kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение мотивации к изучению географии через систему внеклассных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены примеры внеклассных заданий и кружков. участвуя в которых обучающиеся мотивируются на занятие географией.В работе множество интересных ребусов, кроссвордов, географических викторин. Обучающиеся учатся создавать географическую газету. стенды. Организуются походы и экскурсии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации к изучению географии через систему внеклассных занятий »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"ДУБРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"









ОПЫТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: "ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ"





Выполнила: Учитель географии

Артюх Лариса Анатольевна







2015 г.



Содержание:

1.Введение 3 стр.

2.Внеурочная работа по географии 4-12 стр.

2.1.Задачи и содержание 4-7 стр.

2.2.Из истории развития внеурочной работы 7-8 стр.

2.3.Формы и методы 9-11 стр.

2.4.Значение внеурочной работы 11 - 12 стр.

  1. Использование различных форм и методов во внеурочной

работе по географии 12-25 стр.

3.1.Внеклассное чтение 12- 13 стр.

3.2.Конференции и вечера……………………………….. 13-16 стр.

3.3.Выпуск стенных газет и журналов 16-19 стр.

    1. Экскурсии и походы ……………….. 19-21 стр.

3.5.Кружок - основная форма внеурочной работы…….21-22 стр.

3.6.Школьный музей……………………………………… 22-23 стр.

3.7.Неделя географии в школе…………………………... 23 -24 стр.

3.8.Географические олимпиады…………………………..24-25 стр.

  1. Заключение…………………………………………... 25 -26 стр.

Приложения…………………………………………….. 27 -37 стр.

Литература 38 стр.



1. Введение

Для подготовки качества выпускников школы необходимо использовать все возможности внеурочной работы, а также тесно сочетать урочную и внеурочную работу. Об этом говорит то, что в последнее время эта работа способствует решению актуальных задач: развивать у учащихся взгляды на взаимодействие природы и общества; способствовать сплочению теоретических знаний с практикой; формировать профессиональные интересы и направленность школьников; развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету географии в целом.

Именно учителям географии принадлежит эта роль в полном объеме, так как они являются организаторами туристской и краеведческой работы, вдохновляют и возглавляют работу по сбору материалов для школьных музеев, организуют выезды детей на экскурсии и походы в природу. Специфика этой работы заключается в том, что именно она дает человеку наиболее полное представление о мире, помогает познать окружающий мир, помогает ребятам лучше узнать природу нашей Родины, научиться любить Родину, разумно использовать богатства родной земли, научиться ценить и беречь богатства Родины.

Внеурочная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах, основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеурочное время. Участие школьников в этой работе должно быть добровольным, направляться учителем и способствовать углублению знаний по предмету.







2. Внеклассная работа по географии

2.1. Задачи и содержание

Образовательные и воспитательные задачи внеурочной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Одна из задач внеурочной работы заключается в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.

Еще одна немаловажная задача внеурочной работы - это усиление интереса учащихся к географической науке, путем экскурсий в природу или на предприятие, путем знакомства с важнейшими достижениями науки и т.д.

Внеурочная работа тесно связана с урочной, поэтому еще одна задача - это восполнение пробелов в урочной работе. Поэтому она должна идти в русле тех вопросов, которые рассматриваются в школьном курсе географии. Но и не забывать использовать внепрограммные вопросы, которые вызывают у учащихся большой интерес.

Основой всех задач внеурочной работы является следующее: выявление природных богатств, изучение своего края путем коллекционирования, анализа собранных материалов, наблюдения, описания, фотографирования, зарисовки, пропагандирования знаний о родном крае.

Внеурочная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. Большое внимание уделяется изучению своей Родины.

В содержании можно выделить два основных направления:

углубление основных вопросов школьного курса географии, который вызывает большой интерес у школьников;

формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при работе с приборами, а также с ПК.

Хочу отметить, что и в первом и во втором направлениях широко используется краеведческий материал, школьники учатся самостоятельно добывать знания и применять и на практике.

Рассмотрим первое направление и выделим вопросы, которые рассматриваются более углубленно:

  • история развития природы Земли;

  • история развития Мирового океана;

  • стихийные природные явления и меры борьбы с ними;

  • охрана природы в нашей стране (крае, области);

  • природные комплексы страны (края) и возможности их рационального использования;

  • особенности растительного и животного мира своей местности;

  • взаимодействие природы и человека (на примере своего края или страны в целом);

  • история взаимодействия природы и общества на разных этапах развития общества;

  • занимательные географические вопросы и т.д.

Теперь, рассмотрев второе направление, можно сказать, что в нем особое внимание уделяется "методам географических исследований, формированию умений работать с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой и др.). Все это не только положительно влияет на географическую подготовку, но и развивает мышление, самостоятельность, творческую активность". (См.: И.И.Баринова. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988 - 157 е.).

Большая роль во внеурочной работе отводится межпредметным связям с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой. Использование межпредметных связей позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, повышает качество мероприятий, позволяет усилить их воспитательную роль. При этом необходимоучитывать возрастные особенности школьников, их интересы, а также подготовленность учителя.

Самостоятельная работа учащихся на внеурочных занятиях не должна превратить ее в продолжение урока. Поэтому надо продумывать и заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий. Именно содержание во многом определяет формы организации и проведение внеурочной работы - лектории и кинолектории, рассказы учителя и рефераты учащихся, работа на местности, работа с картографическим материалом и литературными источниками и т.д.

Очень важно учитывать и возрастные особенности учащихся, т.к. младшие школьники стремятся быстрее увидеть конечный результат, не умея достаточно долго сосредоточиться на каком-либо виде деятельности. Здесь учителю следует чаще контролировать, управлять ими. А старшие школьники такого контроля не требуют, т.к. уже владеют приемами работы и к конечному результату могут подойти самостоятельно. Они нуждаются в четком определении задачи.

Кроме учета возрастных особенностей при выборе содержания необходимо соблюдать краеведческую и экологическую направленность внеурочной работы.

Экологическая направленность внеурочной работы по географии заключается в формировании ответственного отношения учащихся к природе, в формировании элементарных навыков поведения в природе, в умении оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.

А краеведческая направленность внеурочной работы связана с изучением природы, хозяйства, населения своего края.

Кроме того, во внеурочной работе следует учитывать и современную направленность, которая заключается в отражении в работе всего нового: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики, и умение ориентироваться в потоке новейшей информации.

Во внеурочной работе должны сочетаться педагогическое руководство и добровольность учащихся, системность и непрерывное развитие внеурочнойработы. Развитие внеурочной работы по географии требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм занятий к более сложным. Во многом успех внеурочной работы зависит от того, удалось ли учителю организовать работу так, чтобы в памяти учащихся остались не отдельные моменты, а целая цепь мероприятий и событий, связанных между собой и проведенные в закономерной последовательности.

Соблюдение всего вышесказанного способствует созданию системы внеурочной работы, которую можно разделить на три уровня:

  • уровень: использование внеурочной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. Здесь работа ведется бессистемно и эпизодически.

  • уровень: более широкий и углубленный отбор материала по сравнению с программой. Здесь для учащихся характерен интерес, работа проводится систематически, со стабильным числом учащихся.

  • уровень: самостоятельная деятельность учащихся, а учитель в роли направляющего. Эта работа для учащихся становится социально-значимой.

Все эти три уровня практически не существуют в одиночку, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

2.2. Из истории развития внеурочной работы

Школьная география относится к тем предметам, где всегда активно проводилась внеурочная работа. Началась эта работа в школах России еще в дореволюционное время. Но тогда они не могли получить широкого распространения "Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к школьным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места". (См.Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980 - с. 19). Только в закрытых учебных заведениях были разрешены внеурочные мероприятия.

С развитием географической науки появилось много географической литературы. Распространение ее дало возможность учителям проводить внеклассное чтение учащимися по географии. Таким образом, это было только зарождение внеурочной работы.

В советской школе внеурочная работа по географии развернулась с первых дней Советской власти. Организовывались среди школьников кружки, издавались газеты, устраивались выставки. Далее два дня в неделю стали выделять на походы, экскурсии, сбор различных коллекций. В то время вышло множество книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации Г.Г.Шенберга и Б.Е.Райкова. Организовывались фенологические и метеорологические наблюдения в природе, изготавливались наглядные пособия учащимися.

Начиная с 30-х годов прошлого столетия стало уделяться огромное внимание внеурочной работе по географии. Главным просветителем в этой работе стал журнал "География в школе", начатый издаваться с 1934 г. В нем печатались статьи о проведении различных видов внеурочной работы по предмету.

В послевоенные годы, внеурочную работу стали сближать с жизнью, с практикой. Учащиеся стали обеспечиваться необходимой литературой.

В 60-е годы активизируется краеведческая работа. Особое развитие в этот период приобретает природоохранная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).

Для выявления индивидуальных особенностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей, республик. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.

В настоящее время внеурочная работа по географии накопила богатый опыт. Она участвует в подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду; дает возможность проявлению творчества как учителей географии, так и учащихся. На современном этапе большое внимание уделяется экономическому, экологическому воспитанию учащихся, усилении профориентации.

2.3. Формы и методы внеурочной работы

Эпизодические (разовые) формы

Систематические (постоянные формы

олимпиада

географические кружки

географические вечера

географические факультативы

походы, экскурсии, экспедици

клубы любителей природы


Формы внеурочной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. На схеме, изображенной выше, представлена классификация форм внеурочной работы, которая подразумевает фронтальный, групповой и индивидуальный подход к работе.

Эпизодические и систематические формы тесно взаимосвязаны, а часто в них нет грани между собой, или одни превращаются в другие.

"В педагогической литературе существует термин "объединяющие формы внеурочной работы", к ним относятся школьные музеи, клубы, общества. (См.: Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М.: Просвещение, 197 - с. 19).

Систематические формы внеурочной работы рассчитаны на длительную работу с постоянным составом учащихся: кружки, общества. Эта работа может проводиться фронтально, с группой учащихся, а также индивидуально (с отдельными участниками).

Эпизодическая внеурочная работа подразумевает проведение разовых мероприятий. Это вечера, олимпиады, походы, конференции. Эта работа такжеможет проводиться с большим количеством учащихся (фронтально), с группой учащихся и индивидуально с отдельными учащимися. Все формы внеурочной работы находятся в тесной взаимосвязи, и участие школьников может быть активным или пассивным в различных видах внеурочной работы. В таких мероприятиях, как олимпиада или викторина, активен каждый участник. При проведении вечеров или утренников количество участвующих меньше. Групповые формы работы охватывают группу учащихся от 30 до 3. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого ученика.

В индивидуальной внеурочной работе по географии незначителен элемент творческой деятельности. В нее входит подготовка доклада по плану учителя, изготовление пособий, составление альбома. Но индивидуальная работа носит исследовательский характер: исследование происхождения каких-либо названий, исследование вопросов, связанных с экологией.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: что любая форма внеурочной работы по географии должна наиболее полно развивать и раскрывать познавательные способности учащихся.

Методы организации внеурочной работы

  • Работа с географической литературой: рефераты, доклады, выпуск газет, стендов

  • Работа в природе: экскурсии, походы, наблюдения

  • Игровая деятельность: вечера, олимпиады, викторины, деловые игры

Методы организации внеурочной работы по географии почти такие же, как и на уроке. Наиболее эффективные методы по источникам географических знаний:

    • работа с картографическим материалом;

    • работа со статистическим материалом;

    • работа с текстом;

    • наблюдения.

Все перечисленные методы, кроме последнего, используются при подготовке к занятиям. А наблюдения проводятся в природе во время экскурсий, походов, экспедиций.

Для того, чтобы внеурочная работа по географии была более эффективной, необходимо учитывать некоторые показатели:

  • качество знаний по другим предметам;

  • самостоятельность школьников в урочной и домашней работе;

  • качество знаний и умений школьников по географии;

  • интерес к занятиям, активность учащихся;

  • умения работы с источниками информации;

  • общий уровень культуры школьников.

Кроме этих показателей, существует ряд других, которые также влияют на внеурочную работу:

  • порядок и дисциплина на мероприятии;

  • стабильный состав учащихся;

  • активность учащихся и стремление больше узнать;

  • желание участвовать в мероприятиях: неделе географии, походе и т.д.;

  • ответственность за себя и своих товарищей.

Все эти показатели тесно взаимосвязаны и являются единой, нерушимой цепью в любой работе, а значит и во внеурочной работе по географии.

2.4. Значение внеурочной работы

Значение внеурочной работы по географии велико в учебно- воспитательном процессе. Эта работа развивает у учащихся взгляды на взаимодействие природы и общества, способствует использованию теоретических знаний в жизни, формирует профессиональные интересы учащихся. Также внеурочная работа позволяет развивать творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, вырабатывает устойчивый интерес к пополнению знаний, учит учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками информации.

Внеурочная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе, что в свою очередь воспитывает у учащихся такие качества, как взаимопомощь, товарищество, дисциплинированность, а это развивает у школьников такие качества личности, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Велика роль внеклассной работы в эстетическом воспитании школьников. Эта работа позволяет знакомить школьников с тематическими выставками художников, посвященными природе и хозяйственной жизни нашей Родины, организовывать беседы о прекрасном во время походов и экскурсий. Познав красоту природы, учащиеся будут стремиться ее сохранять, беречь и умножать. Еще одно важное значение внеурочной работы заключается в том, что школьники совершенствуют свои картографические умения. Во время походов они составляют планы и карты-схемы пути, на которые наносят объекты природы, подлежащие охране. Такая работа способствует расширению объема знаний географической номенклатуры.

3. Использование различных форм и методов во внеурочной работе по географии

3.1. Рассмотрим различные формы работы и приведем соответствующие примеры.

Внеклассная работа по географии осуществляется в виде различных внеклассных мероприятий. Один из самых простых видов - то внеклассное чтение. Здесь самое главное - правильно выбрать литературу для чтения. Читают учащиеся вслух друг другу или учителю. Обычно читают книги о путешественниках, о каких-либо природных явлениях, очерки журналов о России и странах мира. После чтения проводятся беседы. Далее учащиеся могут сделать доклад и провести его с другой группой учащихся или написать реферат о прочитанном. Тем самым, на вид очень простая работа может перерасти в более сложную.

Еще одним простым и распространенным видом внеклассной работы являются демонстрации кинофильмов. Иногда интересные и полезные кинофильмы не возможно показать на уроке, т.к. они больших размеров, а во внеурочное время - это самый подходящий момент. Тем более, что это мероприятие, так же, как и внеклассное чтение, могут учащиеся проводить самостоятельно.

3.2. Более сложные внеклассные мероприятия - это конференции и вечера. Конференции включают доклады учащихся, посвященные какой-либо теме или какому-нибудь событию. Конференция часто служит завершающим этапом внеклассной работе, проводившейся на протяжении длительного времени (например, конференция, подытожившая работу экскурсии). Иногда проводится конференция, относящаяся не только к географии, но и к другим предметам (например, конференция, посвященная комплексному краеведческому изучению своего района). Здесь готовятся выступления по истории, биологии.

В отличие от конференций вечера имеют содержание, включающее кроме сообщений учащихся и развлечения: пение, музыку, танцы, игры. Игры могут иметь географическое содержание (викторины, шарады, загадки и т.д.). Вечера могут сочетаться с демонстрацией кинофильмов. Иногда в сочетании с вечерами устраиваются выставки, на которых демонстрируются лучшие работы учеников. Это различные таблицы, схемы, фотографии и рисунки, выполненные учащимися.

Хочу привести пример географического вечера под названием "Мировой океан".



"Мировой океан"

Цели: познакомить учащихся с Всемирной программой проведения Международного года океана; развивать интерес к изучению географии, чтению книг об исследованиях и природе океана.

Ход вечера:

Вступительная слово. Рассказ о Всемирной программе проведения Международного года океана (из статьи Ж. "География в школе"; № 7 за 1997 г.).

О морях и океанах вы узнаете с раннего детства из многочисленных сказок. В сказках описывается величие океана, его богатства и чудеса. Люди относились и относятся к богатствам океанов и морей по-разному. Один из благородных поступков по отношению к органическому миру океана описан в сказе А.С.Пушкина.

Инсценируется начало сказки "О рыбаке и рыбке".

Учитель. Давайте представим, что мы сидим на палубе корабля, который совершает кругосветное плавание. Путешествие требует внимательности, дружелюбия.

Представляет капитана корабля.

Капитан. К нам на корабль прибыл гость - владыка океана Нептун. (На сцене появляется Нептун).


Нептун

Здравствуйте, дети и взрослые! Обращается к капитану:

Ты скажи мне, капитан,

Что за люди в этом сборе?

Из каких плывете стран?

И чего вам надо в море?


Капитан.

Зря не гневайся, владыка.

Не тряси напрасно трон!

Все, от мала до велика,

Знаем мы морской закон.


Нептун. Очень хорошо, значит я могу вас считать своими друзьями. Дорогие друзья, я пришел не один, со мной золотая рыбка. Та самая рыбка, жизнь которой спас добрый старик. (Нептун устанавливает на столе золотую рыбку и коробку с призами от рыбки).


Нептун. Моря и океаны - это великое прошлое нашей планеты, богатое настоящее, и очень необходимое будущее. Чтобы беречь океан и умело пользоваться им, надо хорошо знать его. Сегодня я хочу проверить ваши знания. Предлагаю провести игру.




Игра "МОРСКАЯЛИХОРАДКА"

(проводится по правилам телевизионной игры "Золотая лихорадка). Участники игры выходят на сцену, у каждого в руке номер. Нептун. Объявляю 1 тур! Задание 1. Назвать моря, омывающие Евразию. Задание 2. Назвать течения Мирового океана. Задание 3. Назвать крупные проливы океана.

Нептун награждает трех победителей 1 тура "хрустальными призами" от золотой рыбки.

Музыкальная пауза. Звучит песня "Ты слышишь, море!". Нептун. Объявляю 2 тур! Задание. Назвать в Атлантическом океана острова.

Победителю вручается "серебряный приз" от рыбки. Музыкальная пауза. Нептун. Объявляю 3 тур! Задание. Назвать по одному заливу каждого океана Земли. Победителю вручается "золотой приз". Капитан. Наше судно проходит через экватор. Нептун. Слушайте! Внимание! Приготовиться к купанию. Пусть читает капитан Список сверху книзу. Чью фамилию назовет - Взять на экспертизу. Только помнить уговор: Не чинить разбоя. Не толкайте никого Книзу головою.

Капитан. Есть такой морской закон, когда корабль пересекает экватор, все находящиеся на нем должны искупаться в экваториальных водах. Вносится ванна с водой.

Капитан. У меня в руках список всех плывущих на корабле. По приказу Нептуна я буду зачитывать фамилии плывущих и их заслуги, после этого они должны искупаться в океанической воде.

Зачитывает список. Искупавшимся вручает призы.

Капитан. Экваториальные широты пройдены.

Нептун. Дорогие друзья! Пришло время расстаться. Я возвращаюсь в свои морские владения.

Капитан вручает Нептуну памятный подарок.

Учитель демонстрирует книжку-раскладушку "Мировой океан", в которой предложены задания по номенклатуре океана, кроссворды, ребусы. Все желающие могут ею пользоваться. За выполненные задания выставляются оценки.

Библиотекарь рассказывает о представленной на вечере выставке книг об океане.

Капитан. Наш корабль причалил к берегу. Спасибо всем за увлекательное плавание.

Оборудование: транспарант "1998-Международный год океана"; книжка- раскладушка "Мировой океан"; кружочки из картона для номеров игроков; ванна с соленой подсиненной водой; декорации для инсценировки сказки; трон и костюм для Нептуна; изготовленная из картона золотая рыбка; призы.

3.3. Выпуск стенных газет и журналов.

В сочетании с такими вечерами, как "Мировой океан" может проходить такой вид внеурочной работы, как выпуск учащимися стенгазет, альбомов определенного содержания, журналов и газет. Последние могут быть тематическими, выпускаться регулярно и освещать различные вопросы. Обычно географические журналы и газеты содержат небольшие статьи, стихотворения, загадки, викторины, шарады и т.д. Как правило, они художественно оформляются (рисунками или фотографиями учащихся, картами, иллюстрациями, вырезанными из газет и журналов).

Привожу примеры творчества детей, которые могут быть помещены в географических журналах. Африка.

Там мыс Игольный, мыс Альмади,

Сухие русла рек там, вади.

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают.

Там есть вулкан Килиманджаро,

Наделал много он пожаров.

Е.Меньшикова (7 кл.)

Австралия.

Австралия, Австралия, прекрасный материк.

Он многим очень нравится, хотя и невелик.

Растения, животные там редкие живут:

Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру,

Акация зонтичная, коала, лирохвост,

А также страус эму и даже утконос.

Австралия прекрасна, прекрасен материк.

Он всем, кто его видел, Любить его велит.

О.Баранова (7 кл.)

Антарктида.

Сколько льда в Антарктиде и света!

Здесь холодные дуют ветра,

Здесь не видно привычного лета,

Даже летом мороз, холода.

Материк этот долго искали,

Пробивались сквозь бури и лед,

Кук решил, что не надо медали,

Ни за что он вперед не пройдет.

Но отважные русские люди

Смело шли все вперед и вперед,

Покорить Антарктиду решили

Вышли в море на судне "Восток".

Со стихией сражались умело,

И награда за это была.

Антарктида любила лишь смелых

И открыла свои берега.

Н.Жиманова (7 кл.)

Своеобразная форма географического журнала - путешествия по географическим картам. Они заключаются в том, что группы учащихся выбирают маршрут по карте и ведут дневник путешествия, пользуясь соответствующей литературой. Дневник оформляется в виде периодически выходящего бюллетеня - журнала или газеты. Иногда участники такого путешествия организуются в "экспедиции" с распределением обязанностей между собой (геологи, ботаники, зоологи, экономисты, историки и т.д.). По окончании путешествия на конференции или вечере учащиеся выступают с отчетами.

Стенные газеты - очень важное звено во внеурочной работе. Они организуют учащихся на интересные дела, являются информаторами того, как живет географический кружок. Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Выделяют следующие виды:

    • Фотогазеты - выпускают после походов, конкурсов.

    • Рукописные. Их подразделяют на очередные и рабочие, праздничные, тематические и экстренные. Рабочие номера отличаются строгостью, деловитостью; тематические газеты обычно посвящают определенной тематике. Их выпускают 2-3 раза в год. Праздничные газеты более красочны и оригинальны в материале. Экстренные газеты или молнии точны и четки, содержат экспресс-информацию.

Учителю следует помнить, что оформление газеты должно соответствовать содержанию. Выпуск газет должен быть систематическим, не реже 1 раза в месяц, а также при подготовке к массовым мероприятиям. Газета должна иметь постоянное место.

3.4. Основными формами изучения своего края являются экскурсии, походы, наблюдения.

"Экскурсии - организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала". (См.: И.И.Баринова. Внеурочная работа по географии. - .: Просвещение, 1988. - 157 е.). Обычно эти экскурсии носят исследовательский характер и делятся на тематические и комплексные, ближние и дальние. В проведении экскурсий выделяют три этапа:

1этап - подготовка учителя и учащихся;

2этап - проведение экскурсии;

3этап - оформление собранных материалов.

На первом этапе учитель формулирует тему, цель экскурсии и место проведения. Учителю следует продумать остановки в ходе экскурсии, встретиться с экскурсоводом, если экскурсия на какой-либо хозяйственный объект. Подготовка должна пройти и со школьниками. Они должны заготовить таблицы, куда будут вносится данные по ходу экскурсии; должны изучить необходимые литературные и картографические источники. Обязательно учитель знакомит учащихся с правилами поведения в природе и на хозяйственном объекте, рассказывает о технике безопасности.

На втором этапе в ходе экскурсии выделяют информационную и рабочую часть. Информационная подразумевает рассказ учителя, а рабочая - исследовательскую работу учащихся:

  • сбор материала;

  • зарисовки и фотографирование;

  • индивидуальные задания.

После этого учитель вместе с учащимися анализирует работу и делает вывод.

Третий этап проводится на занятиях кружка. Учащиеся пишут отчет, оформляют альбом, где помещают схемы, фотографии и рисунки. Далее со всем материалом ребята могут выступить перед учащимися, не принимавшими участие в экскурсии, чтобы довести до них нужную и интересную информацию.

Походы - это особая форма работы, в которой учебные и спортивные цели сочетаются с отдыхом. Каждому походу предшествует тщательная подготовка. Это и составление детального плана похода, и вычерчивание маршрутов, распределение обязанностей, подготовку оборудования, чтение специальной литературы. Так же, как и экскурсия, поход тоже подразумевает основной этап. Это практические работы в природе:

  • глазомерная съемка участков;

  • наблюдение за погодой;

  • изучение рек и озер, почв, растительности;

  • сбор минералов;

  • изготовление гербария.

Так же ведутся записи, делаются зарисовки, фотографирование. Все это делается простым карандашом в полевом дневнике. Кроме этого проводится хозяйственная и культурная работа:

  • устройство ночлега;

  • приготовление пищи;

  • игры и самодеятельность.

По возвращении из похода организуется конференция или вечер с выставкой, собранный материал используется как пособие в учебной работе. Туристические походы могут иметь общественно-полезное значение. Обычно поисковую или исследовательскую работу дают старшеклассникам по заданию местных организаций.

  • Это сбор экспонатов для краеведческого музея.

  • Это сбор образцов полезных ископаемых.

  • - Это сбор лекарственных растений и т.д.

В таких условиях туристический поход становится экспедицией, которая расширяет интерес и кругозор учащихся, влияет на повышение дисциплины учащихся.

3.5 Кружок - основная форма внеурочной работы.

Обычно кружок формируется вокруг какой-нибудь конкретной задачи в процессе подготовки отдельных внеклассных мероприятий. Например, образование кружка возможно в процессе подготовки экскурсии, выставки, вечера или для проведения внеклассного чтения.

Учащиеся - члены кружка - избирают бюро, которое является организационным центром. Постепенно, имеет смысл выделить в кружке различные секции, которые получают свое направление. Во-первых, это краеведческая секция, ведущая работу по изучению своего района. Во-вторых, метеорологическая секция, которая ведет наблюдения за погодой; записывает радиосводки, готовит метеонаблюдателей и т.д. Также при развитии краеведческой работы кружка выделяются геологическая, экономическая и другие секции. Для подготовки туристских походов организуется туристская или экскурсионная секция.

Кружки выпускают свои стенные газеты и журналы, ведут переписку и обмен экспонатами с другими школами, участвуют в школьном лектории, организуют школьный краеведческий музей.

Организация кружка начинается с выявления интересов и наклонностей учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование, где ответы на вопросы помогут определить тематику работы кружка.

Очень часто географические кружки делятся на:

1. Занимательные. Они формируют поверхностный интерес к географии без углубленного изучения. Занимательность здесь воздействует на эмоциональную сферу учащихся и на аналитическую деятельность.

  1. Кружки основного курса. В них совершенствуются знания, полученные на уроках. Сюда же включаются игры, соревнования, решение занимательных задач для сохранения и увеличения интереса к предмету.

  2. Кружки практической деятельности, в которых у учащихся формируются умения и навыки, а также познавательные интересы. Здесь учащиеся узнают о значении географической науки в народном хозяйстве страны.

  3. Кружки для углубленного изучения каких-либо разделов географии. Здесь развивается творческая активность учащихся, интерес к выбору профессии.

Принципы работы кружка:

а) руководящая роль учителя;

б) присутствие исследовательского метода;

в) тщательная разработка темы;

г) доведение начатого дела до конца;

д) оформление результатов работы кружка.

Эффективность работы кружка зависит от четкого планирования, поэтому в плане работы необходимо отражать различные виды деятельности учащихся.

Учитель ведет журнал посещаемости, а учащиеся ведут тетрадь по кружковой работе. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные дни и часы. Занятия проводят в кабинете географии. Работа в кружке может вестись индивидуально и коллективно.

3.6. Во многих школах созданы школьные музеи: краеведческие, этнографические, географические. Они являются формой работы по развитию творческой самостоятельности и имеют воспитательную и научно- познавательную значимость. Работа музея должна иметь тесную связь с учебной работой. Работа должна строится на самостоятельности и инициативе учащихся, при умелом педагогическом руководстве. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. При сборе экспонатов музея

необходимо иметь в виду, что весь музейный фонд подлежит учету и сохранности.

3.7. Неделя географии в школе.

География - это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области литературы и физики, химии и математики, истории и биологии. Неоценима и возможность экологического воспитания учащихся. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках географии и планомерно заниматься экологическим воспитанием помогает Неделя географии. При подготовке к Неделе географии нужно учитывать следующие моменты. Необходимо в начале учебного года сообщить дату ее проведения. Заранее подготовить плакаты. Следует также соблюдать принцип добровольности участия. И, конечно, обязательно награждать победителей. Вообще Неделя географии проходит в два этапа. Первый этап - это подготовительный период, второй этап - это проведение недели. Во время подготовительного периода учитель планирует игры, конкурсы, викторины и другие мероприятия, их тематику, классы, которые будут в них принимать участие, время и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроков географии сообщить ученикам о времени проведения Недели географии в школе и о тех мероприятиях, в которых они могут принять участие или прийти посмотреть. Неплохо заранее рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли готовиться к конкурсам.

Для проведения недели создается организационная группа: ведущие игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия и другие, которые сначала помогают учителю в подготовке, а затем и в проведении Недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.

За неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы классные руководители ознакомились с мероприятиями и по возможности могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить и родителей.

За несколько дней в фойе школы вывешивается объявление с планом проведения Недели географии. Можно записать в дневниках, когда и что проводится.

В отдельной тетради отмечается, кто из учеников принял активное участие в подготовке к Недели географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете.

В приложениях я привожу план Недели географии и разработку некоторых мероприятий.

3.8. Географические олимпиады.

Одной из важнейших форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии - это массовый вид соревнований учащихся. Цель проведения этих олимпиад заключается в вовлечении большего числа учеников во внеурочную работу, повышение интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности. Также, олимпиады позволяют более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию.

Олимпиады по географии подводят итоги всей внеурочной работы по предмету. Для ее проведения необходим этап подготовки, т.е. четкая организация и повышение интереса к географии.

Во время подготовки выпускают стенные газеты с занимательным материалом, проводятся тренировочные викторины, игры по предмету. Лучше всего накануне провести Неделю географии, в которую включить все перечисленные формы работы.

Составление вопросов и заданий к олимпиаде является важным моментом. Все они должны быть тесно связаны с программным материалом. Задание в олимпиаде выполняются практическими умениями, которые тоже определены программой по географии.

Существуют районный тур, городской тур и краевой тур олимпиады. В статье "На телеэкране - школьная олимпиада" С.В.Каргапольцева в журнале "География в школе" № 6, 1998 г. приводятся примерные задания олимпиады, проводившейся в Курганской области в 1996 г. (См. Приложения).

4. Заключение.

Внеурочная работа по географии играет важную роль и имеет несколько значений в обучении и развитии школьников, если она умело сочетается с работой на уроках по географии. Прежде всего внеурочная работа развивает географический интерес учащихся, формирует профессиональную направленность, расширяет кругозор, развивает самостоятельность.

Специфика географии, как предмета заключается в том, что именно география знакомит учащихся с природой, учит бережно относится к природе, помогает познать географические закономерности, помогает понять целостные представления о мире.

Все формы внеурочной работы, которые я описала в работе, в большинстве случаев тесно связаны друг с другом. Все эти формы имеют много общего и все они направлены на развитие у учащихся интереса к предмету, географического мышления. При выборе формы внеурочной работы следует учитывать:

  • интересы учащихся определенного возраста;

  • потребности учащихся;

  • составление определенного плана;

  • предвидение результата;

  • тесную связь с предшествующим курсом;

  • тесную связь с другими предметами;

  • общественную значимость каждой формы.

Значение внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе школы непрерывно возрастает. Эта работа способствует связи теоретических знаний с жизнью, раскрывает значение взаимосвязи природы и общества, развивает иусовершенствует практические умения, формирует профессиональные интересы учащихся.

"Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеурочной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации". (См. И.И.Баринова, Внеурочная работа по географии. - М. Просвещение, 1988 - 157 с)

При правильной организации внеурочных занятий познавательный интерес учащихся к изучению географических вопросов выступает движущей силой в поиске ответов на многие из них. Учитель должен так продумать содержание и методику проведения внеклассных занятий, чтобы они максимально развивали познавательную деятельность учащихся.

Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.

В настоящее время существует множество методик и методических пособий, чтобы учителя могли вооружаться знаниями и превратит внеурочную работу в интересный и полезный процесс, развивающий учащихся.

Приложение № 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

проведения Недели географии

Дата

Класс

Мероприятия

1 день

6


7

Выставка-конкурс работ учащихся "Я люблю этот мир" (экологическое направление).

Конференция "Знакомый незнакомец" (о своей местности).


6

Подвижные географические игры.

2 день

7

Урок-ярмарка "Приглашение к путешествию" (конкурс дневников путевых и непутевых заметок по Европе).


10

Викторина "Что? Где? Когда?" по США.

3 день

8


6

Экологические проблемы своего региона (защита работ учащихся).

Экологическая беседа (просмотр, инсценировка и обсуждение).

4 день

9

5-10

Игра "Счастливый случай" по странам и континентам. Выставка рисунков "Мой край".

В

течение недели

5-10

Экскурсия экологической направленности.

1-4

  1. Беседы о географах-путешественниках.

  2. Конкурс на лучшую подпись к плакату (вывешен в рекреации).

6 день

1-10

Всемирный день Земли.

Работа по благоустройству территории школы.

Время проведения: 2-3 неделя апреля.



Приложение № 2

Вопросы викторины по США.

10 класс

  1. Как называется пролив, разделяющий Россию и США? (Берингов).

  2. Каково название коренных жителей Америки? (Индейцы).

  3. Назовите участников совместно советско-американского полета на космическом корабле "Союз". (Леонов, Стаффорд).

  4. Имя первого американского астронавта, вступившего на Луну? (Амстронг, 1969 г.)

  5. Перечислите название Великих Озер. (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио).

  6. Где находится Долина Смерти? (Между плато Колорадо и горами Сьерра Невада).

  7. Какая река образует громадный каньон? (Колорадо. Длина 320 км, глубина 1800 м. За 10 млн.лет образовано ущелье).

  8. Главный праздник США? (День Независимости - 4 июля).

  9. Какие культурные растения пришли к нам из Нового Света? (Фасоль, перец, картофель, кукуруза, какао, помидор, соль, табак).



Приложение № 3

Игра "Что? Где? Когда?"

Учащиеся заранее готовят вопросы на отдельных карточках. В игре участвуют школьники, хорошо владеющие географическим материалом. Участники игры вытягивают карточку и дают ответ. Географические названия необходимо показывать на стенной карте полушарий.

  1. Сколько на Земле действующих вулканов? (800).

  2. Сколько действующих вулканов на Курильских островах? (41).

  3. Как называется профессия по изучению вулканов? (Вулканолог).

  4. Какая родина у кактуса? (Мексика).

  5. Как называется дом в Японии? (Фанза).

  6. Как древние греки называли океан? (Река, обтекающая Землю).

  7. Какое древнее название у Африки? (Ливия).

  8. Имя человека, который пришел к выводу о шарообразности Земли? (Пифагор).

  9. Кто доказал соленость воды океана? (Фурнье).

  10. Когда была официально открыта Австралия? (1606 г.).

  11. Как называли жителей Скандинавии? (Викинги, норманны).

  12. Кто открыл остров Гренландия? (Эйрик Рыжий).

  13. Какой высоты самое маленькое дерево на Земле? (5 см).

  14. Как называется вулкан на О.Исландия, который извергается через каждые 5 лет? (Гекла).

  15. Как переводится с немецкого название О.Шпицберген? ("Остроконечные горы").

  16. Когда и кем открыты острова Шпицберген? (Русскими поморами- рыбаками в ХУ в.).

  17. Какова цель третьего плавания Кука? (Премия 20 тыс.фунтов стерлингов, если найдет проход из Атлантического в Тихий океан).



Приложение № 4

Географический КВН для учащихся 6 и 8 классов

Ответьте на вопросы:

1 вариант:

Какая часть света омывается 4 океанами? (Азия)

Какой полуостров самый большой на земном шаре? (Аравийский -3 млн. км).

Какой пролив соединяет два моря и два океана? (Берингов)

Назовите одно государство в Южной Америке, которое носит имя знаменитого мореплавателя. (Колумбия)

Какое море самое большое на Земле? (Коралловое - 4800 км)

2 вариант:

У какой части света - Азии или Сев. Америки - длина береговой линии больше? (У Сев.Америки)

Какой остров самый большой? (о.Гренландия)

Какой канал соединяет два внутрен­них моря и два океана? (Суэцкий)

Назовите несколько государств, названия столиц которых одно- именны с названием этих стран. (Алжир, Тунис)

Какое озеро самое глубокое? (Байкал)

Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой "о", лето-осень)

Отгадайте загадки:

В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале, 28-29 д)

Летит, а не птица, Воет, а не зверь. (Жук)

Течет -течет - не вытечет Бежит - бежит - не выбежит. (Река)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Кто говорит на разных языках? (Эхо)

Летом одевается, зимой раздевается. (Листья на деревьях)

Шел долговяз, во сырой земле увяз. (Дождь)

Решите шараду:

С "к" я в школе на стене Горы, реки - все на мне. С "п" - от вас не утаю: Тоже в школе я стою. Карта-парта

К торжественному крику Прибавь согласный звук, Чтоб протянулись горы С севера на юг. Ура-л

Приложение № 5

Викторина "На дальних меридианах" (на межпредметные связи)

  1. В экваториальной части Америки живет интересная птица кетсал. Очень красивая, не больше голубя. Древние люди считали ее священной. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названы деньги страны? (Гватемала)

  2. Какое животное очень распространено в саваннах Танзании и чья голова изображена на гербе страны? (Жираф)

  3. Как называется самое легкое дерево, из которого был сделан всем известный плот "Кон-Тики", на котором экспедиция Тура Хейердала переплыла океан? (Бальса)

  4. Цветок какого растения являлся национальной эмблемой республики Коста-Рика? (Орхидея)

  5. На Байкале встречается прозрачная рыба голомянка. Чем объяснить прозрачность тела этой рыбки?

(Тело голомянки имеет много бесцветного жира, потому оно прозрачно)

  1. Где встречается Каваниллезия "бутылочное дерево"?

(Бразильское нагорье, Австралия)

  1. Как называется хищная рыба, живущая в реках Южной Америки, которая стаями нападает на скот во время водопоя? (Пиранья)

  2. Что является родиной пиона и подсолнечника?

(Пион - о.Великобритания, Подсолнечник - п-ов Калифорния)




Приложение № 6

Варианты кроссвордов для старшеклассников для стенной газеты

Тема: "С Ш А"













По вертикали:

    1. Страна, граничащая с США.

    2. Одно из великих озер.

    3. Центр штата Массачусетс.

По горизонтали:

    1. Столица США.

    2. - Штат, одноименный с рекой.

    3. - Штат на границе с Мексикой.

    4. - Одно из великих озер Америки.

    5. - Центр штата Монтана.

    6. - Штат испытаний ядерного оружия.



Тема: «Страны мира»

По горизонтали:

- Искусственное орошение полей.

- Выезд людей за границу на постоянное жительство.

- Столица родины олимпийских игр.

- Страна первого в мире метро.

- Страна самой высокой в мире рождаемости.

- Город в США.

- Река - "Американская волга".

- Страна персидских ковров.

- Скопление городов вокруг одного главного.

- Столица на р.Даугава.

- Страна Ближнего Востока.

- Рост городского населения.

- Столица родины картофеля. 9 - Одно из американских озер.

- Самый крупный город Африки.

- Город - "мать городов русских".

- Африканская "медная страна".

- Остров, у берегов которого, по преданию, из пены вышла

По вертикали:

Афродита.

Ответы по горизонтали: 7 - Ирригация 8 - Эмиграция 10-Афины

11 - Великобритания 15 - Кения 16 - Бермингем 17 - Миссисипи Ответы по вертикали: 1 - Иран 2 - Агломерация 3 - Рига

4 - Оман 5 - Урбанизация 6 - Лима 9 - Онтарио

12-Каир 13-Киев 14 - Заир 15-Кипр



Приложение № 7

Интеллектуальная игра "Большая семерка"

Цели: 1. Углубление знаний по теме "Страны "большой семерки".

2. Формирование умений самооценки уровня своих знаний. Оборудование: Название игры.

Политическая карта мира. Флаги стран.

В игре принимают участие команды 9-10 классов. За две недели до игры каждая команда выбирает страну, которую она будет представлять.

На политической карте мире около 230 государств. По классификации ООН, к числу экономически развитых стран относятся примерно 60 из них. Они выделяются более высоким уровнем экономического и социального развития. Особую группу составляют страны "большой семерки": Великобритания, Франция, Германия, Италия, США, Канада, Япония. На их долю приходится более половины мирового промышленного производства, свыше 25% с/х продукции. Валовой внутренний продукт в этих странах составляет от 10 до 20 тыс.дол. США в год на человека. В июне 1997 г. в состав "большой семерки" была официальна включена Россия. Таким образом, эта группа стран стала называться "большой восьмеркой".

В течение 7-8 минут участники команд рассказывают об особенностях природы, национальных традициях, государственной символике, достижениях в экономике выбранной страны.

Жюри оценивает результаты тура по следующим критериям:

  1. представлению страны;

  2. содержанию;

  3. костюмам;

  4. использованию национальной музыки и поэзии.

Для участия во 2 туре каждая команда выбирает четырех эрудитов, обладающих разносторонними знаниями о странах, входящих с состав "большой семерки". (Состоит из нескольких конкурсов).

600 секунд. В течение 1,5 мин. участники отвечают на вопросы. Количество баллов определяется количеством правильных ответов.

1-я команда

  1. Полуостров, на котором находится Италия.

  2. Горы на западе США.

  3. Южный сосед США.

  4. Каждое четвертое землетрясение в мире происходит в этой стране.

  5. Форма правления в Японии.

  6. Крупнейшая река Германии.

  7. Коренные жители США.

  8. Премьер-министр Японии.

  9. Какому государству принадлежит автомобильная фирма "Фиат"?

  10. Японское искусство составления букетов.

  11. Главная с/х культура Японии.

  12. Англ.путешественник XIX в., изучавший Южную Африку.

  13. Страна, занимающая первое место в мире по выпуску часов.

  14. Денежная единица Канады.

  15. Этот штат США называют "Штатом 350 солнечных дней в году".

  16. Французский писатель, автор романа "Собор Парижской богоматери".

  17. Что символизирует канадский флаг?

ОТВЕТЫ:

    • (Апеннинский)

    • (Кордильеры)

    • (Мексика)

    • (Япония)

    • (Конст.монархия)

    • (Рейн)

    • (Индейцы)

    • (Р.Хасимото)

    • (Италия)

    • (Икебана)

    • (Рис)

    • (Д.Левингстон) (Япония)

    • (Канадский доллар)

    • (Калифорния)

    • (В.Гюго)

    • (Клен, широколиственные леса)

2-я команда:

  1. Крупнейший из Японских островов.

  2. Горы на севере Италии.

  3. Юго-западный сосед Франции.

  4. Самая длинная пещера находится в ...

  5. форма правления в США.

  6. Река США, которую Майн Рид назвал "отцом вод".

  7. Национальная религия японцев.

  8. Президент Франции.

  9. Какому государству принадлежит автомобильная фирма "Хонда"?

  10. Выращивание карликовых деревьев в Японии.

  11. Главная с/х культура Канады.

  12. Английский мореплаватель, изучавший Австралию, после чего она была объявлена английской колонией.

  13. Денежная единица Италии.

  14. В этой стране появились первые в мире паровозы.

  15. Что символизирует японский флаг?

  16. Этот штат США именуют "императорским".

  17. Английский драматург, автор трагедии "Ромео и Джульетта".

3-я команда

    1. Полуостров - пятидесятый штат США.

    2. Высочайший вулкан Японии.

    3. Западный сосед Великобритании.

    4. Страна, где в заливе Фанди самые высокие приливы в мире.

    5. Море к востоку от Великобритании.

    6. Форма правления в Италии.

    7. Первые европейцы, основавшие в Канаде свои поселения.

    8. Глава правительства Германии.

    9. Какому государству принадлежит автомобильная фирма "Крайслер"?

    10. Национальная борьба в Японии.

    11. Главная масленичная культура в США.

    12. Английский полярник, погибший в 1912 г. во время экспедиции к южному полюсу.

    13. Денежная единица Японии.

    14. В этой стране построен первый в мире метрополитен.

    15. Что означают звезды на флаге США?

    16. Этот штат США называют "штатом магнолий".

    17. Современный американский писатель, автор романов "Аэропорт", "Отель".

    • (Хонсю)

    • (Альпы)

    • (Испания)

    • (США)

    • (Республика)

    • (Миссисипи)

    • (Синтоизм)

    • (Ж.Ширак)

    • (Япония)

    • (Бансай)

    • (Пшеница)

    • (Д.Кук)

    • (Итальянская лира) (Англия) (Солнце) (Нью-Йорк)

    • (В.Шекспир)

    • (Аляска)

    • (Фудзияма)

    • (Ирландия)

    • (США) (Северное)



Приложене № 8

Музыкальный конкурс

Назвать произведение, автора, исполнителя музыкального фрагмента. Отвечает команда, первая поднявшая руку (возможны дополнения других команд). Каждый правильный ответ оценивает 1 баллом.

Конкурс достаточно сложен, и можно заранее нацелить ребят на подготовку по музыкальной литературе. Музыкальные фрагменты:

  1. Вебер К., немецкий композитор. Опера "Тристан и Изольда".

  2. Бизе Ж., французский композитор. Опера "Искатели жемчуга".

  3. Мендельсон Ф., немецкий композитор. "Свадебный марш".

  4. Равель М., немецкий композитор. "Болеро для оркестра".

  5. Верди Д., итальянский композитор. Опера "Отелло".

  6. "Битлз", английские музыканты. Песня "Желтая подводная лодка".

3 конкурс. Участникам команд предлагается по два иностранных слова. В течение 1 минуты определить, из языка какой страны заимствовано это слово русским языком, каково его значение. 1 балл присваивается команде за определение родины слова, 1 балл - за объяснение его значения.

Предлагаемые иностранные слова, используемые в русском языке:

    • Альянс - фр. "союз, объединение".

    • Бенефис - фр. "прибыль, польза, имущество".

    • Виртуоз - ит. "музыкант-исполнитель"

    • Демонтаж - фр. "разборка".

    • Имидж - англ. "образ, облик".

    • Кулуары - фр. "коридор".

    • Фельетон - фр. "листок".

Жюри подводит итоги и объявляет победителя.



Литература

  1. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. "Внеурочная работа географии", - М. Просвещение, 1988. - 157 с.

  2. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. "Внеклассная и внешкольная работа с учащимися", - М. Просвещение, 1980. - 19 с.

  3. Трайтак Д.И. "Как сделать интересной внеклассную работу", - М. Просвещение, 1979. - 144 с.

  4. Журнал "География в школе" № 6 за 1998 год.

34



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повышение мотивации к изучению географии через систему внеклассных занятий

Автор: Артюх Лариса Анатольевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства