kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географическому краеведению (география Оренбургской области)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая прорамма реализует идеи концепции краеведческого образования в Оренбурской областю Содержание программы  позволяет рассматривать природные, экономические и кудьтурные факторы, формирующие и изменяющие состояние края,  в их равноправном вззаимодействии.

В основу содержания прораммы положено понимание краеведения как учебного предмета, позволяющего увидеть родной край как сложный многообраный, целостный регион.

Рабочая программа расчитана по преподавание данной дисциплины в 8-9 классах. Часы могут варьироваться, в зависимости от экскурсий планируемых педаогом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению (география Оренбургской области) »

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Орска»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОУ №24

Ращупкин В. А.

«_____»________20_ г.














Рабочая программа по географическому краеведению

основного общего образования на базовом уровне

(8-9 классы)












Программа разработана на основе примерных программ опубликованных в сборнике «ГЕОГРАФИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» Программно – методические материалы под редакцией А.А. Чибилева, Р.Ш.Ахметова
















2014-2015 уч.г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа основного общего образования на базовом уровне разработана на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69)

Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. №1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. №26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

Примерной программы основного общего образования по географии 8-9 кл. Базовый уровень, в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 - 9 классах с учетом Учебного плана МОАУ «СОШ №24 г. Орска.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа реализует идеи Концепции краеведческого образования в Оренбургской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по географии. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

В основу содержания программы положено понимание краеведения как учебного предмета, позволяющего учащимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, регион.

Краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно – экономические, социально – политические, правовые, конфессионные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни родного района, города, села, микрорайона, улицы, дома.

Педагогический синтез содержания основных учебных предметов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, формируется бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего родного края.


Цели

Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Изучение краеведения в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства Оренбургской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Оренбургской области как опорного края России;

- овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия; ориентироваться на местности;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание уважения к истории региона и местным традициям, любви к родному краю, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально – ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план отводит 104 часа для изучения учебного предмета «Географическое краеведение» на этапе основного общего образования. В том числе: в 8 классе – 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю и в 9 классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Краеведческое образование формирует определенную систему специальных знаний и умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно – следственных связей; сравнивания и проектирования систем, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе.

Результаты обучения


Результаты изучения предмета приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», составленных на основе Примерных программ по географии, истории, искусству, технологии и биологии. Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практикоориентированного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать / понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные источники краеведческой информации и пользоваться приборами.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке.

Содержание учебного курса

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.

История географических исследований и освоения территории области

Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХVIII - ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края.

Географическое положение и административно – территориальное устройство

Географическое положение, границы, величина территории, политико-административное деление области, особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами и странами. Влияние географического положения области на ее природу.

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность.

Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Климат и агроклиматические ресурсы

Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.

Климатическая характеристика сезонов года.

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Внутренние воды области. Водные ресурсы

Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Почвы. Почвенные ресурсы

Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и

Растительность и Животный мир области

Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

Физико – географическое районирование

Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного районирования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства. Оренбургский степной заповедник.

Человек и природа

Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важней шие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области.

Экскурсии.

  • Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.

  • Экологические проблемы района своего места жительства.

  • Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Оренбургская область на карте России

Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связываю щим область с другими территориями России и с зарубежными странами, а также по от ношению к другим важным хозяйственным и социально-политическим явлениям. Поло жительные и отрицательные стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП области в различные исторические периоды и в последние годы.

Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губернии к области. Современное административно-территориальное деление области, его единицы - административные районы и города областного подчинения.

Население

История заселения территории и ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории области.

Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой со став, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, планировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как следствие природных и исторических причин.

Материальное производство

Уровень развития и общие особенности экономики области на фоне России. Отраслевая структура хозяйства и отрасли общероссийской специализации. Современные социально-экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства.

Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и информационно-интеллектуальными ресурсами области. Состояние и динамика производства. Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих.

Сельское хозяйство. Состояние и динамика производства. Соотношение растение водства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных от раслей и их размещения на территории области. История освоения целинных земель и его экологические, социальные и экономические последствия. Развитие новых форм хозяйствования в аграрной сфере.

Экскурсия на промышленное или сельскохозяйственное предприятие.

Инфраструктурный комплекс

Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров. Развитие современных средств связи в области. Отрасли социальной инфраструктуры. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли.

Социально-экономические различия на территории области

Экономико-географическая характеристика Западного, Центрального и Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социально- и экономико-географическая характеристика, место в различных сферах жизни области. История заселения и развития своего места жительства, ее отражение в современном облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен:

Знать/понимать:

- изученные виды источников краеведческой информации;

- основные краеведческие понятия и термины;

- значение официальных символов Оренбургской области, своего муниципального образования;

- основные этапы и ключевые события истории Оренбургской области с древностей до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

- результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

- изменение природной среды Оренбургской области в результате деятельности человека; географическую зональность;

- особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно – хозяйственных зон и районов Оренбургской области;

- специфику географического положения и административно – территориального устройства Оренбургской области – субъекта Российской Федерации;

- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

Уметь:

- соотносить даты событий истории Оренбургской области и их участниках;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсий;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

- показывать на плане и карте границы и географический центр Оренбургской области, границу между Европой и Азией, расположение г. Орска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Оренбургской области, адаптации человека к местным условиям, их влияние на формирование культуры народов Оренбургской области; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Оренбургской области;

- составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Оренбургской области; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;

- понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

- ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

-решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко – культурном наследии народов Оренбургской области;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов Оренбургской области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Учебно-тематический план.

классы

Объем учебного времени(федеральный компонент)

8

70 ч.

9

34 ч.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература основная (для учителя)

1. Атлас Оренбургской области. — М.: Федеральная служба геодезии и картог­рафии России, 1993.

2. Атлас Оренбургской области. — Оренбург: Оренбургской кн. изд-во, 1999.

3. Ветров А. С., Попов Н. В. География Оренбургской области. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1966.

4. Воронов А. М., Цвирко О. В. Оренбуржье на подъеме. — Челябинск: Южно- Уральское кн. изд-во, 1975.

5. Города и районы Оренбургской области: Статистический сборник. — Орен­бург: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, 2004.

6. История Оренбуржья: Учебное пособие. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.

7. Колодина О. А. Социально-экономическая география Оренбургской облас­ти: Учебное пособие для средней школы. — Оренбург: 1995.

8. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002.

9. Лисенкова Г.Я., Понурова Г.А. Пятунин В.Б. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.

10. Оренбургская область: статистический ежегодник. — Оренбург: Терри­ториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орен­бургской области, 2004.

11. Путеводитель бизнесмена. Оренбургская область / Ахметов Р. Ш., Гераси­менко Т. И., Колодина О. А. и др. - М.: AVERS, 1993. 128 с.

12. Решетова JI. Н. Природа и экология Оренбуржья: Учебное пособие. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2002.

13. Русскин Г. А. География Оренбургской области (Природные условия и природные ресурсы): Учебное пособие. — Оренбург: Издательство ООИПКРО, 2003.

14. Русскин Г. А., Фокина JI. А.. Пидорин А. В. География Оренбургской области. — Оренбург: 1982.

15. Сборник нормативных документов. География. — М.: Дрофа, 2004.

16. Стрельников С.М. Географические названия Оренбургской области. — Ку-вандык: 1996.

17. Экономическая и социальная география Оренбургской области (Материа­лы в помощь учителю). — Оренбург: 1992.

Литература для учащихся (основная)

Чибилев А.А., Петрищев В.А. «Природа Оренбургской области», 8 класс,

Колодина О.А. «Хозяйство Оренбургской области», 9 класс




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа по географическому краеведению (география Оренбургской области)

Автор: Петренко Анастасия Валерьевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства