Планируемые результаты изучения учебного курса……………………... 10-11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса по выбору «Трудные вопросы географии»
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
- ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.01.2021№2(далее – СанПиН1.2.3685- 21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
Учебников по географии для 5-9-го классов; рабочих программ ФГОС ООО.
Описание места в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в 9 А, классе.
Программа данного курса ориентирована на более глубокое, расширенное изучение школьного курса географии.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся получают дополнительные знания, расширяют географические понятия, продолжают формировать умения самостоятельной работы с различными источниками.
В данном курсе делается упор на последовательность повторения содержания каждой темы, разнообразие видов деятельности, систематическое использование школьных атласов, контурных карт, статистических материалов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Цель программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся 9 классов по географии.
Задачи:
- Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении тестовых заданий и повышенного уровня сложности.
- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.
В тематическом планировании предусматривается несколько форм организации учебного процесса: лекция, практикум, семинар. Выполнение практической части данного курса поможет учащимся развивать свои творческие способности, формировать и закреплять навыки исследовательской деятельности. Многие занятия включают элементы практикума.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Личностные результаты:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное и нерациональное природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны и антициклоны.Режимы рек. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (5 ч)
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Календарно – тематический план
(34 часа, 1 час в неделю)
№
Название темы
Содержание темы
Дата проведения
Примечание
план
факт
Введение (2 ч)
1/1
Организация занятий
Знакомство с требованиями стандартов ГИА и ОГЭ по географии.
2/2
Источники географической информации
Основные источники географической информации: глобус,
справочники, географические сайты.
Раздел I. План и карта (4 ч)
3/1
План местности. Масштаб.
Решение географических задач
4/2
Азимут
Решение географических задач с помощью атласа
5/3
Координаты
Решение географических задач. Определение координат городов
6/4
Профиль
Решение географических задач
Раздел II. Природа Земли и человек (11 ч)
7/1
Геологический разрез
Решение географических задач
8/2
Горные породы и минералы
Знакомство с коллекцией
9/3
Формы рельефа
Решение географических задач
10/4
Рациональное и нерациональное природопользование
Решение географических задач
11/5
Природа Земли
Удивительное разнообразие природы Земли.
12/6
Типы климатов
Решение географических задач
13/7
Муссоны
Решение географических задач
14/8
Циклоны и антициклоны
Решение географических задач
15/9
Климатическая карта
Решение географических задач
16/10
Режимы рек
Решение географических задач
17/11
Биосфера. ГО.
Решение географических задач
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (10 ч)
18/1
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Решение географических задач
19/2
Население и численность населения Земли. Расы, этносы.
Решение географических задач
20/3
Миграция
Решение географических задач
21/4
Страны мира
Разнообразие стран мира. Работа с картой.
22/5
Урбанизация
Решение географических задач
23/6
Прирост населения
Решение географических задач
24/7
Африка. Австралия.
25/8
Антарктида. Южная Америка.
Решение географических задач
26/9
Северная Америка.
Решение географических задач
27/10
Евразия.
Решение географических задач
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч)
28/1
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
29/2
Стихийные явления в геосферах.
Решение тестов по разделу.
Раздел V. География России (5 ч)
30/1
Природные особенности России
Решение географических задач
31/2
Часовые пояса в РФ
Решение географических задач
32/3
Многообразие народов и языков России
Решение географических задач
33/4
Хозяйство России. Отрасли хозяйства РФ
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
34/5
Итоговое занятие
Обобщение и контроль усвоения материала по программе
факультатива. Итоговое тестирование учащихся.
Планируемые результаты.
Знать:
- основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- природные рекорды на материках и океанах;
- особенности стран мира и народонаселения.
Уметь:
- проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
- проводить исследование на основе накопленных фактов;
- читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- решать географические задачи.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования в потоке географической информации;
- умения решать географические задачи;
- повышения собственной географической культуры.
Учебно-методический комплект включая ОЭР:
1. Барабанов В.В. География. Готовимся к итоговой аттестации ОГЭ М. 2024
2. Соловьева Ю.А., Эртель А.Б. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. М.: 2019. - 448 с
3. Чичерина О.В., Соловьева Ю.А. ОГЭ 2019. География. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ – М. 2019
4. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
5. Наумов А.С. «По материалам олимпиад NationalGeographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2016 год
6. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2018 год
7. https://sdamgia.ru/ сайт для подготовки к ОГЭ
8. http://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
9. http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал ГИА