kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Что мне по силам сделать уже сейчас для учеников, чтобы помочь не только учиться, но и сохранить свое здоровье? Разработка позволяет сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни; утвердить в их сознании представление о том, что жизнь, судьба, счастье и здоровье человека зависят во многом от него самого, от творческого отношения к собственной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся» »

ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К СОХРАНЕНИЮ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ».

ЗДОРОВЬЕ РАЗВИВАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ.



Кукаева Александра Лиджаевна, учитель географии ГООУ «Цаган-Аманская санаторная школа-интернат»

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Цели и принципы сохранения здоровья.

  2. Введение.

  3. Основная часть:

1 .использование оздоровительных упражнений на уроках географии;

2.экскурсии, походы - это активный отдых, позволяющий вести здоровый образ жизни;

3.изучение правил поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

IV. Заключение.

VI Список литературы.



















  1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.


Цели: 1 .сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни;

2. утвердить в их сознании представление о том, что жизнь, судьба, счастье и здоровье человека зависят во многом от него самого, от творческого отношения к собственной жизни.


Принципы сохранения здоровья:

  1. учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

  2. создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;

  3. использование наглядности и сочетания различных форм представления информации.


















  1. ВВЕДЕНИЕ.


Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.

Мы с горечью сознаем, что большая часть выпускников школ выходят во взрослую жизнь фактически нездоровыми. В последние годы накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами здравоохранения.

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья детей.

Таким образом, передо мной, учителем, работающим с детьми ослабленных здоровьем, кроме педагогических проблем, возникают сложности, связанные с заболеванием, социальными и бытовыми проблемами, проблемами одиноких матерей, асоциальных семей. И все это не может не влиять на работу учителя и на судьбу ребенка.

Что мне по силам сделать уже сейчас для учеников, чтобы помочь не только учиться, но и сохранить свое здоровье?

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Использование оздоровительных упражнений на уроках географии.


Реализуя цели и принципы сохранения здоровья, учитываю возрастные особенности детей и индивидуальные психофизиологические особенности каждого ученика.

Основной задачей в своей работе вижу дополнение образовательной программы но географии системой оздоровительных физических упражнений. В течение урока для профилактики утомления переключаю внимание детей с одного вида деятельности на другой, провожу физкультминутки, даю детям эмоциональную разрядку.

Гак, в начальном курсе географии на практической работе по теме «Глазомерная съемка участка местности», отрабатываю учебные навыки работы с компасом. Учащиеся в течение 40 минут находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Класс разбиваю на три группы по 2-3 человека, тем самым задействую в работе каждого ученика.

Зная, что активность головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в классе по теме «Природные зоны земного шара» использую шаблоны- рисунки растений и животных. Главной целью данного урока является определение особенностей органического мира каждого материка. Ученики получают шаблоны- рисунки, подбегая к столу. А затем к настенной карте «Природные зоны мира» крепят шаблон. Тем самым они повторяют и закрепляют материал, работая с географической картой.


На уроках географии в 10 классе при изучении политической карты и типологии стран современного мира провожу эстафету на скорость мышления с перемещениями по классу. На доске размещены названия стран. Ученики по желанию делятся гга команды. Каждая команда получает конверт с заданиями, где могут быть наименования столиц, шаблоны самих государств, государственных символик, условные знаки полезных ископаемых и т.д. По моему сигналу каждый участник эстафеты вскрывает конверт у доски и прикрепляет шаблон к указанному названию государства. Побеждает команда, которая быстро и правильно разместит шаблоны.

  1. Экскурсии, походы - это активный отдых, позволяющий вести здоровый образ жизни.

Особое место и значение в сохранении здоровья учащихся имеют уроки- экскурсии, уроки-практикумы на местности и походы выходного дня. Главная их цель- уменьшение психологической нагрузки на учеников, достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов в движении по маршруту. Главное преимущество походов - длительное нахождение на свежем воздухе, соразмерные физические нагрузки, оторванность от цивилизации, скопления техники и людей, потока информации. Оторванность or всего того, что оказывает сильное давление на человеческую психику и вытягивает жизненные силы. И., наконец, самое главное - постоянно общение с природой и поглощение ее энергии. Любое общение с природой оказывает на человека благотворное влияние, а турист всецело отдает себя в ее власть. Но для неподготовленного человека такой отдых может превратиться в суровое испытание. Поэтому к общению с природой готовим детей с младшего школьного возраста. Обучаем их тем нехитрым премудростям и навыкам, которые позволяют комфортно чувствовать себя на природе.


Цели и задачи

  1. Развитие чувств самосохранения и формирование навыков осторожности у учащихся.

  2. Исследование фруктового сада.

  3. Культура общения с окружающими людьми и природой.

  4. Приемы релаксации в общении с природными объектами.

  5. Прохождение контрольно-туристского маршрута.

  6. Знакомство с различными видами растений, произрастающих на левом берегу р. Волга.

План-график похода


1

Сбор во дворе школы

8-30 - 9-00 час.

2

Путь по улице Городовикова до причала

9-00 - 9-20 час.

3

Первый короткий привал у причала

9-20 - 9-30 час.

4

Знакомство с фруктовым садом, его рабочими

9-30 - 10-00 час.

5

Дорога к паромной переправе

10-00- 10-10 час.

6

Встреча с машинистом катера, знакомство с рекой Волга и водным транспортом

10-10 - 10-40 час.

7

Переправа через реку Волга

10-40- 11-00 час.

8

Большой привал: разбивка места дневки, полдник

11-00- 12-00 час.

9

Прохождение контрольно-туристского маршрута

12-00- 13-30 час.

10

Обед

13-30- 15-00 час.

11

Рыбалка. Знакомство с местными жителями, туристами из города Москва. Прогулки по лесу, сбор грибов, знакомство с растениями. Игры, велогонки.

15-00 - 16-30 час.

12

Уборка территории, сбор домой.

16-30 17-00 час.

13

Переправа через реку.

17-00 - 17-20 час.

14

Путь домой

17-20 - 18-00 час.















Утро похода выходного дня выдалось пасмурным. В 8 ч. 30 мин дел и были почти готовы. Все построились по туристским группам и по парам. Если позволить детям идти, кто как хочет, то участники разделятся на 1руппы, растянутся на несколько метров и станут неуправляемыми. Также движение толпой, неудобно и небезопасно. Некогорые ребята собрались в поход на велосипедах. На них мы погрузили часть наших вещей.

Каждый турист имел личное снаряжение - куртку, головной убор, обувь, кружку, ложку, миску и полоте!ще. Команды имели групповое снаряжение - клеенку, иголку, нитки, булавки, ножницы, мыло, нож, коврики и сухой паек. А также взяли и специальное снаряжение - палатку, топор, посуду для приготовления пищи, тару для продуктов, фотоаппарат, компасы, моющее средство, аптечку и спички. Продукты питания и специальное снаряжение подвезли к парому на машине.

В ходе подготовки к походу педагоги готовили туристов к «дипломатическим отношениям» с местными жителями на маршруте. Главное - выучить ребятам, что от того, как они поведут себя в каждом случае общения с людьми, зависит, как в народе будут смотреть на туристов, будут ли уважать их и нашу школу.

В путь двинулись в 9 часов по улице Городовикова. Во время движения по улице ведем беседу «В честь кого названа улица?», «Кто такой О.И.

Городовиков?» и т.д. Путь держим на северо-запад Цаган Амана. По правой

стороне от нас протекает река Волга, но за рядами домов она не видна. Пройдя до конца улицы, выходим к небольшому пустырю. Здесь местные деги играют в футбол. Справа показалась Волга, а за ней лесок. Впереди мы

видим новый северный район Цаган Амана.

Грунтовая дорога привела нас к причалу на реке. Он построен в 1985 году и служит для разгрузки строительного материала - щебня. Делаем десятиминутный привал, поджидая отставших ребят. Теперь путь держим к фруктовому саду. Мы шли по тропинке по высокому берегу Волги и через десять минут оказались на территории сада. Во время привала турисгы обследовали его. Сад был заложен в шестидесятые годы 20 века, после возвращения калмыков из ссылки. В саду растут фруктовые деревья: яблони, сливы, груши, вишни и другие. А работают садоводами родители наших одноклассников, братьев Магомадовых. Они приехали к нам в Цаган Аман из «горячей точки» России - Чечни. Нас интересовало многое: Почему они приехали в Цаган Аман? Какая сейчас обстановка в Чечне? Какую работу они проводят в саду? И т.д. Родители мальчиков рассказали о положении в Чечне и о своей работе в саду. Мы с интересом слушали рассказ отца Магомадова Сайда Хусейновича. Незаметно пролетело время и надо отправляться дальше. Сразу за садом дорога

спускается к берегу реки. Вот и паромная переправа. На пароме все расположились по группам и повторили правила поведения на катере и пароме. Затем определили направление течения реки. Вспомнили также определение таких терминов как река, русло, исток, устье, бассейн. Повторили^ как определить правый и левый берег реки. Учитель географии рассказывала о реке Волге, истории возникновения ее названия.

Волга - это живая история, древняя и современная. Ни с какой рекой в мире не сравнить ее. Коренные жители любят свою Волгу. Хороша река этим утром. Воздух был полон свежести. Водосбор реки занимает четверть площади европейской части нашей страны. В ее бассейне расположены 8 республик и 29 областей, столица России - Москва, проживают более 60 млн. человек. С древних пор река была известна древним грекам под коротким названием «Ра», что означало «щедрая». Финские племена за чистоту воды назвали «Волга» - светлая, блестящая. Татары и арабы в средние века величали ее «Итиль» или «Этель» - «Река рек». Название Итиль марийцы изменили в «Иул», а калмыки в «Иджил». В древности Волга пересекала великий путь, по которому двигались кочевые народы из степей Центральной Азии в Европу. В средние века Волга являлась важным торговым и посольским сообщением. В суровые годы крестьянских войн Волга была местом вольницы. А четыре века назад калмыки, придя из далекой Джунгарии, через многие реки, не зря сделали свой выбор на великой реке Волге.

Привал на пароме длился двадцать минут. Пока ждали машину с посудой и продуктами питания, мы познакомились с машинистом катера. Им оказался папа выпускника нашей школы Хамаева Виталия - Хамаев Виктор Сангаджиевич. Он с удовольствием согласился перевезти нас на левый берег реки. Мы изучили каждый уголок катера и парома, постояли за штурвалом. Стал накрапывать дождик, но настроение ни у кого не испортилось. У туристов, которые никогда не видели реку, не катались на катере, радость была неописуемая. Вдруг погода изменилась. Появилось солнце, прекратился дождик.

Сойдя с парома, мы увидели большую поляну с кустарниками и редко растущими деревьями. Все построились по группам. Был дан план дальнейших действий. В течение часа каждый отряд туристов выбирали места дневки, обустроили по своему вкусу и организовали хороший полдник. Также познакомились с правилами поведения в лесу и у воды. Кухня расположилась недалеко от берега. Два повара и помощники- костра стали готовиться к обеду. Группа разведчиков определила места рыбалки и контрольно-туристского маршрута. Недалеко от нашего места дневки мы увидели две палатки и машину. Это были туристы их Москвы и мы познакомились с ними. Через поляну проходят две грунтовые дороги. Одна шла вдоль берега реки, другая вела в противоположную сторону от Волги. Она привела нас на луг, где лежали рулоны сена. Около десятка машин ждали своей очереди на погрузку. Они перевозили сено на пароме на правый берег, а оттуда на животноводческие стоянки района. С водителями машин мы познакомились на берегу реки. После хорошего отдыха и полдника группы туристов построились на линейку для прохождения контрольно­туристского маршрута.

Первый этап контрольно-туристского маршрута

На первом этапе была предстартовая проверка. Каждая команда строится на старте. Капитан команды (физорг) сдает рапорт о количестве учащихся, вышедших на старт.

Жюри оценивает количество участников, внешний вид, дисциплину каждой команды.


На втором этапе команды определяли азимутальные направления на различные объекты маршрута. Прежде чем начать второй этап, учитель географии рассказала нам сказку об азимуте. Сказка об Азимуте.

Жил на свете необычный человек по имени Азимут, что означает «направление». И неслучайно его так назвали. Были у него огромные владения. Они раскинулись по кругу, составляя 360°. Не жадным был Азимут, но очень строгим. Постоянно измерял он свои владения. А измерения проводились только от северной линии и только по кругу, и только по часовой стрелке! Северная линия у него была приметная. Она имела 0°. Вот и строго следил за этими измерениями Азимут.

Не территории он жалел, а требовал правильного измерения. Каждый мог поселиться в его владениях, кто соблюдал этот порядок, это правило отсчета. Можешь поселиться и ты. Азимут определит твое место: 270°, 15°, 45°, 1800 'и т.д.

Помни, что Азимут следит за тобой. Неправильно измеришь, выйдешь за круг его владений. Будьте внимательны. Удачи Вам и Вашим друзьям!

На середину большой поляны мы поставили щит с буквой А. От него по радиусам на различных расстояниях определяем азимут на предметы: палатка, дерево, кустарник, берег реки, катер, машина и т.д. По сигналу руководителя, мы, стоя в центре, определяем по очереди азимут на предметы.


На третьем этане устанавливаем палатку. Оценивалось качество натяжения крыши; отсутствие перекосов на боковых стенках.


Четвертый этап контрольно-туристского маршрута

На четвертом этапе мы определяли условные топографические знаки. Каждый ученик определял два условных знака, один из которых рисовали, другой называли.


На пятом этапе проходили маршрут в заданном направлении. За нахождение каждого контрольного пункта команда получает пять баллов. На маршруте было три контрольных пункта. Для игры выбрали место с возвышенностью и водрузили флаг. Заранее наметили пути следования команд. Длина маршрута 1,5 км и характер пересеченной местности для каждой команды был одинаковым.

В назначенное время команды заняли исходное положение, наша задача - совершить марш по намеченному маршруту. Командам вручили конверты со схемами маршрута и указанием азимута. Маршрут представлял собой ломаную линию.

Программа прохождения контрольно-туристского маршрута

На первом этапе была предстартовая проверка. Каждая команда строится на старте. Физорг сдает рапорт о количестве учащихся, вышедших на старт.

На втором этапе определяли азимутальные направления на различные объекты маршрута.

На третьем этапе устанавливаем палатку. Оценивалось качество натяжения крыши; отсутствие перекосов на боковых стенках.

На четвертом этапе определяли условные топографические знаки. Каждый участник определяет два условных знака, один из которых он рисует, другой называет.

На пятом этапе проходим маршрут в заданном направлении. За нахождение каждого КП команда получает пять баллов. На маршруте было три контрольных пункта.

По прибытии на финиш команда сдает судье свою карточку, в которой были отметки судей всех этапов маршрута.


После подведения итогов контрольно-туристского маршрута все группы пошли на обед. Наши повара, которые часто сопровождают нас в походах, приготовили очень вкусный обед. А на свежем воздухе, под деревьями и на берегу реки обед был особенно вкусным. Пообедав, мы занялись теми делами, которые нам нравились больше всего. Первая группа пошла рыбачить. Вторая описывала с учителем биологии растения, которые растут только в пойме Волги. Затем собирали грибы: опята. Перед сбором учитель объяснил правила сбора грибов. Главное: не повредить грибницу, надо резать. Часть детей катались на велосипедах, устроив веселые гонки. А кто- то лежал на солнышке, смотрел в голубое небо, слушал пение птиц и мечтал о чем-то своем.

Подошло время возвращаться домой. Полчаса было дано на сборы. В течение этого времени туристы приводили места дневок в подедок - убирали мусор, сжигали сухой мусор, мыли посуду, собирали личные и групповые снаряжения. Судьи оценили все места дневки.

Обратный путь через Волгу совершили на пароме. На берегу разделились на группы. Младшие дети уехали домой на автобусе. Вторая группа на велосипедах уехали по грунтовой дороге под руководством руководителя ОБЖ. Третьи пошли по берегу реки. И по дороге встретили пятерых рыбаков. Поднявшись у причала наверх, мы группами возвратились домой. На обрат­ный путь мы потратили 1 час.

В течение всего дня взрослые старались пресечь конфликты, учили быть выше мелких обид. За весь день было много положительных эмоций. Мы соприкоснулись с природой, любовались, наслаждались ею. Поход вы­ходного дня удался.


Отчет о походе выходного дня

Поход выходного дня состоялся 25 сентября 2009 года. Начался он в 9 часов и был завершен в 18 часов. Основной район похода - это пойма реки Волга. По пути мы исследовали фруктовый сад. До паромной переправы мы шли пешком и ехали на велосипедах. Расстояние до парома равно 2 км 400 м.

Наша республика расположена в полупустынной зоне и бедна водными ресурсами. Единственный выход Калмыкии на востоке - к реке Волге. По­этому с запасами пресной воды у нас проблем не было. Шли и ехали мы по грунтовой дороге и тропинками.

В течение похода познакомились и пользовались сухопутными и водными видами транспорта. Это автобус, катер, паром, грузовые машины, трактор, велосипед, моторные лодки. «

Маршрут свой мы начали от школы. По улице Городовикова шли двадцать минут. У причала сделали привал: узнали в каком году он был построен, для чего он сейчас служит, какие грузы принимает. Следующий привал - фруктовый сад. До него мы шли десять минут и сделали 30 минутный отдых. Во время привала исследовали сад и познакомились с его хозяевами. В саду растут такие фруктовые деревья, как яблоня, слива, черешня, груша и другие. Все это было очень интересно всем. Этот участок пути был сложнее других. Но переправа через Волгу бала наиболее опасная. Поэтому во время паром­ной переправы все были предельно внимательны и осторожны. На самом большом привале все от души отдохнули. Мы узнали много интересного о Волге, саде. Познакомились с растениями, которые растут только в пойме реки. Но самое главное: было много интересных встреч с людьми. Это садоводы, машинист катера, шоферы, перевозившие сено, отдыхающие из Москвы.

В походе главные затраты связаны с движением на маршруте. Затраты требуют восстановления, которые организм получает в результате приема пищи. Завтракали дети в школе. Основной объем физической нагрузки в походе приходится на период между завтраком и обедом, поэтому через три часа после завтрака сделали привал и перекус. Обед же восполнил энергетические затраты и дети получили энергию для дальнейшей работы. Все учащиеся были одеты в соответствующую одежду. Во время похода было все спокойно. Дети знают, что суета, нервозность, не знание правил поведения в природе могут привести к отрицательным последствиям.

Походная жизнь сближает туристов, мы лучше узнаем друг друга. Открываются такие стороны характера, которые не возможно познать в условиях обычной школьной жизни. При анкетировании учащихся об итогах похода 100% детей отозвались положительно.

Поход прошел на хорошем эмоциональном настроении.










  1. Изучение правил поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

На здоровье человека влияют различные факторы. Рассмотрим один из факторов - природные условия.

Воздействие на здоровье человека оказывают геологическое строение территории, с которым связаны избыток или недостаток биологически активных элементов, радиоактивный фон, гидрологические условия, от которых зависит избыток или недостаток необходимой питьевой воды и почвы. Растения и животные, которые могут служить источником многих инфекционных заболеваний.

В полярных районах преобладают заболевания, которые обусловлены температурами воздуха, высокой влажностью, * сильными ветрами, геомагнитными явлениями. В районе влажных тропиков и субтропиков ведущее место занимают болезни, вызываемые ядовитыми растениями и укусами ядовитых животных. Жители сухих степей и пустынь, жизнь которых связана с длительным пребыванием на солнце, гораздо чаще заболевают раком кожи, А у жителей высокогорий распространена горная болезнь и снежная слепота.

В природной среде постоянно возникают различные явления и процессы. На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными считаются наводнения, землетрясения, оползни, сели, обвалы, снежные лавины, ураганы, смерчи и т.д.

Я знакомлю учащихся с причинами возникновения, последствиями природных стихийных бедствий и изучаем правила поведения при ситуациях природного характера.

Школьник, не знакомый с правилами поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, может оказаться в довольно сложном положении. На уроках я даю необходимый объем знаний о действиях в тех или иных ситуациях природного характера.

Все эти вопросы я разработала и включила в курсы 6 и 8 классов по следующим темам.

6 класс.

  1. Движение земной коры.

  2. Вулканы, горячие источники, гейзеры.

  3. Рельеф суши. Горы.

  4. Рельеф дна Мирового океана.

  5. Волны в океане.

  6. Реки.

  7. Ветер.

  8. Погода.

  9. Стихийные природные явления.

  10. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

  1. класс.

  1. Развитие форм рельефа.

  2. Климат и человек.

  3. Внутренние воды и водные ресурсы.

4 Человек и горы.

  1. Дальний Восток.

  2. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

По всем темам использую таблицы, схемы и алгоритмы действий. Они способствуют лучшему усвоению материала и могут быть использованы для самостоятельной работы учащихся.


ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ.

Материал использую в курсе 6 класса при изучении тем:

« Движение земной коры».

« Рельеф дна Мирового океана».

« Стихийные природные явления»,

В курсе 8 класса при изучении тем:

« Развитие форм рельефа».

« Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

При изложении материала особое внимание учащихся обращаю на последовательность и правильность выполнения действий при заблаговременном оповещении о возможном землетрясении, при внезапном землетрясении.

Правила безопасного поведения при землетрясениях.

Не все школьники живут в сейсмоопасных районах России. Однако они могут там оказаться во время каникул, с родителями в период отпусков.

Поэтому правила поведения во времени землетрясения должны знать

все.

В случае заблаговременного предупреждения о возможном землетрясении следует четко и неукоснительно выполнять рекомендации специалистов МЧС и служб спасения.

Следует запомнить: землетрясение возникают совершенно неожиданно, происходит быстро.

Первый толчок вселяет в человека смутную тревогу, затем панику от необъяснимого состоянии. Кто - то кричит, кто - то бежит, к выходу, кто - то замирает в ужасе... Мы привыкли ощущать, что пол под нами надежен, как земная твердь, и нам становиться жутко оттого, что надежности в нем больше нет.

ПОМНИТЕ, что самое главное при землетрясении - не поддаваться панике и защититься от обломков, стекол, тяжелых предметов.

Если землетрясение застало дома на первом этаже, нужно быстро покинуть здание; на втором и выше надо укрыться в самом безопасном месте.

Лучшими местами для укрытия в кирпичных домах при невозможности их покинуть могут служить углы капитальных стен, дверные проемы в них, места рядом с прочной, хорошо закрепленной мебелью. Это касается и домов с деревянными перекрытиями, где могут происходить обрушения части перекрытий. Опасно выбегать на лестницы, находиться близко к стенам, особенно имеющим большое количество окон.

В панельных домах наиболее безопасны сантехнические узлы, места в дверных проемах капитальных железобетонных стен, рядом с железобетонными колоннами.

Как только толчки прекратятся, надо немедленно выходить на улицу и как можно быстрей отойти от зданий, столбов, оград. Расположиться лучше всего на открытой площадке, пустыре или в сквере.

Сразу после землетрясения опасно зажигать огонь. Нужно немедленно осмотреть завалы - не нужна ли помощь, при этом действовать необходимо с крайней осторожностью. Не следует без крайней нужды занимать телефон - станции будут перегружены. Не спускайте воду в туалете, пока не проверена канализационная система.

После землетрясения сохраняйте спокойствие и постарайтесь действовать следующим образом:

  • не зажигайте огня, не пользуйтесь зажигалками и спичками в доме и рядом с разрушенными зданиями;

  • если вы находились в здании - отключите электричество, воду и газ, затушите огонь

  • возьмите документы, теплые вещи, продукты питания, воду, наденьте обувь прочную обувь, чтобы не поранить ноги об осколки и обломки, защитите голову и лицо;

  • немедленно покиньте здание.


ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ НЕЛЬЗЯ:

В ДОМЕ:

  1. создавать давку и пробку в дверях, прыгать в окна, находясь на первом этаже;

  2. при выходе из здания пользоваться лифтом;

  3. находиться возле оконных проемов, стеклянных перегородок, зеркал, печей, неустойчивой мебели;

  4. зажигать спички, свечи, пользоваться открытым огнем.

НА УЛИЦЕ:

  1. подходить к опасным полуразрушенным домам, оборванным проводам;

  2. возвращаться домой, если ваш дом пострадал;

  3. при следовании в автомобиле после первых толчков продолжать движение и выходить из машины.

Если вы оказались в завале, помните, что прежде всего важно экономить силы. Без воды и пищи вы можете продержаться достаточно долго, но первое условие - присутствие Постарайтесь определить, где вы находитесь, нет ли рядом выхода и других людей: прислушайтесь, подайте голос. Помните зажигать огонь нельзя, что в бачке вашего унитаза - питьевая вода, что трубы и батареи - это возможность подать о себе информацию, ударяя по ним металлическим предметом. Ищите одежду и одеяла. Надейтесь на помощь и боритесь за свою жизнь сами, даже если часы сменяются днями. Из руин армянского землетрясения около 15 тысяч человек были спасены в течение семи дней.



ВУЛКАНЫ

Опасные явления, прямо или косвенно связанные с извержением вулканов, изучаю в курсе 6 класса по темам:

« Вулканы, горячие источники, гейзеры».

« Стихийные природные явления».

« Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», а также в курсе 8 класса при изучении тем:

« Развитие форм рельефа».

« Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

При изложении этого материала использую наглядные пособия- таблицы, схемы, карты, видеофильм « Стихийные бедствия». -



Вулканические извержения не столь опасны для человека, так как большинство вулканов находятся на значительном удалении от населенных пунктов. Опасные явления, возникающие при извержении вулканов, приводят к большим разрушениям близко расположенных зданий и сооружений, путей сообщения; нарушению ландшафта; вызывают пожары.

Меры по уменьшению потерь от извержений вулканов.

Предвестником извержения служат вулканические землетрясения. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением изменяются местное магнитное поле и сосгав вулканических газов. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведут непрерывное наблюдение за вулканам, чтобы вовремя предупредить об их пробуждении. Так, на

Камчатке в 1955г. было предсказано извержение вулкана Безымянный, в 1964г. - вулкана Шивелуч, а затем - и Толбачинского вулкана.

Извержение вулкана столь губительны, что никакие достижения современной техники не могут уберечь человека.

Дополнительную опасность для людей представляют образовавшиеся из выпавшего дождя и пепла грязевые потоки, движущиеся с относительно высокими скоростями. При этом можно спастись, отведя такой поток в безопасное направление, например в водохранилище.

Обильное выпадение пепла опасно тем, что он в больших количествах скапливается на крышах домов, поэтому периодически его необходимо сбрасывать вниз.

Самой же большой опасностью остается «палящая туча», от которой можно спастись лишь бегством.

Эвакуацию населения производят при малейших признаках извержения, так как во время извержения вулкана она невозможно из - за отсутствия видимости.

Самый надежный и безопасный способ уберечься от извержения вулкана - поселиться в отдаление от действующих вулканов.

Поскольку перед извержением вулкана происходит землетрясение, то все правила поведения людей во время землетрясения необходимо соблюдать и в случае извержения вулкана.

Действия при заблаговременном оповещении об извержении вулкана

В населенном пункте:


ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ, ЛАВИНЫ.

Оползни, сели, обвалы, лавины происходят на территории России значительно чаще, чем землетрясения и извержение вулканов. Поэтому правила безопасного поведения рассматриваю более подробно в курсе 6 класса по теме: «Рельеф суши. Горы» и в 8 классе при изучении тем: «Человек и горы», «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», «Развитие форм рельефа», «Дальний Восток».

При изложении материала обращаю внимание учащихся на общее для этих опасных природных явлений условие возникновения - начало смещения грунта, скальных пород, снега и льда вниз по склону. Для лучшего усвоения учащимися порядка действий при угрозе этих стихийных бедствий целесообразно использовать схемы, наглядные Гюсобия, видеофильм «Стихийные бедствия».

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин

Если жителей заблаговременно не предупредили об опасности, а сообщили им об угрозе непосредственно перед наступлением стихийного бедствия, каждый из них, не заботясь об имуществе, должен самостоятельно быстро выходить в безопасное место.

Попав под сильный снегопад, буран, нужно переждать его в надежном месте, дождаться, пока сойдут лавины или уляжется снег. Следует учитывать, что чаще всего лавины сходят после обильных снегопадов весной с 10 до 20 часов, а наиболее безопасное время - раннее утро до восхода солнца.

При погружение в поток колени надо подтянуть к животу, а сжатыми в кулаки руками защищать лицо от снежной массы. Это необходимо сделать для того, чтобы рот и нос не забились снегом и возле лица создалось небольшое воздушное пространство, которое потом даст возможность дышать.

Когда лавина остановилась, необходимо расширить пространство перед лицом и грудью. Затем надо определить, где верх, где низ. Если не получается, то надо набрать немного слюны и дать ей свободно вытечь. В соответствие с законом всемирного тяготения она укажет, где низ, значит, следует двигаться в прямо противоположном направлении.

Двигаться вверх нужно не теряя самообладания, помня, что страх и бессмысленные движения - это лишний расход сил, тепла и кислорода. Бесполезно кричать: снег полностью поглощает все звуки. Ни в коем случае не позволяйте себе заснуть

Действия при угрозе схода оползней, селей, обвалов, лавин




УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Атмосферные природные явления подобного рода рассматриваю в 6 классе при изучении тем: « Ветер», « Погода», « Стихийные природные явления», а в 8 классе при изучении тем: « Климат и человек», «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

При изложении материала обращаю внимание учащихся на особенности разрушающего действий ураганов, бурь, смерчей, меры по уменьшению ущерба от них.

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и

смерчей.

С получением информации о непосредственном приближение урагана или сильной бури необходимо занять ранее подготовленное место в здании или укрытии, а при угрозе смерча - только в подвальном помещение или подземное сооружении.

При вынужденном пребывание на улице следует укрыться в отдалении от зданий в овраге, яме, рве, канаве, придорожном кювете. Таким образом, можно защититься от метательного действия ураганов и бурь (от летящих осколков стекла, шифера, черепицы, кирпича и других предметов). Лицо и голову надо укрыть хотя бы руками.

Обычно ветровые метеорологические явления сопровождаются

Что делать, если при возникновении урагана, бури, смерча вы оказались

В доме:



ЦУНАМИ.

Сведения об опасном природном явлении даю в курсе 6 класса но теме « Волны в океане», и при изучении темы « Дальний Восток» в 8 классе. Основное внимание уделяю признакам близкого цунами, поражающим факторам гигантских океанских волн и правилам безопасного поведения.

Действия при заблаговременном оповещении о приближении цунами


Правила безопасного поведения при наводнениях изучаю в курсе 6 класса по темам: « Реки», « Стихийные природные явления», а также в темах 8 класса: «Внутренние воды водные ресурсы», «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека». Кроме того, материал может быть рассмотрен при изучении таких атмосферных явлений, как грозы и ливневые дожди.

Наводнениям различной интенсивности подвержена большая часть территории России, поэтому я более конкретно останавливаюсь на правилах безопасного поведения при угрозе, во время и после наводнений.

Устное изложение материала дополняю демонстрацией наглядных пособий.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У современных школьников высокими темпами растут нарушения здоровья. Поэтому красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс в преподавании географии проходят поставленные мной цели и принципы сохранения здоровья.

При различных видах работы я учитываю индивидуальные психофизиологические особенности детей, особенно детей-инвалидов. Использую наглядность в виде схем, таблиц, плакатов, карт, интерактивной доски, которые дополняют словесную характеристику. Для профилактики утомления провожу оздоровительные упражнения в виде физкультминуток и передвижений по классу. При выполнении практических работ и работ по карте, учащиеся свободно подходят друг к другу, перемещаются по классу.

С целью определения психологического состояния на уроке провела наглядное тестирование « Как я чувствую себя на уроке?». Данные, полученные в результате, показали, что 100% учащихся с 5 по 11 классы чувствуют себя на уроках географии спокойно. Тест-портрет состоит из 7 состояний души.

Для уменьшения психологической нагрузки на учащихся провожу уроки-экскурсии, уроки-практикумы и походы, которые дети очень любят. Общение природой целительно для человеческой души. Я учу наслаждаться эстетикой живых деревьев и цветов, наслаждаться лесными и полевыми запахами. Дети долго вспоминают такие походы. Не забываем также о том, что суета, незнание правил поведения в природе могут привести к отрицательным последствиям.

Анкетирование детей об итогах походов показало, что 100% учащихся оценивают их положительно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Стихийные явления в природе: проявления, эффективность защиты. М., 1988 г.

  2. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебнику для 6 класса. М. 2003 г.

  3. Ковалевский Ю.Н. Стихийные бедствия и катастрофа.

Рига, 1986 г. ,

  1. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. М. 2003г.

  2. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Уч. мет. Пособие для учителя 6-9кл.М.2003г.

  3. Журнал « География в школе». 5,2001г.

  4. Журнал « География в школе». 2,2002г.

  5. Журнал «География в школе». 7,2001 г.

  6. Журнал « География в школе». 7,2003г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кукаева Александра Лиджаевна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(66) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "109787"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405028701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства