить в первую очередь игры, которые носят характер конных состязаний: «атярыш» - скачки на конях молодых джигитов до 25 лет, «атчаптру» - подростков 7-12 лет; «гочалу»; скачки с головой барана «башалу» или «гуда гелди» (сваты пришли) и скачки «яллык» с платком. Перечисленные конные состязания сопровождали различные торжества туркмен, приуроченные к событиям, связанным с жизненным циклом человека, религиозными и календарными праздниками.
На празднике имя наречения – «Ат-такар» гости дарят дорогие подарки малышу (деньги, одежду, игрушки, кровать, коляску и др.). Хозяева преподносят «Хада» (подарки почётным гостям) – ткани, рубашки, головные платки, а всем молодым мужчинам – носовые платочки «кол яллык» (букв. – «ручные платочки»), чтобы такая же радость посетила и их дома. (Приложение )
Ставропольские туркмены торжественно отмечают совершеннолетие своих детей, дарятся дорогие подарки, взрослые говорят напутственные слова.
Особенно важно для туркменского этноса взросление сына – защитника Родины. Торжественные проводы сына в Армию – важное событие в семье.
Также торжественно проходят у туркмен юбилейные события и особенно мероприятия, связанные с выходом на заслуженный отдых.
В скачках «атярыш», проводившихся по случаю свадебных торжеств, принимали участие наездники в возрасте 12–25 лет. Расстояние, которое нужно было преодолеть во время заезда, составляло 3–5 км. Скачки в последнее время стали проводить очень редкои, как правило, по общим праздникам. В селении Озек-СуатНефтекумского района первомайские скачки проводятся ежегодно до сих пор.
Исследователь из Санкт-Петербурга А.В. Курбанов в своей монографии «Ставропольские туркмены» отмечает, что у этой группы существовала игра известная под названием «гочалу». Для игры брали взрослого барана, которому связывали ноги и клали в выкопанную яму глубиной приблизительно в 50 см. Всадники на всём скаку старались подхватить барана рукой и доставить его к финишу. Баран выступал в качестве приза победителю в состязании. Игра «Гочалу» популярна на Ставрополье и до сих пор. В приведённом выше описании обращает на себя внимание момент, что в игре использовали живого взрослого барана. Из-за определённой жёсткости правил игры, а, следовательно, и её древности, возможно, предположить связь этого развлечения с культовой сферой. На это указывает то, что баран является взрослым производителем, и должен был «умереть» в процессе игры, как жертва, принесённая для увеличения поголовья скота. Доказательством высказанному на этот счёт суждению может служить борьба за обладание бараном, выступающим в данный конкретный момент сакральным животным, являющимся олицетворением животворящей силы, а, следовательно, хозяйственного и экономического благополучия, а также поедание барана в совместной трапезе после состязания.
Следующим видом конноспортивных состязаний, являлась игра известная у туркмен под названием «баш алу» (букв. - «взять голову»). Обычно эта игра проводится во время свадьбы. У приехавшей за невестой женщины – енге (жена брата или дяди со стороны отца) имелась варёная голова барана, завёрнутая в платок. Когда свадебный поезд приближался к дому жениха, начиналась игра. Енге бросала узел из брички, в настоящее время из машины. Голову барана пытались вырвать друг у друга выехавшие навстречу свадебному поезду друзья и доставить её к дому жениха, тем самым, объявив сёенжи (доброй вести) о приближении молодожёнов и получить за это подарок от хозяина свадьбы – тоя.
Во время движения свадебного кортежа устраивали «ялыкалу» - скачки-игру с платками, которые всадники брали у сопровождающей невесту енге. Платков было несколько, один из которых был дорогим. Всадники неслись к дому, где находились поджидающие молодожёнов гости. Платки являются призом в этой игре.
К столь же древним видам традиционных состязаний у туркменского народа относится стрельба из лука, а позднее – из огнестрельного оружия в цель. Стрельбе из лука туркмены учились с раннего возраста, с 7–8 лет. Во время соревнований стреляли на значительное расстояние – до 50 м. Назлыхан (жительница Нефтекумского района), по рассказам своего отца Исмаила Тагановича, узнала, что стрельба из лука и охотничьего ружья раньше очень была популярна у туркмен. В последний раз в ауле Озек-СуатНефтекумского района она проводилась в начале семидесятых годов прошлого века на празднике села. Обладателем главного приза стал дед по материнской линии, который получил вознаграждение в сумме 200 рублей советскими деньгами.
Каждое торжество у туркмен сопровождалось проведением спортивного соревнования «гореш» – борьбой, следующего обычно после скачек. Как и скачки, борьба являлась одним из самых распространённых видов состязаний. Борьбой занимались с раннего детства. Интересно, что борцы принимают перед схваткой сладости, что может быть интерпретировано как реализация известного в этнографии обряда совместной трапезы, скрепляющей узы братства, направленной на установление дружеских миролюбивых отношений, нейтрализующих возможную агрессивность борцов и переводящей борьбу в разряд игры, а не серьёзной боевой схватки. Соревнования «Гореш» сегодня проводятся практически на всех праздниках. (Приложение )
На протяжении многих веков свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход её из родительского дома, переход в дом жениха. Свадебная обрядность отличается многообразием различных церемоний. Свадьба – один из наиболее радостных праздников у туркмен. При замужестве или женитьбе используются как метод сватовства, так и выбор супруга. По традиции, родители или старшие родственники жениха идут к родителям девушки и ведут переговоры, и когда соглашение достигнуто, то назначается день свадьбы, который обычно проводится в конце недели. Переговоры, проводимые между родственниками до свадьбы, называют «генеш той» (совет по проведению свадьбы).
Все гости приходят на свадьбу в своих лучших нарядах. Когда невеста покидает дом отца, родственники бросают конфеты, монеты и игрушки. Официальное бракосочетание проходит в государственном учреждении, а религиозный ритуал «Никах» во время свадьбы проводит мулла. (приложение )
В свадебном ритуале большое значение имеет платок. На «гелин той» женщины – сватья несут свадебные гостинцы, сладости в узелках из платков различных размеров. Большой платок служит одним из видов подарка. Платок – важное украшение свадебного ритуала. Уважаемая женщина рода в начале свадебного торжества проходит по всему шатру с дорогим платком («Баянды бастру»). Этот платок является знаком торжества и благополучия. Гости прикасаются к нему лицом, проводят по лбу, произнося слова: «Бизедехудайягшылыкетирсин» (Пусть и в наши дома Всевышний пошлёт счастье и радость). Платок остаётся в виде подарка родственнице.
Сохранился у нас обряд «Гориндир» - показ лица невесты. (Приложение )
Особенно нравится всем обряд «принятия невесты в новую семью», в этот момент молодожёны танцуют, родственники осыпают молодых монетами. (Приложение )
До сих пор сохранился ритуал, когда невесту из дома «выносит» на руках представитель рода, считается что она «умирает в этой семье», для того чтобы «родиться в новой семье». По прибытии в дом жениха невесту «вносит» на руках уже представитель рода со стороны жениха. В обоих случаях мужчинам преподносится подарок или денежное вознаграждение.
Кроме скачек, борьбы и стрельбыв праздничные дни, например, во время свадьбы, туркмены иногда устраивали состязания в беге на дистанцию около 200 м. Традиционная игра «чапыш» (бег) проводится в наши дни, когда малыш делает первые шаги. Тот, кто прибежал первым обрезает путы (завязанная лента вокруг ног) на ногах ребёнка, победитель получает подарок (это могут быть деньги, костюмчик, игрушки). Смысл этой игры заключается в том, чтобы малыш ходил не спотыкаясь, и быстро бегал. Считается, если человек ходит, спотыкаясь на каждом шагу, значит, ему в своё время родители не провели обряд «баг кесу» («обрезание пут»).
Из приведённых нами примеров следует, что национальные традиции, обычаи, обряды и праздники являются неотъемлемой частью социально-культурного развития туркменского этноса и составляют наше национальное достояние, которое народ пронес через века.
3. Заключение
Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены представляют в конце 90-х годов XX в. единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к седой древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшиеся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов - калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены представляются монолитной общностью, осознают себя единым этносом.
Такова, на наш взгляд, общая картина современного положения ставропольских туркмен. Следует отметить, что между туркменами, проживающими в различных районах Ставропольского края, поддерживаются постоянные тесные связи, контакты на экономическом, культурном, семейно-родственном и религиозном уровнях.
Также небольшая группа туркмен Ставрополя (численность ее в лучшие времена не превышала 30 тысяч, а в худшие сокращалась до 5 тыс. человек) сумела сохранить свою этническую специфику до последнего десятилетия XX в. Это прослеживается и в языке, и в материальной и духовной культуре, и в развитости этнического самосознания.
Крохотные ручейки, сливаясь, образуют могучие потоки. Вот так же из в общем-то небольших штрихов, отдельных событий складывается картина возрождения национальной культуры - движения, которым охвачена сегодня туркменская диаспора. Растет интерес к этому процессу в Туркменистане. Там жизнь ставропольских и астраханских туркмен регулярно освещается в прессе. Имена активистов и других энтузиастов возрождения культуры хорошо известны в Гуманитарной ассоциации туркмен мира.
Мы любим свой народ и гордимся его древней историей,но при том ни на минуту не перестаем чувствовать себя россиянами и гордимся этим. Администрация Ставропольского края создает нам все условия для проведения массовых культурных мероприятий. Со многими другими национально-культурными обществами мы поддерживаем дружеские контакты. Да и не может быть иначе в краю, где всем хватает дружеского тепла под нашим общим кровом. Эта дружба не словами крепка, а делами.
2.Бентковский И.В. Статистика населенных мест и поземельной собственности Ставропольской губернии // СССГ. - Ставрополь, 1881. Вып. 9.
3.Володин А.А. «Турхменская степь и турхмены», «Из турхменской поэзии» Тифлис,1908г.
4.Курбанов А.В «Ставропольские туркмены», Санкт-Петербург
5.Куренов С. «Ставропольские туркмены и их культурное богатство»,Ашхабад,1962г.
6. СамойловичА.Н. «Среди ставропольских туркменов и ногайцев и у крымских татар», Петербург,1913г.
7. Сеитов И.Т., Сеитов Р.И. Этнические проблемы современности. Выпуск 6. Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь: изд-во СГУ, 2000.
9. Щеглов И.Л. «Турхмены и ногайцы Ставропольской губернии», Ставрополь,1910
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.КоллективныйСадака возле святого места во время засухи или слишком дождливой погоды, для предотвращений войн, бед, несчастий.
Приложение 2.Праздник имя наречения –«Ат-такар» новорождённого сына в семье Омаровых в ауле Махмуд-МектебНефтекумского района Ставропольского края в декабре 2011 г.
Приложение 3.«Гориндир» - показ лица невесты
На протяжении многих веков свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов.
Приложение 4. Обряд «принятия невесты в новую семью»,
Приложение 5.Проведение спортивного соревнования «гореш» – борьбой, следующего обычно после скачек.
Приложение 6. «Гочалу».
Приложение 7. Официальное бракосочетание проходит в государственном учреждении, а религиозный ритуал «Никах» во время свадьбы проводит мулла.
Тезисы к выступлению
Буйные ветры истории, пробиваясь через прошедшие столетия, не миновали и туркменского народа. В разные края и страны занесли они группы туркмен, исчисляемые тысячами, а иногда и сотнями тысяч человек. Некоторые из них осели и на территории современной Российской Федерации. Мало кто из россиян знает, что туркмен в России, кроме посольства Туркменистана близь Старого Арбата в Москве и отдельных семей в различных городах и весях, можно встретить в Астраханской области и на Ставрополье, где они живут уже несколько веков.
Являясь законопослушными гражданами России, туркмены сохранили и свои этнические особенности в традициях и обычаях. Говоря о традициях и обычаях туркмен Астраханской области и Ставропольского края, можно сказать, что для них существуют два закона, которые регулируют поведение туркмен в быту и в обществе. Первый – религиозный закон Шариат – пожилые люди по пятницам посещают мечеть, соблюдают предписания Ислама, празднуют «Ураза-байрам», «Курбан-байрам». Проводятся мусульманские обряды, связанные с переходными этапами в жизни человека – рождение, взросление, свадьба, похороны. Второй закон – туркменчилик (закон предков).
В духовной жизни и культуре туркмен сохраняется больше традиционных черт, например в проведении религиозных праздников и семейных обрядов, связанных с переходными этапами в жизни человека.
Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены представляют единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к седой древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшиеся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов - калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены представляются монолитной общностью, осознают себя единым этносом
Такова, на наш взгляд, общая картина современного положения ставропольских туркмен. Следует отметить, что между туркменами, проживающими в различных районах Ставропольского края, поддерживаются постоянные тесные связи, контакты на экономическом, культурном, семейно-родственном и религиозном уровнях.
Можно отметить, что небольшая группа туркмен Ставрополя (численность ее в лучшие времена не превышала 30 тысяч, а в худшие сокращалась до 5 тыс. человек) сумела сохранить свою этническую специфику до последнего десятилетия XX в. Это прослеживается и в языке, и в материальной и духовной культуре, и в развитости этнического самосознания.
Мы любим свой народ и гордимся его древней историей,но при том ни на минуту не перестаем чувствовать себя россиянами и гордимся этим. Администрация Ставропольского края создает нам все условия для проведения массовых культурных мероприятий. Со многими другими национально-культурными обществами мы поддерживаем дружеские контакты. Да и не может быть иначе в краю, где всем хватает дружеского тепла под нашим общим кровом. Эта дружба не словами крепка, а делами.
Рецензия
Работа «Традиции и культурное своеобразие ставропольских туркмен» была выполнена учащимися 10 класса ДжумадурдыевойДиларой и ХаджидурдыевойАйной. Трудоемкая работа была выполнена в результате большой исследовательской деятельности.
Задача стояла выявить заботу о сохранении ставропольскими туркменами традиции и обычаи и изучить культурное своеобразие этноса. Для решения поставленной задачи, авторы работы побывали на разных праздниках у туркмен Благодарненского,Нефтекумского, Ипатовкого, Туркменского районов.
Основные данные об этой группе туркмен получили из уст местных старожилов – хранителей семейных и народных преданий:сведения о родоплеменном составе этноса, легендах и преданиях о происхождении народа, обычаи и обряды, бытующие среди населения в настоящее время или бытовавшие в прошлом,почитаемые и передающиеся из поколения в поколение.
Изучено много литературы. Сделали презентациюисследования из фото-видеоматериала. Девочки имеют навыки работы с компьютером, цифровыми и интернет ресурсами, умело подбирают литературу для работы.
Руководитель: Курбанова Ш.И.
–районная конференция членов школьных научных обществ
общеобразовательных школ Туркменского района.
Секция: история и краеведение
Название работы «Традиции и культурное своеобразие ставропольских туркмен»
Автор работы: ДжумадурдыеваДилара
10 класс
ХаджидурдыеваАйна10 класс
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №12 а.Сабан-Антуста,
Туркменского района,
Ставропольского края
Научный рук.: Курбанова ШахсенемИсмаиловна
Учитель географии МКОУ СОШ №12 а.Сабан-Антуста
2014год
ОТ АВТОРА
Буйные ветры истории, пробиваясь через прошедшие столетия, не миновали и туркменского народа. В разные края и страны занесли они группы туркмен, исчисляемые тысячами, а иногда и сотнями тысяч человек.
Ещё с давних пор нас заинтересовала традиции и обычаи родного народа, своего рода островков среди иноязычного населения.
Целью, которую поставили перед собой, является освещение истории традиций и обычаев ставропольских туркмен. Цель предопределяет следующие задачи:
- выявить особенности заселения, которые прямо или опосредованно повлияли на формирование традиций;
- выявить особенности и содержание культурных традиций, принесенных переселенцами в Степное Предкавказье;
- осветить культуру повседневности.
И вот несколько месяцев мы в поисках материалав библиотеках, интернете. Основные данные о ставропольских туркменах мы получили из уст местных старожилов – хранителей семейных и народных преданий.
До революции о них писали: А.А.Володин (Турхменская степь и турхмены», «Из турхменской поэзии» Тифлис,1908), И.Л.Щеглов (Турхмены и ногайцы Ставропольской губернии», Ставрополь,1910) С.В.Фарфоровский («Турхмены Ставропольской губернии», Казань, 1911), академикА.Н.Самойлович («Среди ставропольских туркменов и ногайцев и у крымских татар», Петербург,1913). В середине 30-х годов у туркмен восточного Ставрополья побывал известный советский тюрколог Н.А.Баскаков, написавший позднее статью «Об особенностях говора северо-кавказских туркмен» (М.-Л.,1949). В 1957-1958 годах в западном Ставрополье в течение нескольких месяцев собирал материал молодой языковед из Ашхабада С.Куренов, написавший диссертационную работу об особенностях языка ставропольских туркмен. В 1962 году на туркменском языке вышла его небольшая, но интересная книжка, рассчитанная на массового читателя, - «Ставропольские туркмены и их культурное богатство», посвящённая в основном народному поэтическому творчеству и языку этой группы туркмен. Отдельные сведения исторического характера встречаются и в некоторых других изданиях советского периода.
Для раскрытия данной темы мы провели огромную исследовательскую работу.В процессе работы над проектом научились глубоко анализировать, сопоставлять факты и делать выводы. Нам пришлось столкнуться со многими трудностями: недостаточно литературы, мало знаем о традициях и обычаях своего народа.
Мы считаем, что написали очень интересную работу, которая заслуживает внимания. В будущем надеемся, что данная работа будет оценена подрастающим поколением.