"Результаты государственной итоговой аттестации в Магдагачинском районе" Выступление на МО
"Результаты государственной итоговой аттестации в Магдагачинском районе" Выступление на МО
Характеристика контрольных измерительных материалов по географии 9 класс. Категории участников экзамена. Результаты освоения элементов содержания стандарта. Общие выводы и рекомендации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Результаты государственной итоговой аттестации в Магдагачинском районе" Выступление на МО»
Отдел образования администрации Магдагачинского района
МОБУ Тыгдинская СОШ
Результаты государственной
итоговой аттестации
в Магдагачинском районе
География
2017 год
Характеристика контрольных измерительных материалов по географии
Все задания в контрольных измерительных материалах по географии можно разделить на 3 группы по сложности и форме приведения ответа на вопрос:
17 заданий с выбором варианта ответа из предложенных;
3 задания с ответом в виде слова или словосочетания;
7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр;
3 задания с развёрнутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Экзаменационная работа проверяет знания основ географической грамотности, способность школьников применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.
В каждый вариант КИМ 2017 г. включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса географии за основную школу и выполнение основных требований к уровню подготовки выпускников. Включены задания на проверку метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы программы по географии, на сформированность универсальных учебных действий.
Усвоение материала проверялось на базовом, повышенном и высоком уровнях. Из 30 заданий каждого варианта 17 заданий относились к базовому уровню сложности, 10 - к повышенному уровню и 3 - к высокому. На задания базового уровня приходится 53% от максимального первичного балла, повышенного и высокого – 34% и 13% соответственно.
Характеристика участников экзамена 2017 года
Количество обучающихся, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ в Магдагачинском районе по географии в 2017 году, составило 61 человек, из них мальчиков-33, девочек-28.
Таблица 1
Категории участников основного государственного экзамена по географии
№
Образовательная организация
Количество участников
Средняя отметка
1
МОБУ Дактуйская СОШ
3
4
2
МОБУ Сивакская СОШ
5
3,8
3
МОБУ Тыгдинская СОШ
10
3,6
4
МОБУ Ушумунская СОШ
6
3,8
5
МОБУ Магдагачинская СОШ №2
31
3,4
6
МОБУ Магдагачинская СОШ №3
1
2
7
МОКУ Чалганская СОШ
5
3
Итого
61
3,4
Результаты основного государственного экзамена по географии
Общий максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы - 29. Минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ по географии в 2017 году – 12 баллов.
Средний бал по району составил 3,4, по области. Большее количество участников, набравших от 20 до 26 тестовых баллов, что соответствует отметке «4», обучаются в школах Магдагачинского и Архаринского районов, городов Шимановск и Зея.
Таблица 2
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичный балл
0 - 11
12 - 19
20 - 26
27 – 32
Количество участников
5
23
32
1
Процент
8%
38%
52%
2%
В целом подготовку выпускников IX классов по географии, прошедших аттестацию в 2017 году, можно считать удовлетворительной. 54% выпускников основной школы продемонстрировали хороший и отличный уровень подготовки.
Полученные результаты позволяют выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников.
Таблица 3
Результаты освоения элементов содержания стандарта по предмету
Номер задания
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности
Процент выполнения
1
Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; результаты выдающихся географических открытий и путешествий
65
2
Знать специфику географического положения России
81
3
Знать и понимать особенности природы России
60
4
Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
54
5
Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов
77
6
Уметь приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем
60
7
Знать и понимать особенности населения России
60
8
Уметь находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами
95
9
Уметь анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами
68
10
Понимать географические явления и процессы в геосферах
72
11
Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли
83
12
Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем
64
13
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений
72
14
Уметь определять на карте географические координаты
60
16
Знать и понимать основные термины и понятия, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач
70
17
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для чтения карт различного содержания
77
18
Уметь определять на карте расстояния
72
19
Уметь определять на карте направления
60
21
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания
72
22
Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений
54
24
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени
18
25
Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран
34
26
Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах
54
27
Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли
40
28
Уметь выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости
28
29
Понимать географические следствия движений Земли
68
30
Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений
16
Выполнение заданий с развёрнутым ответом
Таблица 15
Номер задания
в КИМ
Проверяемые элементы содержания
и виды деятельности
Количество баллов
Процент выполнения
15
Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины
возникновения геоэкологических проблем
30
49
20
Уметь использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения
практических задач по определению качества
окружающей среды своей местности, её использованию
44
72
23
Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов
41
67
4. Общие выводы и рекомендации
У выпускников 2017 года недостаточно сформировано умение находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Данное умение формируется на протяжении всего периода изучения географии в основной школе, поэтому необходимо спланировать систему работы по формированию данного умения.
Большинство выпускников знают основные географические факты и понимают географические закономерности. Эти обучающеся демонстрируют сформированность умения применять знания для решения конкретных учебных задач, связанных с повседневной жизнью.
На базовомуровне большая часть выпускников знает основные географические факты, умеет читать карту с помощью легенды, выбирать необходимый источник информации для решения конкретной проблемы, приводит примеры распространения географических явлений, извлекает необходимую информацию из статистических источников.
На повышенномуровне выпускники понимают суть некоторых географических показателей, умеют найти данные и определяют их, делают простейший прогноз по карте погоды, определяют различие в поясном времени, выявляют эмпирические зависимости на основе анализа данных, интерпретируют информацию, представленную в разном виде.
На высокомуровне более половины выпускников не смогли объяснить географические явления, установить причинно-следственные и пространственно-временные связи.
Практическое применение знаний и умений является ключевым элементом подготовки обучающихся по географии. Задания экзаменационной работы, связанные именно с этим направлением, имеют самый низкий процент выполнения.
На экзамене по географии обучающимся разрешается использовать карты школьных географических атласов 7-9 классов. Результаты экзамена показывают, что не у всех выпускников сформировано умение сопоставлять и анализировать географические карты для извлечения информации, необходимой для выполнения задания. Неправильный выбор карты приводит к ошибкам. При подготовке к основному государственному экзамену следует особое внимание уделять системной работе с географическими картами различного содержания и масштаба.
Низкий процент выполнения заданий, проверяющих умение определять расстояния по карте, частично объясняется тем, что обучающиеся не понимают специфику внемасштабных условных знаков и не знают, какая часть подобного знака показывает его точное положение.
При изучении некоторых понятий курсов школьной географии (тема «Население России» - миграционный прирост, естественный прирост) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения обучающимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением). Выполнение данных заданий требуют дополнительной тренировки.
Для подготовки к ОГЭ по географии целесообразно повторить курсы VI–VII классов, так как задания, основанные на материале этих курсов, оказываются сложнее, чем основанные на материале курса «География России». Это относится к заданиям с климаторграммами по теме «Климаты Земли», заданиям на умение выявлять эмпирические зависимости и понимать географические следствия вращения Земли.
Акцент при организации повторения и контроля знаний целесообразно делать также на актуализацию следующих умений:
работать с географической картой (прежде всего, любой встречающийся в тексте географический объект следует находить на карте и соотносить его положение с другими известными объектами; полезно наносить объекты на контурную карту);
извлекать информацию из разных географических источников: текста, карты, картосхемы, графиков, диаграмм, статистических данных;
устанавливать причинно-следственные связи явлений и процессов;
формулировать выводы на основе знаний, полученных при изучении тем и разделов.
Для успешного выполнения заданий ОГЭ выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям. Большое количество ошибок связано с тем, что экзаменуемые при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке, путаются при определении минимальных и максимальных величин.
Целесообразно организовать повторение не по учебникам, а по содержательным блокам, которые используются при составлении КИМ. Например, «Глобус, географическая карта и план местности», «Природа Земли и человек», «Природа России», «Население и хозяйство России». Школьные курсы географии построены таким образом, что материал каждого предыдущего курса углубляется и расширяется в последующем.
Подготовку к экзамену следует начинать с первой четверти девятого класса. Планируя повторение, следует обеспечить обобщение и систематизацию наиболее значимого и сложного для школьников материала из следующих блоков и тем: «Источники географической информации: географическая карта, план местности»; «Земля как планета Солнечной системы: форма, размеры, движения Земли»; «Земная кора и литосфера: состав, строение и развитие земной коры»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка»; «Административно-территориальное устройство РФ»; «Особенности геологического строения и рельефа территории России»; «Типы климатов и климатообразующие факторы».
При организации учебного процесса необходимо планировать и использовать внеурочное время: предпрофильные элективные курсы, консультации. При проведении текущего и тематического контроля целесообразно использовать задания, аналогичные заданиям экзаменационной работы. Анализируя конкретные тесты, учителю следует познакомить обучающихся с правилами их выполнения, учить внимательно читать задания, не спешить с выбором ответа, анализировать все предложенные варианты, проверять правильность своего выбора.
Результаты экзамена показывают, что наиболее трудными для обучающихся являются задания на соотнесение объектов (явлений) и их признаков, на установление правильной последовательности. Для выполнения таких заданий важно научить обучающихся работать по алгоритму. Сначала надо постараться вспомнить информацию о каждом объекте, далее соотнести имеющуюся информацию с перечнем предложенных в тесте признаков, каждый раз фиксируя получившиеся связи. Установленные связи необходимо проанализировать на предмет правильности. Аналогично отрабатывается ход выполнения заданий на установление верной последовательности.
Важным элементом подготовки является отработка умения чётко отвечать на поставленный вопрос. Это касается ответов на задания с развёрнутым ответом. Обязательным условием успешного выполнения задания является умение приводить доказательства, аргументы с привлечением знаний других тем и курсов.
В современном образовательном процессе важно постоянно уделять внимание формированию метапредметных умений и компетентностей. Их проверке уделяется большое внимание в экзаменационных материалах по географии.