kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Снежная феерия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

Снег – чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров – четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

Всем известно, что снег образуется не на земной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.

В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню.

 

Цель работы:

Изучить основные показатели снежного покрова, на территории прилегающей к городу, сравнить полученные показатели со среднестатистическими данными. Сделать прогноз о возможности весеннего наводнения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«снежная феерия »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 7

Дзержинского района г. Волгограда



ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

учебно-исследовательских работ и

творческих проектов обучающихся

«Царицын-Сталинград-Волгоград»

Секция: география





Снежная феерия




Выполнила:

Сорокина Полина,

7а класса

МОУ лицей №7

Руководитель:

Сергеева Марина

Евгеньевна,

учитель географии










Волгоград 2015





Содержание.



Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Теоретическая часть.

I.1.Снег в природе……………………………………………………………………….4

I.2.Разнообразие снежных кристаллов…………………………………………………4

I.3. Стратиграфия снежного покрова………………………………………………......10

I.4.Как изучать снежный покров……………………………………………………….10


II. Методики изучения снежного покрова

II.1.Изучение стратиграфии снежной толщи…………………………………………..11

II.2.Определение плотности снежного покрова…………………………………….....11

II.3.Определение запаса снега, скопившегося за зимний сезон………………………11

III. Практическая часть. Отчет по полевой практике.

III.1. Профиль снежного покрова……………………………………………………….12

III.2. Плотность снежного покрова……………………………………………………..12

III.3. Измерение температуры снега……………………………………………………13

III.4. Определение объема слоев снежного покрова…………………………………..13

III.5. Определение запасов снега, скопившихся за зимний сезон…………………….14



IV.Заключение…………………………………………………………………………..15

Словарь……………………………………………………………………………….....16

Список литературы……………………………………………………………………..17

Приложение…………………………………………………………………………….18

















Введение.

Древние обитатели теплого Средиземноморья почти не знали, что такое снег, и в их письменных источниках он долго не упоминался. Впервые снег вошел в историю как фактор, достойный внимания, после дерзкого броска армии Ганнибала через Альпы. Полибий так писал о роковом для Ганнибала дне 7 ноября 218 года до нашей эры: "Приближался заход Плеяд, и вершины Альп покрывались уже снегом... Вследствие трудностей пути и снега Ганнибал потерял почти столько же людей, как и при подъеме на горы... И лишь только они подошли к узкому месту, по которому не могли пройти ни слоны, ни вьючные животные, ибо обрыв, крутой и до того ... стал еще круче после новой (снежной) лавины, войско снова упало духом и трепетало от страха".

Жители нашей страны видят разное время.. Трудно себе представить леса и равнины, величавые горы, да и всю нашу жизнь без снега, без его очарования. Он, пушистый, искрящийся, кипенный, дарит нам радость, учит прекрасному с самого детства.

Как прекрасно утверждение, что в каждой капле дождя отражается весь мир. В каждой снежинке предстают перед нами красота и гармония природы.

Снег – чудеснейшая особенность нашей планеты. Он образуется на всех континентах в огромных количествах. Ежегодно снегом покрывается до 130 миллионов квадратных километров – четвертая часть всей поверхности Земли вместе с океанами.

Всем известно, что снег образуется не на земной поверхности, он - детище высоких слоев атмосферы. Облака состоят из мелких снежинок и переохлажденных капель воды, и поэтому даже дожди, жидкие осадки могут иметь своим прямым предшественником атмосферный снег.

В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню.


Цель работы:

Изучить основные показатели снежного покрова, на территории прилегающей к городу, сравнить полученные показатели со среднестатистическими данными. Сделать прогноз о возможности весеннего наводнения.

Задачи:

  1. Изучить теорию снег образования, формы снежинок.

  2. Овладеть методами снегомерной съемки, необходимыми для изучение снежного покрова.

  3. Подготовить оборудование для проведения полевых исследований.

  4. Изучить особенности структуры снежного покрова в Дзержинском и Городищенском районе города Волгограда, выявить его зависимость от компонентов ПТК.

Объект настоящего исследования:

Лесной массив за дачным массивом в районе Солдатского поля

Предмет анализа:

Снежный покров, его структура, основные физические данные.

Гипотеза исследования:

По моим наблюдениям зима 2013-2014 года была малоснежной, поэтому снежный покров развит слабо.

Практическая значимость:

В ходе исследования стало понятно, полученные во время выполнения работы знания и умения можно применять на уроках физики, химии.

Актуальность проекта:

Мы проживаем на территории Дзержинского района, в пределах речного бассейна реки Волга. На этой территории построены многие дачные кооперативы, в период весеннего половодья всегда есть угроза их подтопления, которое на прямую связано с объемом накопленных осадков за зимний период.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Метод наблюдения.

  2. Метод анализа литературы.

  3. Метод синтеза, который позволил представить общую картину.

  4. Статистический метод, примененный при изучении данных.






































I.1.Снег в природе.

Одна из характерных особенностей природы - это ее сезонная ритмика. Для территории нашей страны, расположенной преимущественно в умеренном и субарктическом климатических поясах, характерными сезонами года являются зима и лето. Зима - наиболее холодное время года, продолжительностью в несколько месяцев. При разделении года на четыре сезона в умеренных широтах за зиму условно принимается промежуток времени с декабря по февраль, но основные ее проявления (в первую очередь, климатические) наблюдаются с ноября по март включительно. Зима начинается с момента перехода устойчивых среднесуточных температур воздуха ниже 0С и образования устойчивого снежного покрова. Весьма характерным зимним явлением становится снежный покров.

Снег оказывает влияние на температурный режим воздушных масс, на степень промерзания почвы и др. С другой стороны, физико-химические свойства снега, его строение и особенности распространения находятся в тесной связи с ландшафтными особенностями территории. Снежный покров является зеркалом сезонного состояния природы и несет большую информацию о погодных и экологических условиях любой территории.

Образование снежного покрова происходит в результате выпадения из атмосферы твердых осадков, представленных снежинками, которые состоят из множества мелких ледяных кристаллов. Велика роль снежного покрова в круговороте воды в природе. Снеговое питание занимает значительное место в речном стоке территорий, на которых формируется снежный покров. Он определяет величину годового стока, уровень весеннего половодья, ледовый режим рек, интенсивность наледных и лавинных процессов, годовой баланс ледников.



I.2.Разнообразие снежных кристаллов.

Слово кристалл происходит от древнегреческого слова кристаллос - лед. Древние греки не рисовали снежинки, но видели их.

Самое удивительное свойство снега - ошеломляющее количество форм снежных кристаллов. Единственная их общность - подчинение "закону шестигранности", или гексагональности. Были попытки построения "идеального кристалла льда" в соответствии с гипотетическим строением элементарной молекулярной кристаллической решетки, показанной па рис. 1,а. Именно так представляется гексатональный характер связей между атомами водорода (Н) и кислорода (О). О форме "идеального" кристалла льда можно получить представление по рис. 1, б (рисунок Н. П. Стулова из книги А. Д. Заморского). Но таких "идеальных кристаллов" нет ни на Земле, ни в атмосфере.

Рис.1. Схема кристаллической решетки льда на молекулярном уровне (а)

и форма гипотетического кристалла льда (б) по Н. Н. Стулову.

Форм снежинок огромное количество, и все они не "идеальны". В 1954 году Комиссией снега и льда Международной ассоциации научной гидрологии была разработана Международная классификация снега. Атмосферные снежинки в ней разделены на 10 больших классов (рис. 2): пластинки, звезды (дендриты), столбики, иглы, пространственные дендриты, увенчанные столбики, неправильные кристаллы, крупа, ледяной дождь, град. Каждый класс делится на разновидности, а именно: поломанные кристаллы, частицы, покрытые изморозью, мокрые или не полностью растаявшие частицы. 1


Рис 2. Классы снежинок по Международной классификации снега.


Снежинки атмосферные и составляющие снежный покров неоднородны и по форме, и по размерам. Для полного представления о структуре снега нужен структурный анализ. На рис. 3 даны микрофотографии частиц разных фракций свежевыпавшего звездчатого снега. В одном и том же снеге, как видно, формы и размеры частиц потрясающе разнообразны.

Рис. 3. Микрофотографии частиц снежного покрова.
1, 2, 3 - дендриты (звезды), выпавшие при температуре -12° -15°C (1- сразу после выпадения, 2 - через сутки после снегопада, 3- после кратковременной оттепели), увеличение х10; 4, 5-столбики, пластинки и их сростки ("ежи") в свежевыпавшем снеге при температуре -16°С, увеличение х37; 6 - игольчатый свежевыпавший снег при температуре ниже -20°С. Увеличение х37.

Многие восхищались причудливой красотой снежных кристаллов и мечтали получить их искусственно. Однако долго никто не мог догнать в этом деле природу. Профессору Хоккайдского университета У. Накайя первому удалось вырастить искусственные снежинки. В 1935 году Накайя создал в городе Саппоро маленькую лабораторию с холодильной камерой, где можно было изменять в широких пределах температуру и влажность воздуха. Первая снежинка в этой камере им выращена 12 марта 1936 года. Теперь на месте лаборатории разбит парк и воздвигнут монумент в память об этом событии.2

Всю жизнь Накайя посвятил опытам по выращиванию снежинок и изучению условий их формообразования. Итог его большого труда - знаменитая диаграмма зон образования снежинок разных форм в зависимости от температуры и относительной влажности воздуха.

Рис 3. Классификация снежных кристаллов по Накая. Накая идентифицировал так же семь главных групп кристаллов снега, которые разделил далее на 41 индивидуальный морфологический тип [U. Nakaya, Snow Crystals: Natural and Artificial (Harvard University Press, 1954).]


Накайя впервые предположил, что величина и форма снежинок зависят от температуры воздуха и содержания в нем влаги, и блистательно подтвердил эту гипотезу экспериментально, выращивая в лаборатории кристаллы льда разной формы. На модель кристаллов льда температура влияет так. Например, при -2°C получаются плоские диски. При -5°C — иглы. При -15°C — большие красивые хлопья, которые часто изображают на новогодних открытках. При температурах ниже -30°С — кристаллы, похожие на столбики.


Рис.4. Схема образования снежинок.


Чтобы понять, почему снежинки выглядят так красиво, необходимо рассмотреть историю жизни одного снежного кристалла.

Ледяные снежинки в облаке образуются при -15 градусах вследствие перехода водяного пара в твердое состояние. Чем объяснить такое разнообразие? Конечно, немалая роль принадлежит здесь примесям, особенно разным микрочастицам, оказавшимся ядрами кристаллизации. Это могут быть самые различные частицы пыли, дыма. А. Д. Заморский описывает случай, когда в ядре снежинки было найдено мелкое насекомое - полная аналогия с реликтовыми формами, обнаруживаемыми в янтаре. Но главная причина богатства форм снежных кристаллов - теплофизические условия их образования, роста и метаморфизма.3

Ядро кристаллизации - это то, с чего начинается образование снежинок.

Все больше и больше молекул воды присоединяются к растущей снежинке в определенных местах, придавая ей отчетливую форму шестигранника. Разгадка структуры твердой воды кроется в строении ее молекулы, которую можно упрощенно представить себе в виде тетраэдра - пирамиды с треугольным основанием в которой возможны углы лишь в 60° и 120°.

Рис. 5. Тетраэдр.

К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды — в результате образуются снежинки неправильной формы. Распространенное мнение, будто снежинки обязательно имеют вид шестиугольных звездочек, является ошибочным. Формы снежинок оказываются весьма разнообразными.

Структура и внешний вид кристалликов льда зависят от того, где именно они падают, — считает самый известный в мире исследователь снежинок — профессор физики Кеннет Либбрехт (Kenneth Libbrecht) из Калифорнийского технологического института. — Самые красивые и сложные по структуре снежинки выпадают там, где климат суровее — к примеру, на Аляске или восточной Сибири. А вот в крупных городах, где климат мягче, структуры снежных кристалликов гораздо проще. Однако вариантов сборки этих сложных симметричных структур множество — и до сих пор не удалось найти среди них двух одинаковых.

И есть еще одна тайна, присущая строению снежинки, которую пытается раскрыть профессор.

В ней порядок и хаос сосуществуют вместе, — объясняет Либбрехт. — Так, из физики известно, что в зависимости от условий получения твердое тело должно находиться либо в кристаллическом (когда атомы упорядочены), либо в аморфном (когда атомы образуют случайную сетку) состоянии. Снежинки же имеют кристаллическую решетку, в которой атомы кислорода выстроены упорядочено, образуя правильные шестиугольники, а атомы водорода расположены хаотично. И только позже каким-то волшебным образом эти атомы так перетасовываются, что получаются настоящие произведения искусства.4

И этим шедеврам природы находится достойное место. Так, в городе Кага на острове Хонсю (Япония) создан единственный в мире музей снежинок. А у профессора Либбрехта собрана уникальная коллекция снежных редкостей.



Рис.6. Снежинки под микроскопом. Фото: Из коллекции физика Кеннета Либрехта.


Снежинка имеет вес. Обычная весит около 1 миллиграмма. «Отборная» — около 3 миллиграммов. Такие тяжелые хлопья, похожие на кружащиеся блюдца до 10 сантиметров в поперечнике, выпали, например, в Москве 30 апреля 1944 года. А самая громадная снежинка была зафиксирована в 1887 году в американском штате Монтана. Ее диаметр составил 38 см, а толщина – 20 см.

Миллиарды же этих «невесомых» природных кристаллов влияют даже на скорость вращения Земли: чуть-чуть тормозят. Только в летние месяцы, когда снегом бывает покрыто всего 9 процентов всей поверхности планеты, снежный покров весит 7400 миллиардов тонн. А к концу зимы в северном полушарии масса снега достигает 13 500 миллиардов тонн. Предполагается, что в одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, каждая из которых уникальна.

Снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже красный снег — обычное явление. Виной тому водоросли, живущие между кристаллов. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный. Так, на Рождество 1969 года на территории Швеции выпал черный снег. Скорее всего, это впитанная из атмосферы копоть и промышленные загрязнения. В 1955 году около Даны, штат Калифорния, выпал фосфоресцирующий зеленый снег, унесший несколько жизней и причинивший тяжкий вред здоровью жителям, рискнувшим попробовать его на язык. Возникали разные версии этого феномена, даже атомные испытания в штате Невада. Однако, все они были отвергнуты и происхождение зеленого снега осталось тайной5

Скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов. Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной "сломанной" снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип. Скрипит снег лишь в мороз, а тональность скрипа меняется в зависимости от температуры воздуха – чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. Ученые произвели акустические измерения и установили, что в спектре скрипа снега есть два пологих и не резко выраженных максимума – в диапазоне 250-400 Гц и 1000-1600 Гц.В большинстве случаев низкочастотный максимум на несколько децибел превышает высокочастотный. Если температура воздуха выше минус 6°C,высокочастотный максимум сглаживается и полностью исчезает. Усиление морозов делает ледяные кристаллики более твердыми и хрупкими. При каждом шаге ледяные иглы ломаются, акустический спектр скрипа смещается в область высоких частот.

I.3.Стратиграфия снежного покрова.

После выпадения снежинок на поверхность Земли начинается их "вторая" жизнь в составе снежного покрова.

Снежным покровом называется слой снега на поверхности земли, сформированный снегопадами. Внутреннее его строение слоистое, что определяется периодическими снегопадами и другими атмосферными осадками, солнечной радиацией, ветром и метаморфизмом снега (возгонка и сублимации снежных кристаллов). Вода в снежном покрове может одновременно находиться в двух (сухой снег) или трех (мокрый снег) фазовых состояниях: твердом, жидком и в виде водяного пара. Толщина снежного покрова и его физико-механические свойства непрерывно изменяются в течение зимы. Среди важнейших свойств снежного покрова, прежде всего, следует отметить плотность, которая, в свою очередь, определяет многие другие его характеристики. Она изменяется в широких пределах, от 10 до 700 кг/м3, в зависимости от вида снега, географического положения, времени года. Например, повышенная плотность снежного покрова отмечается в открытой местности по сравнению с лесом, в период снеготаяния и в снежниках. Увеличение плотности снега зависит от продолжительности его залегания, а внутри снежной толщи — от глубины. При ее измерении устанавливают среднюю величину для всей снежной толщи. К концу зимы плотность снежного покрова варьирует в лесной зоне от 220 до 360 кг/м3, а к концу периода снеготаяния может достигать 700 кг/м3. Снежный покров является пористым объектом вследствие наличия промежутков между кристаллами льда. Пористость снежного покрова изменяется по мере его уплотнения от 98 до 20%. Перед началом снеготаяния она составляет около 70%. От пористости снежного покрова зависит его воздухопроницаемость. Уплотнение снежной толщи, образование внутри нее корок, а также увеличение водной фракции вызывает снижение воздухопроницаемости.


I.4.Как изучать снежный покров.


Изучение снежного покрова включает: определение степени покрытия снегом поверхности, измерение мощности снега, температуры, определение плотности снега и запасов влаги, описание строения снежной толщи и микрорельефа ее поверхности. Описание микрорельефа снежной поверхности делается следующим образом.

Обращается внимание на закономерности пространственного распространения, в зависимости от рельефа, характера растительности, господствующих ветров, и делаются выводы об условиях формирования снежной толщи.

Измерение мощности снежного покрова осуществляется при помощи снегомерной рейки, которая представляет собой деревянную или металлическую планку с наконечником длиной до 2 м и сантиметровой шкалой. Измерение мощности снега проходит в пределах площадки с ненарушенным снежным покровом, в пределах изучаемой фации.

После чего измеряется глубина снега в каждом квадратном метре площадки, полученные данные записываются в полевой дневник, и вычисляется средняя арифметическая величина мощности снежного покрова. Для определения плотности снега используют весовой снегомер. Снегомер - прибор, с помощью которого берется проба снега и затем взвешивается.

II. Методики изучения снежного покрова.

II.1.Изучение стратиграфии снежной толщи.


Для изучения стратиграфии снежной толщи закладываются снеговые шурфы, или ямы (прикопки), размером 0,5-0,5 м. При условии мощности снежной толщи более 0,8 м размер шурфа должен быть увеличен до 1 м2 для удобства наблюдения за стратиграфией снега. Наблюдения за стратиграфией снега производят на хорошо зачищенной рабочей стенке шурфа снизу вверх. Структура снега описывается послойно: мощность каждого слоя в миллиметрах (включая и ледяные корки); состав; плотность; цвет; влажность (липкость); характер гранул (резкие, неясные и т. д.); наличие и отсутствие ледяной корки на поверхности почвы под снегом, ее мощность; имеется ли воздушное пространство между снежным покровом и почвой, или снег плотно прилегает к земле, смерзся с почвой или нет; мерзлая или талая почва под снегом, сухая или влажная; состояние растительности под снегом (увядшая или зеленая); глубина промерзлой почвы под снегом. Особое внимание при этом следует уделить определению границ между горизонтами, сыпучести отдельных горизонтов и связи ее с величиной и формой ледяных зерен, степени выраженности вертикальных структур, наличию корок и т. д..


II.2.Определение плотности снежного покрова.


Плотность снежного покрова определяют с помощью весо­вого снегомера. Его устройство описано в книге Г.А. Новико­ва «Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных» (с. 538). В случае необходимости простейший снегомер можно изготовить самостоятельно.

Нужно взять стеклянную трубку диаметром 15—20 мм и длиной около 20 см, один конец затянуть резиной, опреде­лить объем трубки, залив ее водой из мерной колбы. На стен­ки будущего снегомера нужно нанести деления, соответству­ющие 0,5 см3, затем определить вес пустой трубки, и прибор готов к употреблению.

Трубку заполняют, втыкая ее в снежный покров. Объем снега определяют по шкале, нанесенной на стенки трубки. Затем трубку со снегом взвешивают и из полученного резуль­тата вычитают вес пустой трубки. Окончательный результат делят на объем снежной пробы и таким образом узнают плот­ность (удельный вес) снежной пробы, выраженную в г/см3.

От плотности снежного покрова зависит его теплопровод­ность — свойство, очень важное для зимующих животных. Рыхлый свежевыпавший снег задерживает между снежинок большое количество воздуха. Его теплопроводность очень мала, т.е. он обладает наилучшими термоизолирующими свой­ствами. Уплотняясь, снег значительно теряет свое морозоза­щитное свойство.



II.3.Определение запаса снега, скопившегося за зимний сезон.


Данные снегомерной съемки можно использовать и для определения запаса снега, скопившегося в лесу или на по­лях за зимний сезон. Сначала, используя данные снегомер­ной съемки, рассчитывают среднюю глубину снежного по­крова в конкретных биотопах и в целом (если это необходи­мо). Теперь можно рассчитать объем снежного покрова на определенной площади, что удобнее всего сделать для терри­тории в 1 га. Для этого глубину снежного покрова в метрах нужно умножить на 10 000 кв. м. В результате получается объем снежного покрова, выраженный в кубических метрах. Умножив объем снега на его среднюю плотность, определен­ную с помощью весового снегомера, узнаем массу воды, ко­торую весной получит почва в интересующем нас месте.

Полученный результат — это всего лишь прогноз. Реальная ситуация в природе будет за­висеть от характера весны. Другими словами, запас влаги и ее весенний расход могут оказаться разными величинами. При определенных условиях значительная часть снега мо­жет просто испариться.

Недружная, затяжная весна приводит к тому, что талая вода поступает в ручьи и речки постепенно. В таких условиях, даже при больших снежных запасах, высокого половодья не будет. Обратная ситуация наблюдается при дружном таянии снега.


III. Практическая часть. Отчет по полевой практике.

Снегомерная съемка, проведенная нами, осуществлялась в лесу за дачным массивом в районе Солдатского поля



III.1.Профиль снежного покрова.

Мы сделали замеры глубины снега вдоль 50-ти метрового шнура с интервалом в 5 метров. В условиях кабинета, используя полученные данные, построили профиль снежного покрова с помощью программы «Microsoft Office Excel» . (Приложение 1.) На данном графике хорошо просматривается зависимость глубины залегания снега от характера участка. В местах распространения растительного покрова (кустарники, отдельно стоящие деревья) высота снега превышает 30 см. На открытых пространствах в пределах 22-26 см. Из этого можно сделать вывод, что растительность играет важную роль в снегозадержании.

Рис.7. Фото. Измерения глубины снежного покрова.

III.2. Плотность снежного покрова. Выкопали в снегу небольшую яму с вертикальной стенкой до поверхности почвы. Рассмотрели и выделили на вертикальной стенке снежного разреза три слоя снега. С помощью линейки и лупы исследовали состав выделенных слоев: изучили форму и размеры кристаллов (Приложение 2.). Визуально хорошо прослеживаются крупные кристаллы нижнего слоя, размеры которых до 0,5 см. Это объясняется более ранним временем образования этого слоя, который за зимние месяцы под действием низких температур, давления вышележащих слоев снега, а так же оседании на кристаллах атмосферной воды они видоизменились (метаморфизировались). Снег второго слоя претерпел меньшие изменения, размеры кристаллов составили 0,2-0,3 см. Верхний « молодой» слой снега представлен мелкими льдинками, образованными в результате разрушения снежинок под действием ветра.

Рис 8. Фото. Снежный прикоп.





III.3. Измерение температуры снега

Измерили температуру в верхнем слое снега ( -9°C) и у поверхности почвы ( -3°C). Амплитуда составила 6 °C. Полученные данные позволяют сделать вывод о значении снежного покрова для защиты растений и животных от пониженных атмосферных температур в зимний период.



Рис. 9. Фото. Измерение температуры.



-3 – (- 9)= 6°C







III.4. Определение объема слоев снежного покрова

Заранее подготовленной стеклянной трубкой (диаметр- 15 мм, длинной- 30 см, с нанесенными делениями по 0,5 мл) осуществили замеры объема снежной массы каждого из трех слоев (данные приведены в таблице Приложения 2).

Рис.10. Фото. Определение массы снега.



Рассчитали плотность снега каждого из слоев, путем деления массы на объем, полученные данные занесли в таблицу.

1 слой (нижний)

2,5 : 1= 2,5 г/см3



3,5 : 1,3= 2,3 г/см3



2 слой (средний)



5 : 2 = 2,5 г/см3



3 слой (верхний)



III.5. Определение запасов снега, скопившихся за зимний сезон.

Рассчитали среднюю высоту снежного покрова в пределах линии замера.

(35+33+30+29+36+35+24+22+26):9=30 см






Средняя глубина снега, исследуемого участка, составила 30 см. Сравнивая полученные результаты с данными таблицы «Районирования территории СССР по высоте снежного покрова» (по Г.Д. Рихтеру Приложение 3.), делаем вывод: накопление снега за зимний период 2012-2013 года соответствует нижней границы высоты снежного покрова, зима малоснежная.

Если сравнить полученные результаты в процессе снегомерной съёмки с данными на 2010 год приходим к заключению, средняя высота снежного покрова в 2013 году меньше на 10 -15 см (высота снега в 2010 году 30- 45 см).

Объем снежного покрова на территории в 1 га.
Зная данные по объему снежной массы, высоту каждого из слоев, мы рассчитали среднюю глубину залегания снега и умножили на 10000 кв.м. В результате получили объем снега в куб. м.

(35+33+30+29+36+35+24+22+26):9=30 см







30 см = 0,3 м

0,3 м*10000 кв.м.=3000 куб.м. на га





IV.Заключение.


Паводковый сезон начинается в Волгограде в конце апреля

Негативным последствиям паводковых вод в период весеннего половодья на территории нашей области. Подвержены затоплению районы расположенные в поймах рек- Волги, Дона, Хопра, Иловли, Медведицы. Масштабы подтоплений зависят от складывающейся гидро- и метеорологической обстановки в период вскрытия рек ото льда, накопления снежной массы за зимний период. Для южных, центральных и западных районов весенний паводок начинается, как правило, в первой и второй декадах апреля. При наиболее неблагоприятном прогнозе в зонах возможного подтопления может оказаться более 4 тысяч домов в 58 населенных пунктах с населением около 17 тысяч человек.

Изучив основные показатели снежного покрова, на территории прилегающей к городу Волгограду сравнив полученные показатели со среднестатистическими данными 2010 года, мы предположили что прогноз на весеннее наводнения отрицательный.

































Словарь.



Сезонная ритмика - изменение состояния и функционирования организмов, ценопопуляций, биоценозов и ценоэкосистем на протяжении года.


Снежный покров — слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей.


Эрозия в геологии — разрушение горных пород текучими водами и льдом.

Дефляция — эрозия горных пород и почв минеральными частицами, приносимыми ветром.


Солифлю́кция — стекание грунта, перенасыщенного водой, по мёрзлой поверхности сцементированного льдом основания склонов.


Аккумулирование - собирание, накапливание


Эрозионные процессы  – комплекс процессов размыва почв, грунтов, берегов и русел рек, осуществляемых водными потоками.


Сублимация - перехода из газообразного в твердое состояние, минуя жидкую стадию, или при слипании друг с другом.


Гексагональность - имеющий форму или сечение в виде равностороннего шестиугольника; шестиугольный.


Метаморфизм— процесс твердофазного минерального и структурного изменения горных пород под воздействием температуры и давления в присутствии флюида.


Флюид— вещество, поведение которого при деформации может быть описано законами механики жидкостей.


Стратиграфия снежного покрова - полная характеристика структуры и текстуры снега называется его стратиграфией.


Текстура снежного покрова - характер его слоистости.














Литература.

  1. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии М., Творческий центр Сфера, 2007.

  2. Грудинин Г.В. Изучение внутриландшафтной дифференциации снежного покрова и его структуры, Волгоград 1990.

  3. http://www.kspu.karelia.ru/~kargeo/sev_p/b2_1g.htm

  4. http://www.skitalets.ru/books/metod/sneg/#09

  5. http://www.o8ode.ru/article/krie/ice_crystal.htm

  6. http://oth

  7. ereal.ru/snezhinki-sekrety-neobychnyx-form-ledyanyx-kristallov/

  8. http://www.irk.ru/news/20130305/season/

  9. http://www.rate1.com.ua/nauka/822/











































Приложение 1.



36 см (Кустарник)

22 см

22 см



26 см

35 см (сосна)

29 см

30 см

33 см

35 см (Пень)





































Приложение 2.


Слой снега, высота в см


Фото


Объем, в см3


Масса, в г


Плотность, в г/см3

3 слой.


17 см


Снежная крупа



2



5



2,5

2 слой.


9 см.


Ёж



1,5



3,5



2,3

1 слой.


12 см.


Неправильные кристаллы




1



2,5



2,5



Приложение 3.


Районирование территории СССР по высоте снежного покрова (по Г.Д. Рихтеру).


Зона

Максимальная высота снежного покрова, см

Районы страны

I

70

Западное Приуралье, Обско-Енисейский, Камчатско-Чукотский, Приморский Дальнего Востока


II

50 - 70

Северо-западный и Северо-восточный районы европейской части СССР, Обь-Иртышский, Средне-Сибирский, Охотский прибрежный


III

30 - 50

Центральная полоса европейской части СССР, Тобол-Иртышский, Приангарский, Якутский, Яно-Колымский, Буреино-Амурский


IV

10 - 30

Районы, прилегающие к западной границе СССР, Казахстан, Бийско-Минусинский, Забайкальский


V

Юго-западный европейской части СССР, Арало-Каспийский, Южно-Забайкальский

VI


Арктическая зона, замкнутые котловины (Кузнецкая, Минусинская, Якутская, Верхоянская...)

VII


Горные







1 Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии М., Творческий центр Сфера, 2007.



2 Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Краеведение: внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии М., Творческий центр Сфера, 2007.



3 http://www.skitalets.ru/books/metod/sneg/#09



4 Грудинин Г.В. Изучение внутриландшафтной дифференциации снежного покрова и его структуры, Волгоград 1990

5 http://www.rate1.com.ua/nauka/822/



19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
снежная феерия

Автор: Сорокина Полина

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства