kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Топонимика Ярославской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раьбочая программа внейрочной деятельности расчитана на 34 часа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Топонимика Ярославской области»


Программа внеурочной деятельности

«Топонимика».

Объем программы: 34 часа

Возраст : 7 класс

Учитель: Пышкина Л.Н.


  1. Результаты усвоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному и духовному многообразию;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям, ценностям России;

  • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных практических задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.





  1. Содержание курса.



№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

1

Введение

2

Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.


2

 Топонимика и русский язык.

Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.

2

Составление карты «Зона преобладания суффиксов -ск и -горск на территории России.


3

Топонимика и физико-географическая карта.

Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

3

Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы

4

Топонимика и история географических открытий.

Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

3

Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».

5

Топонимика на политической карте мира.

 Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

4

Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».

Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира».

6

 Топонимия России .

О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

5

«Имена землепроходцев на карте России».

«Изменение названий географических объектов на карте России».


Семинар (1 ч). «Изменение названий географических объектов на карте России».


7

 Урбанимика.

Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

2

Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.



8

Топонимия Ярославской области.

Формирование географических названий на карте Ярославской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Яроославской области.

2

Влияние географического положения и колонизации на топонимы Ярославской области. Составление карты.

9

Ойконимия Ярославской области .

Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Ярославской области.

3

Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Ярославской области. Создание карты.


10

Годонимы г. Ярославля.

Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Рассмотреть названия улиц г. Ульяновска, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.

3

«История возникновения названий улиц города Ярославля».


Семинар (1 ч). Подготовка сообщений обучающихся по теме.


11

Ономастика .

Ономастика – наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах.

2

Семинар (1 ч). «Что в имени твоём...».


12

 Работа над творческими проектами.

Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

2

Творческий отчёт обучающихся.

1

13

 Итоговое занятие.

Творческий отчёт обучающихся.

1






  1. Формы организации учебного процесса: очно-дистанционная


Деятельность учащихся может быть: 
- индивидуальной;
- парной;
- групповой;

- экскурсии;

-практические работы.

Программа предназначена для детей 7 класса. Объём программы составляет 34часа, 1час в неделю, рассчитана на 1 год.



  1. Тематическое планирование.

4. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

1

    1. Введение (2 ч)

Лекция с элементами беседы


1

2

Практическая работа

Распределение индивидуальных заданий


1

3

    1. Топонимика и русский язык (2 ч)

Лекция с элементами беседы



1

4

Практическая работа

Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа

1

5

    1. Топонимика на физико-географической карте (3 ч)

Лекция с элементами беседы


1

6

Практическое занятие

Работа с физической картой мира. Составление презентаций


2

7

    1. Топонимика и история географических открытий (3 ч)

Лекция с элементами беседы .


1

8

Практическая работа.

Создание карты. Проверка знаний по заданной теме


2

9

    1. Топонимика на политической карте мира (4 ч)

Лекция с элементами беседы


1

10

Практическая работа

Работа с политической картой мира. Эссе по теме


3

11

    1. Топонимия России (5 ч)

Лекция с элементами беседы


2

12

Практическая работа

«Имена землепроходцев на карте России».

«Изменение названий географических объектов на карте России».


2

13

Семинар «Изменение названий географических объектов на карте России».



1

14

    1. Урбанимика (2 ч)

Лекция с элементами беседы

1

15

Самостоятельная работа

Совершенствование умений работы со специальной литературой


1

16

    1. Топонимия Ярославской области (2 ч)

Лекция с элементами беседы


1

17

Практическая работа

Создание карты


1

18

    1.  Ойконимия Ярославской области (3 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч).


1

19

Практическая работа.

Тестирование

Создание карты


2

20

    1. Годонимия г. Ярославля (3 ч)

Лекция с элементами беседы


1

21

Практическая работа «История возникновения названий улиц города Ярославля


1

22

Семинар «Что в имени твоём...».

Доклады учащихся


1

23

    1. Ономастика (2 ч)

Лекция с элементами беседы (1 ч)


1

24

Семинар

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию


1

25

    1. Работа над творческими проектами (2 ч)

Практическое занятие (2 ч)

Просмотр и обсуждение творческих проектов


2

26

    1. Итоговое занятие (1 ч)

Практическая работа

Подведение итогов работы за год


1


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Топонимика Ярославской области

Автор: Пышкина Любовь Николаевна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства