Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными и мотивированными детьми в процессе подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по географии»
Пчелкина С.С.
Тема «Работа с одаренными и мотивированными детьми в процессе подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по географии»
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одним из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.
При этом роль учителя заключается в том, чтобы своевременно разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес к предмету и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и их проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, стремление доводить свою деятельность до завершенного результата, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, особенности эмоционального развития.
Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.
Мотивированные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Одной из форм работы с одаренными детьми является участие во Всероссийских олимпиадах школьников.
Географическая олимпиада – это одна из форм организации внеурочной работы с учащимися. Олимпиады позволяют выявить ряд личностных и профессиональных качеств участников, их заинтересованность предметом, степень знакомства с современными политическими и экономическими проблемами различных стран и регионов, способность к самостоятельному анализу и логическому мышлению.
Целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по географии являются:
1. Выявление у обучающихся географических способностей, а также выявление лучших среди увлекающихся географией школьников.
2. Развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности..
3. Отбор школьников для формирования команды Российской Федерации для участия в последующих международных состязаниях школьников по географии таких, как Международная географическая олимпиада.
4. Пропаганда географии и географических знаний в ученической и педагогической средах.
Моя работа по подготовке одаренных и мотивированных школьников к Всероссийской олимпиаде состоит из нескольких этапов.
На первом этапе, отбор одаренных и мотивированных учащихся, которые потенциально способны проявлять свои интеллектуальные и творческие способности за рамками школьной программы.
Однако на этом этапе работы возникают определенные трудности. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Поэтому становится важным так заинтересовать ученика, чтобы он сам захотел готовиться и участвовать в олимпиаде. И первым помощником в этом деле становится интерес учащихся к предмету.
После отбора мотивированных детей уже работаю над подготовкой к ВОШ:
1. Изучение структуры олимпиадных заданий муниципального уровня и критериев оценивания заданий.
2. Ознакомление будущих участников олимпиады со структурой олимпиадных заданий.
3. Подготовка к олимпиаде.
Как лучше всего организовать подготовительную работу?
Для подготовки к олимпиаде необходимо повторить учебный материал начиная с начального курса географии. Необходимо познакомить школьников с примерной структурой олимпиадных заданий прошлых лет. Для подготовки к успешному выполнению тестовых заданий олимпиады требуются хорошие знания определений основных понятий, историко-географических фактов, географической номенклатуры, необходимо уметь свободно пользоваться планом местности, географической картой, а также статистическими материалами.
Важную роль для успешного участия одаренных детей в олимпиадах играет индивидуальная работа, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи - к творческим навыкам выбора способа их решения. Для подготовки у каждого есть папка олимпиадника. Для 7 классов папка состоит из 2 блоков, начальный курс географии и физическая география материков и океанов. В 8 классе, плюс физическая география России. И в 9 классе плюс социально-экономическая география России. Папка детям выдается на дом, дети работают дома. Потом разбор проводится индивидуально. Т.е. у всех одинаковые задания, в зависимости от класса обучения.
Прежде чем начать подготовку учащихся к олимпиаде изучила структуру заданий муниципального уровня других регионов, т.к. задания муниципального уровня ВОШ по географии не распространяются.
Задания ВОШ по географии имеет определенную структуру:
1. Аналитический раунд;
2.Тестовые задания.
Задания ВОШ требуют широкого географического кругозора и отличного знания школьной программы. Необходимо заметить, что олимпиадный материал и критерии оценивания заданий начинают заимствовать формат ОГЭ. Начиная с этого года с одаренными и мотивированными детьми буду работать по авторской программе «Сдай ОГЭ на все 100».
Подготовка к олимпиаде проходит в течение всего учебного года.
Подготовкой одаренных и мотивированных детей к олимпиаде по географии я занимаюсь с тех пор, как я начала работать в МОБУ «ООШ №6» г. Якутска. Первый год работы я работала на выявление одаренных и мотивированных детей.
Учебный год
Уровень
Место
ФИО
Класс
2016-2017
муниципальный
30 место
52 место
56 место
31 место
54 место
Бурцев Ренат
Григорьева Илиана
Женжеруха Владислав
КондаковаНалия
Гуляева Инара
7б
7а
8б
9
9
2017-2018
муниципальный
22 место
23 место
43 место
62 место
30 место
Евдокимов Эрнест
Тирский Даниил
Ирназаров Владислав
Николаев Михаил
Ложкина Наталья
7б
7а
8а
8б
9
2018-2019
муниципальный
9 место
14 место
9 место
15 место
Тирский Даниил
Евдокимов Эрнест
Ирназаров Владислав
Николаев Михаил
8а
8б
9а
9б
Но нельзя однозначно утверждать, что учитель сможет подготовить обучающихся на все 100%. Будущим участникам олимпиады необходимо осознанно самостоятельно тренироваться, используя различные тренировочные материалы, которые подбираются учителем индивидуально.
Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Выводы:
Для успешной работы с одаренными и мотивированными учащимися в общеобразовательной школе необходимо:
1. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными и мотивированными детьми.
2. Поддержка мотивированного поля играет немаловажную роль в развитии способного ребенка.