Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования - в мире гоеграфии»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
естественно-научной направленности.
«В мире географии»
(Возраст обучающихся: 15 - 17 лет.
Срок реализации: 2 года)
Программу составила:
Учитель географии:
Абрамова Анжела
Евгеньевна
Г. Нижний Новгород
2023 г.
Содержание программы
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Календарный учебный график
Методическое обеспечение
Литература
Оценочные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире географии» составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по географии (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Москва, Просвещение 2013), естественно-научной направленности. Для жизни в современном обществе важным является формирование естественно- научного мышления, проявляющегося в определенных навыках. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде, возможность обобщить знания подтолкнуло к разработке дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественно -научной направленности, применение которой на занятиях объединения дополнительного образования поможет ученикам найти ответы на многие вопросы, повысить свою информационную компетентность.
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательной деятельности. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности. Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний; на отражение практического значения географии в жизнедеятельности людей.
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на углубление и расширение географических знаний обучающихся, формирование интереса к предмету география, решение творческих задач по географии, подготовки к ЕГЭ, к участию в олимпиадах. В ходе данной работы обучающиеся активно обмениваются мнениями, формируются оценочные суждения, ребята учатся отстаивать свою точку зрения. В процессе прохождения данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы организуется самостоятельная познавательная деятельность, развиваются навыки исследователя, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. Содержание данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения географии и комплексного применения средств мультимедиа ученики узнают много нового и интересного. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательной деятельности используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В мире географии» ориентирована на детей 15-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Всего 34 часа в год. Продолжительность занятий – 45 минут. Формы проведения занятий - комбинированные учебные занятия, на которых используются (индивидуальная, парная, групповая, коллективная формы работы).
При реализации содержания данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы учитываются возрастные индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребенка. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. Численность группы –до 30 человек. В основе работы объединения лежит принцип добровольности.
Цель программы - углубление и расширение географических знаний обучающихся, через понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда.
Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.
Задачи первого года обучения:
Личностные:
Развивать интеллектуальные навыки обучающихся;
Развивать творческие способности обучающихся;
Развивать познавательный интерес обучающихся.
Метапредметные
Создать условия для формирования у обучающихся чувства коллективизма;
Создать условия для формирования у обучающихся уважительного отношения к людям различных рас, национальностей, вероисповеданий;
Воспитание у обучающихся бережного отношения к природной среде.
Предметные:
формировать у обучающихся представления о современной географической картине мира;
формировать у обучающихся знания о секторах экономики, основных отраслей мирового хозяйства, технико-экономических и организационно-экономических факторах размещения производительных сил в эпоху НТР;
формировать у обучающихся знания об особенности глобализации мировой экономики, роли России в мировой экономике;
формировать у обучающихся знания о понятиях «международное разделение труда», "формы мирохозяйственных связей","экономическая интеграция";
формировать у обучающихся знания о крупнейших по площади стран мира и их столиц, географического положения, основных природных ресурсов, населения, особенности развития и размещения отраслей экономики крупнейших стран мира;
формировать у обучающихся умения использовать географические знания в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
Личностные:
Наличие интеллектуальных навыков, творческих способностей;
Сформированность мотивации к обучению и познанию;
Способность к саморазвитию;
Наличие уважительного отношения к мнению окружающих.
Метапредметные :
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Предметные :
Умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
Опыт отбора и систематизации различной информации и представление ее в виде проекта;
Умение создавать проекты на основе полученной информации;
Опыт работы в группах, в коллективе;
Опыт публичного выступления с результатами своей работы.
Задачи второго года обучения:
Личностные:
Развивать интеллектуальные навыки обучающихся;
Развивать творческие способности обучающихся;
Развивать познавательный интерес обучающихся;
Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Метапредметные:
Создать условия для формирования у обучающихся собственного мировоззрения;
Создать условия для воспитания уважительного отношения к людям различных рас, национальностей, вероисповеданий;
Воспитание у обучающихся бережного отношения к природной среде.
Предметные:
формировать у обучающихся представления о регионах и странах мира;
формировать у обучающихся знаний о крупнейших по площади стран мира и их столиц, географического положения, населения, особенности развития и размещения отраслей экономики;
формировать у обучающихся умения сравнивать особенности природы и населения регионов стран;
формировать у обучающихся умения оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
формировать у обучающихся умения описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; умения работать с разными источниками географической информации, самостоятельно приобретать знания
формировать у обучающихся умения использовать географические знания в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
Личностные:
Наличие интеллектуальных навыков, творческих способностей;
Сформированность мотивации к обучению и познанию;
Способность к саморазвитию;
4. Уважительное отношение к мнению окружающих.
Метапредметные :
Создание условий для формирования собственного мировоззрения;
Создание условий для воспитания уважительного отношения к людям различных рас, национальностей, вероисповеданий;
Воспитание у обучающихся бережного отношения к природной среде;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные :
Умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
Опыт отбора и систематизации различной информации и представление ее в виде проекта;
Умение создавать проекты на основе полученной информации;
Опыт работы в группах, в коллективе;
Опыт публичного выступления с результатами своей работы.
Образовательная деятельность включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе должны стать самостоятельные разработки детей. Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.
Способы проверки ожидаемых результатов
беседы на каждом занятии
практические работы
разработка проекта «Страны мира»
Условия реализации программы: дидактические, методические материалы, оборудование (компьютер, ММП, экран), помещение - учебный кабинет, педагог, реализующий программу - в штате образовательного учреждения
II. Учебный план 1 года обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
1.
Человек и ресурсы Земли
7
6
1
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование. Проверка практической работы
2.
География населения
5
4
1
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование
Проверка практической работы
3.
География культуры, религий, цивилизаций
3
2
1
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование
Проверка практической работы
4.
Политическая карта мира
4
3
1
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование
Проверка практической работы
5.
География мировой экономики
11
9
2
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование. Кимы.
6.
Защита проекта
4
2
2
Защита проектов, собеседование, обсуждение
Всего
34
26
8
III. Содержание программы 1 года обучения
Раздел 1. Человек и ресурсы Земли. (7 часов)
Теория:Природные ресурсы стран мира. Ископаемые ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Природопользование и устойчивое развитие. (6 часов)
Практика: Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета. (1 час)
Раздел 2:География населения. (5 часов)
Теория: Рост населения Земли. Этническая и языковая мозаика. Возрастно-половой состав. Города и сельские поселения. (4 ч)
Практика: Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. (1 час)
Раздел 3:География культуры, религий, цивилизаций. (3 часа)
Теория: География культур. География религий. Цивилизации мира. (2 часа)
Практика: Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору). (1 час)
Раздел 4.Политическая карта мира. (4 часа)
Теория: Государства на карте мира. Типы государств. Геополитика. (3 часа)
Практика: Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления» (1 час)
Раздел 5:География мировой экономики. (11 часов)
Теория:Мировая экономика. Научно-техническая революция. Международное географическое разделение труда. Горнодобывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Международная интеграция. (9 часов)
Практика:Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы» (2 часа)
Раздел 6: Защита проекта (4 часа)
Теория: Защита проекта«Страны мира» (2 часа)
Практика: Создание проекта "Страны мира" (2 часа)
Учебный план 2 года обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
1.
Регионы и страны
22
14
8
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование
Проверка практической работы
2.
Глобальные проблемы человечества
9
4
5
Задания по карточкам, вопросы, ответы, собеседование
Проверка практической работы
3.
Создание проекта
3
2
1
Защита проектов, собеседование, обсуждение
Всего
34
20
14
Содержание программы 2 года обучения
Раздел 1:Регионы и страны (22 часа)
Теория: Политическая карта мира. США. Канада. Латинская Америка. Западная Европа. Центрально-восточная Европа. Постсоветский регион. Зарубежная Азия. Япония. Юго-восточная Азия. Южная Азия, юго-западная Азия. Африка. Австралия и Океания. (14 часов)
Практика: Экономико-географическая характеристика страны (8 часов)
«ЭГХ США»
«ЭГХ Канады»
ЭГХ Мексики»
Германия. «ЭГХ ФРГ»
Великобритания. «ЭГХ Великобритании»
Франция. «ЭГХ Франции»
Италия. «ЭГХ Италии»
КНР .«ЭГХ Китая»
Раздел 2:Глобальные проблемы человечества (9 часов)
Теория:Глобальные проблемы человечества. Отсталость, голод, болезни. Природопользование и устойчивое развитие. (4 часа)
Практика: 1. Энергетическая и сырьевая проблема. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. Экологическая проблема. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
3. Решение задач ЕГЭ (5 часов)
Раздел 3. Создание проекта «Страны мира» (3 ч.) Создание проекта – 2ч.
Практика: Создание проекта "Страны мира" (1 ч.)
IV. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "В мире географии» 10 «а»
№
п/п
Месяц
Дата
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Раздел 1. Человек и ресурсы Земли (7 часов)
1.
сентябрь
03
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Природные ресурсы стран мира
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
2.
сентябрь
10
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Ископаемые ресурсы
каб. 82
3.
сентябрь
17
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Земельные ресурсы
каб. 82
4.
сентябрь
24
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Водные ресурсы. Лесные ресурсы
каб. 82
5.
октябрь
1
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Ресурсы Мирового океана
каб. 82
6.
октябрь
8
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Природопользование и устойчивое развитие
каб. 82
7.
октябрь
15
15.00-15.45
Практическая работа
1
Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
каб. 82
Раздел 2. География населения (5 часов)
8.
октябрь
22
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Рост населения Земли
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
9.
октябрь
29
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Этническая и языковая мозаика
каб. 82
10.
ноябрь
05
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Возрастно-половой состав
каб. 82
11.
ноябрь
12
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Города и сельские поселения.
каб. 82
12.
ноябрь
26
15.00-15.45
Практическая работа
1
Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
каб. 82
Раздел 3. География культуры, религий, цивилизаций (3 часа)
13.
декабрь
03
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
География культур. География религий
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
14.
декабрь
10
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Цивилизации мира
каб. 82
15.
декабрь
17
15.00-15.45
Практическая работа
1
Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
каб. 82
Раздел 4. Политическая карта мира (4 часа)
16.
декабрь
24
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Государства на карте мира
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
17.
январь
14
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Типы государств
каб. 82
18.
январь
21
15.00-15.45
Практическая работа
1
Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»
каб. 82
19.
январь
28
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Геополитика
каб. 82
Раздел 5. География мировой экономики (11 часов)
20
февраль
4
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Мировая экономика
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
21
февраль
11
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Научно-техническая революция
каб. 82
22
февраль
18
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Международное географическое разделение труда
каб. 82
23.
февраль
25
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Горнодобывающая промышленность
каб. 82
24.
март
4
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Обрабатывающая промышленность
каб. 82
25.
март
11
15.00-15.45
Практическая работа
1
Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.
каб. 82
26.
март
18
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Сельское хозяйство
каб. 82
27.
март
25
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Транспорт
каб. 82
28.
апрель
1
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Сфера услуг
каб. 82
29.
апрель
8
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Международная интеграция
каб. 82
310
апрель
15
15.00-15.45
Практическая работа
1
Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»
каб. 82
Раздел 6. Защита проекта (4 часов)
31.
апрель
22
15.00-15.45
Практическая работа
1
Создание проекта
каб. 82
Защита проектов, собеседование, обсуждение
32.
апрель
29
15.00-15.45
Практическая работа
1
Создание проекта
каб. 82
33.
май
06
15.00-15.45
Эвристическая беседа, обсуждение
1
Защита проекта
каб. 82
34.
май
13
15.00-15.45
Эвристическая беседа, обсуждение
1
Защита проекта
каб. 82
V. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1 года обучения
№ п/п
Тема
Особенности организации образовательного процесса
Методы обучения
Формы организации образовательного процесса
Формы организации учебного занятия
Педагогические технологии
Алгоритм учебного занятия
Дидактические материалы
Раздел 1. Человек и ресурсы (7 часов)
1.
Природные ресурсы стран мира
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
2.
Ископаемые ресурсы
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
3.
Земельные ресурсы
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
4.
Водные ресурсы. Лесные ресурсы
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
5.
Ресурсы Мирового океана
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
6.
Природопользование и устойчивое развитие
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
7.
Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
Раздел 2. География населения (5 часов)
8.
Рост населения Земли
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
9.
Этническая и языковая мозаика
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
10.
Возрастно-половой состав
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
11.
Города и сельские поселения.
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
12.
Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
Раздел 3. География культуры, религий, цивилизаций (3 часа)
13.
География культур. География религий
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
14.
Цивилизации мира
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
15.
Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
Раздел 4. Политическая карта мира (4 часа)
16.
Государства на карте мира
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
17.
Типы государств
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
4. Итоговый этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
18.
Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
19.
Геополитика
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
Раздел 5. География мировой экономики (11 часов)
20.
Мировая экономика
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
21.
Научно-техническая революция
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
22.
Международное географическое разделение труда
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
23.
Горнодобывающая промышленность
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
24.
Обрабатывающая промышленность
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
25.
Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
26.
Сельское хозяйство
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
27.
Транспорт
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
28.
Сфера услуг
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
29.
Международная интеграция
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Эвристическая беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
30.
Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы»
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Дидактические карточки.
Раздел 6. Защита проекта (4 часа)
31.
Создание проекта
Очно
Исследовательский проблемный
Групповая
Практическая работа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Защита проектов, собеседование, обсуждение.
32.
Создание проекта
Практическая работа
33.
Защита проекта
Эвристическая беседа, обсуждение
34.
Защита проекта
Эвристическая беседа, обсуждение
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "В мире географии» 11 класс – 2 год обучения
№
п/п
месяц
число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Раздел 1. Регионы и страны (22 часа)
1.
сентябрь
03
Вторник
15.00-15.45
Эвристическая беседа
1
Политическая карта мира
каб. 82
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
2.
10
Эвристическая беседа
1
Политическая карта мира
3.
17
Эвристическая беседа
1
США
4.
24
Практическая работа
1
Практикум 1 "ЭГХ США"
5.
октябрь
01
Эвристическая беседа
1
Канада
6.
08
Практическая работа
1
Практикум 2 "ЭГХ Канады"
7.
15
Практическая работа
1
Латинская Америка
8.
22
Конец 1 четверти
Практическая работа
1
Практикум 3 "ЭГХ Мексики"
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
9.
ноябрь
5.11
Эвристическая беседа
1
Западная Европа
10.
12.11
Практическая работа
1
Германия. Практикум 4 "ЭГХ ФРГ"
11.
19.11
Практическая работа
1
Великобритания. Практикум 5 "ЭГХ Великобритания"
12.
26.11
Практическая работа
1
Франция. Практикум 6 "ЭГХ Франция"
13.
декабрь
7.12
Практическая работа
1
Италия. Практикум 7 "ЭГХ Италия"
14.
10.12
Эвристическая беседа
1
Центрально-восточная Европа
Задания по карточкам, вопросы, ответы
15.
17.12
Эвристическая беседа
1
Постсоветский регион
16.
24.12
Конец 2 ч.
Эвристическая беседа
1
Зарубежная Азия
17.
январь
14.1
Практическая работа
1
КНР. Практикум 8 "ЭГХ Китая"
Задания по карточкам, вопросы, ответы
18.
21.1
Эвристическая беседа
1
Япония
19.
28.1
Эвристическая беседа
1
Юго-восточная Азия
20.
февраль
4.2
Эвристическая беседа
1
Южная Азия, юго-западная Азия
21.
11.2
Эвристическая беседа
1
Африка
Задания по карточкам, вопросы, ответы
Презентация пр. работы, Проверка пр. работы
22.
18.2
Эвристическая беседа
1
Австралия и Океания
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (9 часов)
23.
25.2
Эвристическая беседа
1
Глобальные проблемы человечества.
24.
март
3.3
Эвристическая беседа
1
Отсталость, голод, болезни.
25.
10.3
Практическая работа
1
Энергетическая и сырьевая проблема. Практика: на примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.
26.
17.3
К 3 ч.
Практическая работа
1
Экологическая проблема. Практика: на основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
27.
31.3
Эвристическая беседа
1
Природопользование и устойчивое развитие
28.
апрель
7.4
Эвристическая беседа
1
Природопользование и устойчивое развитие
29.
14.4
Эвристическая беседа
1
Решение задач ЕГЭ
30.
21.4
Эвристическая беседа
1
Решение задач ЕГЭ
31.
28.4
Практическая работа
1
Решение задач ЕГЭ
Раздел 6. Создание проекта (3 ч.)
32.
май
5.5
Практическая работа
1
Создание проекта
Защита проектов, собеседование, обсуждение
33.
12.5
Практическая работа
1
Создание проекта
34.
19.5
Эвристическая беседа, обсуждение
1
Защита проекта
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
2 года обучения
№ п/п
Тема
Особенности организации образовательного процесса
Методы обучения
Формы организации образовательного процесса
Формы организации учебного занятия
Педагогические технологии
Алгоритм учебного занятия
Дидактические материалы
Раздел 1. Регионы и страны (22 часа)
1.
Политическая карта мира
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
2.
Политическая карта мира
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
3.
США
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
4.
Практикум 1 "ЭГХ США"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
5.
Канада
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
6.
Практикум 2 "ЭГХ Канады"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
7.
Латинская Америка
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
8.
Практикум 3 "ЭГХ Мексики"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
9.
Западная Европа.
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
10.
Германия . Практикум 4 "ЭГХ ФРГ"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
11.
Великобритания. Практикум 5 "ЭГХ Великобритания"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
12.
Франция. Практикум 6 "ЭГХ Франция"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
13.
Италия. Практикум 7 "ЭГХ Италия"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
14.
Центрально-восточная Европа
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
15.
Постсоветский регион
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
16.
Зарубежная Азия
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
17.
КНР. Практикум 8 "ЭГХ Китая"
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
18.
Япония
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
19.
Юго-восточная Азия
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
20.
Южная Азия, юго-западная Азия
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
21.
Африка
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
22.
Австралия и Океания
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (9 часов)
23.
Глобальные проблемы человечества.
Очно
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
Дидактические карточки. Задания по карточкам, вопросы, ответы
24.
Отсталость, голод, болезни.
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
25.
Энергетическая и сырьевая проблема. Практика: на примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
26.
Экологическая проблема. Практика: на основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
27.
Природопользование и устойчивое развитие
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
28.
Природопользование и устойчивое развитие
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Коллективно-групповая
Рассказ
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Рефлексивный этап
29.
Решение задач ЕГЭ
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Основной этап
4. Рефлексивный этап
30.
Решение задач ЕГЭ
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Основной этап
4. Рефлексивный этап
31.
Решение задач ЕГЭ
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Раздел 3. Создание проекта (3 ч.)
32.
Создание проекта
Очно
Исследовательский проблемный
Групповая
Презентация, беседа
Технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности
1. Организационный этап
2. Проверочный этап
3. Подготовительный этап
4. Основной этап
5. Итоговый этап
6. Рефлексивный этап
Исследовательский проблемный
33.
Создание проекта
34.
Защита проекта
Литература
Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 10-11 классы: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012 г.
Николина В.В. География 10-11 классы. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2012 г.
Николина В.В., География. 10-11 кл.: «Мой тренажер» М.: Просвещение, 2011 г.
Гусева Е.Е. География 10-11 класс: «Конструктор» текущего контроля М.: Просвещение, 2008 г.
Цифровые образовательные ресурсы:
Электронное приложение География. 2011 г. Дидактические и развивающие игры 6-11 классы
1С Образовательная коллекция: География. Современный мир. 2002
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы к карточкам
Тема: «Человек и ресурсы Земли»
Дополни предложение:
а) обитаемая часть суши, включающая все заселённые и освоенные территории - ________
б) естественный ландшафт – это __________________________________________________
в) антропогенный ландшафт – это _______________________________________________
г) культурный ландшафт – это ___________________________________________________
д) назови исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы ________________________
е) назови возобновимые и невозобновимые природные ресурсы _____________________
ж) соотношение между величиной природных ресурсов и размером их использования- __
з) самыми большими запасами железных руд располагают(страны) ___________________
и) основные месторождения нефти сосредоточены в: _______________________________
к) главный путь решения проблемы чистой пресной воды ____________________________
л) доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет ___%
м) назови лесные пояса планеты _________________________________________________
н) основные районы добычи нефти и газа на шельфе ________________________________
о) виды нетрадиционной энергетики ______________________________________________
п) участки суши, водной поверхности и воздушного пространства над ними, имеющие особо ценное природное, научное, культурное, рекреационное значение называются ___
р) совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и мер по их сохранению и воспроизводству называется_____________________________________________________
Чем обусловлено стремительное расширение границ ойкумены?
Чем объясняется низкий уровень освоенности земель в Африке, Южной Америке, Австралии?
Как вы объясните выражение геологов, что им сегодня «приходится идти всё дальше и копать всё глубже»?
Чем объясняется различие в степени обеспеченности стран и регионов пресной водой?
Как вы понимаете выражение «переход к системе оборотного водопотребления»?
Каковы особенности рекреационных ресурсов в отличие от других природных ресурсов?
Тема: "География населения"
Выберите правильный показатель средней плотности населения мира:
а) менее 5 чел/км2 б) от 10 до 20 чел/км2
в) около 40 чел/км2г) более 50 чел/км2
2.Назовите страны, которые проводят политику планирования семьи:
а) ЮАР г) ФРГ ж) Сингапур и) Танзания
б) Китай д) Франция з) Монголия к) Египет
в) Индия е)Таиланд
3.Численность современного населения мира составляет более...
а) 4 млрд. чел. в) 5 млрд. чел.
б) 6,5 млрд. чел. г) 7 млрд. чел
4.Депопуляция характерна для стран...
а) США, Канада, Австралия б) Украина, Россия, Венгрия
5. 4/5 населения мира и 90% его годового прироста приходится на страны...
а) Юго-Западной Азии и Тропической Африки
б) Северной и Латинской Америки
в) Западной Европы и Северной Америки
г) Австралии и Океании
6. Перевес численности мужского населения над женским наблюдается в...
а) Зарубежной Азии в) Африке
б) Латинской Америке г) Зарубежной Европе
Наиболее высокая плотность населения характерна для...
а) Юго-Восточной и Южной Азии, Зарубежной Европы
б) Северной и Латинской Америки, Австралии
в)Западной Европы, Северной Америки, Зарубежной Азии
г) Южной Азии, Австралии и Северной Америки
8.Какой уровень урбанизации (высокий, низкий, средний) имеют страны?
а) Австралия г) Египет ж) Россия
б) Китай д) США з) Великобритания
в) Аргентина е) Индия
9. Выберите страны 1-го типа воспроизводства:Бразилия, Япония, Австралия, Индия, Канада, Австралия, Мексика, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия.
10. Выберите правильные утверждения:
а) Воспроизводство населения зависит только от биологических факторов.
б) Никогда население не возрастало так быстро, как в середине и во второй половине 20 века.
в) В 2011 г. численность населения Земли превысила 7 млрд. чел.
г) Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.
1.Перевес численности мужского населения над женским наблюдается в...
А) Зарубежной Азии б) Африке
В) Латинской Америке г) Зарубежной Европе
2. Демографический взрыв в настоящее время свойственен:
а) всем странам мира;
б) в основном развитым странам;
в) в основном развивающимся странам.
3. Выделите 7 государств с наибольшей численностью населения:
1) Япония 4) Турция 7) Нигерия 10) Венесуэла
2) Пакистан 5) Филиппины 8) Египет 11) Россия
3) Бангладеш 6) Индонезия 9) Бразилия 12) Казахстан
4. Выберите страны 2-го типа воспроизводства:Бразилия, Япония, Австралия, Индия, Канада, Австралия, Мексика, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия, Россия.
5. Наивысшая плотность населения, как правило, характерна для:
а) приморских горных областей;
б) приморских равнин;
в) внутриконтинентальных горных областей;
г) внутриконтинентальных равнин.
6. Высокая доля детей (до 14 лет) наблюдается в странах...
а) Юго-Восточной Азии и Австралии
б) Северной и Латинской Америки
в) Западной Европы и Северной Америки
г) Африки и Зарубежной Азии
7. Страной с наибольшей прогнозируемой продолжительностью жизни является...
а) Япония в) ФРГ
б) Саудовская Аравия г) Эфиопия
8. Демографический взрыв наблюдается в странах...
а) США, Канада, Австралия
б) ФРГ, Россия, Венгрия
в) Ирак, Оман, Саудовская Аравия
г) Болгария, Марокко, Боливия
9. Выберите неверные утверждения:
а) Синтоизм – религия Японии
б) Родина Буддизма – Китай
в) В Австралии высокая плотность населения
г) В Мехико проживает более 20 миллионов человек
д) В странах Европы высокая рождаемость
е) Китай – многонациональная страна
10. Каковы причины низких темпов урбанизации в большинстве экономически развитых стран?
а)Многие горожане предпочитают жить в пригородах, где экологическая ситуация более благоприятная;
б) в крупных городах наиболее остро стоят транспортные и экологические проблемы;
в) жители городов переезжают в сельскую местность, где легче найти работу;
г) все перечисленные причины.
Тема: "География культуры, религий, цивилизаций"
Выберите верный ответ.
1. География культуры занимается изучением:
А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.
2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
В. общность форм материальной культуры.
3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:
А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.
5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:
А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:
А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.
Б. Ислам. 2. Мьянма.
В. Буддизм. 3.Армения.
8. Определите, о какой цивилизации идет речь:
« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки , величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:
А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:
А. Принцип коллективизма;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Частная собственность, рыночные отношения.
1.Выберите верный ответ.
География культуры занимается изучением:
А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.
2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:
А. общность истории;
Б. самоидентификация людей;
В. общность форм материальной культуры.
3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:
А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.
4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:
А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.
5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:
А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.
6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:
А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.
7. Установите соответствие:
А. Христианство. 1. Монголия.
Б. Ислам. 2. Швеция.
В. Буддизм. 3.Турция.
8. Определите, о какой цивилизации идет речь:
« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________
9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:
А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.
10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну :
А. Принцип коллективизма;
Б. Индивидуализм, приоритет личности;
В. Верховный собственник – государство.
Тема: "Политическая карта мира"
1. Найдите правильные пары названий стран гигантов по площади и их столицам:
а) США — Нью-Йорк;
б) Великобритания — Лондон;
в) Австралия — Канберра;
г) Канада — Оттава;
д) Китай — Шанхай.
2. Найдите правильные пары названий стран гигантов по населению и их столицам:
а) Нигерия — Каир;
б) Индонезия — Джакарта;
в) Пакистан — Исламабад;
г) Саудовская Аравия — Эр-Рияд;
д) Канада — Оттава.
3. Выберите правильные пары названий государств и частей Мирового океана, к которым они имеют выход:
а) Испания — Средиземное море;
б) Турция — Красное море;
в) Индия — Бенгальский залив;
г) Венесуэла — Карибское море;
д) Эфиопия — Аравийское море.
4. Названия каких стран гигантов (одновременно и по населению, и по площади) и их столиц указаны неверно?
а) Россия – Москва; г) Китай – Пекин;
б) Бангладеш – Дели; д) Канада – Оттава;
в) Испания – Мадрид;
5. Какие из указанных государств не являются ключевыми развивающимися странами?
а) Турция;
б) Бразилия;
в) Индия;
г) Мексика;
д) Индонезия.
6. Какие из указанных государств относятся к подгруппе наименее развитых стран?
а) Мозамбик; г) Эфиопия;
б) Саудовская Аравия; д) Чили.
в) Индия;
7. Какие из указанных стран являются государствами с федеративным административно-территориальным устройством?
а) Италия; г) Швеция;
б) США; д) Индия.
в) Швейцария;
8. Выберите правильные утверждения.
а) Великобритания — конституционная монархия, унитарное государство.
4. Франция. Г. Самое большое федеративное государство мира.
5. Украина. Д. Одна из самых экономически развитых стран Европы.
10. Выберите правильные утверждения.
а) Политическая география изучает формирование политической карты мира.
б) ООН играет активную роль в урегулировании глобальных конфликтов, но не вмешивается в решение региональных и локальных.
в) В последнее десятилетие XX в. на политической карте Африки не появилось ни одного нового государства.
г) Влияние Китая на события в мире будет усиливаться в связи с высокими темпами роста его экономики.
Тема: "География мировой экономики"
1. Выберите неверные утверждения.
а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую трой - ку стран по размерам добычи нефти.
б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.
в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по раз-
мерам выработки электроэнергии.
г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США по - лучил название «угольного моста».
д) Более 3/4 электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.
2. Выберите варианты, в которых все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»:
а) США, Бразилия, Индия;
б) Китай, США, Япония;
в) США, Россия, ОАЭ;
г) Япония, США, Германия;
д) Китай, Австралия, ЮАР.
3. Продолжите предложения.
В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки ……………..
В последнее время особенно усилилась ориентация на …….
4. Выберите отрасль машиностроения, развивающуюся более медленными темпами:
а) автомобилестроение;
б) судостроение;
в) авиастроение;
г) приборостроение;
д) электронное машиностроение.
5. Найдите варианты, в которых название сельскохозяй - ственной культуры соответствует названиям ее родины и страны, лидирующей по ее производству:
а) рис — Южная Америка — Китай;
б) кофе — Восточная Африка — Бразилия;
в) пшеница — Юго-Западная Азия — Китай;
г) кукуруза — Центральная Америка — Россия;
д) какао — Южная Азия — Швейцария.
6. Выберите климатический пояс, страны которого произ - водят основную часть животноводческой продукции:
а) умеренный;
б) тропический;
в) экваториальный;
г) субтропический;
д) субарктический.
7. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 62% , а в мировом пассажирообороте - менее 1 % ?
а) железнодорожного;
б) морского;
в) автомобильного;
г) речного;
д) воздушного.
8. Выберите неверное утверждение.
а) На рубеже XX—XXI вв. торговля услугами будет расти быстрее, чем торговля товарами.
б) В начале XXI в. ожидается появление новой формы услуг — обмен производственным опытом.
в) Панама и Либерия из-за низких налогов на судовладель - цев имеют большой тоннаж торгового флота.
г) Крупнейший порт мира — Роттердам — расположен в устье Рейна в Нидерландах.
д) Первую пятерку стран по длине железных дорог составля - ют страны гиганты, в то время как наибольшая густота желез- нодорожной сети отмечается в относительно небольших ев - ропейских государствах.
9. Какие из указанных грузопотоков газа осуществляются по газопроводам?
а) Малайзия — Корея; г) Россия — Германия;
б) ОАЭ — Япония; д) Канада — США.
в) Алжир — Италия;
10. Какие из указанных стран не входят в первую десятку государств по количеству иностранных туристов?
а) США; г) Китай;
б) Италия; д) Аргентина.
в) Россия;
1. Выберите верные утверждения.
а) С середины XX в. доля угля в мировом потреблении первичных энергоресурсов перестала расти и составляет около 80%.
б) Нидерланды, Канада и Великобритания входят в первую десятку стран по размерам добычи газа.
в) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.
г) Маршрут «Юго-Восточная Азия - Япония» является одним из важнейших для морских перевозок нефти и газа.
д) Китай, Великобритания и Норвегия возглавляют первую тройку стран по размерам добычи нефти.
2. Какие из указанных стран являются импортерами угля?
а) США; г) Россия;
б) Франция; д) Япония.
в) Италия;
3. Выберите вариант, в котором все три страны относятся к «великим стальным державам»:
а) Китай, Япония, США;
б) Канада, Германия, США;
в) Россия, Канада, Новая Каледония;
г) США, Китай, Марокко;
д) США, Россия, Канада.
4. Продолжите предложение.
Производство продуктов химии органического синтеза в настоящее время все более концентрируется в……… (тип страны), а выпуск сложной химической продукции в ………
5. Какие из указанных типов сельского хозяйства относят - ся к товарному сельскому хозяйству?
а) садоводство и огородничество;
б) мотыжное земледелие;
в) собирательство, охота и рыболовство;
г) севооборотное земледелие;
д) пастбищное животноводство.
6. Выберите верные варианты.
1-е место в мире занимают:
а) по поголовью овец - Австралия;
б) по поголовью крупного рогатого скота - Китай;
в) по поголовью свиней - Индия;
г) по улову рыбы - Китай;
д) по развитию аквакультуры - Франция.
7. Какие страны входят в первую пятерку стран и по длине автомобильных дорог, и по количеству автомобилей?
а) Япония;
б) Египет;
в) Россия;
г) США;
д) Швейцария.
8. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 10% , а в мировом пассажирообороте — 79%?
а) железнодорожного;
б) морского;
в) автомобильного;
в) автомобильного;
г) речного;
д) воздушного.
9. Какие из указанных портов не являются нефтеэкспорти - рующими?
а) Иокогама (Япония);
б) Мина-эль-Ахмади (Кувейт);
в) Рас-Таннура (Саудовская Аравия);
г) Валдиз (США);
д) Роттердам (Нидерланды).
10. Выберите верные утверждения.
а) В отличие от последнего десятилетия XX в., когда в евро - пейских странах наблюдалось снижение числа иностранных туристов, в XXI в. Европа станет главным туристическим ре - гионом мира.
б) В начале XXI в. продолжится формирование новых техно - полисов и технопарков.
в) Вывоз «грязных» производств из развивающихся стран в развитые в конце XX в. произошел в результате «зеленой ре - волюции» в развитых странах.
г) «Зеленой революцией» называют борьбу за экологичес - кую безопасность.
д) Финансовый кризис, разразившийся в ряде государств в конце XX в., особенно сильно повлиял на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, так как здесь находится несколько важных финансовых центров.