Приемы мотивации учащихся на уроках байкаловедения
Приемы мотивации учащихся на уроках байкаловедения
Приемы мотивации учащихся на уроках байкаловедения
Как часто мы клеймим учащихся за их природную леность и отсутствие тяги к знаниям. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний и интересными приемами получения этих знаний. Наиболее эффективным методом мотивации учеников (особенно на ранних этапах) является игра. Дидактические приемы- это способы педагогических действий, локализованные в определенных условиях. Игровые приемы обучения- это педагогические приемы, локализованные в игровой среде. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания байкаловедения. Они могут быть проведены на уроке, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям поведения и организации. Все игры можно проводить как индивидуальные, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Игры способствуют:
• Становлению творческой личности ученика;
• Формированию умений выделять проблемы;
• Развитию познавательного интереса к предмету;
• Оказывают эмоциональное воздействие на учащихся;
• Стимулируют к поиску решений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы мотивации учащихся на уроках байкаловедения »
Приемы мотивации учащихся на уроках байкаловедения
Л.Н. Синтюрина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №10 им. П.А.Пономарева
Как часто мы клеймим учащихся за их природную леность и отсутствие тяги к знаниям. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний и интересными приемами получения этих знаний. Наиболее эффективным методом мотивации учеников (особенно на ранних этапах) является игра. Дидактические приемы- это способы педагогических действий, локализованные в определенных условиях. Игровые приемы обучения- это педагогические приемы, локализованные в игровой среде. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания байкаловедения. Они могут быть проведены на уроке, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям поведения и организации. Все игры можно проводить как индивидуальные, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Игры способствуют:
Становлению творческой личности ученика;
Формированию умений выделять проблемы;
Развитию познавательного интереса к предмету;
Оказывают эмоциональное воздействие на учащихся;
Стимулируют к поиску решений.
В игру вовлекаются даже слабые ученики, проявляя находчивость и сообразительность, а не только знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости помогают детям преодолеть стеснительность и положительно сказываются на результатах обучения. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. В целом, игра повышает активность учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций.
Для успеха обучения педагогу необходимо, прежде всего, управлять вниманием учащихся. В этом плане окажут пользу следующие приемы:
Зашумленная тема. Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать “про себя”, помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию.
Перевертыш. Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими “шифровками”. Повторение и развитие зрительной перцепции.
К играм обучающего характера с творческим подходом можно отнести ребусы, кроссворды, загадки, лото, домино, которые составляют дети как индивидуально, так и в парах. Данные виды творческих задание можно применять при изучении различных тем байкаловедения.
При закреплении изученного материала можно предложить игру «Аукцион», предварительно выполнив творческое задание. Очень удачно проходит игра при изучении темы «Растительный и животный мир» и темы « Заповедники».
«Крестики–нолики»- игровой прием , основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку, нужно ответить на вопрос учителя или команды- соперника. Этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обычному, но проходит гораздо интереснее. Данная игра может применятся при изучении самых разных тем.
При изучении темы «Национальные парки» уместна игра «Почта». Необходимо почтальону (ученику) доставить информацию адресату (по конвертам разложить информацию).
Игра дает результат только тогда, когда учащиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность.
Игра «10 шагов»:
назвать на каждый шаг 10 островов на Байкале
назвать на каждый шаг 10 заливов (бухт)
назвать на каждый шаг 10 мысов
назвать на каждый шаг 10 памятников природы
Игра: «Диктант в ладоши». Предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Диктую названия фауны степей и тайги вокруг озера Байкал. Дети должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову обитателей тайги: лось, кабан, глухарь, суслик, лиса, горностай, соболь, полевка, кедровка, хомяк».
Можно попросить детей при названии обитателей зоны степей топать нога
Для класса, с которым педагог установил особенно хорошие отношения, можно предложить детям придумать аналогичные задания самим.
Занимает 1–2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей. Простор для фантазии. Чтобы пофантазировать попутешествовать предлагаю игру «Продолжение в номере». Ведущий начинает рассказ фразой. Затем ведущий, останавливаясь, говорит, например, «Продолжение в номере 3» (продолжает 3 участник игры), дальше – «Продолжение в номере 5» и т.д., пока рассказ не будет закончен. Рассказ может быть посвящен теме «Мой любимый уголок на Байкале», «Мое путешествие по озеру Байкал», «Мои открытия об озере Байкал» и т.д..
Байкаловедение –это не просто наука о Байкале. На уроках учим увидеть необычное и красивое в объектах озера, для этого играем в игру – эпитетов. «Игра в мяч»(вода в озере, озеро, погода на Байкале – какая, какое).Называем слово «озеро» придумайте прилагательные к этому слову и т. д.
Игра «КАПИТАН» помогает интересно работать с картой.Предлагаются вопросы на знание расположенности объектов относительно друг друга. Повернувшись к карте, отправляетесь в путешествие от Северобайкальска до Листвянки, предварительно поработав с картой. Повернувшись к карте спиной, ученик должен по памяти назвать, как он будет плыть, мимо каких объектов и в каком направлении.
Физкультурная минута.Учитель (обязательно неожиданно) останавливает урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)
“Полный штиль!” – руки без движения;
“Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;
“Волны сильнее!” – движение более сильное;
“Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;
Одной из самых любимых игр является игра «Пантомима» не только тем, что эмоционально окрашивает, но и заставляет вспомнить особенности какого-либо понятия: например: эхолот, землетрясение, эндемик, оледенение, байкальский ветер, красная книга и т.д.
В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования, а значит есть и усилие воли, настойчивость, внимание.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли!