kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение кейс-технологий в курсе географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

птмловимрвшсмлдМРПЫЦАМНГКМРВЛОМТИЛОВСТждвлРМЛпцимл

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-технологий в курсе географии.»

Старовойтова Л.Н.


Применение кейс-технологий в курсе географии.

Кейс-технология ‒ это современная образовательная технология, основанная на анализе проблемной ситуации. Кейс-технология сочетает в себе одновременно ролевые игры, проектные методы, и ситуационный анализ.

В первоначальной версии кейс-технология называлась методом кейс-стади. Метод кейс-стади в образовании берет свое начало в 20-х годах прошлого века. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (из английского «case» ‒ случай). Обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный набор знаний, которые необходимо изучить при решении этой проблемы. Сама проблема не имеет уникальных решений.

Основная функция кейс-технологии в курсе географии – обучение школьников решению сложных проблем, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Педагогический потенциал кейс-технологии в курсе географии гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Здесь, преподаватель и обучающийся постоянно взаимодействуют друг с другом, выбирая формы поведения, мотивируя свои действия и аргументируя их моральными нормами.

Методологически кейс-технология в курсе географии принципиально отличается от аналогичного содержания обучения, которое не использует кейс-технологии. Это различие проявляется, прежде всего, на уровне применяемых дидактических принципов.

Дидактические принципы кейс-технологий на уроках географии структурируют процесс, определяя систему требований, форм и методов преподавания. Кейс-технология в курсе географии опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому ученику, учёт его потребностей и стиля обучения. За счет того, что ребята в группах, внутри коллектива школьник обязательно выберет себе подходящую роль – кто будет направлять всех и распределит задания, кто-то займется поиском информации, кто-то анализом карт и диаграмм, ну, а кто-то харизматично презентует работу ;

  • максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора формы обучения, типа задач и способа их выполнения);

  • обеспечение учеников достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи и статистические материалы в печати, видео-, аудиокассеты и СD - диски, интернет ресурсы, продукция компаний, деятельность которых анализируется);

  • не загружать ученика большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;

  • формирование у ученика умения работать с информацией;

  • акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика.

Наличие в структуре кейс-технологии споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Однако в этом случае возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно 41 эмоциональным в течение всего процесса обучения на уроке географии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав ученика.

Можно выделить следующие этапы работы ученика (группы) с кейсом в ходе использования кейс-технологии в курсе географии: 1 этап — знакомство с географической ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап — предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные географические проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Деятельность учителя при использовании кейс-технологии в курсе географии включает в себя:

  • создание кейса или использование уже имеющегося;

  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую 3 этапа:

Первый этап – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.

Второй этап – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Третий этап — анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, подводит итоги.

Таким образом, кейс-технологии в курсе географии развивают умение:

- анализировать и устанавливать проблему,

 четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,

 общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс-технологии помогают:

- понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;

 выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,

 cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Итак, в качестве особенностей использования кейс-технологий в курсе географии определяем: возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработка навыков простейших обобщений.

Таким образом, кейс-технология в курсе географии не самоцель в работе учителя, а адекватный инструмент формирования компетентностей, выходящих за пределы учебного пространства.








Лямбирь, 2021


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Применение кейс-технологий в курсе географии.

Автор: Старовойтова Людмила Николаевна

Дата: 23.01.2022

Номер свидетельства: 598625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства