Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-технологий в курсе географии.»
Старовойтова Л.Н.
Применение кейс-технологий в курсе географии.
Кейс-технология ‒ это современная образовательная технология, основанная на анализе проблемной ситуации. Кейс-технология сочетает в себе одновременно ролевые игры, проектные методы, и ситуационный анализ.
В первоначальной версии кейс-технология называлась методом кейс-стади. Метод кейс-стади в образовании берет свое начало в 20-х годах прошлого века. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (из английского «case» ‒ случай). Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный набор знаний, которые необходимо изучить при решении этой проблемы. Сама проблема не имеет уникальных решений.
Основная функция кейс-технологии в курсе географии – обучение школьников решению сложных проблем, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Педагогический потенциал кейс-технологии в курсе географии гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Здесь, преподаватель и обучающийся постоянно взаимодействуют друг с другом, выбирая формы поведения, мотивируя свои действия и аргументируя их моральными нормами.
Методологически кейс-технология в курсе географии принципиально отличается от аналогичного содержания обучения, которое не использует кейс-технологии. Это различие проявляется, прежде всего, на уровне применяемых дидактических принципов.
Дидактические принципы кейс-технологий на уроках географии структурируют процесс, определяя систему требований, форм и методов преподавания. Кейс-технология в курсе географии опирается на совокупность определенных дидактических принципов:
индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения. За счет того, что ребята в группах, внутри коллектива школьник обязательно выберет себе подходящую роль – кто будет направлять всех и распределит задания, кто-то займется поиском информации, кто-то анализом карт и диаграмм, ну, а кто-то харизматично презентует работу ;
максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения);
обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи и статистические материалы в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, интернет ресурсы, продукция компаний, деятельность которых анализируется);
не загружать ученика большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;
формирование у ученика умения работать с информацией;
акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика.
Наличие в структуре кейс-технологии споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Однако в этом случае возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно 41 эмоциональным в течение всего процесса обучения на уроке географии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав ученика.
Можно выделить следующие этапы работы ученика (группы) с кейсом в ходе использования кейс-технологии в курсе географии: 1 этап — знакомство с географической ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап — предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные географические проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Деятельность учителя при использовании кейс-технологии в курсе географии включает в себя:
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую 3 этапа:
Первый этап – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
Второй этап – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Третий этап — анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, подводит итоги.
Таким образом, кейс-технологии в курсе географии развивают умение:
- анализировать и устанавливать проблему,
четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс-технологии помогают:
- понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;
выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.
Итак, в качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определяем: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.
Таким образом, кейс-технология в курсе географии не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.