Просмотр содержимого документа
«Топонимика Ярославской области»
Программа внеурочной деятельности
«Топонимика».
Объем программы: 34 часа
Возраст : 7 класс
Учитель: Пышкина Л.Н.
Результаты усвоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;
освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных практических задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса.
№ п/п
Название темы
Количество часов
Практическая работа
1
Введение
2
Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.
1ч
2
Топонимика и русский язык.
Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.
2
Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России.
1ч
3
Топонимика и физико-географическая карта.
Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).
3
Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы
2ч
4
Топонимика и история географических открытий.
Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.
3
Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».
2ч
5
Топонимика на политической карте мира.
Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.
4
Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».
Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира».
2ч
6
Топонимия России .
О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения Россиив именах первопроходцев на карте.
5
«Имена землепроходцев на карте России».
«Изменение названий географических объектов на карте России».
Семинар (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».
2ч
7
Урбанимика.
Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.
2
Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.
8
Топонимия Ярославской области.
Формирование географических названий на карте Ярославской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Яроославской области.
2
Влияние географического положения и колонизации на топонимы Ярославской области. Составление карты.
1ч
9
Ойконимия Ярославской области .
Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Ярославской области.
3
Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Ярославской области. Создание карты.
2ч
10
Годонимы г. Ярославля.
Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Ульяновска, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.
3
«История возникновения названий улиц города Ярославля».
Семинар (1 ч). Подготовка сообщений обучающихся по теме.
1ч
11
Ономастика .
Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.
2
Семинар (1 ч). «Что в имени твоём...».
12
Работа над творческими проектами.
Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
2
Творческий отчёт обучающихся.
1
13
Итоговое занятие.
Творческий отчёт обучающихся.
1
Формы организации учебного процесса: очно-дистанционная
Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой;
- экскурсии;
-практические работы.
Программа предназначена для детей 7 класса. Объём программы составляет 34часа, 1час в неделю, рассчитана на 1 год.
Тематическое планирование.
4. Тематическое планирование.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Введение (2 ч)
Лекция с элементами беседы
1
2
Практическая работа
Распределение индивидуальных заданий
1
3
Топонимика и русский язык (2 ч)
Лекция с элементами беседы
1
4
Практическая работа
Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа
1
5
Топонимика на физико-географической карте (3 ч)
Лекция с элементами беседы
1
6
Практическое занятие
Работа с физической картой мира. Составление презентаций
2
7
Топонимика и история географических открытий (3 ч)
Лекция с элементами беседы .
1
8
Практическая работа.
Создание карты. Проверка знаний по заданной теме
2
9
Топонимика на политической карте мира (4 ч)
Лекция с элементами беседы
1
10
Практическая работа
Работа с политической картой мира. Эссе по теме
3
11
Топонимия России (5 ч)
Лекция с элементами беседы
2
12
Практическая работа
«Имена землепроходцев на карте России».
«Изменение названий географических объектов на карте России».
2
13
Семинар «Изменение названий географических объектов на карте России».
1
14
Урбанимика (2 ч)
Лекция с элементами беседы
1
15
Самостоятельная работа
Совершенствование умений работы со специальной литературой
1
16
Топонимия Ярославской области (2 ч)
Лекция с элементами беседы
1
17
Практическая работа
Создание карты
1
18
Ойконимия Ярославской области (3 ч)
Лекция с элементами беседы (1 ч).
1
19
Практическая работа.
Тестирование
Создание карты
2
20
Годонимия г. Ярославля (3 ч)
Лекция с элементами беседы
1
21
Практическая работа «История возникновения названий улиц города Ярославля
1
22
Семинар «Что в имени твоём...».
Доклады учащихся
1
23
Ономастика (2 ч)
Лекция с элементами беседы (1 ч)
1
24
Семинар
Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию