Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ВПР по географии, 6 класс»
Тренировочный вариант ВПР по географии. 6 класс
ФИО (полностью) : Жутова Валентина Васильевна
Место работы: МОУ СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области
Должность: учитель
Предмет: География
Класс: 6 класс.
1.Внимательно рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
1.1.Запишите названия материков в соответствующее поле.
Ответ: Название материка А: Название материка Б: ________________________ ________________________ 1.2.Перед вами фотографии путешественников, связанные с изучением данных материков. Установите соответствие между путешественником и материком, изучением и исследованием которого он занимался.
2.Задание выполняется с использованием карты мира, приведённой на предыдущей странице.
2.1.Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 20° с. ш.; 20° в. д.
Точка 2 — 30° ю. ш.; 140° в. д.
В каком направлении от точки 2 находится точка 1? Ответ:_______________________________________________________________________
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и укажите название этого географического объекта.
Эта пустыня является одной из самых больших и известных на планете. Она занимает территорию десяти стран самого жаркого материка Земли. В древних письменах пустыню именовали «великой». Это бескрайние просторы песка, глины, камня, где жизнь встречается лишь в редких оазисах. Территория пустыни занимает более 7700 тысяч кв. км, что по площади немного меньше Бразилии и больше Австралии.
Укажите название географического объекта в именительном падеже. Ответ:_______________________________________________________________________
3. Задание выполняется с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.
3.1. В каком направлении от точки А находится точка В?
4.1.Разница во времени между Волгоградом и Владивостоком составляет + 7 часов. На рисунке изображены показания часов в Волгограде и Владивостоке в тот момент, когда в Волгограде 10 часов утра. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Ирина живёт в городе Волгоград. Что она делает в указанное вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника. В ответ запишите занятие из указанного списка.
5.1. Установите соответствие между названиями природных зон и географическими особенностями, которые характерны для каждой из них. Для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) почвы этой природной зоны самые плодородные;
1) пустыня
Б) преобладают грызуны и травянистая растительность;
2) степь
В) находится в жарком тропическом климате;
Г) много змей, черепах, пауков и почти нет растений;
Д) расположена в умеренном климатическом поясе;
Е) находится в жарком тропическом климате;
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
5.2. Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография. Подпишите названия природных зон.
6.На метеорологической станции города N в феврале были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
6.1. Какой ветер чаще всего дул в феврале?
Ответ:_____________________________ В каком направлении дует этот ветер?
Ответ:_____________________________
6.2. На рисунке знаками отображена погода в трех пунктах. В каком пункте температура воздуха была ниже 0 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот пункт. Составьте описание погоды в этот день.
Атмосфера- ______________ оболочка Земли толщиной около 1000 км. Воздух- смесь газов, главными из которых являются __________________ и _______________ . Атмосфера имеет слоистое строение. В нижнем слое атмосферы, который называется ___________________ , содержится 80% всего воздуха.
8.1.Прочитайте текст и выполните задание.
Численность и состав населения
№ п/п
Страна
Численность населения, млн. чел
Городское население, %
Сельское население, %
1.
Египет
95,6
40
60
2.
Бразилия
212,8
83
18
3.
США
325,1
80
20
4.
Россия
146,9
73
27
Расположите страны в порядке увеличения численности населения, начиная со страны с самой маленькой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
10.1. Запишите название субъекта, в котором Вы живёте. Ответ: _______________________________________________________________________
Как называется главный город Вашего региона? / Как называется округ / муниципальный район города федерального значения, в котором расположена Ваша школа?
Ответ: _______________________________________________________________________ 10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона? Составьте краткое географическое описание одного из них.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 8.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания
Правильный ответ
1.1
А – Африка, Б – Северная Америка
2.2
Пустыня Сахара
3.2
400 метров
4.1
10.00; 17.00
4.2
Ирина находится в школе на учебных занятиях
5. 1
221121
5. 2
А) пустыня;
Б) степь;
7
Воздушная, азот, кислород, тропосфера
8. 2
А) Бразилия;
Б) Россия;
В) Египет;
Г) США;
1.2.Перед вами фотографии путешественников, связанные с изучением данных материков. Назовите имена этих путешественников. Установите соответствие между путешественником и материком, изучением и исследованием которого он занимался.
Бартоломео Диаш Христофор Колумб
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Бартоломео Диаш, Христофор Колумб
Африка- Бартоломео Диаш Северная Америка- Христофор Колумб
Правильно указаны оба путешественника
Правильно указаны оба соответствия между путешественниками и материками
2
Правильно указаны только путешественники
1
Правильно указан только один из путешественников
ИЛИ только одно соответствие
ИЛИ Ответ неправильный
0
2.1.Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.
Точка 1 — 20° с. ш.; 20° в. д.
Точка 2 — 30° ю. ш.; 140° в. д.
В каком направлении от точки 2 находится точка 1?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
К1
Отметка двух точек на карте
1
Две точки на карте отмечены правильно
1
На карте правильно отмечена только одна точка; точки не отмечены;
0
отмечены неправильно
Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по критерию К2
выставляется 0 баллов
К2
Указание направления
1
Направление указано правильно: в северо-западном
1
Направление не указано; указано неправильно
0
3.1. В каком направлении от точки А находится точка В? В каком направлении от домика лесника находится точка В?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса:
1) В восточном
2) В юго-западном
Правильно даны ответы на два вопроса
2
Правильно дан ответ только на один любой вопрос
1
Ответы на вопросы не даны; даны неправильно
0
3.3. Какой из объектов, представленных на фотографиях, может быть сооружён на участке 1? Обоснуйте свой ответ.
А- футбольное поле Б - санный спуск
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание объекта: А - футбольное поле
2) обоснование, например: Футбольное поле, так как на этом участке ровная поверхность и луг
Обоснование может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Правильно указан объект, дано обоснование
2
Правильно указан только объект
1
Объект указан неправильно независимо от наличия/отсутствия обоснования.
ИЛИ Ответ неправильный
0
4.2. Ирина живёт в городе Волгоград. Что она делает в указанное вами время? Используйте для ответа приведённый ниже режим дня школьника. В ответ запишите занятие из указанного списка.
4.3. Что в это же время делает её двоюродная сестра Маша, которая живёт во Владивостоке, если она соблюдает тот же режим дня, что и Ирина?
Режим дня
07.00-07.05
Подъем, уборка постели
07.05-07.15
Утренняя гимнастика
07.15-07.20
Умывание
07.20-07.35
Завтрак
07.35-07.50
Ходьба пешком в школу
08.00-13.30
Учебные занятия
13.30-14.30
Ходьба пешком из школы, обед
14.30-15.30
Дневной отдых
15.30-17.00
Выполнение домашних заданий
17.00-17.15
Полдник
18.00-19.00
Посещение секций
19.30-20.00
Ужин
20.00-21.00
Отдых
21.00-21.30
Гигиенические процедуры, сон
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: Ирина находится на учебных занятиях в школе. У Маши в это время полдник.
2) обоснование, например: когда в Волгограде 10 часов во Владивостоке 17 часов,
поэтому когда Ирина учиться в школе, у Маши полдник.
3) указание того, чем обусловлена разница во времени, например: такая разница
во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.
Обоснование и/или указание может быть приведено в иной, близкой по смыслу
формулировке
Правильно дан ответ на вопрос, представлены обоснование и указание
2
Правильно дан ответ на вопрос и обоснование.
ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос и указание
1
Правильно дан только ответ на вопрос.
ИЛИ Правильно приведено только указание
0
Ответ на вопрос дан неправильно независимо от наличия/отсутствия других
0
элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
6.На метеорологической станции города N в феврале были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
6.1. Какой ветер чаще всего дул в феврале? В каком направлении дует этот ветер?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса:
северный ветер;
в южном направлении; в направлении на юг;
Правильно даны ответы на два вопроса
2
Правильно дан ответ только на первый вопрос
1
Ответы на вопросы не даны; ответы на два вопроса даны неправильно
0
6.2.На рисунке знаками отображена погода в трех пунктах. Определите, где температура воздуха была самой низкой? Укажите букву, которой обозначен этот пункт. Составьте описание погоды в этот день.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
К1
Указание пункта
Правильно указан пункт Б
1
Рисунок не указан; указан неправильно
0
Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по критерию К2 выставляется 0 баллов
К2
Описание погоды
Правильно представлено описание погоды с учётом всех показателей,
отображённых на рисунке знаками, например: в этот день была пасмурная
погода, дул северо-западный ветер, температура воздуха была минус 5 градусов, влажность воздуха – 80%.
Описание может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
2
При описании погоды с учётом показателей, отображённых на рисунке
знаками, допущена одна ошибка; не учтён любой один из показателей
1
В описании погоды допущено две или более ошибки.
ИЛИ В описании погоды не учтены два или более показателя.
ИЛИ Описание погоды не представлено
0
8.1.Прочитайте текст и выполните задание.
Численность и состав населения
№ п/п
Страна
Численность населения, млн. чел
Городское население, %
Сельское население, %
1.
Египет
95,6
40
60
2.
Бразилия
212,8
83
18
3.
США
325,1
80
20
4.
Россия
146,9
73
27
Расположите страны в порядке увеличения численности населения, начиная со страны с самой маленькой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
последовательность номеров стран: 1423;
2)
ответ на первый вопрос: в Египте;
3)
ответ на второй вопрос: в Бразилии, США, России
Правильно указана последовательность номеров стран и даны ответы на два
2
вопроса
Правильно указана последовательность номеров стран и дан ответ на любой один
1
вопрос.
ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса
Правильно указана только последовательность номеров стран.
0
ИЛИ Правильно дан ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Ответ неправильный
9. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название. Чем опасно это явление для людей? Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
К1
Указание опасного явления природы
1
Правильно определено опасное явление природы: град
1
При оценивании как правильный ответ засчитывается любое допустимое
название данного явления
Опасное явление природы не определено; определено неправильно
0
Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по всем остальными позициям и оценивания выставляется 0 баллов
К2
Пояснение, чем опасно это явление для людей
1
Правильно пояснено, чем опасно это явление для людей
1
Пояснение о том, чем опасно это явление для людей, отсутствует.
0
ИЛИ Ответ неправильный
К3
Описание этого природного явления
1
При оценивании в качестве правильного ответа может быть принято описание природного явления в любом объёме
Описание содержит основные сведения о природном явлении. Фактических
ошибок нет
1
В описании допущены фактические ошибки.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не содержащие сведений
о природном явлении.
ИЛИ Описание не представлено
0
10.1. Запишите название субъекта, в котором Вы живёте.
Как называется главный город Вашего региона?
Указания к оцениванию
Баллы
Правильно указаны название субъекта и его главный город; округ или муниципальный район города федерального значения
1
Правильно указано только название региона
ИЛИ Правильно указан только главный город регион; округ или муниципальный район города федерального значения
ИЛИ Ответ неправильный
0
10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона? Составьте краткое географическое описание одного из них.
Критерии и указания к оцениванию
Баллы
К1
Указание объектов гидросферы на территории региона
1
Правильно указан(-ы) объект(-ы) гидросферы на территории региона
При оценивании как правильный ответ засчитывается указание любого количества объектов (одного и более)
1
Объект(-ы) гидросферы на территории региона не указан(-ы) ; указан(-ы) неправильно
0
Если по критерию К1 выставлен 0 баллов, то по критерию К2 выставляется 0 баллов
К2
Описание одного из объектов гидросферы
2
Описание содержит основные географические сведения об объекте. Фактических ошибок нет
2
Описание содержит основные географические сведения об объекте. Допущено не более двух фактических ошибок
1
Приведены сведения, не соответствующие требованию задания
0
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный бал выполнение работы – 37
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале