kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по географии Путь к успешности - путь к вершине!.docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Последнее десятилетие мир не стоит на месте. Ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей производства. Изменились требования к профессиональности и принципам переподготовки специалистов большинства отраслей. И это требует тщательного анализа и переосмысления роли и места исследования в современном образовании.  Поэтому целью моей работы является создание  условия для развития творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятель­ности по географии. Цель реализую через следующие задачи:

-выявление талантливых, одаренных учащихся по географии;

-привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности;

-популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников;

-привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

        Реализацию этой цели и задач осуществляю через развитие на уроках географии и во внеурочной деятельности индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; через формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе  отношение к людям.

Планирую уроки в соответствии с принципами:

- педагогическая мобилизация и релаксация; оптимизм и вера в исследовательские способности ученика;

- уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;

- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- воспитание экологической культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по географии Путь к успешности - путь к вершине!.docx »

Система работы учителя географии муниципального общеобразовательного автономного учреждения средней общеобразовательной школы села Васильевки Китовой Натальи Григорьевны

Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личных свойств и качеств.

С.Л. Рубинштейн

Последнее десятилетие мир не стоит на месте. Ускорилось развитие высокотехнологичных отраслей производства. Изменились требования к профессиональности и принципам переподготовки специалистов большинства отраслей. И это требует тщательного анализа и переосмысления роли и места исследования в современном образовании. Поэтому целью моей работы является создание условия для развития творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятель­ности по географии. Цель реализую через следующие задачи:

-выявление талантливых, одаренных учащихся по географии;

-привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности;

-популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников;

-привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Реализацию этой цели и задач осуществляю через развитие на уроках географии и во внеурочной деятельности индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить и т. д.; через формирование осознанного мотива, жизненно важной цели – совершенствовать себя, ответственно относиться к своему «природному дару», сохраняя доброе отношение к людям.

Планирую уроки в соответствии с принципами:

- педагогическая мобилизация и релаксация; оптимизм и вера в исследовательские способности ученика;

- уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;

- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- воспитание экологической культуры.

На моих уроках я использую приемы технологии исследовательской деятельности, так как, эта технология, в большей степени, ориентирована на развитие познавательной активности, на самостоятельное приобретение знаний, ведение проектной деятельности. Правильно спланированные уроки имеют особую значимость, так как , учебно-исследовательская деятельность позволяет школьникам учиться приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; помогает приобретать коммуникативные навыки и умения; овладевать практическими умениями исследовательской работы.

В результате учебно-исследовательской деятельностью школьники решают научные и личностные проблемы, имеющие своей целью построение субъективно нового решения вопроса, а так же, стремятся к результату; к самой деятельности, независимо от результата; получить общественную оценку своей деятельности. Развивая самостоятельность школьников, я консультирую, советую, направляю на возможные выводы, но, ни в коем случае не выполняю работу за ученика.

Педагогическая технология исследовательской деятельности, которую я использую в своей работе, по уровню применения является общепедагогической, по философской основе – гуманной, по ведущему фактору развития – социогенной (направлена на выполнение социального заказа), по концепции усвоения – развивающей, по ориентации на личностные структуры – операционной и эвристической, по характеру содержания и структуры – светской, общеобразовательной и гуманистической, по организационным формам – сочетание классно-урочной, индивидуальной и групповой. По типу управления познавательной деятельностью – дифференцированной, по подходу к ребёнку – гуманное личностно-ориентированное сотрудничество, содействие в реализации потребностей в своём развитии.

В своей работе красной нитью провожу значимость и важность для учеников изучения Малой Родины. При этом я считаю, что существенная роль в освоении географии своего края должна принадлежать краеведческой работе. Ибо только в процессе непосредственного общения с природой, людьми, в результате непосредственного наблюдения объектов и явлений на местности, глубоко и всесторонне познается Родной край.

В 6 классе в учебном курсе несколько тем, которые невозможно изучить без экскурсий. На уроках-экскурсиях, ребята исследуют причины изменения рельефа, экологические проблемы природных объектов окрестностей села Сростки, описывают природные ресурсы, полезные ископаемые села. Экскурсии провожу в весеннее, осеннее время года при изучении тему: «Ориентирование по местный признакам», «Выявление запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах», « Горизонт и основные направления», «Ознакомление с формами рельефа своей местности», « Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе» и др. Отправляясь на экскурсию, ребята впервые видят новую интересную для них жизнь. И вполне естественно, что, занимаясь в первую очередь основным заданием, они попутно уделяют внимание и всему, с чем сталкиваются в пути. При этом они не отвлекаются от основной темы, но их кругозор, знания, несомненно, обогащаются. Во время экскурсий и походов учу детей большую часть времени проводить в природе. Любовь к своему селу, к природе воспитывается с раннего детства.

Живя в селе, нельзя формировать познавательный интерес к предмету, не организуя исследовательскую деятельность во внеклассной работе. Здесь четко прослеживается краеведческий принцип. Мои ученики всегда неравнодушны к проблемам своей малой Родины.

Так, ученица 11 класса Смирнова Маргарита выполнила научно- исследовательские работы «Анализ демографической ситуации села Васильевки за период с 2009-2013 годы», которую успешно представила на школьной, районной и областной научно-практических конференциях школьников и заняла призовые места, ученица 9 класса Заика Алина с работой «Оценка антропогенного воздействия на ландшафты села Васильевки» успешно защитилась в БТТПП г. Белогорска, ученица 7 класса Глущенко Валентина являлась участником школьной и районной конференций с работой «Автомобиль-друг или враг человека?»

Любое исследование, которое организую с учащимися, включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением (природным или созданным в ходе эксперимента), попытку его самостоятельного объяснения, знакомства с литературой, сравнение, анализ и выводы как суммарный результат общетеоретических знаний. Поэтому когда предлагаю ученикам тему или, что реже, ученик сам находит интересующий его предмет исследования, прежде всего, продумываю, соответствует ли тема исследовательской работы некоторым общим требованиям. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ учебной и научно-методической литературы по выбранному направлению или теме.

Последовательность исследовательской деятельности учеников может быть такой: составление списка литературы по изучаемой проблеме, изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам, осмысление собранного материала и аналитическая обработка полученных результатов, текстовое оформление работы, выступление с результатами исследования или защита работы.
При организации исследовательской деятельности изменил формы, и частично содержание учебной деятельности.

Чтобы помочь ученикам в преодолении трудностей, я провожу анкетирование. Через анкеты в 2013 году опрошено 48 учащихся из 6-10 классов.
На вопросы анкеты получила ответы, которые представляю в %.

1. Нравится ли вам заниматься исследовательской деятельностью?
да ответили – 87%.
нет – 13%.
2. Что вас привлекает в этой работе?
желание открыть для себя что-либо – 53%
индивидуальная работа – 2%
коллективная работа – 23%
работа с дополнительной литературой – 10%
оформление работы – 3%
желание поделиться результатами работы со сверстниками – 9%.
3. Какие уроки использованием исследовательской деятельности тебе нравятся?
Уроки – нетрадиционные
Уроки – практические работы
Уроки – экскурсии
Развитие познавательного интереса к выполнению исследовательской деятельности через различные формы деятельности

Классы

(выборочно)

Формы деятельности

Практическая

Экскурсия

Нетрадиционные

5 класс

32%

8%

20%

8 класс

45%

5%

20%

9 класс

34%

1%

17%

Особое внимание при организации исследовательской работы уделяю самооценке и эмоциональной оценке работ. Эмоциональная составляющая выступает в качестве ведущего компонента. Важно при этом идти от цели к этапам деятельности и к реальному результату. Этапы рефлексии и самооценки помогают мне осознать, куда движется познавательный процесс, вовремя провести необходимую коррекцию в планировании дальнейшей деятельности, чтобы получить намеченный результат. Через различные формы деятельности в 6-10 классах на уроках географии и во внеклассной работе через различные виды эмоций, возникающих при выполнении работы, создается положительная мотивация к дальнейшей исследовательской деятельности. Элементы исследовательской деятельности использую на всех типах уроков, но полностью разрабатываю уроки на основе исследовательского метода такие как уроки-экскурсии, уроки-практикумы, нетрадиционные уроки.

Географическое исследование, организуемое мной на уроках-практикумах всегда комплексное. Ребята описывают природные объекты и явления, внимательно наблюдая за ними. Основной методической задачей практикума в 6 классе – привитие навыков описания природных объектов с использованием качественных и количественных характеристик. На уроках практикумах в 7, 8 классах учащиеся исследуют проблемные
задания с помощью атласов, карт. Изучение географических карт перед выходом в природу – необходимое условие для успешных исследовательских работ. Карты – конечный итог работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи. В результате выполнения практических работ в 9-11 классе учащиеся приходят к научному видению проблемы взаимодействия человеческого общества и природы.

Тема урока, класс

Исследовательская цель практической работы

Исследовательский прием

Население США, 11 класс

Изучить половозрастную пирамиду населения США

Анализ половозрастной пирамиды. Анализ карты населения США

Минеральные ресурсы России, 8 класс

Изучить минеральные ресурсы России и рассчитать их запасы

Анализ, синтез картографических данных, сопоставление карт

Климат России, 8 класс

Выяснить, в каких климатических поясах находится Россия, определить климатические показатели для каждого климатического пояса

Анализ климатической и физической карт, сравнение, обобщение полученных результатов

Мировые природные ресурсы , 10 класс

Рассчитать мировые запасы нефти, природного газа, угля, железной руды (лет)

Анализ таблицы «Мировые запасы природных ресурсов», вычислить, исходя из данных общегеологических и разведанных запасов , на сколько лет хватит указанных минеральных ресурсов

Экономические связи России. 9 класс

Изучить экономические связи России со странами СНГ

Анализ карты «Экономические связи России», обобщить результат, сделать вывод

Животный мир Австралии, 7 класс

Изучить животный мир Австралии, используя карты атласа и материал учебника и ответить на вопрос «Какие животные не смогли бы жить в Австралии и почему?»

Анализ картографического материала, учебника, выдвижение гипотезы и ее обоснование

В своей практике часто провожу нетрадиционные уроки различные по форме с использованием метода исследования: игровые: брейн-ринг «Юные астрономы» 7 класс, интеллектуально-познавательная игра «Знатоки географии» 8 класс, игра для эрудитов «В мире географии» 6 класс. интеллектуальный марафон для 8-9 классов, КВН «Вечер Великих географических открытий» 6 класс, «Что? Где? Когда?» 10-11 классы, , конкурсы, соревнования; защита творческих проектов в 9 классе «О чем говорят названия», творческие отчеты, семинар в 10 классе «СНГ-20 лет» уроки с ролевой, деловой игрой: экскурсии, экспедиции, путешествия, исследования.

В 2012-2023 разработала программу внеклассной деятельности по краеведению для1-2 классов «Мои истоки» и «Родничок», в 2013-2014 учебном году для 3 класса - «Родные истоки», где ребята с интересом изучают природу родных мест.

В своей педагогической деятельности практикую уроки-экскурсии. Например, при проведении урока – экскурсии (урок новых знаний) в 8 классе: «Экологические проблемы левого берега реки Томи, окрестностей села Васильевки» использовал на уроке исследовательский метод, и работу в группах. Подобные уроки-экскурсии провожу при изучении природных комплексов горы Белая, припойменного луга реки Томь. В 6 классе моими учениками выполнен ряд мини-исследований по разделам:

Раздел курса

Тема исследования

«План и карта»

Топографическая карта: разработка трехдневного маршрута туристического похода по родным местам»

Литосфера

«Овраги-враги Земли»«Храни, меня, мой талисман»

Гидросфера

«Как люди могут использовать айсберги»«Океан-достоинство человечества»

Атмосфера

«Народные приметы и прогноз погоды»

биосфера

«Биосфера-дом человека» (создание панно с использованием природного материала)

Географическая оболочка

«Решение проблем мусора в нашей местности»

Одним из ключевых изменений ФГОС в 5 классе является ориентация на личностные, предметные и метапредметные результаты , на развитие универсальных учебных действий. Результата мониторинга по естествознанию показали удовлетворительные результаты знаний ребят в этой области. Чтобы добиться лучших результатов планирую свои уроки в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Провожу уроки-рефлексии, уроки-открытия новых знаний, уроки развивающего контроля.

Для меня девизом уроков стали слова «Все, что может сделать ученик, не должен делать учитель» Поэтому свою деятельность планирую так, чтобы обучающиеся самостоятельно умели поставить учебную цель, задачи урока, проблемный вопрос, спланировать пути решения проблемы, добывали знания на уроке, умели регулировать свою деятельность, работая в группе или самостоятельно, высказывали свое мнение и давали оценку другим, умели общаться, слушать, вести диалог, развивали свои внутренние качества.

Всему этому способствует исследовательская деятельность, в которой учитель направляет, координирует работу детей, а не выполняет ее сам. Так, в 5 классе ребята с удовольствием выполняют проект- исследование «Гипотетический материк», где надо используя фантазию и творческий подход, дать название новому материку, поселить на нем животных и растения, обозначить реки и озера. Во время этого задания у детей развиваются УУД. Ребята успешно защитили свои работы во время предметной неделе.

Проведение разных типов уроков с использованием исследовательского метода, позволяет формировать мне такие качества школьников, как умение принимать самостоятельные решения; проявлять собственное мнение; подвергать критике высказывания товарищей; выводить свои доказательства на основе сопоставления. У учащихся вырабатывается компетентность по выполнению работ на основе исследовательской деятельности. Все перечисленное указывает на необходимость включения в учебный процесс исследовательской работы на базе географической науки.
Учащиеся 9 классов выбирают ежегодно экзамен по географии и успешно его сдают. Более 70% учащихся сдают экзамены по исследовательским проектам по различным темам.

Результаты работ учащихся показывают, что применение исследовательского метода дает хороший результат в учебной деятельности.

Учащиеся, увлеченные географией не только компетентны в освоении учебной программы, но и получают большую информацию через работу с дополнительными источниками по предмету.

Организую исследовательскую работу по социокультурному практикуму, согласно программе по географии. Успешность моей работы зависит и от работы с социумом села. Учащиеся школы изучают экономику, население, культурно – исторические памятники .Пишут рефераты, создают проекты, презентации, фильмы, с которыми выступают на уроках, научно – практических конференциях, во всероссиийских конкурсах добиваются высоких результатов.


Тематическое планирование по курсу «География России. Природа и население», с учётом его исследовательских возможностей

1

2

4

Тема

Исследование

Форма предоставления результата

Пространства России


1. Есть ли страна севернее и холоднее России?

2. Хорошо ли быть чемпионом среди стран мира?

3. Влияет ли разница во времени на жизнь населения?

1.Презентация «Россия и Канада – страны холода»

2.Картосхема «Россия – чемпион мира»

3.Сборник задач на определение поясного времени»

Рельеф и

недра.

1. Существует ли взаимосвязь и взаимозависимость тектонических структур, крупных форм рельефа и горных пород?

2. Возможно ли влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

3. Какие параметры для экономической оценки условий разработки и использования полезных ископаемых своей местности вы будете использовать?

1.Схема «Логические цепочки»

2.Таблица «Сравнительная характеристика рельефа двух территорий»

3.Таблица «Хозяйственная оценка одного из месторождений»



Климат

1.Одинаково ли благоприятны климатические условия разных частей нашей страны для жизни и хозяйственной деятельности

населения?

2.Какие районы России благоприятны для занятий сельскохозяйственным производством?

1.Эссе «Место, где я хотел бы жить и работать»

2. Рекомендации для производства сельскохозяйственных культур в описываемом районе.

Богатство внутренних вод России

1.Какие особенности рек важно знать человеку и почему?

2.Чем объясняется

крайняя неравномерность распределения внутренних вод по территории России?

1.Презентация «Россия - страна великих рек»

2.Картосхема «Богатство внутренних вод России»


Почвы

1. Установление взаимосвязи между условиями почвообразования и свойствами почв

1.Публикация «Почвенный профиль - летопись и память природы»

2.Тезисы «Почвы – национальное достояние страны»

В природе всё взаимосвязано

1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа одного из ПТК страны

1.Слайд-альбом «Природный комплекс моей местности»


Природно-хозяйственные зоны

1.Исследование

взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах

2. Определение закономерностей в размещении охраняемых территорий на карте России

1. Рекомендации по адаптации в одной из природных зон



2. Картосхема «Охраняемые территории России»

Сколько нас Россиян?

1. Установление причин изменения численности и естественного движения населения

1.Диаграмма «Изменение численности населения России с 1900 по 2000 годы»

Кто мы?

1. Анализ половозрастного состава населения на основе разных источников информации

2. Выявление факторов влияющих на продолжительность жизни.

1. Картосхемы «Самые мужские и женские районы страны», «Самые молодые и пожилые районы страны»

1. Презентация «Правила самосохранительного поведения для тех кто хочет жить долго»

Куда и зачем едут люди?

1. Исследование изменений миграционных потоков во времени и пространстве

1. Письменный отчёт «Причины и следствия усиления территориальной подвижности населения на современном этапе»

Человек и труд

1.Определение роли

качеств работника, необходимых для конкурентоспособности на рынке труда в настоящее время

1. Список требований предъявляемых к современному работнику на рынке труда


Народы и религии России

1. Выявление особенности многонационального состава России на основе анализа различных источников информации

2. Сопоставление географии расселения народов с административно-территориальным делением страны.

3. Выявление

особенностей географии религий страны.

1. Презентация «Народов много, а страна одна»


2. Картосхема «Титульные народы в национально-территриальных образованиях»

3. Карта «Этнокультурные районы России».

Где и как живут люди?

1.Выявление различий

в показателях плотности населения отдельных территорий страны

2.Выявление факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории

3.Выявление

особенностей

размещения городов-миллионеров на территории страны

1.Письменный отчёт

«Главные закономерности в размещении городов и плотности сельского населения»

2.Серия иллюстраций

«Основные типы заселения территории России»

3. Карта «Россия - страна городов»

Повторение и обобщение

  1. Как география помогает мне ориентироваться в современном мире?

  2. Презентация «Как знания географии помогли мне»

















Ожидаемые результаты: формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической и социальной средой обитания, повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья учащихся.

Любая деятельность, но в большей степени исследовательская побуждается определенными мотивами, направленными на удовлетворение потребностей учащихся. Через данный вид деятельности формируется сознание и поведение, нравственного убеждения в единстве. Формируются эмоции и чувства. Эта деятельность вводит каждого ученика в социальную среду. Здесь формируются качества, как скромность, честность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, дружба, ответственность, аккуратность, трудолюбие и др.. В данном виде работы происходит удовлетворение личной потребности, которая сливается с выполнением общественной обязанности. Все это делается добровольно, под влиянием внутренней потребности действовать сообща, в условиях простора для инициативы и самодеятельности. Каждый выполняет свой долг и на этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, формируется любовь к Родине. Воспитываются организаторские и творческие качества у ребят.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы по географии Путь к успешности - путь к вершине!.docx

Автор: Китова Наталья Григорьевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства