Ответьте на вопросы и оцените, как вы усвоили данный материал:
Какой народ самый многочисленный в России?
Назовите религии, которые исповедуют народы России.
Народы алтайской семьи исповедуют ислам. Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?
Какой народ, исповедующий буддизм, живёт в европейской части России?
Назовите народы, которые являются малочисленными у нас в стране.
Назовите народы, которые не имеют своей республики или национального округа.
Проверьте свои знания. Выберите правильный ответ
1. Языковыя группа, которая исповедует буддизм:
а) славянская б) тюркская в) монгольская
2. Коренной народ одной из республик Северного Кавказа, относящийся к индоевропейской семье:
а) чеченцы б) осетины в) черкесы
3. Название субъекта РФ, в котором проживает самое большое число народов (более 30)
а) Башкортостан б) Карелия в) Дагестан
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа»
Зубово – Полянского муниципального района
Республики Мордовия
МАРШРУТНАЯ КАРТА
ученика (цы) 8 класса…………………………………………………………………………
Тема урока:…………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………..
Мордва Башкиры
1. Проверка домашнего задания.
Цель:определить уровень знаний по изученным ранее темам в разделе «Население России».
Дайте краткий ответ на поставленный вопрос:
Какова численность населения России?
В каком году прошла последняя перепись населения?
Какое место по численности населения занимает наша страна?
Что называют воспроизводством населения?
Что характерно для первого типа воспроизводства? Назовите три признака.
Что характерно для второго типа воспроизводства?
Что такое демографический взрыв?
Что такое естественный прирост населения?
Что такое механический прирост населения?
Что такое половозрастная пирамида?
Назовите причины низкой продолжительности жизни населения России?
Назовите где в России самая высокая продолжительности жизни, а где самая низкая?
Что такое миграция?
Что такое урбанизация?
Дайте ответ с объяснением:
Работай по рисунку учебника «Половозрастная пирамида».
Почему в районах притока населения смертность снижается, а рождаемость растёт?
Почему Северный Кавказ, являющийся районом с притоком населения, отличается высокой долей пожилого населения?
Объясните «перетяжки» в половозрастной пирамиде России.
Почему они периодически появляются вновь через 20-25 лет?
Оцените демографическую ситуацию в России.
2. Изучение нового учебного материала.
Цель: познакомить с этническим, языковым и религиозным составом населения России.
Эпиграф к теме: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди» Б.Шоу.
1. Этнический состав.
По переписи населения 2010 года в России выделено более 170 народов.
1. Пользуясь картой и учебником (рис. 68, с. 196), заполни таблицу, укажи принадлежность языковых групп к семьям, (приведи по несколько примеров). Сделай выводы.
Языковые семьи
Примеры
! Титульный народ ……………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
Пользуясь картой «Народы России», определите народ, давший название республике…………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………….
Существуют ли республики, в которых, два титульных народа? Назовите.