Просмотр содержимого документа
«Роль географии как учебного предмета в социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ»
Роль географии как учебного предмета в социализации обучающихся воспитанников с ОВЗ
Статья «Роль географии как учебного предмета в социализации учащихся с ОВЗ» затрагивает проблему социализации учащихся с ОВЗ. В ней даны определения таким понятиям, как «социализация», «адаптация», «социальная адаптация», а так же указаны недостатки и возможности преподавания курса «Географии» в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Следовательно, данная тема статьи, как проблема, актуальна в школьной практике. Учителям географии специальной (коррекционной) школы 8 вида необходимо знать возможности курса «Географии», чтобы правильно организовать деятельность ученика как субъекта. Автор статьи доказывает, что обучение должно стать для ученика его личностной целью, мотивом, что важно для социализации выпускников с ОВЗ в современном мире.
Выпускники с ОВЗ являются полноправными гражданами РФ. Анализируя итоги их жизнедеятельности, можно сделать вывод, что трудятся они в сфере обслуживания, в строительстве, работают младшими воспитателями, полиграфии, на швейном производстве. Выпускники создают семьи, имеют приусадебные участки.
Однако 17% выпускников за последние три года имеют статус безработного, 5% оказались в местах лишения свободы. Это говорит о том, что выпускники специальной (коррекционной) школы 8 вида часто попадают в бытовые, общественно – политические и в другие жизненные ситуации. Они ведомы, не всегда востребованы в социуме, и этим могут воспользоваться криминальные структуры и политики.
Традиционная система обучения в коррекционной школе не в полной мере отвечает современным требованиям, главное из которых обеспечить не предметную подготовку, а становление социального опыта и коррекцию личности ученика на основе его индивидуальных и возрастных особенностей.
Я полагаю, что география как учебный предмет может способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ, способной интегрироваться в социум. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учёбе, над формированием социальных мотивов и самооценки. Роль географии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ. Социализация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.
Где, как не на уроках географии учащиеся узнают о географическом положении государств. Изменение границ в современном мире влечёт за собой межнациональные конфликты, которые могут возникнуть в любом населённом пункте. На уроках географии ребята узнают о несметных богатствах нашей Родины, о сельском хозяйстве страны. Это возможность не только выжить, но и достойно жить. Где, как не на уроках географии, происходит знакомство с первооткрывателями Антарктиды, Австралии, Америки. География изучает экологические проблемы. А наши выпускники – это первые борцы за чистоту города, так как многие из них трудятся на предприятиях в ЖКХ.
Но это всё эмоции, и одних призывов жить достойно явно недостаточно. В современном мире, где нарастающими темпами идёт изменения общества и отношений в нём, очевиден поиск новых путей в образовании и воспитании учащихся с ОВЗ. В данной сфере ребёнок не может выступать средствам для реализации педагогических программ. Обучение должно стать его личностной целью, потребностью, мотивом. Причём не надо путать понятия «социализация» и «адаптация». Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Биологическая адаптация предполагает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температура, атмосферное давление, влажность и т.д.). Эти свойства являются общими для человека и животных. Но у человека есть способность к регуляции биологических процессов, что расширяет его возможности. Социальная адаптация предполагает активное участие самого школьника в формировании умении и навыков, необходимых для реализации. Суть социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как саморазвитие, самореализация, интеграция, адаптация.
Можно ли применять эти понятия относительно учащихся с ОВЗ? Да, безусловно. Л.С. Выготский сравнивал развитие ребёнка с ОВЗ с образом растения, корни которого не соответствуют «слоям» питающим им почвы. Сами корни не могут проникнуть в тесные почвы, которые могли бы дать им питание. В адекватных условиях такие растения могли бы зацвести, но в обычных чахнут. Следовательно, нужно обогащать «почву», то есть создавать условия для развития личности с ОВЗ. А для того, чтобы личность стала более активной нужно взаимодействие учителя и ученика. Процесс взаимодействия взрослых и детей должен иметь цель – создание условий для саморазвития личности.
Идеи Л.С. Выготского были сформулированы ещё в 20 – е годы прошлого столетия, суть которых заключается в том, что развитие человека социально по происхождению, актуальны и сегодня. Ребёнок с ОВЗ постепенно приобретает социальный опыт, но для этого должно быть целеполагание. Желательно географический материал преподать так, чтобы у ученика с ОВЗ появилось желание стать лучше, успешнее, реализовать себя в той области, где он может применить свои способности.
Оптимальные условия для социализации на уроках географии можно создать благодаря широкому исполнению межпредметных связей. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, письмом и развитием речи, математикой, ИЗО, социально - бытовой ориентировкой и другими предметами. Формирование субъективной позиции учащихся на уроке географии должно быть обязательно. Для этого необходимы на уроке активные методы, соответствующие системно – деятельностному подходу. В силу своеобразие психики учащиеся с интеллектуальным недоразвитием их учебная деятельность отличается своеобразием, но развитие происходит по одним и тем же законам, что и у здоровых сверстников. Особенности деятельности проявляются в неустойчивости мотивации, неадекватности отношения к выполняемым действиям и получаемым результатам. Если задача не находит отклика, она оказывается непонятной и недоступной.
Для формирования учебной деятельности необходимы условия:
перестройка обучения географии на основе социализации;
разработка уроков с позиции их практической целесообразности для жизнедеятельности и социального становления личности;
оснащение учебного процесса современными педагогическими и техническими технологиями.
Учитель специальной (коррекционной) школы 8 вида должен стремиться к тому, чтобы характер заданий сводился не только к решению практических заданий, а к совместной деятельности учителя и ученика. Такая деятельность направлена на преобразование субъекта деятельности – ученика. Без деятельности ученика результата не будет.
Учащиеся с ОВЗ на уроках географии охотно включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческая и проектная деятельность, практические работы, работа в группах, деятельность по оцениванию собственных достижений, работа с различными источниками информаций. Примерная тематика проектов: «Лес – наше богатство», «Моя родина». На этапе подготовки к выполнению проекта решаются организационные вопросы: распределяются темы сообщений, даются задания практического характера и т.д. В ходе работы выпускаются информационные листы. Мною разработано и апробирована методическая разработка раздела «Лесная зона» в 7 классе, где прослеживается работа учителя и учащихся на разных этапах урока: поиск информации, творческие работы и др. На этапе рефлексии оценивается ход работы, результаты своей деятельности и других, а так же учащиеся отвечают на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне ещё необходимо научиться?».
Российские психологи под руководством А. Г. Асмолова видят путь социализации через выработку внутренней позиции школьника. Тягостной, непосильной работы для ученика не должно быть. Для повышения мотивации обучения можно применять технологию проблемного обучения, предусматривающих обсуждения социальных значимых вопросов. Проблемные вопросы можно задавать в ходе работы над разными темами:
В Средней Азии дома строят из смеси глины и навоза.
-А какой дом хотели бы построить вы? (« Государство Средней Азии»)
2.- Специалисты каких профессий участвуют в создании школьных учебников?
-А кем бы хотели стать вы? («Лесная зона»)
3.-Какие потребности людей привели к появлению транспорта?
-А стоит ли покупать машину в условиях небольшого города?
-Сколько стоит содержание машины?
-Стоит ли учитывать состояние дорог в том населенном пункте, где вы живёте? («Транспорт»)
4.-Справедлива ли пословица: «Худой мир лучше доброй ссоры»?
(«Государства Закавказья»)
Роль географии как учебного предмета имеет большое значение в воспитании и обучении учащихся с ОВЗ, так как содержание при правильном его отборе и последовательности изучения, целенаправленном формировании навыков учебной работы может стать эффективным средством для социализации учащихся.
Самостоятельное добывание знаний учащимися возможно при правильной их организации на уроке. Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Разработанный мною исследовательский проект «От познавательной деятельности – к самостоятельной работе» доказал, что знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться. А география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с ОВЗ.
Литература
Использование средств обучения в преподавании географии/ Ю.Г. Барышева, М.Б. Вестицкий, Т.В. Григорьева и др. Под ред. Ю.Г. Барышевой. – М.: Просвещение. 1999.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2006.
Пороцкая, Т.И. Обучение географии в вспомогательной школе/ Т.И. Пороцкая.- М., П., 1977
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 1995.
Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.