Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»
Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
В структуре урока географии критического мышления выделяется три стадии:
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках географии в условиях ФГОС. Критическое мышление. Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»»
«Основная общеобразовательная школа № 13» - филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя образовательная школа №7 имени Героя Советского Союза
Петра Акимовича Рубанова».
Современные педагогические технологии на уроках географии
в условиях ФГОС.
Критическое мышление.
Приём «Ассоциация. Прием «Фишбоун»
Выполнила: Никитина Л.А.,
учитель географии
г. Черногорск 2023г.
Своё выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь.
В своей педагогической деятельности я использую в учебно-воспитательном процессе: Технология перспективно-опережающего обучения; технология проблемного обучения, информационные технологии, игровые технологии, методы проектов, рейтинговые технологии, технология развития критического мышления.
Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.
В структуре урока географии критического мышления выделяется три стадии:
стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.
Функции стадии вызова
Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Приёмы технологии на стадии вызова:
Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Разберём подробнее некоторые из приёмов.
Я хочу остановиться на приёме «Ассоциации». Ассоциации играют большую роль в запоминании. Существует древнее изречение: «Когда я слушаю, я забываю, когда я вижу, я понимаю, когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1-5 из того, что слышит; 3-5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить 4-5.
Приём «Ассоциация» (мысленный образ).
Этапы этого приёма.
1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды» 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа)
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приемы ассоциаций.
Основные приёмы, облегчающие эффективное запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций:
Метод Цицерона на основе пространственного воображения
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Рифмизация.
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Метод Цицерона на основе пространственного воображения
Похожесть объекта на что-либо или кого-либо: Скандинавский п-ов - тигр; Аппенинский п-ов - итальянский сапог; Франция–сова , Норвегия– ложка. "Красавец Енисей идет между двумя девицами - Обью и Леной".
Лена впадет в море На "Л" - Лаптевых."
Баренц забил гол в Карские ворота, а затем Вилькицкий передал мяч Лаптевым". Такая работа помогает в последствии на контурной карте отмечать объекты без ошибок.
Тема «Температура». Увеличивается или уменьшается ?
Если представить, что Земля – это печка в доме, то закономерность ясна – уменьшается с высотой.
Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания ГП страны Непал. Запоминание названия страны с названием её столицы:
Не коси я (Никосия) в Кипре, не было бы урожая (Никосия, столица Кипра);
Я взял перо (Перу) и воткнул его в лимон (Лима) (Лима, столица Перу);
Кит (Кито) плавал в Районе экватора (Эквадор) (Кито, столица Эквадора).
Ассоциации по цвету:
а) моря - Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое; б) реки - Красная, Оранжевая, Белый Нил, Голубой Нил.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
ОВАЛ – для запоминания четырех самых крупных рек России - Оби, Волги, Амура и Лены. АИСТ – легко запомнить все океаны планеты!
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Изучаем координаты. Дети всегда путают широту и долготу. Два слова нам в помощь – кСЮШа и ЗаВоД. И становится понятно, что широта может быть северной и южной, а значит, измеряется от экватора, а долгота – западная и восточная, измеряется от нулевого меридиана.
Ассоциации по зрительному принципу:Изучая землетрясение можно построить из листов картона домик, затем снизу двигаем листок и домик рушится; причины образования волн: в тарелке-вода, дуем на воду – рябь.
На горизонтальном стекле-капля воды, один край стекла подняли и вода стекла. (Что такое река? Движение воды от истока к устью, связь с рельефом местности.)
Почему облака не падают на землю? Опыт с перышком. Причина-восходящие токи воздуха. Почему форточка вверху, а батарея внизу? Вспомним стекло и подоконник. Солнце нагревает не воздух, а землю.
Погодная запоминалка: Солнце красное на утро – моряку не понутру
Солнце красное вечером – моряку боятся нечего.
То есть, если Солнце красное утром, то днём погода будет плохая. А если Солнце красное вечером, то к утру может всё утихнуть.
Луна растёт или убывает?
Если месяц похож на букву «С» - старая, т.е. уменьшается, а если расположена в обратную сторону и к ней поставить палочку, то получится буква «Р» - растущая луна.
Сталактит, сталагмит.
СталакТит – буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
Капля падает, т.е. что то сверху.
СталагМит – напоминает две рядом сосульки растущие снизу вверх.
Напоминает гору.
Рефмизация:
Ярко – жёлтый сталактит в небе голубом весит
На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.
Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим.
Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы. В.Беринг - Берингово море - Берингов пролив - Командорские острова. А.Тасман - Тасманово море - остров Тасмания; Х.Колумб - государство Колумбия - река Колумбия - штат США Колумбия.
Ассоциативный круг (веер, солнышко, дерево) ученики записывают все возможные ассоциации при этом вспоминают весь материал.
Муссон - суша, море, давление, ветер, лето, зима, Дальний Восток……
Ассоциации по вкусу.Булочка с какао и булочка с кофе - в чем разница? (кофе в Бразилии, какао в Африке, но родина кофе в Африке (Эфиопия) а родина какао - из субэкваториальных регионов Южной Америки).
Кукуруза, рис, пшеница. Три центра происхождения. Пластиковые пакетики с зернами прикалываем к центрам происхождения.
Для проведения урока я внимательно перерабатываю содержание учебного материала с целью научного и доступного его изложения. Выстраиваются ассоциации: самые высокие горы мира – Гималаи (высшая точка – Эверест, высота 8848 м. над уровнем моря). Чтобы учащиеся быстро запомнили высоту Эвереста предлагается следующая формула запоминания: “Эверест – Вот Возможная Черта Восхождения”. В данном случает буква “В” ассоциируется с цифрой “8”, а буква “Ч” – с цифрой “4”.
Самые высокие горы России – Кавказ (Эльбрус – 5642 м.). Учащимся предлагается следующая ассоциация: “5 – лучшая отметка; 6 – сразу после 5; 4 – сразу перед 5; 2 – худшая отметка”. При этом наблюдается почти стопроцентная запоминаемость высоты Эльбруса!
Подготовка к ЕГЭ. Задание 23 Расположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке начиная с самого раннего.
А) меловой Б) силурийский В) триасовый
(Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: Каждый (кембрийский ) Отличный (ордовикский) Студент (силурийский) Должен (девонский) Кушать (каменноугольный) Пончик (пермский) Ты (триасовый) Юра (юрский) Мал (меловой) Принеси (палеогеновый) Нам (неогеновый)Чебурек (четвертичный периоды).
Фразы выучить и 1 балл на ЕГЭ «в кармане»!
Ассоциации позволяют в течение 10 минут надолго запомнить моря России
“Господин, смотри! Россию омывают океана три.
Запоминай шутя, Какие Россию омывают моря!”
В данном эпиграфе один и три (13) – количество морей России.
Ассоциации
Моря Атлантического океана
“Черное море зовёт болтаться”
Черное, Азовское и Балтийское.
Моря Северного Ледовитого океана
“Барин в белой шубе каркает от стужи, потому что в лаптях идет на восток Сибири к чукчам”
“Японец охотится на берегу” "Беринг и Японцы встретились на охоте в Охотском море";
Японское, Охотское, Берингово.
Прием «Фишбоун»
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма. Составление схемы Фишбоун.
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя - цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Процедура составления схемы:
на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Применение метода Фишбоун на уроках.
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия - предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение. В итоге получается схема, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря "фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Формы работы на уроке
При этом, технология работы со схемой «Фишбон» может варьироваться.
Фронтальная. Схему фишбоуна заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель - заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске. Работа в группах.
1.Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних «отростков»); происходит обмен информации между группами, в результате чего появляется общая схема «Фишбон». Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
2. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
3. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Результаты сравниваются.
4. Группы получают одинаковый текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение - в группах. Схема Фишбоун заполняется каждой группой. Одни группы используют только схему, другие дидактический материал (заготовки) Результаты сравниваются. .
5. Каждому участнику внутри группы раздается свой текст; чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участники обмениваются информацией, на основе которой и составляется общая схема «Фишбон»; группы рассказывают о проделанной работе, дополняя друг друга.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
критическое мышление;
взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы. Сначала, когда дети узнали про новую технологию Фишбоун встретили её с особой осторожностью, но со временим стали работать с большим желанием
Такой «рыбий скелет» будет уместен при подготовке к контрольной работе по географии:
«Голова»: экологические проблемы.
«Верхние кости»: исчезающие моржи, белые медведи, уничтожение рыб, мусор с судов и атомных подлодок.
«Нижние косточки»: браконьерство, загрязнение вод, уничтожение животных.
«Хвост»: запрет на рыбный промысел, строительство заповедников, усиление законодательной базы.
Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).
Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит. Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон). «Фишбоун» В ходе работы обучающиеся вписывают в схему: Левые веточки: 1. Добыча полезных ископаемых 2. Строительство домов, зданий 3. Распашка равнин (склонов) Правые веточки: 1. Карьер, террикон 2. Свалки 3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки. Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей) Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?
Проблема:«Неблагоприятные климатические явленияприносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»
причины
Проявления причин
Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х).
Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.
Фишбоун на уроке географии в 7 классе.
Фишбоун на уроке географии в 9 классе.
Тема: «Уральский экономический район».
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Вывод:
Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности.