kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рассказывай,про БАМ,рассказывай..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Классный час адресован классным руководителям, организаторам воспитательной работы, педагогам – организаторам досуга детей.

Материалы данного классного часа могут быть использованы при проведении городского мероприятия «Рассказывай, про БАМ, рассказывай…»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рассказывай,про БАМ,рассказывай..." »

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ Г.ТЫНДЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ №2»




Классный час

«Рассказывай, про БАМ, рассказывай…»



Автор работы: Станева Дарья Ивановна,

учитель географии

МОАУ «Классическая гимназия №2»












г. Тында 2013г.



Цели:

  1. Рассмотреть летопись строительства Байкало-Амурской железной дороги;

  2. объяснить значимость БАМа в наше время;

  3. расширить кругозор учащихся;

  4. повысить интерес к истории страны;

  5. воспитывать чувство патриотизма, гражданственность.




Оформление:

  1. На доске висит плакат «Байкало- Амурская магистраль» где отражены годы строительства дороги ( созданный руками родителей);

  2. книги о БАМе;

  3. музыкальные записи о БАМе;

  4. административная карта России.


Эпиграф к классному часу:


«Мы живем дыханьем этой стройки

В труде и жизни гоним прочь печаль

Серебряные, вписывая строки

В поэму нашей жизни – магистраль»

Ж. Ржевская




Ход мероприятия:

(2-ой слайд)

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Вот и пролетело 40 лет со дня начала строительства БАМа, промелькнуло. Для истории это мгновение, а для людей, строивших БАМ, ставивших первую палатку, прорубивших первую просеку, укладывавших первые рельсы и шпалы – это жизнь, судьба, которая вписалась в такое маленькое слово БАМ!

(3-ий слайд)

Ведущий

БАМ! Эта стройка вошла в нашу жизнь быстро и звучно, своим размахом и размерами, темпами, поразив видавших виды специалистов не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.


Звучит песня «БАМ».

Первая ученица:

БАМ! Сколько времени прошло прежде, чем пошли по БАМу поезда. Сооружение Байкало-Амурской дороги стало поистине всенародным делом. Но началось строительство не в 1974 году, когда Москва проводила в дальний путь шестьсот бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Всё началось гораздо раньше.


(4-ый слайд)


В 1932 году было решено начать изыскания и строительство Байкало-Амурской железной дороги.

11 апреля 1933 года в Москве был утверждён проек строительства головного участка, который стал первым проектом первого отрезка Байкало-Амурской магистрали.

Строительство железнодорожной ветки БАМ-Тында началось в том же, 1933 году.




(5-ый слайд)


Второй ученик:

Рассказывай про БАМ, рассказывай,

Походный рюкзачок развязывай,

Достань блокноты, дневники,

Пусть почитают земляки

О наших праздниках и буднях,

И о парнях, в кирзу обутых,

Веселых, одержимых, злых.

Об их ручищах золотых

В мазуте, глине и смоле…

И начинай не сразу вдруг,

А начинай вот с этих рук.

Через минуту эти руки

Раздвинут ветки кедрача,

Тяжёлый крутанут штурвал

Положат метры первых шпал.

(Альберт Кравцов)

Спустя 5 лет была построена линия БАМ-Тында, протяженностью 180 км, открылось движение рабочих поездов. Однако в трудном, 1942 году, рельсы были сняты и увезены. Рельсы БАМа легли на Волжскую рокаду.

(6-ой слайд)

Ведущая: Год 1974-ый!

Третий ученик: В мае 1974 года амурчане сердечно встретили Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ на станции Сковородино, в поселке Тындинском.


( 6-ой слайд)


Четвертый ученик:

Как и на всякой новостройке,

Все начали с топора.

Народ приехал шумный, бойкий

Все брали сходу, на ура!

А начиналось все с дороги.

Дороги нет, не быть мосту!

В тайге, где в топях вязли ноги,

Рубили первую версту,

Там опыт наш в труде ковался,

И все невзгоды победив,

Здесь по крупицам зарождался

Наш молодежный коллектив.

И вот уже стоит опора –

Величье нашего труда.

Теперь уж скоро, очень скоро

Здесь загрохочут поезда!

(Борис Коптев)

Пятый ученик: В 1974 году первый десант молодых строителей высадился на месте будущей станции Кувыкты. Нелегкую работу начала бригада Владимира Степанищева. На станцию Ургал прибыли первые подразделения железнодорожных войск для строительства Восточного участка. Уложено первое звено на Западном участке БАМа (Лена-Якурим). Приступили к прокладке дороги от Тынды до Дипкуна. На линии БАМ-Тында уложили 132 километра пути.


(7-ой слайд)


Ведущий: Год 1975-й.

Победа! 8 мая в Тынду прибыл первый поезд! На 5 месяцев раньше срока завершено строительство железнодорожный линии БАМ-Тында. Право уложить «серебряное звено» доверено молодежной бригаде Григория Гуреева. И сегодня столица БАМа находится еще в том счастливом возрасте , когда подавляющее большинство ее граждан может сказать: я помню время когда наш город был маленьким поселком. С самого начала Тынде было предназначено стать столицей магистрали. И столичный лоск нашему городу придали московские строители. Настоящий Арбат, Сокольники, Московский бульвар, Красная Пресня – все как в Москве. Ведь Тынду строила Москва.


(8-ой слайд)

Шестой ученик:

Праздник

Мы судьбу свою подправим,

Нам всю жизнь встречать рассветы

У строителей есть праздник-

В строй сдавать свои объекты.

Треск от киноаппаратов

Речь с трибуны, вспышка блица,

Красный цвет от транспаранта

Пламенем лежит по лицам.

Все же годы не напрасно

С опытом приходит трудным

У строителей есть праздник,

Он всегда бывает шумным.

(Александр Астафьев)

(Щелчок 8-ой слайд)


Ведущий: Год 1976!

Седьмой ученик: В мае был построен мост через реку Гилюй- самый крупный на трассе Тында- Беркакит.

А в августе строители одержали еще одну трудовую победу – уложили рельсы до станции Могот на железнодорожной линии Тында – Беркакит. Уложено «серебряное звено» на станции Ния, западный участок БАМа.

В декабре уложено последнее звено на участке Солони-Нальды (вост. участок).

Восьмой ученик.

К нам писать можно часто

Можно даже звонить

БАМ, Восточный участок,

Станция Солони

О такой не слыхала?

Далеко…Отстаешь…

Здесь давно прозвучало

Трудовое «Даешь!»

Машинист тепловоза, осторожней гони.

Тут ущелья, утесы

И река…Солони.

(Александр Иванов)

(9-ый слайд)


Ведущая: Год 1977!

Девятый ученик: Апрель. К востоку от Тынды выросла новая станция Маревая, началось рабочее движение поездов.

Август. Уложены рельсы до станции Киренга.

Октябрь. Уложено последнее звено на железнодорожной линии Тында-Беркакит. Сдана в постоянную эксплуатацию линия БАМ – Тында.

Звучит песня «Дорога железная»


(10-ый слайд)


Ведущая: Год 1978!

Десятый ученик: Началось строительство станции Чара. Уложены рельсы на станциях Ларба, Улькан-Кунерма.


Видел, разных высот я немало,

На Кавказе, в Крыму их не счесть

Но в предгорьях седого Байкала

Красота ненаглядная есть.

Ах, сибирское чудо – Кунерма!

Или только приснилась ты мне?

Нет, такую Кунерму, наверно,

Не увидеть и в сказочном сне!

(Юрий Фокин)

Ведущая: Год 1979!

Шестой ученик: Открылось регулярное движение поездов по линиям:

Лена – Улькан,

Тында – Дипкун,

Ургал – Комсомольск на Амуре,

Лена – Северобайкальск,

Тында – Лопча.


(Щелчок 10-ый слайд)


Звучит песня «Везут кого-то поезда»


(Щелчок 10-ый слайд)


Ведущая: Год 1980!

Седьмой ученик: Завершена укладка главного рельсового пути участка БАМа. Стальная колея пришла из Хабаровского края в Амурскую область. Первый пассажирский поезд пришел на станцию Кичера. Путеукладчик пришел на 1439-й километр трассы Тында – Чара.


Сквозь таежный массив,

Милю горного кряжа,

Чару преобразив;

Нитка БАМа проляжет.

Будут рельсы гудеть

О нелегкой победе,

Удоканская медь

По дорогам поедет.

(11-ый слайд)


Ведущая: Год 1981!

Восьмой ученик: 1 января создана Байкало-Амурская железная дорога с тремя отделениями: Тындинским, Северобайкальским, Ургальским. Работают 84 станции. Итак, БАМ действует. Открылось движение поездов на участке Тында-Усть Нюкжа. Строить населенные пункты и станции помогали представители союзных и автономных республик всего Советского Союза. Это придало каждому поселку, каждому зданию своеобразный облик, особый архитектурный стиль, специфичный для того края, откуда приехали строители. Вслушайтесь в названия!


Урок Географии.

Кто выдумал эти слова-

Названия поселков на трассе?

Есть в слове Сюльбан синева

И дрожь, и надежда на счастье.

Загадочно слово Сулук

Какие в нем скрыты посулы?

А в слове Амгунь, что за звук?-

Как будто природа зевнула.

Ургал- однозначен и прост

Упрям и суров, как команда.

Но что за французский пронос

Мне слышится в слове Куанда?

…Февральск - это голос разлук.

В нем боль журавлиного лета.

Не нужно о нежности вслух.

Но все же – Меунчик…Олёкма.

И звонкое слово Дугда –

Природы вселенская дудка...

Как будто так было всегда...

И вечно так будет как будто...

Как будто во сне по Руси

Татарские пляшут копыта,

И вслед им в осенней грязи

Прохлюпает слово Кувыкта.

И Чара свой целит прищур.

Что в нем промелькнуло со свистом

Нагайка ордынца? Кучум?

Ермак? Кандалы декабристов?

Мурлычет во сне Муякан

Безудержен храп Беркакита...

Какие им снятся века?

Эпохи и эры какие?

Их сон беспокоен и мглист.

Какое им вспомнилось диво?

Быть может неистовый свист

И эхо Тунгусского взрыва?

Не будем напрасно гадать

На смену их снам

Беспробудным

Иные несутся года

На гривах всклокоченных будней.

(Борис Райнес)


(12-ый слайд)

Ведущая: Год 1982!

Первый ученик:

Май. Путеукладчик пришел на станцию Хани.

Июль. Открыто пассажирское движение поездов по маршруту Северобайкальск-Кичера.

Сентябрь. Первый пассажирский поезд прибыл на станцию Янчукан.

Декабрь. «Серебряное звено» уложено на станции Февральск.

А было все-совсем не просто.

Мы съели вместе соли сто пудов,

Пока прошли от самых первых просек

До самых первых быстрых поездов.

(Щелчок 12-ый слайд)

Ведущая: Год 1983.

Второй ученик: На станцию Икабья прибыл первый поезд.

Рельсы Большого БАМа пришли в Чару. На станции Таксимо уложено «серебряное звено». В марте из Тынды в Москву отправился первый скорый пассажирский поезд.

«Билет на первый поезд».

Почем билет на БАМе

На самый первый поезд

Пусть это вместе с нами

Решает наша совесть

А мой билет оплачен

До самого Амура

В нем первый пункт означен –

Таежная Таюра.

Оплачен до Улькана;

До Нии, до Кунермы,

До море-океана

На поезд самый первый.

Оплачен не деньгами,

Не трешкой, ни червонцем

А днями и ночами

На стуже и под солнцем.

Оплачен горьким потом

И сладкими слезами

За много лет работы

На знаменитом БАМе.

Оплачена плацкарта

На полку для лежанья.

За трудный подвиг старта

За финиш возмужанья.

Пишите люди сами,

Суровой жизни повесть.

И будет вам на БАМе

Билет на скорый поезд.

(Виктор Киселев)

(Щелчок 12-ый слайд)


Ведущая: Год 1984

Третий ученик:

Апрель. Войны-железнодорожники завершили укладку главного пути на Восточном участке магистрали.

Октябрь. На станции Куанда уложено последнее «золотое звено», открыто сквозное движение на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали. С разным настроением но с одинаковой скоростью и жаждой победить двигались знаменитые бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского к « золотому» финишу магистрали. Бондарь. Варшавский : в гуле таежной трассы звучат их имена.

Вот и все. Замкнулось полотно,

И последний выложен портал

«Золотое» светится звено

Ты об этом десять лет мечтал.

Но когда оркестр громом брызнет

Я пойму, что в ливнях и пыли

Лучшую дорогу нашей жизни

Мы с тобой полностью прошли.

(Владимир Гузий)

Ведущий. БАМ- стройка интернациональная. Славную станцию Ния построили грузины, Уоян – литовцы, Звездный – армяне, Куанду – узбеки. Каждая республика, народ оставил на БАМе черты национального своеобразия.

Учитель.

От Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре БАМ протянулся на 3100 км. Проложено 3200 мостов, пробито 32 км. тоннелей. Всего сдано в эксплуатацию 3200 искусственных сооружений, в среднем по одному на один километр пути. А ведь многие из них уникальны, например, тоннели через неприступные горные хребты: Северо-Муйский длиной 15 км и Байкальский 6,7 км, мост через Амур у Комсомольска на Амуре, протяженностью 1,5 км и мост через Зейское водохранилище с пролетом 134 м.

Первая ученица: БАМ- имеет большое хозяйственное значение. БАМ - это место, где есть абсолютно все полезные ископаемые. Это - каменный уголь и железная руда Южной Якутии, медная руда Удокана на севере Забайкальского края, запасы камня и алюминия в Бурятии, месторождения свинцовых и цинковых руд на севере Бурятии и Якутии. Залежи асбеста, слюды, апатитов, залежи руд редких металлов и многое другое. Велико значение БАМа и в развитии внешней торговли со странами Тихоокеанского бассейна через дальневосточные порты, сокращение расстояния перевозок и разгрузка Транссибирской магистрали. БАМ имеет большое стратегическое значение. Случись что-нибудь на Транссибе и отрезана вся Восточная Сибирь и Дальний Восток страны. БАМ-это экономическое и социальное развитие Восточной Сибири, Дальнего Востока. На БАМе должна быть развита новая промышленная зона общероссийского, мирового значения, новый промышленный экономический район.


(13-ый слайд)

Песня «Идут по БАМу поезда».

(14-ый слайд)

Третий ученик:

Сначала строительства БАМа прошло уже 40 лет. Обидно, что популярный лозунг в начале строительства «БАМ-дорога в будущее!», зазвучал иначе: «БАМ-дорога без будущего, дорога в никуда». Разделили БАМ на части: Западный участок отдали Восточно-Сибирской железной дороге, Центральный и Восточный участки -Дальневосточной. Горько нашим дедушкам и бабушкам - строителям БАМа, обидно нам, детям, рожденным здесь, на БАМе.

Знаем мы, что обмануты жизнью…и больно:

Наши судьбы, как шпалы,

Под рельсы легли.

Второй ученик:

Я защищаю БАМ.

Газетчики набросились на БАМ,

Как вороны на редкую добычу,

Прозрев внезапно, видят здесь и там

Тьму черных пятен, гневно пальцем тычут

В «виновника неисчислимых бед»,

Пороча все, что есть и все, что было,

И злобно льют на полосы газет

Одни лишь только черные чернила

Льют щедро так, чтобы свести на нет,

Чтоб утопить, чтобы убить отравой

Рожденную во мгле застойных лет

Великой стройки признанную славу.

Ту самую, возникшую не вдруг

Взращенную не просто и упрямо

Трудом и потом сотен тысяч рук

На каждом неприступном метре БАМа

Забыли вы, как соловьем мы пели

О том, что БАМ – дорога на века,

БАМ – первый шаг к крупномасштабной цели,

БАМ – подвиг, жизнь, романтика труда –

Как только вы его не называли?

Неужто вы так вдохновенно врали

В те самые «застойные» года?!

БАМ нужен всем!

И мы ему нужны!

БАМ нужен всем, кто знает суть вопроса,

Кто (знает) смотрит дальше своего носа

И думает о будущем страны…

Я верю: оскорбленный без вины

Лишенный и достоинства и славы,

БАМ снова станет гордостью страны

И вечным достоянием державы.

(Леонтий Махитаров)


Но БАМ действует, идут по БАМу поезда! Дорога БАМ - это наша жизнь. Потому она так нужна. Потому она никогда не кончается. Жизнь в оправдании не нуждается. Вас , юных бамовцев эти вопросы пока не сильно занимают. Пока вы растёте. Живёте в благоустроенном городе, построенном вашими дедушками и бабушками, отцами. Вы живёте на магистрали. И всё это останется Вам. БАМ продолжается

Ведущая: 2013 год!

(14-слайд щелчок)

Пятый ученик:

Правительство РФ одобрило программу модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на 562 миллиарда рублей. Работы по модернизации БАМа и Транссиба планируется начать уже в следующем году. В результате планируется увеличить пропускную способность магистралей. Как уточнил В.В. Путин, за последние пять лет поток грузов только в направлении дальневосточных портов вырос на 55 процентов до 110 миллионов тонн .

БАМ и Транссиб являются одними из самых протяженных железнодорожных магистралей в мире. Строительство Транссиба началось в 1891 году, БАМа — в 1938 году. Модернизация магистралей необходима в связи с ростом грузопотока и износом инфраструктуры.

За прошлое вовсе не стыдно, не страшно,
Тому, кто от братства еще не отвык.
Мы строили БАМ, крепче всяческой башни,

И был у народов единый язык.

Вывод.

БАМ действует, идут по БАМу поезда! Дорога БАМ - это наша жизнь. Потому она так нужна. Потому она никогда не кончается. Жизнь в оправдании не нуждается. Вас , юных бамовцев эти вопросы пока не сильно занимают. Пока вы растёте. Живёте в благоустроенном городе, построенном вашими дедушками и бабушками, отцами. Вы живёте на магистрали. И всё это останется Вам. БАМ продолжается…

Праздники приходят и уходят. Остаются люди, магистраль, дело. И, значит, снова будут праздники.


(15-ый слайд)


Классный час адресован классным руководителям, организаторам воспитательной работы, педагогам – организаторам досуга детей.

Материалы данного классного часа могут быть использованы при проведении городского мероприятия «Рассказывай, про БАМ, рассказывай…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Рассказывай,про БАМ,рассказывай..."

Автор: Станева Дарья Ивановна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства