Статья "Роль элективных курсов в преподавании географии"
Статья "Роль элективных курсов в преподавании географии"
Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные функции: Они могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы по географии могут выполнить еще одну важную функцию – они могут явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов по географии, для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводиться. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль элективных курсов в преподавании географии" »
РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
Учитель географии Шарко Серге й Викторович , г. Новокузнецк , МБОУ «СОШ №36»
Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные функции: Они могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы по географии могут выполнить еще одну важную функцию – они могут явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов по географии, для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводиться. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. По ряду позиций элективные курсы по географии близки к такой хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов. Но в отличие от факультативов учебный план всех учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. В нашей школе это курс 10- «Геоэкология», 11 класс- «География человеческой деятельности»
Элективные курсы по географии выполняют три основных функции :
1) дополняют содержание профильного курса географии , который становится в полной мере углубленным в традиционной школе;
2) развивают содержание одного из базисных курсов в географии , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, это позволит поддерживать изучение географии на профильном уровне или получить дополнительную подготовку на профильном уровне;3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека на базе современных элективных курсов.
Перечислим основные виды элективных курсов по географии:
В предпрофильном обучении:
• Повышение уровня изучения географии для подготовки школьников к восприятию предмета на профильном уровне.
• Ориентация на выбор профиля обучения, знакомство с вида ми профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для географии.
• Повышение уровня изучения профильной географии в профильном классе.
• Опора на межпредметные связи, т. е. возможность изучать несколько предметов на профильном уровне.
• Поддержание базовой географии, помощь в подготовке к экзамену по предмету на повышенном уровне , способствует углублению знаний и формированию уме ний по учебной дисциплине география.
• Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
• Освещение областей деятельности, выходящих за рамки традиционной школьной географии.
Разнообразие видов элективных курсов по географии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных образовательного учреждения (методиче ского объединения.
При разработке предпрофильного курса географии, прежде всего, необходимо определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного профильного класса. Это предусматривает увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного курса одной из целей является повышение уровня изучения географии и применение полученных знаний как на базовом, так и на профильном уровне. Создатели профильного курса по географии ставят следующие цели.
Во- первых, углубление или расширение рамок географии .
Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.
В-третьих, приобретение практико-ориентированных знаний и умений , как в границах географии, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
Элективный курс по географии практической направленности, полученные умения которого можно использовать для продвижения на рынке труда, связан с приобретаемыми умениями и навыками , как общего характера, так и с ориентацией на профессиональные области: «Ландшафт приусадебного участка». Итак, выбор курсов зависит от возрастной группы учащихся (предпрофильное или профильное обучение), вида и целей кур сов, определяемых автором.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по географии:
1) Элективные курсы по географии, задача которых - углубление и расширение знаний по географии, входящих в базисный учебный план школы.
2) Элективные курсы повышенного уровня сложности по географии, направленные на углубление изучение географии , имеющие как тематическое, так и временное согласование с географии. Выбор такого элективного курса по географии позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса географии углубляются более или менее равномерно.
3) Элективные курсы по географии, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса географии , входящие в обязательную программу.
4) Прикладные элективные курсы по географии , цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) Элективные курсы по географии, посвященные изучению методов познания природы и общества .
6) Элективные курсы по географии, посвященные истории предмета , как входящего в учебный план школы история географических открытий, так и не входящего в него .
7) Элективные курсы по географии, посвященные изучению методов решения задач по географии, составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического, экологического и географического эксперимента.
8) Элективные курсы по географии, не входящим в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
При проведении элективных курсов по географии можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, в которых представлены , создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов , как на уроках, так и в процессе самообразования.
Школа должна предоставить школьнику возможность научиться реализовать свои замыслы. Помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.
Следует отметить, что в концепции профильного обучения четко обозначено :
1. Элективные курсы по географии – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
2. Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных направлений в географии или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
3. Количество элективных курсов по географии должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, ко торые обязан выбрать учащийся.
Таким образом , элективные курсы по географии:
- способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии;
- создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего;
- познакомят учащихся с ведущими вида ми географической деятельности;
- активизируют познавательную деятельность у школьнико в в географической области;
- повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.
Элективные курсы предлагаются на выбор школьникам старших классов, не являются обязательными для всех, ориентированы на интересы учеников.