Время – одна из важнейших, характеристик учебно-воспитательного процесса. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Время под влиянием социального и научно-технического прогресса очень уплотнилось, и процесс этот будет продолжаться. В условиях ФГОС время тем более актуально, так как для получения наивысшего результата образовательной деятельности очень важно, соблюдая все универсальные учебные действия (УУД), достичь высших показателей, решая задачи урока: проверить домашнее задание; пройти новый материал; закрепить пройденное; подвести итоги подготовить учащихся к ГИА и ОГЭ. Выполнить все задачи и уложиться во время 45 мин. – огромное мастерство.
Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как регламентированного (в первую очередь – временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. Управление в данном случае – организация взаимодействия учителя и учащихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели.
№ | ошибка | Мотивация ошибки | Как исправить |
1 | Учащиеся входят в кабинет по звонку. | необходимостью проветрить кабинет, обеспечить безопасность школьников, подготовить кабинет к уроку | впустить детей за 2-3 минуты до звонка чтобы они успели приготовиться у уроку. |
2 | Проверка отсутствующих | Необходимость отметить отсутствующих для порядка или с целью организации им помощи по усвоению пропущенного материала | Список отсутствующих, ведет староста класс, а из него информацию можно во время учебной деятельности учащихся. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с классом один раз в начале года (система консультаций и консультантов, электронный дневник, информационно-коммуникационное пространство учителя и т. п.). Выяснять причины отсутствия учащихся – забота классного руководителя. |
3 | Поиск дежурных. | приведение кабинета в порядок | осуществляться на перемене, и этот пункт необходимо включить в общешкольные требования к дежурству. |
4 | Выяснение причин опозданий учащихся | не полное усвоение учебного материала | опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах. |
5 | Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку | Затрудняет приобрести необходимые знания. | Материальные потребности может оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной образовательной деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. |
6 | Размышление над журналом: "Кого вызвать для ответа?" | недостаточно качественно спланировал урок. | качественно спланировать урок. |
7 | Вызывать для ответа учеников, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. | Необходимость поставить оценку. | Таким учащимся необходимо предоставить возможность ответить на уроке один на один с учителем (например, во время работы класса в группах) или во внеурочное время, либо предупредив лично заранее о выступлении и его содержании. Выступать перед классом должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока. |
8 | Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, рисунке один объект так же приводят к потере времени | Дисциплина . создание эффекта работы всем классом | Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями учащихся. |
9 | Повторение вопросов содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке | Повторение- мать учения | сопутствующее повторение ранее изученного материала повышает эффективность урока |
10 | Любая деятельность учителя или учащихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется | Нехватка времени | вопрос (задание) – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения. |
11 | Включение в содержание урока материалов, отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем не осуществлен отбор учебного материала поглощает время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе | Насыщение дополнительной интересной информацией | Вся дополнительная интересная информация может быть дана во внеурочное время. |
12 | Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания программы в целях выполнения плана урока на 100% приводит к последующим пробелам в знаниях учащихся, что потребует дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов | Экономия времени | качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем материала. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, могут быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве домашней работы. |
13 | Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма | самостоятельность | четко сформулированном задании меньше времени требуется на его выполнение и достигается более качественный результат. |
14 | Запись в тетради информации из учебника | закрепление | записывать – то своими словами, с последующей проверкой и коррекцией. Но более эффективны наглядные схемы и таблицы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся. |
15 | Вычерчивание сложных схем, таблиц | систематазация | Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками; четкие и конкретные инструкции по их выполнению позволяют значительно экономить время. Объединение технологических карт уроков в одну подшивку формирует рабочую тетрадь учащегося, которую он может использовать при подготовке к любой форме контроля. |
Временная ресурсообеспеченность создает предпосылки для реализации требований к подготовке и проведению урока, достижения его целевых установок, повышения эффективности образовательного процесса.
пути использования времени ожидания для учебы |
I. «Впитывание» учебного материала. «Впитывание» – учебная деятельность, которая позволяет «впитывать» драгоценное время урока, чтобы избежать его безвозвратной потери. «Впитывание» предоставляет учащимся практическую возможность повторить материал или поупражняться в применении усвоенных знаний в те минуты, когда они ждут прихода других учеников, когда идет раздача или сбор материалов, когда проводится перекличка и во время любой иной «административной» задержки. У «впитывания» есть два главных свойства: | 1. Позволяет компенсировать поздние приходы и ранние уходы. Если ученик приходит в класс в разгар урока, надо дать ему возможность немедленно «подключиться» к учебному процессу. Кроме того, если вы отпускаете с урока не весь класс сразу, а по очереди, система «впитывания» позволяет не «штрафовать» рано уходящих. |
| 2. Обеспечивает повторение пройденного материала, практическую тренировку и применение уже полученных знаний. Оно не вводит неизвестные учащимся концепции и материалы. |
II. Вопросы к классу. «Вопросы к классу» – метод использования «непродуктивного» времени, дающий немалую пользу. Метод состоит в следующем: вы обращаетесь с вопросом ко всему классу или группе учащихся, каждый из которых должен сформулировать свой ответ. | 1.вопрос всему классу или группе учащихся при условии, что этот вопрос под силу большинству учащихся: |
2. Такая форма опроса не только побуждает каждого ученика отвечать на все вопросы, но и дает учителю важную диагностическую информацию о том, кто что знает, уверено ли большинство в правильном ответе или не уверено и, главное, как усвоен материал и нужно ли его заново объяснять. |
Для поднятия успеваемости за счет эффективного использования учебного времени учитель должен совершенствовать свое преподавательское мастерство, освоить методы «впитывание» и вопросы к классу, позволяющие извлекать учебную пользу из времени.