Современные формы, методы и образовательные технологии на уроках географии в условиях малокомплектной школы.
Современные формы, методы и образовательные технологии на уроках географии в условиях малокомплектной школы.
Статья: "Современные формы, методы и образовательные технологии на уроках географии в условиях малокомплектной школы"
ИКТ на уроках географии способствует развитию функциональной грамотности ребенка. Применение ИКТ на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предостовляет новые возможности для развития творчиских способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные формы, методы и образовательные технологии на уроках географии в условиях малокомплектной школы. »
Современные формы, методы и образовательные технологии на уроках географии в условиях малокомплектной школы.
Таутенова Аяна Какимжановна
ГУ «Клочковская средняя школа отдела
образования акимата Камыстинского района».
учитель географии II категории.
Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания образования. Сегодняшние наши ученики должны быть мобильными, динамичными, образованными людьми.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках географии способствует развитию функциональной грамотности ребенка.. Применение в обучении компьютера в сочетании с интерактивной доской, мультимедийным проектором и другими средствами принято называть новыми информационными технологиями в образовании.
Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает их мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В современном мире существует много факторов, которые непосредственно влияют на процесс обучения и стали главными для внедрения ИКТ в нашу образовательную систему, оттеснив ее границы далеко за пределы школьного кабинета. Среди них выделю наиболее важные:
Массовое распространение цифровых информационных технологий;
Изменение требований, предъявляемых к современному подрастающему поколению;
Изменение характера взаимодействия между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником;
Огромный поток информации и как следствие –необходимость ее дифференцирования.
Существуют несколько основных форм применения ИКТ на уроках географии:
Использование огромной информационной базы в учебном процессе.
Применение ИКТ в целях подготовки учащихся к ЕНТ по географии.
Применение информационных технологий для организации познавательного досуга.
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
В зависимости от дидактических целей можно выделить следующие виды компьютерных программ:
Учебные
Тренажеры
Контролирующие
Демонстрационные
Имитационные
Справочно-информационные
Мультимедиа-учебники.
В ходе урока я использую ИКТ как в ходе всего учебного процесса, так и на отдельных его этапах. Наиболее часто я использую такие элементы ИКТ, как интерактивную доску, электронные учебники, образовательные ресурсы Интернета, презентации, фильмы и иллюстрации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.
Компьютер можно использовать на разных этапах обучения:
- как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного.
- как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
-как наглядное пособие качественно-нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
-как индивидуальное информационное пространство для организаций исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
-как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяются на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, подготовке к ЕНТ.
Использование этих программ позволяет разгрузить учителя, усилить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решать задачи на стыке учебных предметов разных циклов, более наглядно подавать материал.
Результативность технологии. Высокая мотивация к изучению предмета, умение работать с тестами при подготовки к ЕНТ. Эмоциональная составляющая увеличивает темп урока на 10-15 %. Кроме того, современные информационно-коммуникативные технологии во многом повышают эффективность самообразования.
Уроки с использованием ИКТ организуются на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями, атласами. На их основе и создаются флипчарты.
При изучении нового материала использую флипчарты, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал, дают им возможность активно участвовать в познавательном процессе на разных этапах. Интерактивные доски позволяют учащимся самим участвовать в их создании.
Использование на уроках флипчартов делает их не только непохожими друг на друга, но и что важно-более эффективными.
Интерактивная доска, тестирующие устройства конечно должны применятся не только при текущем контроле знаний, но и подготовке к ЕНТ. Наличие электронных тренажеров, а также огромная база из традиционных тестовых заданий, позволяет добиться самых высоких результатов.
Конечно же, опытные педагоги могут добиваться серьезных успехов в обучении и воспитании детей географического, экологического мышления, используя традиционные методы и приемы, опираясь на свое умение владеть вниманием аудитории вербально. Но никто не будет отрицать того, что современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть участником его разнообразных процессов. А воспитание такого человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий.
Список используемой литературы
1.Гусева А.И., Смольникова И.А., Филипов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие: Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе».
2. Новенко Д.В. новые информационные технологии в обучении//География в школе.-М.: «Школа – пресс»ю-2004.-№5.-с.48.
3.Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования //География в школе.-М.: «Школа-пресс».-2004.-№4.-с.46