kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету география "Трудные вопросы географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внкурочной деятельности по географии 9 класс содержит необходимы задания для увлекательного изучения географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по предмету география "Трудные вопросы географии"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 122 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ




РАССМОТРЕНО

методист

_________В.А.Затейщикова

« __» _____ __________ г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

________Е.В.Бойко

«____» ____ ____ г.

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 122

Г. О. ДОНЕЦК»

______________ В.В.Зайцева

« __» _______ _____ г.








КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


курса внеурочной деятельности

«Трудные вопросы географии»

для обучающихся 9-А класса











Разработано учителем: географии


Маковецкой А.М.









2025 - 2026 учебный год





Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….…....... 4

Описание места в учебном плане…….…………………………….….............. 4

Ценностные ориентиры содержания учебного курса………………………… 5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса………………………………..………………………………… .5-6

Содержание учебного курса с описанием учебно-методического

обеспечения образовательного процесса…………………………………….… 7

Тематическое планирование курса……………………………………….… 8-9

Планируемые результаты изучения учебного курса……………………... 10-11





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса по выбору «Трудные вопросы географии»

Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:

- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;

- ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);

- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.01.2021№2(далее – СанПиН1.2.3685- 21).

План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной

Учебников по географии для 5-9-го классов; рабочих программ ФГОС ООО.







Описание места в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в 9 А, классе.

Программа данного курса ориентирована на более глубокое, расширенное изучение школьного курса географии.

В процессе работы по изучению данного курса учащиеся получают дополнительные знания, расширяют географические понятия, продолжают формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.

В данном курсе делается упор на последовательность повторения содержания каждой темы, разнообразие видов деятельности, систематическое использование школьных атласов, контурных карт, статистических материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Цель программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся 9 классов по географии.

Задачи:

- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении тестовых заданий и повышенного уровня сложности.

- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.

В тематическом планировании предусматривается несколько форм организации учебного процесса: лекция, практикум, семинар. Выполнение практической части данного курса поможет учащимся развивать свои творческие способности, формировать и закреплять навыки исследовательской деятельности. Многие занятия включают элементы практикума.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и  индивидуальный подход к обучению.

Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Личностные результаты:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.





Предметные результаты:

Ученик научится:

- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.



































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное и нерациональное природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны и антициклоны.Режимы рек. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (5 ч)

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Календарно – тематический план

(34 часа, 1 час в неделю)




Название темы

Содержание темы

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение (2 ч)



1/1

Организация занятий

Знакомство с требованиями стандартов ГИА и ОГЭ по географии.




2/2

Источники географической информации

Основные источники географической информации: глобус,

справочники, географические сайты.




Раздел I. План и карта (4 ч)



3/1

План местности. Масштаб.

Решение географических задач




4/2

Азимут

Решение географических задач с помощью атласа




5/3

Координаты

Решение географических задач. Определение координат городов




6/4

Профиль

Решение географических задач




Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)



7/1

Геологический разрез

Решение географических задач




8/2

Горные породы и минералы

Знакомство с коллекцией




9/3

Формы рельефа

Решение географических задач




10/4

Рациональное и нерациональное природопользование

Решение географических задач




11/5

Природа Земли


Удивительное разнообразие природы Земли.




12/6

Типы климатов

Решение географических задач




13/7

Муссоны

Решение географических задач




14/8

Циклоны и антициклоны

Решение географических задач




15/9

Климатическая карта

Решение географических задач




16/10

Режимы рек

Решение географических задач




17/11

Биосфера. ГО.

Решение географических задач




Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)



18/1

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

Решение географических задач




19/2

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

Решение географических задач




20/3

Миграция

Решение географических задач




21/4

Страны мира

Разнообразие стран мира. Работа с картой.




22/5

Урбанизация

Решение географических задач




23/6

Прирост населения

Решение географических задач




24/7

Африка. Австралия.





25/8

Антарктида. Южная Америка.

Решение географических задач




26/9

Северная Америка.

Решение географических задач




27/10

Евразия.

Решение географических задач




Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)



28/1

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.




29/2

Стихийные явления в геосферах.

Решение тестов по разделу.



Раздел V. География России (5 ч)


30/1

Природные особенности России

Решение географических задач




31/2

Часовые пояса в РФ

Решение географических задач




32/3

Многообразие народов и языков России

Решение географических задач




33/4

Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.




34/5

Итоговое занятие


Обобщение и контроль усвоения материала по программе

факультатива. Итоговое тестирование учащихся.




































Планируемые результаты.

Знать:

- основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

- природные рекорды на материках и океанах;

- особенности стран мира и народонаселения.

Уметь:

- проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

- проводить исследование на основе накопленных фактов;

- читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;

- решать географические задачи.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и при­емы, адекватные исследуемой проблеме;

- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой про­блеме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования в потоке географической информации;

- умения решать географические задачи;

- повышения собственной географической культуры.

Учебно-методический комплект включая ОЭР:



1. Барабанов В.В. География. Готовимся к итоговой аттестации ОГЭ М. 2024

2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: 2019. - 448 с

3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2019. География. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ – М. 2019

4. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2016 год

6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2018 год

7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ

8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Маковецкая Анжела Михайловна

Дата: 22.11.2025

Номер свидетельства: 677527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства