Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии
Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии
Одно из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов – формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все они направлены на развитие важнейшей компетенции личности – умения учиться. Главная задача учителя – помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Задача учителя состоит не просто в передаче суммы знаний, а в формировании у школьника умений, которые дают ему возможность приобретать знания самостоятельно (работа в режиме САМО). Важно мотивировать ученика на приобретение знаний. Этому способствует включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии»
Система работы с одаренными детьми в условиях входа в систему ФГОС
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по географии
Одно из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов – формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все они направлены на развитие важнейшей компетенции личности – умения учиться.
Главная задача учителя – помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Задача учителя состоит не просто в передаче суммы знаний, а в формировании у школьника умений, которые дают ему возможность приобретать знания самостоятельно (работа в режиме САМО). Важно мотивировать ученика на приобретение знаний. Этому способствует включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Технология проектной деятельности
В современной дидактике учебный проект представляет собой результат познавательной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности. Основу проектирования как вида учебной деятельности в рамках урока составляет практическая работа.
В практической работе над проектом деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность применять усвоенные знания и умения в повседневной жизни (анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование), которые впоследствии становятся основой для формирования ключевых компетенций.
Для адаптации проектной технологии я предлагаю практические задания в форме мини-проектов. Но важно их выстроить в логике деятельности учащихся.
1. Замысел. Предложите карту своего районирования России (действия регулятивные, организационные).
2. Явления знакомятся с различными видами районирования, выясняют те факторы, на основе которого будет осуществляться районирование.
3. Продукт - действия регулятивные, оценочные, коммуникативные.
Традиционные практические работы, которые тоже можно рассмотреть как пример организации проектной деятельности.
Тема проекта «Сравнение природы Арктики и Антарктики»
Задачи: сравнить природу полярных районов Земли; оценить природные условия и природные богатства территорий; составить и защитить проекты на тему «Использование природных ресурсов Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей».
Источники информации: атлас, интернет-ресурсы, энциклопедии.
Работа осуществляется в группах. Каждой группе выдаются карточки-опоры с заданиями.
1. Используя различные источники информации отразить на контурной карте (или в рисунке, схеме) главные виды хозяйственной деятельности в океане.
Составляют модель карты и защищают.
2. Составленную модель карты проанализировать и обозначить условными знаками районы пригодные для использования в хозяйственной деятельности. Выбор обосновать.
3. Ознакомить других учащихся с моделью карты.
Задания для экологов.
1. Сравнить природные условия, богатства и экологическое состояние полярных районов Земли, используя. Результаты отобразить в таблице.
Вопросы для сравнения
Арктика
Антарктика
1. Компоненты природы, используемые человеком в хоз. деятельности
2. Перечислить природные богатства
3. Районы осуществления хозяйственной деятельности, уникальные объекты природы, заповедники
4. Экологическая обстановка
2. Придумать и изобразить экологическую эмблему Арктики и Антарктики.
3. Защита проекта.
Когда учащиеся освоят методику проектной деятельности на уровне практических работ, то можно переходить к более масштабным.
Для учащихся школы мы создали НОУ «Эврика», реализующее цели:
- обеспечение условий для успешной исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- проведение школьной научно-практической конференции;
- проведение районных конференций учащихся;
- организация участия школьников в конкурсах, конференциях, в социально значимых проектах: «Пройду по Ленина, сверну на Брагина…», «Жемчужина православия - Оранский мужской монастырь», «Правильное питание – залог здоровья».
Очень актуальны межпредметные проекты. В настоящее время работаем с биологами по составлению экологического паспорта школы.
Исследовательское обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска- совокупность действий поискового характера- учащемуся предлагается пройти путь ученого, в результате чего открываются ранее неизвестные ему факты, теоретические знания и способы деятельности, приобретенные в учебной деятельности. Содержательную основу такого обучения составляют базовые компоненты содержания (знания, умения и способы деятельности, ценностные ориентации, личностные установки, способы осуществления творческой деятельности), действия, обеспечивающие поисково- творческую деятельность.
Формирование познавательных исследовательских действий включает в себя овладение основными компонентами исследования:
- постановка проблемы;
- выдвижение гипотезы;
- планирование исследования;
- проведение исследования (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
- представление результатов исследования, соотнесение их с гипотезой, оформление результатов исследования, формулирование нового знания;
- обсуждение полученных результатов.
Для учащихся нами созданы методические пособия: «Апробация результатов исследовательской деятельности».
Исследование «Влияет ли экологическое состояние гидросферы г. Богородска на здоровье человека», «Разумны ли кошки», «Можно ли предсказать погоду по повадкам животных», «Культурное наследие г. Богородска», «Гаджиты и здоровье человека», «Влияние косметики на здоровье человека», «Может ли Эбола распространиться на территории России», «Причины пропажи людей-загадки природы или реальность».
Исследовательская и проектная деятельность широко используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Применение данных технологий должно сопровождаться мотивацией школьников к познавательной деятельности, всесторонней поддержкой всех субъектов учебного процесса, но главное- создание творческой атмосферы, а также условий для внедрения в повседневную жизнь, в другие науки и распространения их.