Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология педагогических мастерских для вас!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические мастерские на уроках георафии »
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!
Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология педагогических мастерских для вас!
Педагогическая мастерская - это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально - личностный подход в образовательной деятельности.
Урок-мастерская – это многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.
Итак, в чем же суть педагогической мастерской?
Во- первых, есть мастер(учитель, организатор),который вовсе не передает свои знания и имения, а лишь создает алгоритм действий ,разворачивает творческий процесс и принимает участие в нем сам .Второе. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска ,а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса ..
Сначала-«индуктор»начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению.
Индукция - это и создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Так например индуктором в изучении темы «Вулканы» 6 класса может быть картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» или стихотворение А..С. Пушкина «Везувий» и даже химический опыт. После возникшей ассоциации самое время огласить тему урока и основные цели. По возникшим ассоциациям делим детей на группы. К каждой мастерской стараюсь
приготовить технологическую карту, которая направляет работу учащихся . Она включает в себя задания разного характера: заполнение таблицы, работа с картой, составление схемы причинно-следственных связей. Прогнозирование последствий природных и социальных явлений,
Второй этап-работа с материалом: с текстом звуками, моделями ,природным материалом, схемами. Это - «деконструкция» превращение материала в «хаос»,смешение явлений, слов, событий, из которого когда-то родились свет и тьма. А затем последует «реконструкция»-создание мира, текста, рисунка модели . Изобретение велосипеда.
(по теме «вулканы»-это может быть задание по составлению схемы или модели вулкана).
Следующий этап (вернее не этап, а то, что пронизывает всю работу)-соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это-«социализация». Трудно ее переоценить. Задача ее не столько оценить работу другого. Сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. Один из важных этапов в «социализации»-это «афиширование» . Вот тут начинается то, что является кульминацией творческого процесса-«разрыв».Разрыв, как озарение, как новое виденье предмета, как переход к новому осознанию явления. Представление участникам своих проектов, открытий, позиций , текстов. И тут появляется информационный запрос. У каждого свой. Нужны словари, энциклопедии , компьютер и т. д.
Последний обязательный этап - «рефлексия». То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Для подростков этап рефлексии важен и как тренировка способности самопознания и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
А результат? Радость открытий, дарующая нам восторг собственного творчества и ощущение собственной значимости и уважение к неповторимости другого. Это принцип радуги, многоцветия, где каждый цвет одинаково важен инее может быть заменен другим, контрастирует с ним и дополняет его А истина ,как белый цвет, дается лишь сложением всех цветов ,ибо оно есть целое. И это, наверное, главное отличие мастерской от традиционного урока. Ибо даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня».
Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам».
Какие же принципы проблемного обучения реализует мастерская? -Об этих принципах сейчас много спорят в наших университетах, в их лабораториях и мастерских. Вот некоторые из них:
* Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, самообразованию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
* Ненасильственное привлечение к процессу деятельности. Особый предмет разговора – изобретение «индуктора».
* Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена этих сложных стимулов самооценки, самокоррекцией, самовоспитанием. «Похвала и порицание растят рабство» (из высказываний французских коллег).
* Чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня
коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.
* Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения в некой иной, чем традиционная, методике, ибо чаще всего участники этой мастерской идут методом проб и ошибок.
* Работа мастерской основывается как на природной материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла» (Пастернак), данный нам в наследство духовный деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.
* Один из главных принципов работы в мастерской – принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы
* Наконец, нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Ибо без ответственности рождается своеволие. «Не навреди» - общий ограничительный принцип медика и педагога.
Министерство образования РМ
Выступление на Огаревских чтениях географического факультета
«Технология педагогических мастерских на уроках географии»