Сообщение к педагогическому совету "Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Сообщение к педагогическому совету "Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Сообщение "Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках географии и во внеурочной деятельности" представлено к педагогическому совету. Цель: раскрыть сущность формирования информационно-коммуникативной компетености на уроках географии и во внеурочной деятельности в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение к педагогическому совету "Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках географии и во внеурочной деятельности"»
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сообщение к педагогическому совету
«Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии
2. Деятельность по формированию информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности………………………………………………………………………………..2 – 6
3. Заключение…………………………………………………………………………..7
4. Список литературы …………………………………………………………………8
1. Введение. Актуальность
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А это возможно, если современный учитель будет грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Использование компьютерных технологий на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования.
2. Деятельность по формированию информационно-коммуникативной компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности
Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении - составляют основу понятия «компетентность».
Итак, что такое «компетенция» и «компетентность»? Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Говоря об ИКТ–компетентности, следует определять два понятия: это ИКТ–грамотность и ИКТ–компетентность. ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникаций для доступа к информации и управление ею. ИКТ-компетентность – это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. Конечным результатом обучения ИКТ-грамотности должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач.
На уроках ученики овладевают отдельными приёмами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Поэтому внимание можно уделить тому, чтобы полученные знания ученики использовали в практической, проектной и иной деятельности.
Пример 1. Задание для учащихся на уроке: создайте таблицу "Крупные реки России".
Используя программу поиска, учащиеся должны найти сайты со статьями по этой тематике и, проанализировав информацию, заполнить таблицу 1:
Таблица 1.
Название реки
Местонахождение
Длина (км)
Можно также предложить добавить дополнительные параметры для сравнения рек, определить самую длинную и самую короткую реку, подсчитать суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек, построить диаграммы, графики и т.п., используя электронные таблицы.
Составление и заполнение электронных таблиц является одним из навыков ИКТ-компетентности, т.к. они помогает выделить главное и детализировать информацию, выявить взаимосвязи в предмете изучения, помогают выразить информацию в сжатой форме (это особенно важно, так как поток информации очень велик), развивают творческие способности через язык графики.
Пример 2. «Компьютерная презентация». ИКТ–грамотность.
Учащиеся получают представление о мультимедиа, познакомятся с программой для создания мультимедийных презентаций, с требованиями, предъявляемыми к презентации.
ИКТ – компетентность. Следует помнить, что создание презентаций – важный и необходимый вид деятельности учащихся. Для подготовки презентации ученик должен провести серьёзную исследовательскую работу, использовать большое количество разнообразных источников информации, самостоятельно продумать сюжет, подобрать картинки, фотографии из сети Интернет.
Учащиеся разрабатывают презентации на заданную учителем тематику, или сопровождают выступление при защите школьного проекта.
В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни.
Что можно использовать и что я использую на уроках географии:
1. Создание презентаций - использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны. Презентации удобны тем, что при подготовке можно отбирать материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации. Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. Презентации формируют информационную компетентность.
2. Деловая, ролевая игра как еще одна технология личностно-ориентированного обучения полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:
-в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
-учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
-игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
-учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования
Технология учебной деловой, ролевой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в ролевую игру.
3. Показ географических процессов. Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (извержение вулканов, образование почвы в горах, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, демонстрируются образование ледников, оврагов, почвы и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.
4. Работа с анимационными картами. Благодаря ЦОР любую карту можно по мере необходимости вывести на экран и использовать в учебном процессе. Во время работы с анимационной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух.
5. Использование редакторов Microsoft Word. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.
6. Использование Интернет. Одним из преимуществ, применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это, прежде всего статистические материалы для изучения географии России и государств Евразии. Помимо статистики, в Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли.
7. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.
8. Формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии позволяют использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми на уроках географии и дома. Они готовят презентации. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.
Формируя ИКТ-компетентность у учащихся, можно использовать электронные учебные издания (ЭУИ): образовательная коллекция 1С; уроки «Кирилла и Мефодия»; электронные уроки и тесты издательства "Просвещение"; интерактивные доски; компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся; Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; документ-камеру - с её помощью очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить. Большую экономию времени даёт проверка самостоятельных работ. Ученик выходит с тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры, и все видят результат его работы. Идёт обсуждение, исправляются ошибки, предлагаются разные варианты решения. Документ – камера оказывает огромную помощь учителю. При подготовке к уроку на отдельном листе помещаются схемы, чертежи, рисунки, которые можно вывести на экран.
3. Заключение
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод:
1) Компетенция– это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Информационная – готовность к работе с информацией. Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми.
2) Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.
3) Формирование ИКТ–грамотности идет на уроках информатики, кружке «Компьютерная грамотность», но формировать ИКТ–компетентность у учащихся можно на всех школьных уроках.
4) Формирование ИКТ-компетентности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ввиду их психофизических особенностей, возможно лишь с помощью и под контролем учителя.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии и во внеурочной деятельности будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Список литературы:
1. Андреева В.Н. « Предметная неделя географии». « Феникс». Ростов- на –Дону. 2006 г.
2. Бурмакина В.Ф. , Фалина И.Н. , Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ – компетентности школьников. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007,60с.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.
4. Касаткина Н.А. «География. Занимательные материалы по географии к урокам и внеклассным занятиям». Волгоград. 2006 г.
5. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ–компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.