kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка школьного лесничества "Родники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка школьного лесничества Родники

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка школьного лесничества "Родники"»

ПРОГРАММА КРУЖКА

школьного лесничества «РОДНИКИ»



Пояснительная записка


Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Вс. Рождественский


Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»   

  • Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

  • Положения о рабочей программе по дополнительному образованию.

  • Требований к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16).



Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными наиболее ценными являются леса. Леса нашей страны занимают наибольший удельный вес в лесных ресурсах мира как по площади и запасам древесины, так и по разнообразию ценных древесных пород, произрастающих в них.

Леса являются основным средообразующим фактором, они стабилизируют климатические условия нашей планеты.

Брянская область обладает уникальными природными ресурсами. Территория области покрыта различными лесами.

Каждый человек, проживающий на земле должен знать о своей природе все, для того чтобы будущие поколения могли жить в нормальных условиях обитания, пользоваться природными ресурсами.

С этой целью в школах округа необходимо создавать «Школьные лесничества», где школьники могли бы получить основы знаний о лесном сообществе, научились бережно относиться к природе.




Цели данного курса:

  1. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся;

  2. Познакомить с основными методами изучения лесных сообществ;

  3. Повысить экологическую культуру учащихся;

  4. Профориентационная направленность.

Задачи данного курса:

  • формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения,

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • воспитание трудолюбия;

  • вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,

  • расширение и конкретизация знаний о лесных сообществах

  • обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений и животных,

  • развитие основных приёмов мыследеятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).


Содержание программы.


Раздел I. Введение.

Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к

4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?

Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.

Раздел II. Лесное законодательство.

Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники. Заказники. Природные парки. Памятники природы.

Красная книга.

Основные правила поведения на природе.

Экологическая викторина.

Раздел III. Структура лесов.

Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.

Раздел IV. Лес как среда обитания животных.

Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.

Раздел V. Лес и здоровье человека.

Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.

Раздел VI. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.

Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.

Лесные болезни и борьба с ними.






Работа совместно с лесничеством.

Беседы и лекции на экологические темы.

Правила поведения в лесу.

Противопожарная безопасность.

День птиц.

Изготовление и развешивание скворечников на территории школы.

Рубки ухода с участием членов ШЛ..

Участие в слетах, соревнованиях.

Работа в обходах ШЛ.

Озеленение городской территории и школьной.

Встреча работников лесхоза с учениками, проведение занятий.

Операция «Ель»

Конкурс рисунков.

Фотовыставки.


Мероприятия.

Сентябрь – День лесного хозяйства

4 октября – Всемирный День защиты животных

1 апреля – Международный день птиц.

7 апреля – День Здоровья.

15 апреля - День экологических знаний.

22 апреля – День Земли.

22 мая – Международный день биологического разнообразия.

5 июня – Всемирный день окружающей среды.


Исследовательские работы членов лесничества.

  1. Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений.

  2. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.



Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.


Учащиеся должны знать:

  • значение леса для Брянской области ;

  • характеристику лесов области.

  • структуру леса;

  • основные профессии работников лесного хозяйства;

  • основные закономерности функционирования таежных экосистем;

  • экологические группы млекопитающих и растений области;

  • морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород своего края;

  • морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц;

  • основные виды лекарственных растений;

  • правила сбора лекарственных растений;

  • лесные заповедные зоны области;

  • причины, приводящие к исчезновению лесов;

  • виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Брянской области;

  • основные правила поведения в природе;


Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться справочной, научно-популярной литературой;

  • проводить наблюдения за состоянием лесных биоценозов;

  • принимать участие в практической деятельности по восстановлению лесных биоценозов своей местности;

  • определять видовой состав флоры и фауны лесных биоценозов.


Ожидаемые результаты:

  • успешная самореализация школьников в учебной деятельности;

  • участие в слетах и соревнованиях школьных лесничеств;

  • умение применять полученные знания в жизни;

  • умение видеть взаимосвязи между живыми организмами в природе;

  • знание природы родного края;

  • повышение уровня экологической воспитанности.


Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с работниками лесного хозяйства позволяют на протяжении длительного времени поддерживать интерес учащихся.

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Название темы занятия.

Количество часов

1

Введение. Лес – наш друг. Инструктаж по Т.Б.Экскурсия в пожарную часть.

1

2

Задачи школьных лесничеств. Подготовка с Слету школьных лесничеств.

1

3

Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных.

1

4

Пресс – конференция «Значение зеленых растений».

1

5

Посадка саженцев деревьев.


1

6

Что мы можем сделать? Изготовление кормушек для птиц.

1

7

Лесные заповедные зоны.

1

8

Встреча работников лесхоза с учащимися.

1

9

Практическая работа «Санитарная рубка деревьев». "Развешивание кормушек для птиц."


1

10

Общая характеристика особо охраняемых территорий.

1

11

Заказники и заповедники области.

1

12

Природные парки и памятники природы.

1

13

Практическое занятие «Правила разведения костров».

1

14

Практическое занятие «Выпуск стенгазеты».

1

15

Экологическая викторина.

1

16

Красная книга Брянской области

1

17

Характеристика лесов. Практическое занятие «Правила поведения в лесу».

1

18

История возникновения леса.

1

19

Основные закономерности функционирования лесных экосистем.

1

20

Отличие деревьев от других видов растений.

1

21

Важнейшие хвойные и лиственные лесообразующие породы.

1

22

Операция ель. Практическое занятие «Определение животных по их следам».

1

23

Изготовление скворечников.

1

24

Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Установка скворечников.

1

25

Практическое занятие «Условия жизни животных зимой».

1

26

Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц.

1

27

Посадка саженцев деревьев.

1

28-29

Проектная работа «Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений».


2

30

Растительные лекарственные ресурсы.

Правила сбора лекарственных растений

1

31

Практическое занятие «Составление гербария лекарственных растений».


1

32

Выпуск листовок «Противопожарная безопасность», "Антипал"


1

33

День птиц.


1

34-35

Озеленение территории.

2

Итого:

35



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«Школьное лесничество»


п/п

Название темы занятия.

Техническое оснащение

Приемы и методы организации УВП

Форма занятий

1

Введение. Лес – наш друг. Инструктаж по Т.Б.

Презентация наиболее ярких представителей растительного мира

Научно – познавательная работа

Познавательная беседа

2

Задачи школьных лесничеств.

Таблица, видеоматериалы.

Научно-исследовательская деятельность, работа со специальной литературой

Семинар

3

Конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню охраны животных.

Чертежные принадлежности.

Трудовая деятельность

Эвристическая беседа, семинар, практические занятия, выставка

4

Пресс – конференция «Значение зеленых растений».

Видео - сюжеты

Научно – познавательная деятельность

Семинар

5

Лес и его значение.

Видеоматериалы, фотоматериалы, семена различных культур, увеличительные приборы.

Научно-исследовательская деятельность, работа со специальной литературой

Лекционное занятие

6

Что мы можем сделать?

Презентация

Наблюдение, научно – познавательная работа

Практикум, камеральные работы

7

Лесные заповедные зоны.

Плакаты, схемы, презентация

Научно – познавательная деятельность

Лекционное занятие, викторина

8

Встреча работников лесхоза с учащимися.

Презентация.

Практическая работа, топографическое изучение участка, аналитическое моделирование.

Экскурсионное и лекционное занятие

9

Практическая работа «Санитарная рубка деревьев».

Пилы, топоры.

Научно –прикладная и трудовая

практическая работа

10

Общая характеристика особо охраняемых территорий.

Презентация, фотоматериалы

Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой

Диспут

11

Заказники и заповедники области

Фотоматериалы

Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой

Экскурсионное и лекционное занятие

12

Природные парки и памятники природы.

Ветки деревьев и кустарников, гербарии, фотографии

Научно – познавательная деятельность

Экскурсионное и лекционное занятие

13

Практическое занятие «Правила разведения костров».

Биологический материал (сухие ветки, спички)

Познавательно – практическая деятельность

Лекционное и практические занятия

14

Практическое занятие - «Уголок леса».

Чертежное оборудование, фотоматериалы.

Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция

Смотр – конкурс

15

Экологическая викторина.

Карты – схемы, карточки, гербарий.

Научно – познавательная деятельность

Викторина

16

Красная книга области


Красная книга.

Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой

Виртуальная экскурсия

17

Характеристика лесов. Практическое занятие «Правила поведения в лесу».

Листовки.

Познавательно – практическая деятельность

Практические занятия

18

История возникновения леса.

Презентация

Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой

Эвристическая беседа, семинар, выставка

19

Основные закономерности функционирования лесных экосистем.

Журналы, газеты.

Научно – познавательная деятельность

Лекционное занятие

20

Отличие деревьев от других видов растений.

Презентация

Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция

Экскурсия

21

Важнейшие хвойные и лиственные лесообразующие породы.

Презентация

Научно – познавательная деятельность

Экскурсия

22

Операция ель.

Мешки для шишек.

Познавательно – практическая деятельность

Акция

23

Выпуск стенгазеты.


Чертежное оборудование, фотоматериалы

Творчески – эстетическая, научно – прикладная, исследовательская , трудовая деятельность; интеграция

Акция

24

Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных.

Справочники

Познавательная, исследовательская и практическая деятельность

Лекционное занятие

25

Практическое занятие «Условия жизни животных зимой».

Таблица, видеоматериалы

Познавательно – практическая деятельность

Практическое занятие

26

Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц.

Справочники

Научно – познавательная деятельность, работа со специальной литературой

Диспут

27

Практическое занятие «Определение животных по их следам».

Справочники

Познавательно – практическая деятельность

Практическое занятие

28-29

Проектная работа «Определение степени деградации лесного фитоценоза по состоянию древесных растений».


Таблица, видеоматериалы

Познавательно – практическая деятельность

Лекционные и практические занятия по оформлению проектов

30

Растительные лекарственные ресурсы.

Правила сбора лекарственных растений

Таблица, видеоматериалы

Научно – прикладная, научно – исследовательская, трудовая деятельность

Практическая работа

31

Практическое занятие «Составление гербария лекарственных растений».


Справочник

Научно – прикладная, научно – исследовательская, трудовая деятельность

Практическая работа

32

Выпуск листовок «Противопожарная безопасность», "Антипал"


Листы бумаги, карандаши.

Взаимопомощь, трудовая, творчески - эстетическая и научно – прикладная деятельность

Практическая работа

33

День птиц.


Таблица, видеоматериалы

Познавательная, исследовательская и практическая деятельность

Викторина

34

Озеленение школьной территории.


Взаимопомощь, трудовая, творчески - эстетическая и научно – прикладная деятельность

Субботник


Литература.


  1. Аксенова Н.А., Ремезов Г.А., Ромашова А.Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. М.,1995.

  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эклого-природоведческие игры и развлечения с детьми. М.,2009.

  3. Иванова Н.А., Сторчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса. Хрестоматия. 2006.

  4. Летвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М.,2007.

  5. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы экологии»: Учебно-методический комплект. М., 2006.

6. М.С. Александрова, П.В. Александров, Хвойные растения в вашем саду. М.: Феникс. 2005. – 156 с.


7. Мак – Милан Броуз Ф., Размножение растений. М.: Мир, 1992 – 193 с.

Немова Е.М., Стилистика сада. М.: Фитон +, 2001 – 159 с.


8. Тяглова Е,В., Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М.: Глобус, 2008 – 108с.


9. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9классы / Авт. – сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2008. – 208 с .



Мультимедийная поддержка дополнительной образовательной программы «Школьное лесничество»


  1. Библиотека электронных наглядных пособий «Биология. 6- 9 классы.» - ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

  3. Уроки биологии с применением информационных технологий 6 класс. – Глобус. 2008

  4. Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 6-7 класс. – ООО «Кирилл и МЕфодий», 2001.



Интернет - ресурсы.

WWW.IT-N.RU – Сеть творческих учителей

www.intergu.ru – Интетнет – сообщество учителей

www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов

www.school – collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.



Содержание программы.


Раздел I. Введение.

Лес и его значение. Профессионалы лесного хозяйства. Выпуск стенгазеты к

4 октября – Всемирному дню защиты животных. Что мы можем сделать?

Практические занятия. Значение зеленых растений – пресс-конференция.

Раздел II. Лесное законодательство.

Лесные заповедные зоны. Общая характеристика особо охраняемых территорий. Заповедники Брянской области. Заказники. Природные парки. Памятники природы.

Красная книга.

Основные правила поведения на природе.

Экологическая викторина.

Раздел III. Структура лесов.

Характеристика лесов. История возникновения леса. Основные закономерности функционирования таежных экосистем. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород. Отличие деревьев от других видов растений. Важнейшие хвойные лесообразующие породы. Важнейшие лиственные лесообразующие породы.

Раздел IV. Лес как среда обитания животных.

Климатические, кормовые, защитные гнездо - пригодные условия леса для животных. Морфологические, экологические и поведенческие особенности лесных зверей и птиц. Животные ресурсы экосистем, их использование человеком. Экологические группы млекопитающих и растений в лесных зонах.

Раздел V. Изменение сообществ во времени.

Циклические и поступательные изменения в сообществах. Общие закономерности лесовозобновления.

Раздел VI. Растительные ресурсы лесов округа, их использование человеком.

Общая характеристика растительных ресурсов. Использование человеком растительных ресурсов.

Раздел VII. Лес и здоровье человека.

Растительные лекарственные ресурсы. Правила сбора лекарственных растений. Сосна – жемчужина наших лесов. Биолого-экологическая характеристика сосны обыкновенной. Динамика восстановления хвойных лесов. Сосна – целитель.

Раздел VIII. Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема.

Лес и нефть. Лесные пожары. Рекреационное использование леса.

Лесные болезни и борьба с ними.


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа кружка школьного лесничества "Родники"

Автор: Тарола Лилия Рафаиловна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства