Система работы с применением опорных конспектов как средство повышения качества знаний учащихся при изучении социально-экономической географии
Система работы с применением опорных конспектов как средство повышения качества знаний учащихся при изучении социально-экономической географии
Актуальность применения:
Учебный материал по изучению экономики страны и мира отличается объемностью и сложностью
Отсутствие последовательности в изложении учебного материала по отраслям экономики
У ученика не формируется умение характеризовать отрасль по плану, и как следствие этого не усваиваются причинно-следственные связи в создании и размещении отрасли
Снижается мотивация к изучению предмета (особенно у слабоуспевающих)
Цель:
Повышение качества знания при изучении социально-экономической географии
Методические позиции при применении опорных конспектов:
Поэтапное построение учебного материала
Усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика, его индивидуальных особенностей усвоения нового материала
Формирование компетентностей (включение в урок элементов компетентностного подхода обучения)
Повышение мотивации учащихся (особенно у слабоуспевающих)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с применением опорных конспектов как средство повышения качества знаний учащихся при изучении социально-экономической географии»
Образование: высшее, окончила Калининский государственный университет в 1987 году
Должность: учитель географии
Трудовой стаж: 23 года
Педагогический стаж: 22 года
Квалификационная категория: первая, с 2007 года
Наличие наград и поощрений
Наименование награды
Дата
Почетная грамота Управления образования и молодежной политики муниципального образования – Клепиковский район
2010 г.
Благодарность за подготовку и проведение заседания РМО учителей естественно-научного цикла
2011 г.
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
2012 г.
Статус учителя в системе методической работы
Наименование награды
Дата
1.
Член муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по географии
постоянно.
2.
Член районной аттестационной комиссии учителей естественно-научного цикла
2007 г.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на школьном и муниципальном уровнях (семинары, конференции, открытые уроки и др.)
Название темы
Уровни представления материала
школьный
муниципальный
1.
Открытый урок в рамках взаимопосещения уроков по теме: «Физико-географическое положение Африки»
2008
2.
Открытый урок в рамках РМО учителей естественно-научного цикла по теме : «Влияние НТР на структуру мирового хозяйства»
2011
Программа профессионального самообразования учителя географии МОУ «Клепиковская средняя общеобразовательная школа №1»
Чурбаковой Н.Ф.
Тема: «Система работы с применением опорных конспектов как средство повышения качества знаний учащихся при изучении социально-экономической географии»
Актуальность применения:
Учебный материал по изучению экономики страны и мира отличается объемностью и сложностью
Отсутствие последовательности в изложении учебного материала по отраслям экономики
У ученика не формируется умение характеризовать отрасль по плану, и как следствие этого не усваиваются причинно-следственные связи в создании и размещении отрасли
Снижается мотивация к изучению предмета (особенно у слабоуспевающих)
Цель:
Повышение качества знания при изучении социально-экономической географии
Методические позиции при применении опорных конспектов:
Поэтапное построение учебного материала
Усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика, его индивидуальных особенностей усвоения нового материала
Формирование компетентностей (включение в урок элементов компетентностного подхода обучения)
Повышение мотивации учащихся (особенно у слабоуспевающих)
Преимущества применения опорных конспектов:
Гибкость и динамичность методов и приемов обучения
Дифференциация контроля и оценивания достижений учащегося
Учет специфики восприятия учебного материала конкретным коллективом учащихся
Организационная простота для учителя и учащегося
Системность при подготовке домашнего задания (схема опорного конспекта)
Система работы по опорным конспектам успешно реализуется на протяжении 12 лет. Но в связи с переходом на новые образовательные стандарты, меняются и требования к обучению предмета. Поэтому, в урок внедряются элементы компетентностного подхода.
Новое в системе работы с опорными конспектами при изучении социально-экономической географии:
Методические приемы
Ожидаемый результат
Постановка проблемных вопросов
Формирование образовательных компетентностей (умение мыслить, выстраивать логические связи, искать пути решения проблемы)
Применение интегрированного учебного материала
Формирование метопредметных
компетентностей (усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе)
Использование учителем и учеником современных средств обучения
Формирование информационных компетентностей (умение добывать и использовать новую информацию)
Внедрение в урок ролевых игр
Формирование личностных компетентностей (осознание собственной жизненной позиции)
Проектная деятельность
Формирование личностных компетентностей (применение знаний на практике)
Предлагаю новый материал двумя способами (традиционное объяснение и опорный конспект, 2-3 урока ), д\з- выучить новый материал любым способом.
Изучаем новый материал при помощи опорного конспекта, ученики включаются в работу по составлению опорного конспекта (2-3 урока), д\з-учить опорный конспект.
Ученики самостоятельно характеризуют отрасль и составляют опорный конспект (3-4 урока)
Предлагаю творческую работу по проектированию предприятия.
Система оценивания
Действие ученика
Полнота ответа
Использование опорной схемы
Выполнение творческого задания
Отметка
Собственное желание
Полная характеристика отрасли согласно опорному конспекту с выявлением причинно-следственных связей
-
Выполняет
5
Собственное желание
Не полная характеристика отрасли согласно опорному конспекту с частичное выявление причинно-следственных связей
-
Выпоняет
4
Собственное желание
Не полная характеристика отрасли согласно опорному конспекту, при помощи учителя раскрытие некоторых взаимосвязей в организации и размещении отрасли)
Частично
Нет или частично
3
Собственное желание (особо слабоуспевающих учеников)
Характеристика отрасли согласно опорному конспекту
Использует
Нет
3
Ожидаемый результат
Для слабого ученика существенной проблемой является запоминание различных фактов, а именно не самих фактов, а их последовательность. Ученик запинается, ждет подсказки от учителя. Но если ученик имеет «подсказку» в виде опорного конспекта, он вразумительно излагает материал домашнего задания. В данном случае стимулируется уверенность в своих силах, у ученика отсутствует страх на провал.
Средних учеников, которые на уроке «присутствуя, отсутствуют» объяснение нового материала на основе опорного конспекта позволяет постоянно концетрировать и включать в урок.
Для сильного ученика опорный конспект – подсказка для неординарного мышления.
Опорная схема характеристики отрасли хозяйства России (9 кл.)
значение отрасли –
природные условия и ресурсы, используемые в отрасли:
В – вода
П.И. – полезные ископаемые (используются условные знаки полезных ископаемых на тематических картах)
■ - уголь
▲ – нефть
Δ – газ и т.д.
- лес
П – почвы (серые лесные чернозёмы подзолист и т.д.)