Просмотр содержимого документа
«"Применение метода интеллект-карт на уроках географии" »
Тема: « Применение метода интеллект-карт
на уроках географии »
Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно эти знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен меняется роль учителя. Учитель - не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира.
Для реализации этой цели на своих уроках существует множество технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал метод составления интеллект - карт.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.
2.«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
- задействовать оба полушария головного мозга;
- повышать работоспособность;
-формировать общеучебные умения и навыки:
- запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы;
- создавать конспекты лекций, докладов, выступлений - писанить доклады, рефераты, научные работы, разрабатывать проекы, презентации;
- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;
- улучшать все виды памяти.
Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчек для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.
Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием метода интеллект-карт позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках географии:
Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем), установление логических связей).
Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности навыков построения интеллект-карт).
Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом; защита интеллект-карты).
Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты).
Мировоззренческие (создание центрального образа, защита интеллект-карты, анализ по сформированности навыков работы по построению интеллект-карт).
Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.
Алгоритм действий при построении интеллект-карты:
Центральный образ
Ассоциации
Группировка ассоциаций
Ключевые слова
Ключевые ветви
Цвет, символы
Логические связи
В современном мире с большим потоком информации в предмете «география» применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся:
1) выбирать,
2) структурировать,
3) запоминать ключевую информацию,
4) воспроизводить её в последующем,
Создание ИК для обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. На уроках географии темы содержат много материла: термины, сведения об образовании компонентов, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися, так как необходимо проследить взаимосвязи. Но с помощью ИК можно запомнить и классифицировать большое количество информации. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи ИК. Например, по теме «Металлургический комплекс» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные этапы образования (пример прилагается);
Применение ИК на уроках позволяет:
Научить учащихся пользоваться атласами, другими источниками информации с целью поиска необходимых значений, взаимосвязей.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
Наиболее эффективные результаты даёт использование ИК при работе с текстом, дополнительным материалом и атласом.
Осуществлять различные способы контроля.
При построении ИК обучающиеся учатся работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания аппонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации.
Считаю, что метод интеллект-карт эффективный и интересный метод обучения на любом уроке.