Статья "Системно - деятельностный подход как условие формирования учебно - познавательной компетенции учащихся в обучении географии"
Статья "Системно - деятельностный подход как условие формирования учебно - познавательной компетенции учащихся в обучении географии"
В данный статье описана технология системно - деятельностного подхода, применяемая в современных условиях при переходе к Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения в среднем звене в обучении географии. Обозначены актуальность педагогического опыта, целостно обобщенного по данной теме. предложены различные технологии (формы и методы) для формирования учебно - познавательной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Системно - деятельностный подход как условие формирования учебно - познавательной компетенции учащихся в обучении географии" »
Тема опыта «Формирование учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в обучении географии».
Цель: создание условий для формирования учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности по географии.
Задачами для достижения цели являются:
1. изучение литературы (теоретической базы) по данной тематике;
2. подбор пакета диагностик на определение уровня сформированности познавательной компетенции;
3. разработка системы мероприятий по формированию учебно – познавательной компетенции;
4. оценка эффективности работы по формированию учебно – познавательной компетенции.
Цель учителя – не дать учащимся знания в готовом виде, а создать условия для их приобретения через деятельность, помочь освоить ее различные приемы и способы, приобрести опыт общения и способствовать развитию социальной активности.
Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе (его глобализация, информатизация и т.д.). Однако результаты заданий репродуктивного уровня значительно ниже, чем при выполнении заданий на применении знаний в практических, жизненных ситуациях, ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Все это результат деятельности, а деятельность – это решение задач.
Актуальность моего опыта заключается в необходимости решения сложившихся противоречий, соотнесения современных методов, методик и технологий обучения с идеей развития познавательно – образованной личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, открытые к получению новой информации, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению.
Новизна данного опыта заключается в деятельностном освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Создана и апробирована система работы, направленная на формирование познавательных УУД. Созданы условия, при которых учащийся занимает активную позицию в учебно- воспитательной деятельности.
Технология опыта, цель которой - создание условий для формирования учебно – познавательной компетенции учащихся через технологию системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности по географии включает в себя:
Изменение структуры урока, введение технологической карты урока в учебный процесс. В рамках системно – деятельностного подхода мною разработаны уроки с использованием цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий.
Организация на уроках самостоятельных практических работ с разными источниками географической информации(в том числе Интернет – ресурсами).
Среди педагогических методов технологии деятельностного подхода наиболее известен метод листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).
На уроках географии применимы игровые ситуации.
Оценка знаний учащихся проводится в форме теста, задания которого направлены на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности.
Использование метода проектной деятельности.
Участие в экспедициях, акциях, сетевых проектах конкурсах естественнонаучной направленности.
Диагностика уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учебе в средних и старших классах по методике (в основе – опросник Ч.Д. Спилбергера – Андреевой - Прихожан), направленной на изучение уровней познавательной активности (см. Приложение) на начало и по результатам внедрения педагогического опыта. В диагностике участвовало 45 учащихся с 6 - 9 классов. Результаты диагностики приведены в таблице №1.
Таблица №1
Уровень познавательной активности
% соотношение учащихся на период
2011
2013
высокий
18
22
средний
36
47
низкий
46
31
Анализ качества и степени обученности учащихся 6 – 9 классов (по Симонову):
Учебный год
успеваемость
качество
Степень обученности
2010 – 2011
100
38
43
2011 – 2012
100
47
52
2012 - 2013
100
60
55
Результаты участия учащихся в научно – практических конференциях
год
Название мероприятия, уровень
Тип участия
Название работы
результат
2010
VII межрегиональная научно – практическая конференция школьников на базе визит – центра ГУ НП «Мещера»
заочное
«Лесная отрасль края: предпосылки, специфика, проблемы и перспективы развития»
участники
2013
X межрегиональная научно – практическая конференция школьников на базе визит – центра ГУ НП «Мещера»
очное
«Экология паука – осы в границах антропогенных ландшафтов»