Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития на уроках географии
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития на уроках географии
В последние время, для Свердловской области, как и для всей России, характерно
увеличение числа детей, испытывающих трудности в обучении по разным причинам.
По данным 2019 года в Свердловской области 5,6% обучающихся – обучающиеся с ОВЗ, 1,9% обучающихся – дети-инвалиды. Соответственно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» гласит о том, что Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития на уроках географии»
Рекомендации по организации обучения детей
с задержкой психического развития на уроках географии
Петрова С.А.,
учитель географии
МАОУ СОШ № 63
Г. Екатеринбурга
В последние время, для Свердловской области, как и для всей России, характерно
увеличение числа детей, испытывающих трудности в обучении по разным причинам.
По данным 2019 года в Свердловской области 5,6% обучающихся – обучающиеся с ОВЗ, 1,9% обучающихся – дети-инвалиды. Соответственно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» гласит о том, что Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Процент детей с задержкой психического развития (ЗПР) из детей имеющих ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях наибольший. В данной статье е я хочу поделиться опытом работы с детьми имеющими ОВЗ с задержкой психического развития на вопросе обучения географии детей, имеющих задержку психического развития. Наблюдается рост нервно-психических заболеваний, различных функциональных расстройств, наравне, с общим снижением успеваемости обучающихся. Статистические данные показывают, что обучающиеся, имеющие ОВЗ, нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Учащиеся с ЗПР не отличаются от сверстников внешне, но отличаются особенностям познавательной деятельности и требуют другие, формы и методы работы для компенсации нарушений. Каждый обучающийся основного образования обязан освоить Федеральный государственный образовательный стандарт. Учащиеся с ЗПР испытывают трудности в усвоении стандарта. Поэтому требуется необходимость организации коррекционной и индивидуальной работы с детьми имеющими ЗПР. Задача организации коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР - создание для этих детей адекватных их особенностям условий обучения и воспитания. В эти условия входят:
-определенные организационные формы обучения;
-дополнения и изменения в программах общеобразовательной школы;
- индивидуально-групповые коррекционные занятий.
-специальная подготовка педагогических кадров.
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление нормального темпа психического развития. ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы. Дети с ЗПР - это дети со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У них нет нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно-отсталыми, но эти дети испытывают трудности в обучении. Дети с ЗПР чувствует свою неуспешность в школе это часто приводит к эмоциональным нарушениям, которые могут усугубить отставание в развитии познавательных функций. В таком случае необходимо сотрудничество с психотерапевтом для преодоления проблем в эмоционально-личностной и коммуникативной сферах.
У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги и агрессии. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок кругозор.
Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Зачастую у таких детей возникает отрицательное отношение к учебе и возникает оно при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают интерес, активность и стремление лучше учиться. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на маленькую победу ребенка, чтобы повысить его самооценку.
Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ в последние годы возросла.
В стадии формирования находится инклюзивное образование в России и требует обновление содержания образования.
Вопрос о том, как обучать детей, имеющих задержку психического развития, в условиях общего класса стоит для учителей, работающих сегодня очень остро. Алгоритм действий, по подготовке к обучению детей, имеющих ЗПР.
1. Обучение педагога на курсах повышения квалификации по проблеме обучения детей, имеющих ОВЗ.
2. Педагогическая диагностика ребенка обучающегося с ЗПР.
3. Корректировка рабочей программы по предмету.
4. Подбор форм, методов и материалов обучения.
5. Добавление отдельных занятий в рамках повторяемого курса.
При организации работы с детьми с ЗПР на уроках географии я использую метод сотрудничества, игровой метод, практические работы, экскурсии.
Организовать работу мне помогают дидактические игры, что позволяет разнообразить формы учебного процесса, формируют у учащихся интерес к изучению предмета географии, развивают мышление и память. Выбор игры определяется возрастом ребенка.
Важно дать возможность ученику ответить на уроке устно или письменно, чтобы ребенок показал свои знания по теме и учитель имел возможность оценить ученика.
При изучении темы «Условные обозначения», в 6 классе, применяю игру «Географическое Лото». Учащимся раздаются карточки с изображением условных обозначений. К карточкам прилагаются фотографии с изображением географических объектов. Класс получает набор, в котором фотографий больше на несколько штук, чем географических объектов, а у детей с ЗПР количество фотографий совпадает с количеством географических объектов на карточке.
Одной из сложных тем для объяснения в 8 классе является тема «Климат России». Твердо усвоить особенности климата помогают упражнения, которые удобно проводить в виде заданий. Например, задание «Где выпадает столько осадков?». Учащиеся, используя данные атласа, строят климаторгамму, а учащиеся с ЗПР получают шаблон с готовой климатограммой, в котором необходимо подписать значения и расставить столбики с осадками по месяцам. Таким образом, ребята собирают климатограмму, а не строят ее самостоятельно.
При изучении географической номенклатуры в 6-8 классах игра «Геоцепочка»
Ученик с ЗПР называет реку, а его сосед по парте называет какой город стоит на этой реке. Дети с ЗПР, во время игры, пользуются картами атласа.
- «Немые карты». Немая карта может быть использована для проверки знаний в виде проведения проверочных работ по заполнению контурной карты. Такая форма учета знаний отличается объективностью и определенностью. Учащиеся получают контурную географическую карту, на которой не подписаны объекты. На картах у детей с ЗПР подписан один географический объект, опираясь на который, учащимся необходимо обозначить близлежащие географические объекты.
Ассоциации в картинках
Задания направлены на развитие логического мышление у учащихся, развитие картографической грамотности. Учитель предлагает вспомнить очертания географических объектов и найти на карте в атласе загаданные объекты. Например, найти «Скандинавского тигра» (Скандинавский полуостров), «Голова быка» (Испания), «Сапог» (Апенинский полуостров, Италия), «Валенок» (Аравийский полуостров).
На листе бумаги в клетку по вертикали написать слова «Северная Америка». Учащиеся должны написать несколько географических названий островов, полуостровов, заливов, проливов, морей, гор, равнин и т.д. чтобы написанные по вертикали буквы входили в название, написанное по горизонтали. С этих букв могут начинаться слова, заканчиваться или эти буквы находиться в любом месте слова. Если ребенок, имеющий ЗПР, испытывает трудности в выполнении этого задания, предлагаю воспользоваться дополнительными вопросами.
Какая самая полноводная река на материке?
Полуостров на северо-западе материка?
Назвать одно из великих озер?
Какая река в расположена районе Великих озер?
Залив на севере материка?
Река бассейна Тихого океана? ,
Равнины Северной Америки?
Самые высокие горы континента?
Географический рассказ
Читая текст, учитель делает остановку в том месте, где включено название проверяемого географического объекта. Учащиеся подписывают объекты в контурных картах. Для детей с ОВЗ в контурных картах географические объекты выделены, детям требуется подписать названия.
Например:
Анды – это одна из самых длинных горных систем в мире, расположенная на западе Южной Америки.
Пролив Дрейка, расположенный между Южной Америкой и Западной Антарктикой,. является широким проходом, связывающим два океана.
Австралия является самым маленьким по площади среди материков.
Северный-Ледовитый океан самый не глубокий океан в мире.
Географический диктант для закрепления тем
Учащимся предлагается написать определение понятий, которые им зачитывает учитель. Детям с ЗПР предлагается, прослушав определение, вставить пропущенные буквы. Например, «это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном.».
Вставьте пропущенные буквы в слово: ...зер… (озеро)
«Место, где водоток берёт своё начало» Ис…(исток)
Второй вариант проведения географического диктанта. Класс записывает понятие, прослушав определение, а дети с ОВЗ выбирают определение и записывают только цифру, под которой оно прописано в заранее выданных карточках.
1. Озеро 2. Река 3. Устье 4. Дельта 5. Исток.
Ребус
Для развития воображения часто использую в работе на уроках географические ребусы. Учащиеся любят разгадывать, далее составлять рассказ их отгаданных слов. Дети с ЗПР испытывают сложности в их решении. В связи с этим для детей, испытывающих трудности упрощаю задания.
С удовольствием ребята работают с географическими карточками. Если во время урока есть необходимость сделать чертеж или рисунок, дети с ЗПР не справляются с этим заданием. Помогает решить эту проблему применение карточек. Учащиеся на уроке чертят чертеж в тетради, а ученики с ЗПР фиксируют определение на рисунке в карточке, которую приклеивают в тетрадь
Использование опорных слов
Лист с основными понятиями по изучаемой теме.
Например, по теме «Части Мирового океана»
Остров
Полуостров
Архипелаг
Залив
Пролив
У учащихся, имеющих ЗПР, наглядно-действенное мышление развито в большей степени. Поэтому систематически на уроках географии с детьми, имеющими ЗПР, изготавливаю различные модели. Дети с большим интересом выполняют эту работу. Детские работы размещаются на специальном стенде и дети с гордостью показывают свою работу.
Изготовление модели «Солнечная Система».
Работа обучающегося 5 класса
С удовольствием на уроках географии дети работают с Электронными образовательными ресурсами. Учащиеся с ЗПР, получают возможность выполнять самостоятельные учебные работы, практические работы, тестовые задания, задания в виртуальной контурной карте. Для работы с электронными образовательными ресурсами на уроках географии использую ресурсы сайта интернет-урок.
На уроках изучения новой темы дети самостоятельно закрепляют материал, выполняя практические или тестовые задания на компьютере, в тот момент, когда класс, выполняет задания с учителем. На уроках повторения и обобщения ученики самостоятельно выполняют задания в электронном приложении, в тот момент, когда класс решает задания в тестах на бумажном носителе. Во время практических работ, ребята работают в парах. Для повышения интереса к предмету география, привлекаю детей с ЗПР к участию во внеклассных мероприятиях, связанных с географией (дети рисуют плакаты, собирают информацию для школьного сайта, учувствуют в конкурсе рисунков).
В заключении хочу сказать, что никакие формы и методы не дадут положительных результатов, если нет добрых отношений между учителем и учеником. Если ученик испытывает положительные эмоции к учителю, он будет испытывать интерес к предмету.
Источники
1. Учебное пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Издательство «Владос» 2016 г.
Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование)
В.Г.Суслов «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004
Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999
5. https://www.detki-psy.ru/glossarij/zpr.html
6. https://rosuchebnik.ru/
7. http://minobraz.egov66.ru/
8. https://detskiychas.ru/
Приложение 1
Количество обучающихся, с задержкой психического развития, в МАОУ СОШ№63
(по классам)
Класс
Кол-во детей ЗПР
3А
1
3Г
1
3Д
1
4Г
2
5В
1
6А
1
7А
1
Успеваемость обучающихся, с задержкой психического развития,