Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка школьного лесничества "Родники"»
ПРОГРАММА КРУЖКА
школьного лесничества «РОДНИКИ»
Пояснительная записка
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Вс. Рождественский
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
Положения о рабочей программе по дополнительному образованию.
Требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16).
Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными наиболее ценными являются леса. Леса нашей страны занимают наибольший удельный вес в лесных ресурсах мира как по площади и запасам древесины, так и по разнообразию ценных древесных пород, произрастающих в них.
Леса являются основным средообразующим фактором, они стабилизируют климатические условия нашей планеты.
Брянская область обладает уникальными природными ресурсами. Территория области покрыта различными лесами.
Каждый человек, проживающий на земле должен знать о своей природе все, для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания, пользоваться природными ресурсами.
С этой целью в школах округа необходимо создавать «Школьные лесничества», где школьники могли бы получить основы знаний о лесном сообществе, научились бережно относиться к природе.
Цели данного курса:
Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся;
Познакомить с основными методами изучения лесных сообществ;
Повысить экологическую культуру учащихся;
Профориентационная направленность.
Задачи данного курса:
формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения,
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание трудолюбия;
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,
расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах
обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных,
развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Содержание программы.
Раздел I. Введение.
Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к
4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?
Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.
Раздел II.Лесное законодательство.
Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Природные парки. Памятники природы.
Красная книга.
Основные правила поведения на природе.
Экологическая викторина.
Раздел III.Структура лесов.
Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.
Раздел IV.Лес как среда обитания животных.
Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.
Раздел V. Лес и здоровье человека.
Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.
Раздел VI.Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.
Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.
Лесные болезни и борьба с ними.
Работа совместно с лесничеством.
Беседы и лекции на экологические темы.
Правила поведения в лесу.
Противопожарная безопасность.
День птиц.
Изготовление и развешивание скворечников на территории школы.
Рубки ухода с участием членов ШЛ..
Участие в слетах, соревнованиях.
Работа в обходах ШЛ.
Озеленение городской территории и школьной.
Встреча работников лесхоза с учениками, проведение занятий.
Операция «Ель»
Конкурс рисунков.
Фотовыставки.
Мероприятия.
Сентябрь – День лесного хозяйства
4 октября – Всемирный День защиты животных
1 апреля – Международный день птиц.
7 апреля – День Здоровья.
15 апреля - День экологических знаний.
22 апреля – День Земли.
22 мая – Международный день биологического разнообразия.
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
Исследовательские работы членов лесничества.
Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся должны знать:
значение леса для Брянской области ;
характеристику лесов области.
структуру леса;
основные профессии работников лесного хозяйства;
основные закономерности функционирования таежных экосистем;
экологические группы млекопитающих и растений области;
морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород своего края;
морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц;
основные виды лекарственных растений;
правила сбора лекарственных растений;
лесные заповедные зоны области;
причины, приводящие к исчезновению лесов;
виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Брянской области;
проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов;
принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности;
определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов.
Ожидаемые результаты:
успешная самореализация школьников в учебной деятельности;
участие в слетах и соревнованиях школьных лесничеств;
умение применять полученные знания в жизни;
умение видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе;
знание природы родного края;
повышение уровня экологической воспитанности.
Формы занятий.
Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с работниками лесного хозяйства позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п
Название темы занятия.
Количество часов
1
Введение. Лес – наш друг. Инструктаж по Т.Б.Экскурсия в пожарную часть.
1
2
Задачи школьных лесничеств. Подготовка с Слету школьных лесничеств.
1
3
Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных.
1
4
Пресс – конференция «Значение зеленых растений».
1
5
Посадка саженцев деревьев.
1
6
Что мы можем сделать? Изготовление кормушек для птиц.
1
7
Лесные заповедные зоны.
1
8
Встреча работников лесхоза с учащимися.
1
9
Практическая работа «Санитарная рубка деревьев». "Развешивание кормушек для птиц."
Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к
4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?
Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.
Раздел II.Лесное законодательство.
Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Брянской области. Заказники. Природные парки. Памятники природы.
Красная книга.
Основные правила поведения на природе.
Экологическая викторина.
Раздел III.Структура лесов.
Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.
Раздел IV.Лес как среда обитания животных.
Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.
Раздел V. Изменение сообществ во времени.
Циклические и поступательные изменения в сообществах. Общие закономерности лесовозобновления.
Раздел VI.Растительные ресурсы лесов округа, их использование человеком.
Общая характеристика растительных ресурсов. Использование человеком растительных ресурсов.
Раздел VII. Лес и здоровье человека.
Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.
Раздел VIII.Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.
Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.