Развивающие возможности информационно-компьютерных технологий на уроках географии в школе глухих и слабослышащих детей
Развивающие возможности информационно-компьютерных технологий на уроках географии в школе глухих и слабослышащих детей
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования,связанныес умениями выпускников школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания,умения,навыки.Сурдопедагогический процесс требует создания новой среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышашего учащнгося.Применение компьютерных технологой на урокахгеографии не только облегчает усвоение учебного материала,но и предоставляет новые возможности развития творческих способностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающие возможности информационно-компьютерных технологий на уроках географии в школе глухих и слабослышащих детей »
Развивающие возможности информационно-компьютерных технологий на уроках географии в школе глухих и слабослышащих детей.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей глухих и слабослышащих учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности глухого ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Цель обучения – развитие глухих детей старших классов в условиях овладения учебной деятельностью, предусматривающей применение компьютерных технологий обучения. Реализация коррекционной направленности обучения предполагает своеобразную организацию учебно-воспитательного процесса, включающего специальные принципы, содержание, темпы, методы, средства и формы обучения, которые учитывают первичные и вторичные нарушения в развитии неслышащего ребенка.
Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии:
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Компьютеры и учебные программы по географии можно назвать универсальными средствами обучения.
Мультимедиа учебники по географии разработаны в соответствии с учебниками. на сегодняшний день учащиеся школы-интерната имеют такие учебники для 5-10-х классов.
Данная образовательная коллекция содержит
- текстовый учебный материал
- дикторский текст
- картины, схемы, графики
- видиофрагменты и анимации
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Уроки с использованием ИКТ организовываются на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала используется демонстративная программа, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, движения магмы, цунами и т.д.
На уроке закрепления можно использовать программу - контролёр, позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала.
Все мы знаем как трудно детям включиться в учебный процесс после летних каникул, тем более, что на первой неделе сентября учащиеся сдают входной зачет по географии. Поэтому первый урок по географии я провожу в компьютерном классе ,где учащиеся с помощью мультимедиа учебника самостоятельно повторяют материал по предмету, пройденному в предыдущем классе . Дети сами открывают те или иные интересующие их темы. Для начала я советую открыть все "окошки" и просмотреть материал. Самые нетерпеливые открывают практику, самые решительные -тесты.
Для обеспечения успешного усвоения учащимися с нарушенным слухом определенного содержания образования на уроке географии в компьютерном классе примененяю те же формы групповой деятельности, что и на уроках предметно-практического обучения: фронтальный, индивидуальный, работа парами, направленные на формирование навыков коммуникации. При такой форме организации у глухих детей формируются навыки взаимоконтроля и взаимооценки; развивается интерес к совместным коллективным формам учебной работы; приобретается опыт социального поведения, который содействует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности и готовности к взаимопомощи.
наличие большого количества карт ,диаграмм позволяют проводить практические работы по географии. Так, например при определении природных компонентов саванн Южной Америки учащиеся определяют климатический пояс, анализируют климатодиаграмму, находят представителей флоры и фауны природного комплекса. При этом необходимо соблюдать все санитарно-гигиенические требования.К занятиям в компьютерном классе для учащихся : непрерывность работы за компьютером не превышает 10-15 минут, применяется чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, проводятся динамические активные паузы, включающие упражнения для снятия напряжения глаз, для кистей рук, мышц спины –соблюдается здоровьесберегающий характер проведения занятий в компьютерном классе.
Таким образом, нельзя недооценить развивающие возможности компьютерных технологий в процессе обучения глухих и слабослышащих школьников географии. Показана необходимость оптимального, методически выверенного применения всех форм организации учебной деятельности на уроках в компьютерном классе; расширены теоретические представления о возможном развитии познавательной сферы у этой категории детей средствами компьютерных технологий.
Но самое главное, компьютер не заменит учителя на уроке, он только помогает глухому ребенку.