kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спецкурса по географии «Экология и человек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса «Экология и человек» для 8 класса рассчитана на 34 часа, является предпрофильной подготовкой. Программа спецкурса по географии для учащихся 8 класса согласована с требованиями Государственного общеобязательного  стандарта  среднего  образования (начального,  основного  среднего,  общего  среднего  образования), утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по географии «Экология и человек»»

Коммунальное государственное учреждение

«Школа-лицей № 6 отдела образования акимата города Экибастуза»




















Программа

спецкурса по географии

«Экология и человек»

для учащихся 8 класса

общеобразовательной школы

естественно-математического направления











Составила учитель географии

Наушева Гулия Талгатовна
















2015 г


Пояснительная записка


Курс географии способствует формированию у учащихся естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, имеющей разумное сообщество, системной взаимосвязи природы, общества и экономики. География формирует понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Программа спецкурса «Экология и человек» для 8 класса рассчитана на 34 часа, является предпрофильной подготовкой. Программа спецкурса по географии для учащихся 8 класса согласована с требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080 и Учебной программой по географии для 6-9 классов общеобразовательной школы. Астана: НАО им. Ы.Алтынсарина, 2013.

Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Факультатив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.

Чтобы решить проблему сохранения жизни на земле, необходимы экологические знания. Многие страны присоединяются к реализации концепции устойчивого развития, согласно которой люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение ней.

У подрастающего поколения необходимо сформировать новое экологическое сознание, направленное на осознание того, что человек- часть природы, перед которой он в ответственности. Акцент должен быть сделан на формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, восприятия её красоты и причастности человека ко всему, что происходит на планете.

Целью является воспитание экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.

Задачи:

  • углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека своей хозяйственной деятельностью;

  • показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения природы Земли будущему поколению;

  • выработать у учащихся системы убеждений как основы экологического образования и воспитания;

  • развить эстетического восприятия природы учащимися как средства духовного развития и как одного из способов постижения природы;

  • сформировать у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

По завершении изучения программы спецкурса учащиеся должны знать:

  • понятие о природопользовании, рациональном и нерациональном природопользовании;

  • классификацию природных ресурсов, природно-ресурсный потенциал;

  • взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества, понятие экология человека;

  • влияние окружающей среды на здоровье человека;

  • влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;

  • глобальные и региональные экологические проблемы, сущность и значение экологического мониторинга;

  • мониторинг состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, почв и растительности;

  • управление природопользованием и правовые вопросы экологической безопасности.

По завершении изучения программы спецкурса учащиеся должны уметь:

  • наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;

  • определять виды ресурсов по степени исчерпаемости, оценивать природно-ресурсный потенциал, выявлять влияние условий окружающей среды на здоровье человека;

  • определять характер воздействия предприятий различных отраслей материального производства на окружающую среду;

  • определять причины и последствия, а также пути решения экологических проблем;

  • оценивать роль правовых мер с целью достижения рационального природопользования, объяснять важность проведения экологического мониторинга и научного прогнозирования экологических ситуаций;

  • оценивать отношение местного населения к природной среде, характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;

  • приводить примеры изменения характера природопользования в процессе развития общества.

По завершении изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими навыками:

  • работа с текстовой информацией, выделение главного;

  • построение схем взаимосвязей между объектами, чтение географических карт;

  • преобразование информации из текстовой в табличную и наоборот;

  • самостоятельная работа по индивидуальному заданию, получение информации из различных источников.

Предполагаемые результаты:

  • предметные результаты- ученик более углубленно освоит понятие о рациональном природопользовании, глобальных экологических проблемах, экологических проблемах Казахстана и Павлодарской области, концепции устойчивого развития, будет способен выявлять воздействие человеческого общества на природу и влияние природы на здоровье человека;

  • системно-деятельностные результаты- умение работать самостоятельно и в группе, выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, развитие навыков презентации результатов выполненной работы на мини-конференциях, семинарах и в творческих группах;

  • личностные результаты- формирование экологической культуры, оказание посильной помощи окружающей природной среде, позитивные изменения в отношениях учащихся к своему дому, родному краю, общению с людьми, сопереживание в достижении улучшения природной среды, понимание её неповторимости и красоты.

Форма отслеживания результатов: проведение тестов, индивидуальные, самостоятельные работы, составление рефератов и сообщений, защита рефератов, фото- и видео-презентации.

Рекомендации по методике преподавания. Данная программа прикладного курса предполагает большое количество семинаров, конференций, круглых столов, тематических игр по проблемам природопользования. Лекционный материал рекомендуется реализовать при помощи проблемного изложения материала. По окончании предлагается создание портфолио «Природопользование и экологические проблемы Павлодарской области» и защита презентаций.

Приложения, содержащие методическое обеспечение:

- Средства организации учебно-воспитательного процесса: настенные географические карты, атласы, интерактивная доска.

-Дидактические материалы: карточки с заданиями, слайд-презентации.


















































Содержание программы спецкурса «Экология и человек»

8 класс (Всего 34 часа, 1 час в неделю)


Раздел 1. Введение.(1 час)

Понятие об экологии и природопользовании.

Экология- научная основа рационального природопользования.

Геоэкология как новое междисциплинарное научное направление.

Природопользование. Рациональное и нерациональное природопользование.

Урок рекомендуется провести в форме лекции с использованием проблемного изложения.

Раздел 2.Природа и природные ресурсы (2 часа)

Природа в жизни человека. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Географическая оболочка Земли. Окружающая среда. Условия (факторы) среды. Природные факторы риска для жизнедеятельности.

Классификация природных ресурсов по степени исчерпаемости. Природно-ресурсный потенциал. Количественное и качественное истощение природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

Практическая работа 1. «Оценка природно-ресурсного потенциала Павлодарской области».

Раздел 3. Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества

Этапы воздействия общества на природную среду: 20-30 тыс. лет назад- начало 18 века. Этапы воздействия общества на природную среду: сер. 18 века- настоящее время.

Присваивающее хозяйство (20 - 30 тыс. лет назад), первобытное общество.

Сельскохозяйственная революция — переход от присваивающего хозяйства к производящему (6 - 8 тыс. лет назад).

Феодальное общество эпохи Средневековья; появление частной собственности; разделение общества на классы; феодальные войны (V-XVвв. н.э.).

Зарождение капиталистических отношений, колониальные захваты. Великие географические открытия; завоевание и заселение новых земель (XV-XV1II вв.).

Развитие капитализма; социальные революции, колониальные войны и разграбление колоний; промышленная революция (середина XVIII - середина XX в.).

Эпоха развитого индустриального общества; ресурсные и национальные конфликты; современный этап научно-технической революции (НТР); резкий скачок численности населения (с середины XX в. До настоящего времени)

Уроки рекомендуется проводить в форме семинаров. Учащиеся заранее получают индивидуальное задание по выполнению доклада.

Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека (1 час)

Экология человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Понятие об экологии человека. Влияние на здоровье населения атмосферного воздуха и воздуха помещений, питьевой воды, почвы, продуктов питания, химических веществ и физических факторов на здоровье человека. Комфортность природных условий для жизнедеятельности человека.

Урок рекомендуется провести в форме круглого стола при обсуждении влияния окружающей среды на человека на примере Павлодарской области.

Раздел 5. Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (8 часов)

Геоэкологические аспекты урбанизации. Экологизация промышленных производств. Геоэкологические проблемы энергетики. Проблемы оптимизации водного хозяйства. Транспорт как фактор воздействия на окружающую среду. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственного производства. Геоэкологические основы промышленного лесопользования. Проблемы рекреационного природопользования.

Влияние городов на свой микроклимат. К воздействиям геофизического характера относятся резкие изменения температуры воздуха и атмосферного давления, влияющие на усвоение организмом кислорода, а также влажность воздуха, режим осадков и ветров, солнечная радиация. Загрязнение атмосферы городов выхлопами автомобильного транспорта. Плотность населения крупных городов мира- важный геоэкологический показатель антропогенной нагрузки на поверхностные и подземные водные системы, обеспечивающие водоснабжение.

Проблемы рационального природопользования в горнодобывающей промышленности. Загрязнение окружающей среды от промышленных загрязнителей. Физическое загрязнение среды.

Проблемы ресурсосберегающих технологий и экономии сырья. Воздействие предприятий энергетики на окружающую среду.

Водные ресурсы и водопотребление. Качество вод. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Воздействие различных видов транспорта на окружающую среду.

Физическое и химическое загрязнение почв.

Хозяйственное использование лесов.

Последствия рекреационной деятельности для окружающей среды.

Уроки рекомендуется проводить в форме ролевой игры. Учащиеся заранее получают индивидуальное задание по выполнению доклада.

Раздел 6. Глобальные экологические проблемы (11 часов)

Глобальный экологический кризис современности и его проявления на планете.

Парниковый эффект. Потепление климата. Деградация озонового слоя. Кислотные осадки. Дефицит пресной воды. Проблемы морских побережий и внутренних морей. Эрозия и химическое загрязнение почвы. Проблемы обезлесения. Опустынивание. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

Понятие о глобальной экологической проблеме. Классификация экологических проблем.

Антропогенное изменение климата и его последствия. Парниковый эффект. Газы с парниковым эффектом. Природные и социально-экономические последствия потепления климата.

Водные ресурсы и водообеспеченность. Регулирование речного стока. Переброска русел рек. Вопросы качества вод суши.

Загрязнение вод Мирового океана. Биологическое истощение ресурсов Мирового океана.

Водная и ветровая эрозия почв. Последствия применения удобрений и пестицидов. Проблемы орошения.

Проблема вырубки лесов, изменения ландшафта.

Проблемы опустынивания. Зона Сахеля.

Исчезновение редких видов растений и животных. Уменьшение популяции.

Уроки рекомендуется проводить в форме конференций. Учащиеся заранее получают индивидуальное задание по выполнению доклада.

Раздел 7. Региональные экологические проблемы.

Проблемы крупных промышленных городов Казахстана. Последствия функционирования Семипалатинского ядерного полигона. Высыхание Аральского моря. Зарегулированность рек Казахстана. Дефицит пресной воды.

Крупные промышленные города Караганда, Темиртау, Экибастуз, влияющие на атмосферу. Районы добычи углеводородного сырья.

Функционирование Семипалатинского ядерного полигона и его последствия. Последствия высыхания Аральского моря.

Зарегулированность рек Иртыш, Урал, Или, Сырдарья. Строительство каналов, водохранилищ.

Уроки рекомендуется проводить в форме семинаров. Учащиеся заранее получают индивидуальное задание по выполнению доклада.

Практическая работа 2. Создание карты «Экологические проблемы РК»

Раздел 8. Экологический мониторинг (1 час)

Мониторинг состояния отдельных природных сред. Прогнозирование экологических ситуаций.

Сущность и значение экологического мониторинга. Мониторинг состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земель, почв и растительности. Прогноз состояния окружающей природной среды.

Уроки рекомендуется проводить в форме лекции, проблемного изложения материала.

Раздел 9. Управление природопользованием и правовые вопросы экологической безопасности (3 часа)

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. Юридическая и экономическая ответственность предприятий загрязняющих окружающую среду. Концепция устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития. Эколого-экономические типы стран. Управление природопользованием: сущность, методы, функции. Административное управление. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

Уроки рекомендуется проводить в форме семинаров. Учащиеся заранее получают индивидуальное задание по выполнению доклада.

Раздел 10. Природопользование и экологические проблемы Павлодарской области

Защита презентаций «Природопользование и экологические проблемы Павлодарской области»

Защита презентаций и демонстрация портфолио. При подготовке портфолофио учащиеся работают с различными источниками информации: вырезки из газет, журналов, статьи с сайтов интернета, энциклопедии.





























Учебно-тематический план программы спецкурса «Экология и человек»

8 класс ( 34 часа, 1 час в неделю)


Название темы

Кол-во часов

Введение (1 час)

1

Понятие об экологии и природопользовании.

1

Природа и природные ресурсы (2 часа)

2

Природа в жизни человека.

1

3

Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практическая работа 1. «Оценка природно-ресурсного потенциала Павлодарской области»

1

Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества (2 часа)

4

Этапы воздействия общества на природную среду: 20-30 тыс. лет назад- начало 18 века.

1

5

Этапы воздействия общества на природную среду: сер. 18 века- настоящее время.

1

Окружающая среда и здоровье человека (1 час)

6

Экология человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

1

Влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды (8 часов)

7

Геоэкологические аспекты урбанизации.

1

8

Экологизация промышленных производств.

1

9

Геоэкологические проблемы энергетики.

1

10

Проблемы оптимизации водного хозяйства.

1

11

Транспорт как фактор воздействия на окружающую среду.

1

12

Геоэкологические аспекты сельскохозяйственного производства.

1

13

Геоэкологические основы промышленного лесопользования.

1

14

Проблемы рекреационного природопользования.

1

Глобальные экологические проблемы (11 часов)

15

Глобальный экологический кризис современности и его проявления на планете.

1

16

Парниковый эффект.

1

17

Потепление климата.

1

18

Деградация озонового слоя.

1

19

Кислотные осадки.

1

20

Дефицит пресной воды.

1

21

Проблемы морских побережий и внутренних морей.

1

22

Эрозия и химическое загрязнение почвы.

1

23

Проблемы обезлесения.

1

24

Опустынивание.

1

25

Проблемы сохранения биологического разнообразия.

1

Региональные экологические проблемы (4 часа)

26

Проблемы крупных промышленных городов Казахстана.

1

27

Последствия функционирования Семипалатинского ядерного полигона.

1

28

Высыхание Аральского моря.

1

29

Зарегулированность рек Казахстана. Дефицит пресной воды.

Практическая работа 2. Создание карты «Экологические проблемы РК»

1

Экологический мониторинг (1 час)

30

Мониторинг состояния отдельных природных сред. Прогнозирование экологических ситуаций.

1

Управление природопользованием и правовые вопросы экологической безопасности (3 часа)

31

Концепция устойчивого развития.

1

32

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

1

33

Юридическая и экономическая ответственность предприятий загрязняющих окружающую среду.

1

Природопользование и экологические проблемы Павлодарской области (1 час)

34

Защита презентаций «Природопользование и экологические проблемы Павлодарской области»

1













































Список литературы:


  1. Болотникова Н.В., Предпрофильная подготовка: география 9 класс. Волгоград: Учитель, 2007.-143с.;

  2. Голубев Г.Н. Геоэкология. – М.: ГЕОС, 1999.-338с.;

  3. Калинин В. М. Мониторинг природных сред: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007.- 208 с.;

  4. Кeлинa Н.Ю. Экoлoгия чeлoвeка. Ростов н/Д: Фeникс, 2009. – 394 с.;

  5. Комарова Н. Г. Геоэкология и природопользование : учеб. пособие для высш. пед. проф. образования / Н.Г.Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. - с . 256.;

  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества. М.: Дрофа, 2008.- 1065 с.;

  7. Шимова О.С. Основы экологии и экономика природопользования. Мн.: БГЭУ, 2002.- 367 с.;

  8. Экологическая эпидемиология/ под ред. Б.А.Ревича.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 384 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа спецкурса по географии «Экология и человек»

Автор: Наушева Гулия Талгатовна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства