Технология смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии по УМК «Сфера»
Технология смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии по УМК «Сфера»
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
* с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
* с определением основной и второстепенной информации;
* с формулированием проблемы и главной идеи текста.
В УМК Сфера, состоящего из учебника, атласа, контурных карт, тетради-тренажера, тетради-практикума и тетради-экзаменатора имеется очень много заданий на выполнение данных действий. В докладе я описала несколько из них:
Вопросно-ответные упражнения
Восстановление / заполнение пропусков
Упражнение на дополнение
Работа с географическими понятиями
Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих
Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника
ии другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Асмолов, Г. Бурменская, И. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:
с осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;
с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
с определением основной и второстепенной информации;
с формулированием проблемы и главной идеи текста.
В УМК Сфера, состоящего из учебника, атласа, контурных карт, тетради-тренажера, тетради-практикума и тетради-экзаменатора имеется очень много заданий на выполнение данных действий. Вот несколько из них.
Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного, второстепенного. Имеются в начале и в конце каждой темы.
Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое-то слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Подобные задания предлагают авторы УМК Сфера в тетради-тренажере.
Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.
Работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз, разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения рисунки, диаграммы, таблицы. На страницах учебника нашего УМК такой информации много.
Здесь схема помогает дать определение рисунок-схема помогает зрительно
Каждый урок мы начинаем с определения новых понятий. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу:
-разобраться в значении понятий;
- научиться правильно их произносить;
- найти в тексте или в словаре их объяснение.
Например: Найдите в тексте параграфа "Погода и климат” объяснение понятия "климат”. Что означает в переводе на русский язык слово "климат”? Чем отличаются два понятия "погода” и "климат”? Что у них общего? В чём между ними разница? Почему нельзя сказать: какой сегодня климат? Другой пример: Выясните сущность процесса "мировой круговорот воды”. В каких темах мы встречались с понятием "круговорот”? Какие круговороты в природе вы знаете? Работу с терминами можно усложнить, предложив проанализировать определение понятия: В тексте параграфа "Воды суши” найдите определение понятия "река”, выделите в нем определяемое слово ( водный поток), а затем – общие и частные признаки (течет всегда в русле, может быть постоянным или временным). Овладение умением проводить анализ определений позволит учащимся в дальнейшем самостоятельно их формулировать.
Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания. Примером может служить следующее задание: Изучите примеры взаимодействия компонентов природы в природном комплексе, которые приводит автор учебника в параграфе "Географическая оболочка ”. Приведите свои примеры, доказывающие целостность природного комплекса. Или взять вопросы в конце параграфа: приведите примеры проявления широтной зональности на материке и в океанах и другой вопрос: приведите примеры разной продолжительности в живой и неживой природе.
Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника. Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Примером может служить следующее задание: определите понятие "почва”. Найдите в тексте параграфа, как автор отвечает на данный вопрос. Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите ещё раз данное определение, стараясь не подсматривать в учебник.
Перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Обучающимся предлагается памятка по заполнению таблицы:
Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
Как заполнить таблицу?
1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.
Памятка для учащихся по составлению схем может быть такой:
Графическая схема – фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.
Как заполнить схему?
1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия.
2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны.
3. Заполните схему соответственно выделенной зависимости.
В тетрадях-тренажерах УМК Сфера в подобных заданиях указывается даже страница в учебнике текста откуда брать данные для выполнения задания.
Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
Каждая тема в тетради-тренажере начинается с решения теста.
Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Задания «на соотнесение»
нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов).
Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.
Таким образом, можно сделать вывод, что УМК Сфера предлагает достаточно большой набор заданий на формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОСосновного общего образования.
Общие примеры работы с текстом
1. Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. Дети используют различные источники информации.
Методика: 1. Объяснить правила написания синквейна; 2. Привести несколько примеров синквейна; 3. Сформулировать тему; 4. Зафиксировать время на написание синквейнов; 5. Заслушать варианты (по желанию учеников) Дети используют различные источники информации. Методика отрабатывается на нескольких уроках. Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
3.Горы Складчатые, глыбовые Возвышаются, белеют, дымятся Формируются в тектонически активных областях Сильно расчлененные участки
4.Кряж Приподнятый, вытянутый Возвышается, размывается, разрушается Гряды холмов и низких гор Возвышенность
5. Вулканы Действующие, потухшие Извергаются, грохочут, сжигают Выброс лавы, огня и пепла Гора
6.Оползни Каменистые, подвижные Сползают, смещаются, разрушают Возникает на крутых склонах Движение
2. «Мозговой штурм».Посмотрите на название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.
– Что такое гидросфера? – Какие свойства имеет вода? – Что такое мировой круговорот воды? – Из каких частей состоит гидросфера? –Какова роль гидросферы в жизни человека?
3. «Глоссарий».
Пример: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Геосистема природа устойчивость открытость Заказники ООПТ заповедник экологический каркас Ландшафт литосфера Сибирь комфортность среды
4.«Ромашка Блума”.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
5.«Чтение про себя с пометками».
Отметьте в тексте значками:
++ соответствует тому, что знаю;
– – противоречит тому, что знаю;
?? надо обсудить;
С какими суждениями вы согласны после прочтения текста.
6. Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.