kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум по физической географии России. 8 класс. Общая часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для учащихся 8 классов и направлено на развитие навыков самостоятельной работы.Пособие представляет собой систему практических работ по географии России. Все практические работы оформлены в едином стиле. В пособии приняты условные знаки, которые помогают ориентироваться при выполнении работ. Для помощи в самостоятельном освоении темы предусмотрен дополнительный справочный материал. В пособии используется и национально-региональный компонент, что повышает познавательный интерес обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по физической географии России. 8 класс. Общая часть.»

Практикум по физической географии России,

8 класс

Общая часть

Шутилина Оксана Федоровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Шумерли Чувашской Республики


Оглавление

Предисловие

3

1. Система практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

4

2. Виды практических работ

5

3. Практические работы:


3.1 Географическое положение России

9

3.2 Определение разницы во времени отдельных территорий России

11

3.3 Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами на примере конкретных территорий

14

3.4 Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.

16

3.5 Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.

18

3.6 Составление характеристики одной из рек России

20

3.7 Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.

22

3.8 Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

23

3.9 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использованиями.

25

3.10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

27

3.11 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах

28

Список рекомендуемой литературы для учащихся

31

Список рекомендуемой литературы для учителя

32





Предисловие


Данное пособие предназначено для учащихся 8 классов и направлено на развитие навыков самостоятельной работы.

Задания пособия составлены на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

Пособие представляет собой систему практических работ по географии России. Все практические работы оформлены в едином стиле. В пособии приняты условные знаки, которые помогают ориентироваться при выполнении работ. Для помощи в самостоятельном освоении темы предусмотрен дополнительный справочный материал. В пособии используется и национально-региональный компонент, что повышает познавательный интерес обучающихся.

Пособие содержит критерии оценки качества выполнения практических работ и требования к работе в контурных картах (открытость системы оценивания).

Разработанные в данном пособии практические работы может использовать и учитель в своей практике. Практические работы чаще выполняются в парах, но если уровень обученности обучающегося высокий, возможна индивидуализация образовательного процесса. В каждой работе представлены примеры заданий в форме ЕГЭ, что позволяет уже с восьмого класса начать подготовку к итоговой аттестации.

Работа по совершенствованию предложенного пособия будет продолжена, и я приму к сведению замечания и конструктивную критику учителей, и особенно ценными для меня будут предложения самих учеников.


1. Система практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Согласно проекту стандартов второго поколения содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умений организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике. Изучение естественно-научных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности – природной, социальной среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, производить анализ и обработку информации.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.

Известно, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое развитие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни.

Приоритетом обучения должно стать не усвоение обучающимися определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать их с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. Этому способствуют и практические работы по физической географии России.

В 8-м классе учащимся предстоит продолжить изучение географии. За предыдущий двухлетний период обучения им стали известны почти все основные физико-географические понятия и закономерности. У восьмиклассников есть большой объем фактических знаний и представлений о Земле и ее регионах. В 6-м и 7-м классах ученики работали почти со всеми общегеографическими и тематическими картами, которые отличаются от тех, что будут использоваться в 8-м классе, в большей степени охватом территории и проекциями, но не собственно способами передачи содержания. Этот капитал знаний и умений необходимо использовать, именно его наличие является условием успешной реализации комплексного подхода к изучению географии России.

2. Виды практических работ

Многообразие практических работ порождает потребность в их классификации. Одним из наиболее популярных оснований классификации является уровень познавательной самостоятельности учащихся:

• репродуктивный, т.е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;

• частично-поисковый, т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько измененными условиями;

• творческий.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3—5 человек и в больших группах, практические работы на местности.

По продолжительности времени на их выполнение.

По источнику информации.

Практические работы могут выполняться:

• без использования источника информации (В этом случае ученик использует лишь собственные знания и умения, например, формулирует определения понятий, составляет описания или характеристики объектов и явлений, опираясь на представления памяти, собственные наблюдения и опыт.);

• на основе одного источника, например, географической карты или текста;

• на основе нескольких источников.

Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы; статистические материалы; натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии. Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы, розы ветров.

Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.

Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.

По форме представления результата практической работы:

• Текстовые работы.

• Картографические работы.

• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.

• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.

• Фотографии, видеоматериалы.

• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты.

По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.


Цель: «Формирование у обучающихся самостоятельности, в процессе выполнения практических работ на уроках по физической географии России»


Задачи:

  • Сократить разрыв между теоретическими знаниями по географии и фактическими умениями по применению их в новой учебной ситуации или практике;

  • Научить учащихся применять, углублять, развивать теоретические знания в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков;

  • Готовить учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями;

  • Использовать практические работы для проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отраженными в программе;

  • Активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.


УМК: География России. Природа. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, М.: Дрофа, 2016г.

Атлас. Физическая география России. 8 класс. Издательство Дрофа


Условные знаки:



проблемный вопрос



региональный компонент практической работы


*


дополнительные задания, в том числе вопросы

по материалам единого государственного экзамена



работа с контурной картой



источники географической информации

!


справочный материал




Практическая работа №1

Тема: Географическое положение России


Цель работы: Определить основные черты географического положения России, уметь сравнивать площадь России и Чувашии с другими географическими объектами

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая

  • Климатическая

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • таблица на форзаце учебника «Площади отдельных материков и крупнейших стран Земли»

  • рис. №1 стр. 7

Ход работы:

  1. На каком материке, в какой части расположена Россия?

  2. Определите, с какими планетарными объектами можно сравнить площадь России (Таблица 1)

  3. Сравните ее площадь с площадью других стран (Таблица 2).

  4. * Вычислите, во сколько раз территория России больше Китая – самого большого государства Зарубежной Азии.


Таблица 1.

Площадь материков


Материк

Площадь, млн. кв. км.

Евразия

54

Африка

30,3

Северная Америка

24,2

Южная Америка

18,2

Антарктида

14

Австралия

9


Таблица 2.

Площади крупнейших государств мира


Государство

Площадь, млн. кв. км.

Россия

17,1

Канада

9,98

Китай

9,56

США

9,36

Бразилия

8,51

Австралия

7,59


  1. Расскажите о площади Чувашской Республики

  2. В каких климатических поясах расположена Россия?

  3. Что такое «Российский сектор Арктики?

  4. *Определите регион России по его краткому описанию. Этот край имеет приморское географическое положение. Южная граница края совпадает с государственной границей России. К богатствам края относятся рекреационные ресурсы: морское побережье, живописные высокогорные ландшафты, целебные минеральные источники; агроклиматические ресурсы: на равнинной части расположены плодородные черноземы, которые в сочетании с теплым климатом способствуют развитию сельского хозяйства – одной из главных отраслей экономики края. Здесь выращивают пшеницу (более 10% общероссийского производства), кукурузу, рис, виноград, цитрусовые культуры. Сельские поселения в крае называются станицами.

Ответ:______ край

  1. *С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

1) Молдавия 2) Туркмения 3) Финляндия 4) Армения


На контурной карте России:


    • Красным цветом обозначьте государственную границу России;

    • Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты;

    • Определите протяжённость России с севера на юг по 1000 в.д. и с запада на восток по 600 с.ш. (до залива Шелихова);

    • Подпишите названия приграничных с Россией государств и их столицы;

    • Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);

    • Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза)

    • Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.


Памятка №1.


Правила работы на контурной карте.

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу подпиши название будущей карты (например «Географическое положение России»)

2. Все надписи выполни с начало карандашом: мелко, четко, красиво, печатными буквами. Проверь. Выполни чернилами соответствующего цвета.

Названия рек и гор располагают соответственно вдоль рек и хребтов, названия низменностей – по параллелям.

Если название географического объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а в условных знаках карты пишут, что обозначает данная цифра.

3. Раскрашивают карту цветными карандашами.

4. По необходимости заполни легенду карты.



Практическая работа № 2

Тема: Определение разницы во времени отдельных территорий России


Цель работы: научиться решать задачи по теме «часовые пояса»

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • карта «Часовые пояса»

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • рис. 9 «Часовые пояса мира и России» стр.22

! Поясное время - это время в границах одного часового пояса.

Местное время - это время на одном меридиане.

Декретное время – перевод поясного времени на один час вперед.

Летнее время - перевод стрелки часов на один час вперед по сравнению с поясным и

декретным временем.

Линия перемены дат - 180 меридиан, начало новых суток. Пересекая, эту линию, мы попадаем из одних суток в другие.

Ход работы:

Вариант 1

  1. Можно ли получить телеграмму сегодня, посланную завтра?

  2. Что такое «часовой пояс»?

  3. Насколько отличается время в соседних часовых поясах?

  4. Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 14 часов?

  5. Насколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Чебоксары?

  6. Определите местное время на меридиане 170◦ в.д., если в этот момент на меридиане 30 в.д. 10 часов.

  7. Местное время населенного пункта отличается от московского на 4 часа. В каком часовом поясе находится

  8. этот населенный пункт?

  9. На какое время, и в каком направлении надо перевести стрелки часов при пересечении линии перемены дат с запада на восток?

  10. * Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?

  11. * Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве (II часовой пояс) самолет, вылетевший из Красноярска (VI часовой пояс) в 17 часов по времени Красноярска. Расчетное время полета составляет 4 часа. Ответ запишите цифрами.



Вариант 2

  1. Сколько раз можно встретить Новый год в нашей стране?

  2. Сколько часовых поясов на территории России, и в каком часовом поясе расположена Чувашская Республика?

  3. Где расположена линия перемены дат?

  4. Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 16 часов?

  5. Насколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Петропавловска-Камчатского в Чебоксары?

  6. Определите местное время на меридиане 130◦в.д., если в этот момент на меридиане 60◦в.д. 11 часов.

  7. Местное время населенного пункта отличается от московского на 2 часа. В каком часовом поясе находится этот населенный пункт?

  8. На какое время, и в каком направлении надо перевести стрелки часов при пересечении линии перемены дат с востока на запад?

  9. *Теплоход, отплывший из Сан-Франциско (США) в четверг 18 сентября, прибыл во Магадан ровно через 12 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл во Магадан?

  10. *Самолет вылетел из Читы (VΙΙΙ часовой пояс) в Мурманск (ΙΙ часовой пояс) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлиться? Ответ запишите цифрами.

Памятка №2

Для определения местного времени необходимо:


    • Определить меридиан пункта, время которого нам известно;

    • Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;

    • Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;

    • Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты;

    • Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку от пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.


Практическая работа № 3

Тема: Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами на примере конкретных территорий

Цель работы: Научиться выявлять причинно-следственные связи между внутренним строением территории, рельефом и полезными ископаемыми

! Платформы – древнейшие, относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.

Плиты – это молодая платформа.

Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность.

Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья) и горы.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.


Ход работы:

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

    • Физическая карта

    • Тектоника и минеральные ресурсы

  1. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • текст параграфа № 7, 8 «Минеральные ресурсы России»

заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов по вариантам:


Географический объект

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Вывод


I вариант

Русская равнина





Хибины





Сихотэ-Алинь





II вариант

Алданское нагорье





Западно-Сибирская равнина





Большой Кавказ





1. *Какая из перечисленных горных пород является метаморфической по происхождению?

1) песчаник 2) туф 3) известняк 4) мрамор

Нанесение на контурную карту важнейших форм рельефа России.

Ход работы:

Используя физическую карту атласа, подпишите на контурной карте России следующие объекты:


Горы

Равнины, возвышенности, низменности

Плоскогорья, нагорья, хребты, плато

Кавказ

Восточно-Европейская

Среднесибирское

Уральские

Среднерусская

Становое

Алтай

Приволжская

Черского

Хибины

Северные Увалы

Верхоянский

Сихотэ-Алинь

Валдайская

Яблоновый

Саяны

Северо-Сибирская

Становой

Бырранга

Прикаспийская

Путорано


Западно-Сибирская

Анабарское



Алданское



Срединный


  • красными точками обозначьте и подпишите наивысшую точку России - г. Эльбрус и низшую точку - урез воды Каспийского моря; красным цветом обозначьте их абсолютную высоту.


Практическая работа № 4

Тема: Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России.

Цель: Научится определять основные характеристики климата и анализировать полученные результаты

Образовательные задачи:

  1. Применение новых теоретических знаний при решении практических задач;

  2. Формирование умений работать с различными типами климатических карт;

  3. Установить причины отличия климатических условий данных территорий

! Солнечная радиация - излучение солнцем тепла и света.

Суммарная радиация - общее количество солнечной энергии, достигающей

поверхности Земли.

Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при

данных атмосферных условиях.

Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда,

растительности, почвы.

Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к испаряемости на этот же период.

К = О/ И.

К = 1 увлажнение достаточное

К 1 увлажнение избыточное

К


1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Климатическая карта

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • Суммарная радиация (рис. 30, стр.59)

  • Средняя температура января (рис. 35, стр. 65)

  • Средняя температура июля (рис. 36 стр. 66)

  • Годовое количество осадков (рис. 37 стр. 67)

  • Испарение и испаряемость (рис. 38 стр. 68)

  • Агроклиматические ресурсы (рис. 39 стр. 74)


Ход работы:

    1. На основании анализа климатических карт атласа и учебника, климатограмм учащиеся самостоятельно выявляют главные черты климата определенных территорий и заполняют таблицу.


Сравниваемые

территории

Суммарная солнечная радиация

ккал/см2


Средняя

температура

Среднегодовое количество

осадков

Испаряемость

Коэффициент увлажнения

Оценка климатических условий

Тип климата


июля


января

I вариант

Петрозаводск









Нижний Новгород









Иркутск









Южно-Сахалинск









II вариант

Мурманск









Чебоксары









Якутск









Астрахань










  1. Сравните полученные результаты и выясните причины отличий в климатических условиях и увлажненности районов данных городов.

  2. По карте растительности в атласе определите, в какой природной зоне находится каждый город, объясните причину различий.


Практическая работа № 5

Тема: Оценка основных климатических показателей одной из территорий страны для жизни и хозяйственной деятельности её населения.


Цель работы: используя различные источники знаний научиться давать оценку хозяйственной деятельности населения на основе анализа основных климатических показателей

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Климатическая карта

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • Суммарная радиация (рис. 30, стр.59)

  • Средняя температура января (рис. 35, стр. 65)

  • Средняя температура июля (рис. 36 стр. 66)

  • Годовое количество осадков (рис. 37 стр. 67)

  • Испарение и испаряемость (рис. 38 стр. 68)

  • Агроклиматические ресурсы (рис. 39 стр. 74)

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану:

  1. В какой части России находится описываемый регион?

  2. В каком климатическом поясе, и в какой климатической области расположен данный регион?

  3. Основные климатические показатели данной территории:

    1. - средняя температура января и июля;

    2. - годовое количество осадков и их сезонность;

    3. - коэффициент увлажнения.

  4. Область атмосферы (циклон, антициклон).

  5. Неблагоприятные климатические явления, характерные для данной территории

  6. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека

Вариант 1. Полуостров Таймыр

Вариант 2. Чувашская Республика

Вариант 3. Калмыкия

Вариант 4. Сахалин

Вариант 5. Краснодарский край

Практическая работа № 6

Тема: Составление характеристики одной из рек России

Цель: Используя разные тематические карты дать характеристику одной из рек России и дать оценку использования рек человеком

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая карта

  • Климатическая карта

  • Федеративное устройство

  • Карта растительности

  • Природные зоны

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • Типы водного режима рек (рис. 44, стр.82)

  • Замерзание и вскрытие рек (рис. 45, стр. 83)

  • Многолетний сток рек (рис. 47 стр. 84)

! Режим реки – закономерное изменение состояния реки во времени: половодье, межень, паводок, ледостав, ледоход.

Типы водного режима рек: - реки с весенним половодьем;

- реки с летним половодьем;

- реки с паводковым режимом.

Межень - самый низкий уровень воды в реке.

Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.

Годовой сток – это количество воды, протекающее в речном русле за год.

Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине.

У = П : Дл. (единица измерения см/км)

Падение реки – превышение истока реки над устьем.

П = И-У (единица измерения м)

Питание рек: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое, смешанное.


План характеристики реки:


  1. Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по территории каких субъектов России протекает река);

  2. Местонахождение истока реки;

  3. Местонахождение устья реки и его вид;

  4. К бассейну, какого океана или внутреннего стока относится река;

  5. Площадь бассейна, длина реки;

  6. Падение и уклон реки;

  7. Величина годового стока;

  8. Питание и режим реки;

  9. Крупнейшие левые и правые притоки;

  10. В каких природных зонах протекает река

  11. Крупнейшие города на берегах реки;

  12. Использование реки человеком в настоящее время;

  13. Возможности использования реки в будущем;

  14. Проблемы реки и пути их решения.


Вариант 1. Енисей. 

Вариант 2. Волга.

Вариант 3. Амур.

* Установите соответствие между рекой и ее расположением на карте, обозначенным цифрой.

РЕКА РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ


Река

Расположение на карте

A) Дон

1) 1

Б) Амур

2) 2

В) Лена

3) 3


4) 4


Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

Ответ:

А

Б

В




Практическая работа № 7

Тема: Обозначение на контурной карте крупнейших рек, озёр России и бассейнов океанов.


 

Ход работы: Используя карты атласа, на контурной карте России 1) обозначьте государственную границу России;


2. Подпишите названия

крупнейших рек России

крупнейших озёр России

1. Амур

1. Байкал

2. Шилку

2. Братское водохранилище

3. Аргунь

3. Вилюйское водохранилище

4. Зею

4. Красноярское водохранилище

5. Уссури

5. Ладожское

6. Волгу

6. Онежское

7. Оку

7. Рыбинское водохранилище

8. Каму

8. Таймыр;

9. Днепр

9. Ханка

10. Дон

10. Цимлянское водохранилище

11. Енисей

11. Чаны

12. Ангару

12. Чудское

13. Нижнюю Тунгуску

13 Чебоксарское водохранилище

14. Подкаменную Тунгуску


15. Индигирку


16. Камчатку


17. Колыму


18. Кубань


19. Лену


20. Вилюй


21. Алдан


22. Неву


23. Обь


24. Иртыш


25. Печору


26. Северную Двину


27. Терек


28. Урал





Практическая работа № 8

Тема: Объяснение закономерностей размещения различных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Цель: Установить зависимость между водами суши, климатом и рельефом.

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая карта

  • Климатическая карта

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • Типы водного режима рек (рис. 44, стр.82)

  • Замерзание и вскрытие рек (рис. 45, стр. 83)

! Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении.

Подземная вода – вода, находящаяся в земной коре.

Озеро – замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном

углублении.

Ледник – многолетнее скопление льда на суше.

Болото – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не

оттаивающий в течение долгого времени.

Наводнения – это затопление обширных участков территории вместе с населенными

пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Сели – бурные грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при

интенсивном снеготаянии.

Оползни - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают в каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения равновесия пород.


Ход работы:


Задание 1. Сопоставьте воды суши и опасные природные явления, связанные с ними. Выделите районы их распространения на территории страны.


Воды суши:

Опасные природные явления:

Районы распространения:

Реки

Наводнения

Районы Кавказа

Озера

Засухи

Реки Северного стока

Болота

Ливни

Горы Южной Сибири

Ледники

Снегопады

Реки Дальнего Востока

Многолетняя мерзлота

Сели

Западно-Сибирская равнина

Подземные воды

Лавины

Северо-запад Русской равнины


Наледи

Бассейн Амура


Гололед

Васюганье


Оползни

Алтай



Восточная Сибирь



Камчатка



Северный Урал


Данные занесите в таблицу:

Воды суши

Опасные природные явления

Районы распространения










Сделайте вывод:


Задание 2. Предложите меры борьбы со стихийными природными явлениями.


Практическая работа № 9

Тема: Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использованиями.

Цель: Узнать о типах почв Чувашской Республики и особенностях использования человеком

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая

  • Почвенная

2. Учебник Е.А. Арчиков, З.А. Трифонова. География Чувашской Республики

  • Типы почв (рис. 14, стр.50)

  • Почвы Чувашии (рис. 15, стр. 53)

  • Соотношение основных типов почв в Чувашской Республике (рис. 16, стр. 54)

  • Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью

! Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата, рельефа.

Типы почв - подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.


Ход работы:

Задание 1. Используя карты учебника «География Чувашской Республики» дайте характеристику почв Чувашии.

Заполните таблицу:

Чувашская Республика

Тип почвы

Свойства почвы


Содержание гумуса

Использование почв

в сельском хозяйстве

Северная часть





Центральная часть





Южная часть





Сделайте вывод:

      • как изменяются основные виды почв с севера на юг;

      • как изменяется плодородие почв;

      • зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы;

      • какие почвы встречаются на школьном участке вашей школы;

      • почему Чувашию называют «страной оврагов»


Практическая работа № 10

Тема: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Цель: Доказать зависимость растительного и животного мира от других компонентов природы.

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая

  • Климатическая

  • Карта растительности

  • Почвенная

2. Учебник И.И. Бариновой география: природа России

  • Типичные представители древесной растительности России (рис. 60, стр.108)

  • Типичные представители животного мира России (рис. 61, стр.110)

! Компоненты природы: растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные ископаемые, человек, почвы,

Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.

Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного уровня (с отдельными элементами рельефа).

Изменения природного комплекса регионального уровня связаны с тектоническими движениями, солнечной радиацией. Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с взаимопроникновением оболочек Земли.

Все природные комплексы изменяются под влиянием деятельности человека.


Ход работы:

Задание 1. Составьте прогноз изменения растительного и животного мира при изменении компонентов природы. Заполните таблицу:


Природный комплекс

Характеристика компонентов природы

Начальное состояние растительного и животного мира

Изменение других компонентов природы

Состояние растительного и животного мира

после изменения








Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.


Практическая работа № 11

Тема: Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах


Цель: Установить взаимосвязь компонентов природы в различных природных зонах.

1. Мелкомасштабные карты атласа для 8 класса:

  • Физическая

  • Климатическая

  • Карта растительности

  • Почвенная

  • Природные зоны России

Ход работы:

! Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.


Задание 1. Используя карты атласа, установите взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах. Результаты работы зафиксируйте в форме схемы:


Пример: Зависимость между компонентами природы в зоне тундры


Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов природы в пределах одной природной зоны.


*Какое соответствие «природная зона – тип почвы, характерный для нее»

является верным?

1) тайга – бурые лесные

2) широколиственные леса – красноземы

3) пустыни – каштановые

4) степи – черноземы


Список рекомендуемой литературы для учащихся


  1. Е.А. Арчиков, З.А. Трифонова. География Чувашской Республики: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во

  2. География России. Природа. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Книга Практические работы по географии VI-X классы - Н.С. Румынина, Н.С. Сапроненкова

  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва, 2007.

  5. Сиротин В.И.Самостоятельные и практические работы по географии. Москва. Дрофа,1991.

  6. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: метод, пособие / под ред. О. А. Климановой, А. С. Наумова. - М: Дрофа, 2002.
  7. Студенцов, Н, Н., Файбусович, Э. Л., Легенькая, Е. Ф., Пивоварова, Г. П. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. Изд-во Саратовского ун-та, 1973.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. - М.: Аванта+, 1999.
  9. Подборка журналов «Вокруг света»;

Список рекомендуемой литературы и ЦОР для учителя


  1. Душина, И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие /И.В. Душина. – М.: «Астрель», 2004. – 203 с.

  2. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теорет.-эксперим. исслед. /П. И. Пидкасистый. – М.:Педагогика, 1980. –240с.

  3. Пятунин В.Б., Проверка и оценка результатов обучения географии. – М.: «Астрель», 2003, С.190.

  4. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С., Практические работы по географии. 6-10 классы. – М.: 2001

  5. Сиротин В.И., Практические и самостоятельные работы по географии. – М.: «Аркти», 1998..

  6. Сиротин В.И., Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003,С. 253.

  7. Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: Автореферат кандидата педагогических наук /М. А. Федорова. – Белгород, 2002. – 21с.

  8. http://geosfera.ucoz.org/index/prakticheskie_raboty_8_klass/0-54 - справочник по географии

  9. http://geo.1september.ru/2007/20/27.htm - О.В. Крылова Система практических работ по географии в 6–10 классах. Лекция Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе

  10. http://groups.google.com/group/vmoug/browse_thread/thread/7da282365201f254 - Крылов А.И. Методические рекомендации "О проведении практических работ по географии" методической лаборатории географии Московского института открытого образования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Практикум по физической географии России. 8 класс. Общая часть.

Автор: Шутилина Оксана Федоровна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381607


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства