Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,
сколько овладение способами деятельности Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых для решения поставленных задач.
Думаю, вы со мной согласитесь в том, что собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием оценивания успешности проведённого урока, а системно-деятельностный подход становится методологической основой для современного урока географии. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии»
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Я слышу — и забываю,
я вижу — и запоминаю,
я делаю — и понимаю.
Китайская мудрость
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета, и географии в частности, призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить» —
это высказывание А. Дистервега известно всем. Однако используется ли это положение применительно к школьной географии в полной мере?
Обращение к личности учащегося не может само-собой привести к реализации идей развивающего обучения на уроках географии. Сумма знаний, данная ученику вне его деятельности, без учёта его «внутреннего» содержания, не может привести к развитию личностных качеств, а тем более — творческих способностей школьника.
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,
сколько овладение способами деятельности Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых для решения поставленных задач.
Думаю, вы со мной согласитесь в том, что собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием оценивания успешности проведённого урока, а системно-деятельностный подход становится методологической основой для современного урока географии. Качество географических знаний учащихся выступает в роли оценочного критерия работы учителя в целом.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процесс непосредственной учебной деятельности, и формировать необходимые им географические умения. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т. д.
Теоретические знания без умений применять их на практике остаются мёртвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным навыком, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века и помогает системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход — это метод обучения, при котором учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности — предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
'
Принцип минимакса — заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Одной из главных задач учителя географии является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом («Какие факты налицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?»)
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую, ребёнок выполняет задания учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ — слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие — «Я умею! У меня получится!».
Эмоционально-ценностная оценка — «Я считаю, что...» (формирование мировоззрения).
Действие учителя
-
Действие ученика
1-й этап
Актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации
Организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах
2-й этап
Применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля
3-й этап
Организует поиск рационального способа решения учебной задачи,
самостоятельное выполнение учащимися заданий, самопроверку ими своих решений
3-й этап
Закрепляет умение работать самостоятельно, контроль правильности выполнения своих действий
4-й этап
Контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления
4-й этап
Применение полученных ЗУН на практике
5-й этап
Контроль результата учебной деятельности, оценка знаний
5-й этап
Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка
Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Уроки «открытия» нового знания.
Уроки рефлексии.
Уроки общеметодологической направленности.
Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.)._
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной
деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение; 2) выявление причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель; 2) строят план достижения цели; 3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и, на основе этого метода, средств (алгоритмы, модели, учебник); 4) построение плана достижения цели.
Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково);
зафиксировать преодоление затруднения;
уточнение характера нового знания.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (Фронтально, в парах или группах)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). «...Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии
Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.
Сокращается время, необходимое для изучения материала.
Развивается мотивационно-ценностная сфера личности.
Формируется осознанная познавательная мотивация.
Реализуются развивающие цели урока.
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений учащихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
ЛИТЕРАТУРА
Кубышева М. А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. — М., 2005.
Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения. — М. : ACADEMIA АПК и ППРО, 200
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОННОГО В г. ДОНЕЦКЕ СОВЕТА
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 108
ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Д О К Л А Д Н А Т Е М У
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»