Просмотр содержимого документа
«Презентация "Мастер-класс. Технология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС"»
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Бернард Шоу
IV педагогическая ярмарка
«Успешный учитель – Успешная школа – Успешный выпускник»
СМО «Общественно-научные предметы»
Мастер классТехнология системно-деятельностного подхода на уроках географии в условиях ФГОС
Выполнила работу:
Акакиева М.Д., учитель географии первой квалификационной категории МБОУ СУГ
ФГОС пункт 7:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
Целью деятельностного подхода: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Позиция учителя: «?»
Позиция ученика: за познание мира
Прием
«Фруктовый сад»
Прием
«Стартовая диагностика»
Впишите недостающий тип урока
Урок открытия нового знания
Урок закрепления
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля
Комбинированный
Впишите необходимый структурный элемент урока
Орг. Момент
Проверка домашнего задания
Постановка цели урока
Изучение нового материала
Закрепление
Подведение итогов урока
Уроки какого типа преобладают в образовательном процессе в целом?
Открытия нового знания (ОНЗ)
Дополните классификацию уроков по технологии деятельностного метода
Урок открытия нового знания
Урок рефлексии
урок развивающего контроля
Урок продуктивного обобщения
Цель нашего занятия : выявление аспектов типов уроков в СДП и их структура
Проект выхода из создавшегося затруднения :
изучение теории;
практикум по исследуемой проблеме.
Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений ( на стадии рефлексии вносим изменения ) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-П-Х» («знаю –повторить - хочу узнать») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приём «Задом наперёд»
Приём «Выбор цели по маршруту»
Приём «З-П-Х»
Раздел «План и карта».
Примеры заданий:
1.Изобразите условные знаки – колодец, хвойное дерево, луг и т.д.
2.Постройте квадрат со сторонами 5м в масштабе - в 1 см 1 м.
3.Определите координаты г. Якутск
Знаю
Повторить
1
Хочу узнать
2, 3
Цель нашего занятия : выявление аспектов типов уроков в СДП и их структура.
Проект выхода из создавшегося затруднения :
изучение теории;
практикум по исследуемой проблеме .
Выделяют четыре типа уроков :
Уроки «открытия» нового знания
Уроки рефлексии
Уроки развивающего контроля
Урок продуктивного обобщения
Урок открытия новых знаний (этапы)
1. Самоопределение к деятельности
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» ( заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда )
Приём«Лови ошибку»
«Россия – самая большая страна в мире, ее площадь составляет 10 млн. кв. км. Ее омывают воды 4 океанов. Самое большое количество морей, омывающих Россию, принадлежит Тихому океану. На Кавказе и Дальнем Востоке есть действующие вулканы. Самая высокая вершина в России – гора Белуха на Алтае. Россия небогата полезными ископаемыми. Большая часть ее территории расположена в субарктическом климатическом поясе.
« Фишбоун» что в переводе с английского означает рыбий скелет.
Голова рыбки – вопрос или главное понятие темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод или ответ на вопрос. Все записи должны быть краткими, представлять собой ключевое слово или фразу, отражающие суть.
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Что можно применять?
Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
“ Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
“ Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
Светофор.
Рефлексия содержания учебного материала:
Прием «Кластер»
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Прием «Синквейн»
Прием «Самооценка»
Прием «Ромашка Блума»
Прием «Плюс-минус-интересно»
Рефлексия деятельности:
Прием «Лесенка успеха»
Прием «Дерево успеха» и т.д.
Прием «Плюс-минус-интересно»
Цель: подведение итогов урока.
В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.