kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Применение метода интеллект-карт на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода интеллект-карт (ИК) на уроках позволяет:

  • Научить учащихся пользоваться  атласами, другими источниками информации с целью поиска необходимых значений, взаимосвязей.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.
  • Наиболее эффективные результаты даёт использование ИК при работе с текстом, дополнительным материалом и атласом.
  • Осуществлять различные способы контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Применение метода интеллект-карт на уроках географии" »

Тема: « Применение метода интеллект-карт

на уроках географии »


Цель ФГОС второго поколения – воспитание человека нового типа. Человека, не столько обладающего знаниями, но способного самостоятельно эти знания добывать, производить и творчески применять. В современном мире, где доступ к любой информации неограничен меняется роль учителя. Учитель - не транслятор знаний, непререкаемый авторитет, но организатор, руководитель, вдохновитель, советник и даже соратник в непростом деле поиска себя и смысла этого мира.

Для реализации этой цели на своих уроках существует множество технологий, среди них всех ближе и интереснее для меня стал метод составления интеллект - карт.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

1.  «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

2.«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

3.  «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

-формировать общеучебные умения и навыки:

-  запоминать информацию при быстром и полном обзоре темы;

- создавать конспекты лекций, докладов, выступлений -  писанить доклады, рефераты, научные работы, разрабатывать проекы, презентации;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти.

  Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчек для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана  когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.

 Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием метода интеллект-карт позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках географии:

  1. Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем), установление логических связей).

  2. Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности навыков построения интеллект-карт).

  3. Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом; защита интеллект-карты).

  4. Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты).

  5. Мировоззренческие (создание центрального образа, защита интеллект-карты, анализ по сформированности навыков работы по построению интеллект-карт).

    Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.

Алгоритм действий при построении интеллект-карты:

  1. Центральный образ

  2.  Ассоциации

  3. Группировка ассоциаций

  4. Ключевые слова

  5. Ключевые ветви

  6. Цвет, символы

  7. Логические связи 

В современном мире с большим потоком информации в предмете «география» применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся:

 1) выбирать,

2) структурировать,

3) запоминать ключевую информацию,

4) воспроизводить её в последующем,

Создание ИК для обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. На уроках географии темы содержат много материла: термины, сведения об образовании компонентов, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися, так как необходимо проследить взаимосвязи. Но с помощью ИК можно запомнить и классифицировать большое количество информации. У учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и передавать при помощи ИК.  Например, по теме «Металлургический комплекс» можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные этапы образования (пример прилагается);

Применение ИК на уроках позволяет:

  • Научить учащихся пользоваться  атласами, другими источниками информации с целью поиска необходимых значений, взаимосвязей.

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

  • Наиболее эффективные результаты даёт использование ИК при работе с текстом, дополнительным материалом и атласом.

  • Осуществлять различные способы контроля.

При построении ИК обучающиеся учатся работать в микрогруппе, выступать перед аудиторией, задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания аппонентов, аргументировать свое мнение в группе, представлять презентации.

Считаю, что метод интеллект-карт  эффективный и интересный метод обучения на любом уроке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Применение метода интеллект-карт на уроках географии"

Автор: Шамшина Татьяна Валериевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства