kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Системно - деятельностный подход как условие формирования учебно - познавательной компетенции учащихся в обучении географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данный статье описана технология системно - деятельностного подхода, применяемая в современных условиях при переходе к Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения в среднем звене в обучении географии. Обозначены актуальность педагогического опыта, целостно обобщенного по данной теме. предложены различные технологии (формы и методы) для формирования учебно - познавательной активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Системно - деятельностный подход как условие формирования учебно - познавательной компетенции учащихся в обучении географии" »



Тема опыта «Формирование учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в обучении географии».

Учитель географии МКОУ Григорьевской СОШ Юрманова И.В.

Цель: создание условий для формирования учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности по географии.

Задачами для достижения цели являются:

1. изучение литературы (теоретической базы) по данной тематике;

2. подбор пакета диагностик на определение уровня сформированности познавательной компетенции;

3. разработка системы мероприятий по формированию учебно – познавательной компетенции;

4. оценка эффективности работы по формированию учебно – познавательной компетенции.

Цель учителя – не дать учащимся знания в готовом виде, а создать условия для их приобретения через деятельность, помочь освоить ее различные приемы и способы, приобрести опыт общения и способствовать развитию социальной активности.

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе (его глобализация, информатизация и т.д.). Однако результаты заданий репродуктивного уровня значительно ниже, чем при выполнении заданий на применении знаний в практических, жизненных ситуациях, ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Все это результат деятельности, а деятельность – это решение задач.

Актуальность моего опыта заключается в необходимости решения сложившихся противоречий, соотнесения современных методов, методик и технологий обучения с идеей развития познавательно – образованной личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, открытые к получению новой информации, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.

Новизна данного опыта заключается в деятельностном освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Создана и апробирована система работы, направленная на формирование познавательных УУД. Созданы условия, при которых учащийся занимает активную позицию в учебно- воспитательной деятельности.

Технология опыта, цель которой - создание условий для формирования учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности по географии включает в себя:

  1. Изменение структуры урока, введение технологической карты урока в учебный процесс. В рамках системно – деятельностного подхода мною разработаны уроки с использованием цифровых и электронных образовательных ресурсов.

  2. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий.

  3. Организация на уроках самостоятельных практических работ с разными источниками географической информации(в том числе Интернет – ресурсами).

  4. Среди педагогических методов технологии деятельностного подхода наиболее известен метод листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).

  5. На уроках географии применимы игровые ситуации.

  6. Оценка знаний учащихся проводится в форме теста, задания которого направлены на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности.

  7. Использование метода проектной деятельности.

  8. Участие в экспедициях, акциях, сетевых проектах конкурсах естественнонаучной направленности.



Диагностика уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учебе в средних и старших классах по методике (в основе – опросник Ч.Д. Спилбергера – Андреевой - Прихожан), направленной на изучение уровней познавательной активности (см. Приложение) на начало и по результатам внедрения педагогического опыта. В диагностике участвовало 45 учащихся с 6 - 9 классов. Результаты диагностики приведены в таблице №1.

Таблица №1

Уровень познавательной активности

% соотношение учащихся на период

2011

2013

высокий

18

22

средний

36

47

низкий

46

31



Анализ качества и степени обученности учащихся 6 – 9 классов (по Симонову):

Учебный год

успеваемость

качество

Степень обученности

2010 – 2011

100

38

43

2011 – 2012

100

47

52

2012 - 2013

100

60

55


Результаты участия учащихся в научно – практических конференциях

год

Название мероприятия, уровень

Тип участия

Название работы

результат

2010

VII межрегиональная научно – практическая конференция школьников на базе визит – центра ГУ НП «Мещера»

заочное

«Лесная отрасль края: предпосылки, специфика, проблемы и перспективы развития»

участники

2013

X межрегиональная научно – практическая конференция школьников на базе визит – центра ГУ НП «Мещера»

очное

«Экология паука – осы в границах антропогенных ландшафтов»

лауреат

2014

Школьная научно – практическая конференция «Исследование – 2014»

очное

«Изучение степени антропогенной нагрузки на участок НП «Мещера» вдоль левого берега реки Поль»

призер

XI межрегиональная научно – практическая конференция школьников на базе визит – центра ГУ НП «Мещера»

очное

лауреат



1.Научный журнал «Молодой ученый». Статьи:

А. «Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»

Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/35/4011/

Б. «Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов»

Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/

2. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468].

4. Системно-деятельностный подход в обучении.

Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/].


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Юрманова Инесса Владимировна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства